Туристическая деятельность как основа формирования пространства здоровьесбережения
Автор: Гатапов Руслан Валерьевич Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: ГБООУ "Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат" Населённый пункт: с. Верхний Саянтуй, Республика Бурятия Наименование материала: статья Тема: Туристическая деятельность как основа формирования пространства здоровьесбережения Раздел: среднее образование
как основа формирования пространства здоровьесбережения
Элементы туризма занимают важное место в учебно-воспитательной
работе
школы,
в
воспитании
подрастающего
поколения.
Туристская
деятельность
способствует
формированию
активной
жизненной
позиции
молодого человека и является средством по формированию здорового образа
жизни. Туризм исключительно ценное средство физического воспитания и
активного отдыха на природе. В туристских походах обучающиеся закаляют
свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие
физические
качества,
приобретают
прикладные
навыки
и
умения
ориентирования
на
местности,
преодоления
естественных
препятствий,
самообслуживания и др.
Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию
ответственности
за
свои
поступки,
дисциплинированности,
высоких
нравственных
качеств
личности:
взаимовыручка,
чуткость
и
внимание
к
товарищам.
Туризм
является
наиболее
комплексным
видом
воспитания
здорового
и
закаленного
человека.
Он
учит
коллективизму,
дружбе,
товариществу,
расширяет
кругозор,
обогащает
духовную
жизнь,
является
прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе
профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.
Под
школьным
туризмом
понимают
туристско-краеведческую
деятельность
обучающихся,
выходящую
за
рамки
учебных
программ
и
организуемую школой и школьными учреждениями в целях обеспечения
педагогически целесообразного использования их во внеурочном времени.
Следует отметить, что ни одно из представленных определений не
отвечает на вопрос: что такое туризм - средство, форма или метод? Более
полным представляется определение А.А. Остапца, который видит в детско-
юношеском туризме «средство гармонического развития подростков и юно-
шей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности».
Туристские походы школьников - это массовая внеклассная форма
работы обучающихся во всестороннем изучении родного края, решающая
воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи.
Всего тридцать лет назад почти каждый подросток в нашей стране, так
или
иначе,
занимался
спортивным
туризмом, а
дети,
говоря
о
туризме,
подразумевали палатку, спальник и песни у костра. Слово "туризм" сегодня
обычно ассоциируется с заграничными турами, о походах мы слышим все
реже,
а
дети
городов
все
чаще
уходят
не
в
глубь
лесов,
а
в
пучину
социальных
сетей,
к
виртуальным
кострам . Результаты
исследований
свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция
ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. На
основе анализа медицинских карт воспитанников было установлено, что у
большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте -
нарушение осанки, на третьей месте - наличие хронических болезней, и это
без учета специфики работы нашего образовательного учреждения. Данная
ситуация
обусловлена
ухудшением
социально-экономической
и
экологической
обстановки,
обострением
проблем
рационального
питания,
наследственностью,
перегруженностью
детей. Результаты
исследования
показали,
что
дети
много
времени
проводят
за
компьютером,
возле
телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.
Наша
школа
находится
на
окраине
города
и
отдалена
от
секций
дополнительного
образования,
спортивной
школы,
школы
творчества
и
искусства . В школе всегда есть некоторое количество детей, которые имеют
особый, повышенный интерес к туризму, и для которых он при определенных
условиях
может
стать
деятельным
увлечением,
способным
заполнить
большую часть их досугового времени. Школа не оставила без внимания и
этих детей, удовлетворила их особый интерес к туризму – создала для них
кружок туризма. У школьников и у учителей отношение к туризму различное,
но не противоречит одно другому. Для детей туризм - способ активного
отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного
образа жизни. А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать
своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие и формирование
ЗОЖ.
Как
воспитать
закаленного
человека,
сильного,
здорового?
Современный
подход
к
оценке
здоровья
человека
складывается
из
трех
составляющих: физиологического здоровья, физического и психологического.
Туристские
занятия
не
только
способствуют
физическому
закаливанию
организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше
становятся
настоятельной
потребностью
человека
как
активный,
насыщенный физическими нагрузками отдых. При этом следует учитывать и
факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый
у н и в е р с а л ь н ы й
ф а к т о р
о т д ы х а ) ;
н е п р и н у ж д е н н о с т ь
и
нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа
во
время
туристских
мероприятий.
Контакты,
которые
устанавливаются
между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и
душевные, чем в деловой обстановке учебного процесса. Они способствуют
настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества,
что потом переносится и в класс.
В
непосредственном
контакте
с
природой,
совместно
преодолевая
небольшие, но трудности, происходит физическая и духовная закалка ребят.
Они
учатся
жить
и
работать
в
коллективе,
самостоятельно
решать
возникающие
проблемы.
Учатся
проявлять
инициативу
и,
что
гораздо
труднее, подчинять свои интересы интересам коллектива
Положительные свойства туризма заключаются в следующем:
-
туризм
–
это возможность
оздоровления
за
счет
повышения
двигательной
активности.
Ходить
не
вредно,
вредно
не
ходить. Занятия
туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например,
навык
в
правильной
ходьбе.
Высокий
ритм
современной
жизни
требует,
чтобы
человек
мог
выдерживать
длительные
нагрузки
эмоциональные
и
физические.
Поход
воспитывает
волю
и
терпение,
готовит
человека
к
трудностям, неудобствам. Туристические походы устраняют как минимум
два из пяти выделенных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний,
гиподинамию
и
ожирения.
