Автор: Сутурина Оксана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №79" Населённый пункт: город Братск Иркутской области Наименование материала: Семинар-практикум для родителей по изодеятельности Тема: "Волшебный мир красок" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 79»
муниципального образования г. Братска
Сценарий
семинара-практикума для родителей по изодеятельности
«Волшебный мир красок»
(знакомство с нетрадиционными техниками рисования)
Подготовила и провела
воспитатель
Сутурина О.Ю.
г. Братск 2016 г.
Семинар-практикум "Волшебный мир красок" для родителей
Тема: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль
в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в
работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и
творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в детском
саду.
Ознакомить
родителей
с
многообразием
техник
нестандартного
раскрашивания.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники:
воспитатель
и
руководитель
кружка
«Акварелька»
Сутурина О.Ю., родители воспитанников 2 старшей группы.
Длительность проведения: 40 минут.
Девиз
моей
работы:
«Для
ребёнка,
вместе
с
ребёнком,
исходя
из
возможностей ребёнка»
Подготовительный этап:
Оформить
выставку
детских
рисунков
в
различной
технике
рисования.
Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном
рисовании.
Цитаты.
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая
жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)
Вступительное слово.
Формирование
творческой
личности
–
одна
из
важных
задач
педагогической
теории
и
практики
на
современном
этапе.
Эффективней
начинается
её
развитие
с
дошкольного
возраста.
Как
говорил
В.А.
Сухомлинский:
“Истоки
способностей
и
дарования
детей
на
кончиках
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые
питает
источник
творческой
мысли.
Другими
словами,
чем
больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие
педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить,
почувствовать
эти
таланты
и
постараться
как
можно
раньше
дать
возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с
помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт
новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он
каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Особенно
привлекательны
в
этом
плане
нетрадиционные
способы
рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить
нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам
психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а
речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных
ограничений
он
не
может
выразить
словами.
В
процессе
рисования
рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В
этот момент ребенок абсолютно свободен".
Нетрадиционные
техники
рисования
демонстрируют
необычные
сочетания
материалов
и
инструментов.
Несомненно,
достоинством
таких
техник
является
универсальность
их
использования.
Технология
их
выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны для
детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных
фантазий, желаний и самовыражения в целом.
На
практике
эти
задачи
реализуются
мной
через
занятия
кружка
«Акварелька».
В
рамках
кружковых
занятий
дети
неограниченны
в
возможностях
выражать
в
рисунках
свои
мысли,
чувства,
переживания,
настроение.
Использование
различных
приемов
способствуют
выработке
умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их
до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и
обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства
познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу
рисования.
Занятие
превращается
в
созидательный
творческий
процесс
педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала,
который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим
з а н я т и я м
от вод и т с я
р ол ь
и с точ н и ка
ф а н т а з и и ,
т в о р ч е с т в а ,
самостоятельности.
Предлагаю
вам
ознакомиться
с
нетрадиционными
техниками
изобразительной деятельности, которые я наиболее часто применяю в работе
с детьми, посмотрев небольшую презентацию.
Демонстрация мультимедийной презентации
Теоретический этап. Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо
вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и
ударяет
ею
по
бумаге,
держа
вертикально.
При
работе
кисть
в
воду
не
опускается.
Таким
образом
заполняется
весь
лист,
контур
или
шаблон.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы:
мисочки
с
гуашью,
плотная
бумага
любого
цвета,
небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы:
широкие
блюдечки
с
гуашью,
кисть,
плотная
бумага
любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку
(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает
отпечаток
на
бумаге.
Рисуют
и
правой
и
левой
руками,
окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА,
налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она
не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть
различными:
от
маленького
(ягодка)
до
большого
(облачко,
ком
для
снеговика).
После
этого
бумажный
комочек
опускается
в
клей
и
приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ
получения
изображения:
ребенок
прижимает
поролон
к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения
цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить
другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на
белой
бумаге.
Затем
закрашивает
лист
акварелью
в
один
или
несколько
цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ
получения
изображения:
ребенок
рисует
свечой
на
бумаге.
Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок
свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое
и
на
одной
его
половине
рисует
половину
изображаемого
предмета
(предметы
выбираются
симметричные).
После
рисования
каждой
части
предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для
получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая
лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона
либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и
ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на
бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы:
бумага,
гуашь,
листья
разных
деревьев
(желательно
опавшие), кисти.
Способ
получения
изображения:
ребенок
покрывает
листок
дерева
красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к
бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки
у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для
выявления способностей детей за пройденное время, я заметила, что у детей,
имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных
техник.
У
детей
со
слабо
развитыми
художественно-творческими
способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года,
но
за
счет
применения
нетрадиционных
материалов
улучшился
уровень
увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Практический этап.
