Напоминание

" Профессиональная ориентация как неотъемлемая часть всестороннего и гармонического развития личности"


Автор: Горбунова Марина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ " Лянторская СОШ № 3"
Населённый пункт: г. Лянтор, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: " Профессиональная ориентация как неотъемлемая часть всестороннего и гармонического развития личности"
Раздел: среднее образование





Назад





Профессиональная ориентация как неотъемлемая часть

всестороннего и гармонического развития личности
«Мы живем в переходное от плановой к рыночной экономике время, в нашем обществе появились новые возможности и новые проблемы при выборе профессии. Поэтому необходимо, чтобы молодой человек, оканчивая школу, уже приблизительно понимал, чем он хочет заниматься в жизни. Правильно выбранная траектория образования гарантирует раскрытие способностей и успешность в профессии. Конечно, сделать окончательный выбор в этом возрасте невозможно, но нужно научиться выбирать. И помочь в этом может школа». (заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко) В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико- биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Центром профессиональной работы с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо начиная уже с 1 класса формировать умения и навыки, создавать условия для осознанного выбора профессии, познакомить детей с техникой и технологией производства на основе естественнонаучных знаний, полученных при изучении основ наук. Проведение профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На I ступени формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость его для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На II ступени раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На III ступени профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности. В последние годы в начальной школе стало уделяться меньше внимания знакомству с миром профессий. И дети, поступающие в первый класс, порой вообще не имеют представлений о некоторых профессиях, не могут назвать, кем работают их родители. Мониторинговые исследования, проведенные на базе школы показали, что для детей младшего школьного возраста авторитет и мнение учителя очень важны. Но чем старше становится ребенок, тем меньше он ценит советы педагога. Вот почему так
важно создать для младших школьников необходимые условия для знакомства с профессиями. Трудовое будущее человека во многом зависит от того, насколько полно еще в детстве будут выявлены его задатки, какое развитие получат его способности. Любовь к какому-то делу, потребность в творчестве, в активной пробе сил рождается у детей чаще всего там, где взрослые вовлекают ребят в круг своих интересов и пристрастий. Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы образовательного процесса, а не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего обучения в школе.
Организация работы по профессиональной ориентации на I ступени

общего среднего образования.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. Не все старшеклассники обладают достаточным запасом знаний о профессиях, чтобы сделать профессиональный выбор. Таким образом возникает потребность расширять знания детей в данной области как можно раньше, еще с начальной школы. Современные подходы к образованию младших школьников рассматривают профессиональную ориентацию как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Профориентационная деятельность учителя в на I ступени ставит следующие цели:  познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;  формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;  готовить детей к осознанному к выбору будущей профессии;  развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Для реализации поставленных целей деятельность педагога необходимо направить на решение следующих задач:  обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся;
 адаптация детей к жизни в социуме;  развитие творческого потенциала учащихся и потребности в творческом самовыражении;  развитие всех сторон личности и интеллекта младших школьников;  помощь в профессиональном самоопределении школьников. Важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей. В.А.Сухомлинский писал: «От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным занятием». Наиболее эффективными для младшего школьного возраста являются игровые технологии. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать задачи профессионального самоопределения ребенка. Их можно широко применять в образовательном процессе. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра несет в себе следующие функции: развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную (освоение диалектики общения); самореализацию в игре; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональную коммуникацию (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); социализирующую (усвоение норм поведения человека в обществе).
Технология
(от греч. techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе.
Педагогическая

технология
– это логическая законосообразная последовательность действий педагога по формированию жизненного опыта детей, их позиции. Совместив понятия «игра» и «технология», я получила следующее определение:

Игровая

технология


это логическая последовательность действий педагога по созданию ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, совершенствование самооценки поведения ребенка. Игровая технология обязательно должна подчиняться следующим принципам:  системность;  концептуальность (теоретическое представление о субъектах педагогического процесса);  научность;  интегрированность;  гарантированность результатов;  воспроизводимость;  эффективность;  новизна;  оптимальность;  ориентированность на личность педагога. Профессиональная ориентация – это формирование у учащегося готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней. Младший школьный возраст не является малозначимым, «проходным», с точки зрения профессиональной ориентации. Существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается наиболее благоприятным. Если это обстоятельство не учитывает ся, нарушает ся преемственно сть между э т а п а м и профориентационной работы и затрудняется достижение необходимых результатов. В младшем школьном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного компонентов. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Младший школьный возраст является сенситивным: 1. для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; 2. развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, “умения учиться”;
3. раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; 4. развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; 5. становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; 6. усвоения социальных норм, нравственного развития; 7. развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Для эффективной организации профориетнационной работы классному руководителю совместно с педагогом-психологом и социальным педагогом необходимо проводить мониторинг профессиональных предпочтений школьников, т.к. целенаправленное изучение дает возможность получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности. Чем раньше будут выявлены склонности и способности детей, тем больше возможностей имеют учителя и родители для их развития, тем более осознанным будет выбор ими профессии в будущем. С этой целью можно проводить беседы, анкетирование, наблюдения за трудовой деятельностью младших школьников, изучать продукты их творческой деятельности (поделки, сочинения и др.), создавать специальные педагогические ситуации с целью выяснения практической готовности к труду (трудовые десанты, ролевые игры и др.). Большие возможности предоставляет тестирование детей, которое помогает выявить ценностные отношения ребенка к труду: оно ставит его в положение «свободного выбора». Например, детям предлагают дописать предложение: «Когда я вырасту я стану…». Дописываемый тезис выявит определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его представлении о собственном будущем. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий. Представление детей о мире профессий можно изучать с помощью прямых вопросов, типа: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?».
Циклограмма диагностики по профориентации младших школьников
Перечень мероприятий Возрастная категория Сроки проведения Анкета «В мире профессий» 1-4 класс сентябрь Тест «Профессии, необходимые нашему городу» 1 класс май Тест неоконченных предложений 3 класс ноябрь Дифференциально-диагностический 2 класс март
опросник Е.Климова (тип профессии) 4 класс январь Методика «Мотивация профессиональной деятельности» 3 класс декабрь, май Методика «карта интересов Голомштока» 4 класс ноябрь, апрель Дальнейшую работу по профориентации следует строить, основываясь на результатах диагностики. Первое знакомство с профессиями начинается в 1 классе на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, краеведения, изобразительного искусства, трудового обучения, физической культуры и музыки. Богатство учебного материала позволяет проводить профориентационную работу на протяжении всего обучения в начальной школе. На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с инструментами, которые используются в различных видах профессиональной деятельности, происходит расширение словарного запаса учащихся, и знакомство с широким кругом профессий; происходит знакомство с техникой, используемой в промышленности и сельском хозяйстве. На уроках окружающего мира и краеведения происходит знакомство с отраслями экономики, формируется первоначальное представление об отдельных производственных процессах и профессиях с ними связанных; изучаются виды транспорта и его использование в современных условиях. Также формируется представление о профессиях, необходимых для процветания края, города, в котором живут учащиеся. Уроки изобразительного искусства направлены на воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека; развитие интереса к профессиям родителей; знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла. Игра – основной источник знаний для ребенка. Она выполняет две главные функции: во-первых, через игру ребенок познает мир и развивает умственные способности; во-вторых, во время игры находят выход энергия и эмоции ребенка. Поэтому основной формой профориентационной работы в начальной школе являются игровые технологии. Игры п о профориентации легко интегрируются в структуру урока и позволяют разнообразить его, делая более эмоционально насыщенным. Это могут быть:
Игры

-

упражнения.
Игровая деятельность организована как в коллективной, так и групповой форме, но всё же б ол е е
индивидуализирована. Её используют при закреплении знаний о различных профессиях, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке учащимся предлагается найти в данном наборе названий, где перечислены профессии одной области деятельности, одно случайно попавшее в этот список.
Игра-поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, например, инструменты плотника, названия которых вперемежку с другими инструментами, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
Игра - соревнование.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
Сюжетно - ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
Познавательные

игры

-

путешествия.
В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия в мир профессий». В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится с целью выявления уровня знаний учащихся. Рассмотрим алгоритм построения игровой технологии по профориентации:
1

этап:
диагностика профессиональных предпочтений и уровня знаний младших школьников о профессиях. Диагностика может проходить в различных формах: анкетирование, тестирование, беседа. Она проводится с целью выявления уровня знаний о профессиях, выяснения профессиональных предпочтений учащихся и причин, по которым сделан данный выбор, последующей коррекции представлений о необходимых профессиональных качествах и особенностях состояния здоровья для данной профессии.

2 этап:
определение целей и задач игры. Учитель должен четко представлять, для чего предназначена та или иная игра, каких результатов он хочет достигнуть.
3

этап:
выбор предмета или мероприятия, на котором будет применяться игровая технология. В соответствии с целями и задачами игровой технологии учителем выбирается учебный предмет или воспитательное мероприятие, где данная технология поможет достичь наилучших результатов.
4

э т а п :
подбор дидактического материала, наглядности, оборудования. Это могут быть таблицы «В мире профессий», наглядный материал по темам: «Профессии», «Инструменты», «Материалы», костюмы и аксессуары для ролевых игр, презентации о профессиях, электронные кроссворды, flash-игры, видеоролики, музыкальные клипы, учебные фильмы и др.
5

этап:
применение данной технологии. Применяя игровые технологии в образовательном процессе, обязательно нужно помнить о ее развивающих функциях: коммуникативной, игротерапевтической, социализирующей, коррекционной и других.
6