Настоящее
здоровье
достигается
через
постепенное привыкание организма к изменениям внешней среды, то есть в
закаливании. Занимаясь туризмом ученик получает специальные знания по
медицине,
физиологии,
гигиене,
необходимые
для
профилактики
заболеваний,
травматизма,
оказания
первой
доврачебной
помощи,
информацию
о
методах
саморегуляции
во
время
физических
нагрузок.
Постепенно у учащегося формируется отношение к собственному здоровью,
как к ценности, и развивается положительная мотивация к физическому
саморазвитию
- активный туризм – это спорт на чистом воздухе, это возможность
дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести
друзей и уверенность в собственных силах. Все виды активного туризма
вырабатывают чувство товарищества, понимания необходимости заботиться
не только своем здоровье, но и о тех, кто рядом.
Туризм и здоровье неотделимы. Известно выражение: «В здоровом
теле
-
здоровый
дух».
Но
не
менее
справедливым
будет
и
обратное
утверждение:
«От
здорового
духа
-
здоровое
тело».
Туризм
помогает
гармонично развивать человеческой личности этих двух здоровых начал.
Сила духа может направлять разум человека в сторону добрых мыслей и
положительных
эмоций.
Очень
важно
сегодня
убеждать
и
учить
подрастающее
поколение
использовать
свой
разум
для
выработки
сознательной философии жизни, направленной на сохранение здоровья
В целом самодеятельный туризм дает детям: радостные переживания
( э м о ц и о н а л ь н о с т ь ) ;
л ю б о п ы т н у ю ,
п о л е з н у ю
и н ф о р м а ц и ю
(познавательность);
укрепление
здоровья;
физическое
развитие;
яркие
впечатления (восприятие); разного рода полезные умения, навыки.
В нашей школе-интернат комплексно решать учебно-воспитательные
и
оздоровительные
проблемы
образовательного
процесса
помогает
туристско-краеведческая деятельность.
Целью
нашей
работы
было:
формирование
в
школе
туристско-
краеведческой
деятельности
с
основами
культуры
здоровья.
Задачами
являются: выявление уровня физического развития, знаний о туристической
деятельности, формирование у школьников интереса к природе родного края;
укрепление здоровья, и повышение психологической устойчивости организма
к внешнему миру, содействие в формировании здорового образа жизни
В
ходе
работы
данного
направления
ребята
обучаются
навыкам
туризма, вовлекаются в работу по туристско-краеведческому направлению
школьники
разного
возраста,
с
целью
проведения
активного
отдыха,
укреплению здоровья, познанию мира вокруг себя, участию в соревнованиях
школьного и районного уровней по различным направлениям.
Результатом работы являются участие в соревнованиях школьного и
республиканского уровней. Массовое увлечение оздоровительным и научно-
познавательным
туризмом
школьников
приводит
к
существенному
укрепление здоровья, формированию основ ЗОЖ.
В целом наша работа способствует развитию кругозора обучающихся
и повышает их культурный уровень, расширяет возможности найти себе дело
по душе, развивает физические способности ребят.
В течение учебного года воспитанники участвуют в подготовке к
соревнованиям по различным направлениям.
Основными
формами
туристско-краеведческой
работы
являются:
оздоровительно-спортивная
деятельность
(физические
упражнения;
подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе;
туристские и оздоровительные прогулки, походы); познавательно-творческая
деятельность
обучающихся
(беседы,
рисование
природных
объектов;
изготовление детьми поделок из природных материалов; экскурсии.
В
работе
объединения применяются отработанные
на
практике
методические
разработки
туристской
направленности,
что
помогает
организовать работу с ребятами по трем направлениям.
Тренировочный процесс помогает ребятам стать сильнее и выносливее
физически. Как показала практика, система работы достаточно проста: одно
занятие проходит в зале или на спортивной площадке (общая физическая
подготовка),
второе
–
в
выходной
день
прогулка
в
лес
(длительное
передвижение, которое способствует формированию выносливости), третье –
теоретическое занятие (гигиена питания, эффективный подбор одежды и
обуви для активного отдыха, оказание первой медицинской помощи и др.).
Участие
в
соревнованиях
способствует
развитию
мотивации
к
тренировочному
процессу,
заставляет
ребят
работать
над
собой,
над
собственным развитием. Только соревнования дают ребятам ощутить «вкус
победы», а значит испытать радость от занятий.
Также проводятся экологические десанты по уборке прилегающей к
школе
территории
и
очистке
берега
притока
с
целью
воспитания
у
подрастающего поколения новых ценностных ориентаций, стимулирующих
уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания;
В результате, в ходе теоретических и практических занятий в течение
учебного
года
наши
воспитанники: закрепляют
умения
и
навыки,
приобретенные в школе, на занятиях в туристских кружках; участвуют в
исследовательской работе по распознаванию растений и животных в местах
проведения
похода;
учатся
азам
выживания
в
экстремальных
ситуациях;
совершенствуют
навыки
техники
и
тактики
пешеходного
туризма;
формируют основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии
потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то
можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровы и развиты не
только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Туризм прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и
закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как
другие
виды
спорта
скажем,
гимнастика,
борьба,
бокс
и
т.
д.
Но
зато
здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить
ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. Эффект
туризма
переоценить
невозможно.
Постепенно
у
учащегося
формируется
отношение
к
собственному
здоровью,
как
к
ценности,
и
развивается
положительная мотивация к физическому саморазвитию.
За
эти
годы
мы
убедились
в
том,
что детско-юношеский туризм
является
одной
из
наиболее эффективных
оздоровительных
технологий,
способствующих
всестороннему
развитию
личности,
формированию
здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое
значение в воспитании подрастающего поколения.