Все
дети
любят
рисовать.
Творчество
для
них
–
это
отражение
душевной
работы.
Чувства,
разум,
глаза
и
руки
–
инструменты
души.
Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга
и
восхищения,
они
испытывают
желание
«остановить
прекрасное
мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно
быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами,
фломастерами,
красками,
ребенок
незаметно
для
себя
учится
наблюдать,
сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычны и знакомы следы,
оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но
остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования
штампов
и
трафаретов.
Нестандартные
подходы
к
организации
изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым,
вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное
рисование
раскрывает
творческие
возможности
ребенка,
позволяет
почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если
ваш
маленький
художник
перепачкается,
главное
–
чтобы
он
получал
удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Предлагаю и вам на несколько минут погрузиться в волшебный мир
красок, освоить некоторые из наиболее доступных для дошкольников техник
изодеятельности.
1.
Техника,
с
помощью
которой
мы
сейчас
будем
создавать
изображение, называется « Тычок жесткой полусухой кистью»
Нампонадобятся жесткая кисть, гуашь, вырезанный силуэт пушистого
или
колючего
животного. Нужно
не
смоченную водой жёсткую кисть
опустить в баночку с гуашью нужного цвета и раскрасить животное, держа
кисть вертикально и выполняя постукивающие движения. Таким образом,
заполняем весь лист, контур или силуэт.
2.
Следующий
способ
изображения
называется «Выдувание
из
трубочки» или «Рисунок ветра»
Этим способом можно рисовать деревья, травы, кусты. Нужно капнуть
на лист бумаги каплю краски и дуть на неё из трубочки, продвигая её вслед за
капелькой.
3. Дети очень любят рисовать способом «Монотипия»
Сложите чистый лист бумаги пополам, разверните его и на одной
половинке листа (ближе к серединке) нанесите несколько цветных пятен,
теперь
снова
сложите
листок
вдвое
и
хорошо
прижмите.
Аккуратно
раскройте
две половинки листа и тонкой кистью дорисуйте увиденный
образ.
4.
Для
украшения
платочков,
скатертей,
предметов
одежды
можно
использовать
технику «Печатание
овощами»
и
«Рисование
ватными
палочками»
В качестве печаток предлагаю вам использовать морковь. Обмакиваем
печатку (или палочку) в лоток с краской и оставляем ритмичный отпечаток
на листе бумаги или вырезанном силуэте, создавая любой орнамент. При
смене цвета печатку или палочку следует поменять.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует
выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что
овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость,
если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с
удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за
другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно
опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные
материалы,
их
не
пугает
многообразие
и
перспектива
самостоятельного
выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения.
Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше
получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как
бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Заключительный этап.
По священие
родителей
в
художников,
рисующих
в
нетрадиционной технике (вручение шуточного удостоверения)
Памятки всем участникам семинара.
ПАМЯТКА
«
НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ТЕХНИКИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
»
Тычок
жесткой
полусухой
кистью
Средства
выразительности
:
фактурность
окраски
,
цвет
.
Материалы
:
жесткая
кисть
,
гуашь
,
бумага
любого
цвета
и
формата
либо
вырезанный
силуэт
пушистого
или
колючего
животного
.
Способ
получения
изображения
:
ребенок
опускает
в
гуашь
кисть
и
ударяет
ею
по
бумаге
,
держа
вертикально
.
При
работе
кисть
в
воду
не
опускается
.
Таким
образом
заполняется
весь
лист
,
контур
или
шаблон
.
Получается
имитация
фактурности
пушистой
или
колючей
поверхности
.
Рисование
пальчиками
Средства
выразительности
:
пятно
,
точка
,
короткая
линия
,
цвет
.
Материалы
:
м и с о ч к и
с
г уашью
,
п л о т н а я
б у м а г а
л ю б о г о
ц в е т а
,
небольшие
листы
,
салфетки
.
Способ
получения
изображения
:
ребенок
опускает
в
гуашь
пальчик
и
наносит
точки
,
пятнышки
на
бумагу
.
На
каждый
пальчик
набирается
краска
разного
цвета
.
После
работы
пальчики
вытираются
салфеткой
,
затем
гуашь
легко
смывается
.
Рисование
ладошкой
Средства
выразительности
:
пятно
,
цвет
,
фантастический
силуэт
.
Материалы
:
широкие
блюдечки
с
гуашью
,
кисть
,
плотная
бумага
любого
цвета
,
листы
большого
формата
,
салфетки
.
Способ
получения
изображения
:
ребенок
опускает
в
гуашь
ладошку
(
всю
кисть
)
или
окрашивает
ее
с
помощью
кисточки
(
с
5-
ти
лет
)
и
делает
отпечаток
на
бумаге
.