этап:
анализ результатов использования игры (положительные стороны и недостатки). Учитель обязательно должен проанализировать результаты проведенной игры, что удалось осуществить, а что нет, какова была степень участия каждого ребенка в игровом процессе, заинтересовала ли ребят данная игра или есть необходимость что-то изменить в ее содержании и структуре.
7 этап:
повторная диагностика уровня знаний младших школьников о профессиях с целью выявления эффективности данной технологии. Повторная диагностика может проводиться учителем в традиционных формах: анкетирование, тестирование, беседа, а также в игровых формах: «смотр знаний», викторина, исследовательская деятельность, создание личных и коллективных проектов и др. Игры по профориентации не имеют ограничений по предметам, их можно органично включать в работу на любом уроке или мероприяти не только в начальной школе. Содержание той или иной игры корректируется в зависимости от целей и задач урока или воспитательного мероприятия, с учётом возрастных особенностей учащихся и результатов педагогической диагностики по профориентации. Например, на уроках по развитию речи в 4 классе можно предложить школьникам игру-сочинение «Я - журналист». Готовя материал для сочинения, школьник выступает в роли журналиста, готовит вопросы и
берет интервью у взрослого (кого-нибудь из родителей, соседей): чем тот занимается на своей работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин» (на уроках математики), «Библиотека» (на уроках литературного чтения), «Редактор» (на уроках русского языка), «Экскурсовод» (на уроках окружающего мира и краеведения), «В столовой», «В кондитерской», «Мы – поварята» (на уроках валеологии), «В мастерской художника» (на уроках изобразительного искусства и трудового обучения), в которых имитируется конкретная профессиональная деятельность. В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счета), и воспитательная (привитие навыков культуры общения). К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеклассной работе, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»). В игре «Приём на работу» детям необходимо пояснить, что наилучших результатов в работе добиваются люди, чьи индивидуальные качества наилучшим образом соответствуют требованиям профессии. Например, школьникам предлагается подобрать профессию для инопланетян, посетивших нашу планету, а так же придумать и рассказать об образе жизни этих существ. (Вариант задания: он выглядит как человек, но может изменять свою форму, почти как пластилин. Он способен читать мысли и любит когда его хвалят. Варианты ответа: дрессировщик, воспитатель, проходчик шахты, разведчик.) Профориентационная игра «Самый умный!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о профессиональных качествах. Например: Ответьте на вопрос:
Какая современная профессия соответствует старинному названию «ростовщик»?  овощевод  банкир  воспитатель Закончите предложение: Дерево ценят по плодам, а человека по ... .  деньгам  делам  глазам Ответьте на вопрос: Какое профессионально важное качество необходимо бухгалтеру?  музыкальный слух  ловкость рук  аккуратность В процессе профориентационной игры «Приключение в городе Мастеров» знакомство с миром труда и профессий проводится в виде путешествия по районам вымышленного города. Для систематизации знаний о мире труда и профессий в игре используется единый сюжет – путешествие по городу, состоящему из шести районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер. В процессе изучения каждого района города детям предлагается задание исследовать жизнь его обитателей:  составить план района;  придумать названия улиц и переулков;  продумать какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане;  «заселить» дома известными персонажами;  рассказать об их образе жизни;  описать типичный день жителя района и т.п. Помимо этого школьники вовлекаются в диагностические и развивающие упражнения, соответствующие логике данного района. Более подробно с проектом «Приключение в городе Мастеров» можно познакомится в Приложение 6 к данному выступлению. Коллективная форма занятий с элементами соревнования усиливает обучающий эффект. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, произвольность поведения, самоконтроль, элементы самоанализа, познавательные процессы (память, внимание, мышление). Возможны различные варианты организации данной игры: на занятиях в группе продленного дня, в процессе изучения некоторых учебных предметов, при
проведении утренников и КВНов, а так же в качестве плана работы летнего школьного лагеря. Интересной формой профориентационной работы является мини- музей «В мире профессий», созданный руками детей. Среди учащихся выбираются «экскурсоводы», которые проводят небольшие экскурсии для школьников, рассказывают об особенностях различных профессий. Игровые технологии могут применяться не только на уроках, но и во внеклассной работе: на классных часах, экскурсиях, различных мероприятиях. В процессе использования игровых технологий по профориентации в учебно-воспитательной работе к концу 4 класса у учащихся удается сформировать достаточный запас знаний о разнообразии мира профессий, привить детям любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, обеспечить необходимые условия для личностного развития учащихся. Продуктами профориентационной деятельности могут быть проектные и исследовательские работы учащихся по темам: «Профессии, необходимые нашему городу», «Кем быть?», «Профессии моих родителей» и др. Регулярно проводятся мероприятия для учащихся начальной школы по профориентации (викторины, выступления агитбригады «Сделай выбор!», путешествия в Мир профессий, классные часы и др.), а также создан мини-музей «В мире профессий». Систематическая профориентационная работа влияет на развитие у младших школьников таких метапредметных компетенций, как любознательность, самостоятельность, навыки с а м о а н а л и з а , произвольность поведения, умение работать с различными источниками информации, умение анализировать и обобщать,освоение диалектики общения, самопознание в процессе игры; осознание социально-культурных ценностей; усвоение норм поведения человека в обществе. В решении задач модернизации образования очень важно развитие с к л о н н о с т е й , с п о с о б н о с т е й и и н т е р е с о в , с о ц и а л ь н о го и профессионального самоопределения детей и молодежи, которое должно в полной мере осуществляться на протяжении всего обучения ребенка в школе. Поэтому необходима преемственно сть в работе п о профессиональной ориентации школьника, взаимодействие педагогов начальной школы и учителей среднего и старшего звена.


В раздел образования