Рисуют
и
правой
и
левой
руками
,
окрашенными
разными
цветами
.
После
работы
руки
вытираются
салфеткой
,
затем
гуашь
легко
смывается
.
Скатывание
бумаги
Средства
выразительности
:
фактура
,
объем
.
Материалы
:
салфетки
либо
цветная
двухсторонняя
бумага
,
клей
ПВА
,
налитый
в
блюдце
,
плотная
бумага
или
цветной
картон
для
основы
.
Способ
получения
изображения
:
ребенок
мнет
в
руках
бумагу
,
пока
она
не
станет
мягкой
.
Затем
скатывает
из
нее
шарик
.
Размеры
его
могут
быть
различными
:
от
маленького
(
ягодка
)
до
большого
(
облачко
,
ком
для
снеговика
).
После
этого
бумажный
комочек
опускается
в
клей
и
приклеивается
на
основу
.
Оттиск
поролоном
Средства
выразительности
:
пятно
,
фактура
,
цвет
.
Материалы
:
мисочка
либо
пластиковая
коробочка
,
в
которую
вложена
штемпельная
подушка
из
тонкого
поролона
,
пропитанная
гуашью
,
плотная
бумага
любого
цвета
и
размера
,
кусочки
поролона
.
Способ
получения
изображения
:
ребенок
прижимает
поролон
к
штемпельной
подушке
с
краской
и
наносит
оттиск
на
бумагу
.
Для
изменения
цвета
берутся
другие
мисочка
и
поролон
.
Оттиск
смятой
бумагой
Средства
выразительности
:
пятно
,
фактура
,
цвет
.
Материалы
:
блюдце
либо
пластиковая
коробочка
,
в
которую
вложена
штемпельная
подушка
из
тонкого
поролона
,
пропитанная
гуашью
,
плотная
бумага
любого
цвета
и
размера
,
смятая
бумага
.
Способ
получения
изображения
:
ребенок
прижимает
смятую
бумагу
к
штемпельной
подушке
с
краской
и
наносит
оттиск
на
бумагу
.
Чтобы
получить
другой
цвет
,
меняются
и
блюдце
,
и
смятая
бумага
.
Восковые
мелки
+
акварель
Средства
выразительности
:
цвет
,
линия
,
пятно
,
фактура
.
Материалы
:
восковые
мелки
,
плотная
белая
бумага
,
акварель
,
кисти
.
Способ
получения
изображения
:
ребенок
рисует
восковыми
мелками
на
белой
бумаге
.
Затем
закрашивает
лист
акварелью
в
один
или
несколько
цветов
.
Рисунок
мелками
остается
незакрашенным
.
Свеча
+
акварель
Средства
выразительности
:
цвет
,
линия
,
пятно
,
фактура
.
Материалы
:
свеча
,
плотная
бумага
,
акварель
,
кисти
.
Способ
получения
изображения
:
ребенок
рисует
свечой
на
бумаге
.
Затем
закрашивает
лист
акварелью
в
один
или
несколько
цветов
.
Рисунок
свечой
остается
белым
.
Монотипия
предметная
Средства
выразительности
:
пятно
,
цвет
,
симметрия
.
Материалы
:
плотная
бумага
любого
цвета
,
кисти
,
гуашь
или
акварель
.
Способ
получения
изображения
:
ребенок
складывает
лист
бумаги
вдвое
и
на
одной
его
половине
рисует
половину
изображаемого
предмета
(
предметы
выбираются
симметричные
).
После
рисования
каждой
части
предмета
,
пока
не
высохла
краска
,
лист
снова
складывается
пополам
для
получения
отпечатка
.
Затем
изображение
можно
украсить
,
также
складывая
лист
после
рисования
нескольких
украшений
.
Набрызг
Средства
выразительности
:
точка
,
фактура
.
Материалы
:
бумага
,
гуашь
,
жесткая
кисть
,
кусочек
плотного
картона
либо
пластика
(5x5
см
).
Способ
получения
изображения
:
ребенок
набирает
краску
на
кисть
и
у д а р я е т
к и с т ь ю
о
к а р т о н
,
к о т о р ы й
де рж ит
н а д
б у м а г о й
.
З а т е м
закрашивает
лист
акварелью
в
один
или
несколько
цветов
.
Краска
разбрызгивается
на
бумагу
.
Отпечатки
листьев
Средства
выразительности
:
фактура
,
цвет
.
Материалы
:
бумага
,
гуашь
,
листья
разных
деревьев
(
желательно
опавшие
),
кисти
.
Способ
получения
изображения
:
ребенок
покрывает
листок
дерева
красками
разных
цветов
,
затем
прикладывает
его
окрашенной
стороной
к
бумаге
для
получения
отпечатка
.
Каждый
раз
берется
новый
листок
.
Черешки
у
листьев
можно
дорисовать
кистью
.