Образовательные области в режимных моментах детского сада
Автор: Васильченко Людмила Вячеславовна Должность: воспитатель детского сада 1 категории Учебное заведение: МКОУ Новомарковская СОШ структурное подразделение детский сад Населённый пункт: С. Новомарковка Кантемировский р-н Воронежской области Наименование материала: доклад Тема: Образовательные области в режимных моментах детского сада Раздел: дошкольное образование
МКОУ Новомарковская СОШ
структурное подразделение детский сад «Светлячок»
Доклад
на тему
«Образовательные области в
режимных моментах детского сада»
Воспитатель 1 категории: Васильченко
Людмила Вячеславовна
2015г.
Сегодня
в
об
ществе
идет
становление
новой
системы дошкольного
образования.
Основополагающими
документами
нормативной
правовой
базы
системы
дошкольного
образования,
обязательными
для
исполнения
во
всех
типах
и
видах
образовательных
организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
•
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
•
«Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности» »
(утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября
2013);
•
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации работы в дошкольных организациях.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких
требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных»
рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного
возраста
определяется
не
суммой
конкретных
знаний,
умений
и
навыков,
а
совокупностью личностных качеств,
в том числе обеспечивающих психологическую
готовность
ребенка
к
школе.
Необходимо
отметить,
что
наиболее
значимое
отличие
дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду
отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной
деятельности.
Стандарт
дошкольного
образования
отличается
от
стандарта
начального
образования
еще
и
тем,
что
к
дошкольному
образованию
не
предъявляются
жесткие
требования к результатам освоения программы.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен идти непрерывно, в течение
всего дня, а не только в периодах непосредственной образовательной деятельности. Во всех
режимных моментах (кроме времени, отведенного на сон) мы обязаны создавать условия для
решения задачи всех образовательных областей.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть
запланирована и образовательная деятельность в режиме дня.
Основными режимными моментами детского сада являются:
1.Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
2. Подготовка к завтраку, завтрак
3. Игры и детские виды деятельности
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Подготовка к прогулке, прогулка
6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
7. Подготовка к сну, дневной сон
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
9. Игры, самостоятельная деятельность детей
10. Подготовка к ужину, ужин
11. Игры, прогулка, уход детей домой
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
1.Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
2.Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок
экологического сознания (безопасности окружающего мира)
3.Освоение
первоначальных
представлений
социального
характера
и
включение
детей
в
систему социальных отношений
4.Формирование у детей положительного отношения к труду.
На
сегодняшний
день
обучение
детей
в
детском
саду
осуществляется
в
непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и
самостоятельной деятельности.
Такой
подход
позволяет
сделать
жизнь
ребенка
в
детском
саду
более
осмысленной
и
интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы
обучения к ведущей деятельности – игре.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные
паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
Оздоровительные
и
закаливающие
процедуры,
здоровьесберегающие
мероприятия,
тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские
проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
Анализ
проблемных
ситуаций,
игровые
ситуации
по
формированию
культуры
безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые,
театрализованные, конструктивные;
Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов),
коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание
загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения,
музыкальные игры и импровизации,
Вернисажи
детского
творчества,
выставки
изобразительного
искусства,
мастерские
детского творчества и др.
Рассмотрим
различные
варианты
современных
форм
обучения,
которые
строятся
на
основе детских видах деятельности в режимных моментах:
1. Игры-путешествия эффективны в ознакомлении детей 7-го года жизни с разными странами,
континентами,
океанами
и
т.
п.
Они
позволяют
детям
«прожить»
интересный
для
них
материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся
выражать
свое
отношение
к
происходящему,
погружаются
в
организованную
взрослыми
ситуацию:
превращаются
в
«путешественников»,
«индейцев»,
«обитателей
подводного
царства» и т. д.
В
таких
играх
решаются
задачи
разных
образовательных
областей.
Путешествуя,
дети
помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, знакомятся с культурой, традициями и
обычаями народов мира («Социально-коммуникативное развитие»), узнают интересные факты
из
литературы,
мифологии,
истории,
географии
(«Познание»),
рисуют
и
лепят,
поют
и
танцуют
(«Художественное
–
эстетическое
развитие»).
Организация
и
проведение
игры
напоминает
подготовку
театрального
спектакля,
но
с
существенным
отличием:
зрители
отсутствуют, а число участников неограниченно. Такие игры можно проводить, например, на
прогулке или после дневного сна (маршруты помогут проложить дорожки здоровья) .
2
. Детское
экспериментирование
как
активная
преобразующая
деятельность
детей
существенно
изменяющая
исследуемые
объекты,
позволяет
успешно
развивать
у
детей
любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям
интересны разные виды экспериментов. Мыслительный эксперимент подразумевает действия
в уме. Но самыми интересными экспериментами являются реальные опыты с настоящими
предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух и т. п., что помогает ребенку освоить
существенные
признаки
неживой
природы,
растительного
мира.
Эксперименты
можно
проводить в разные режимные моменты: на прогулке с песком, водой, снегом и т. д., в
утренний прием детей (эксперимент с блеском для губ) – воспитатель здоровается за руку с
каждым ребенком, предварительно намазав гель на ладонь, тем самым продемонстрировав, им
как могут передаваться микробы и для чего надо мыть руки с мылом перед едой, после сна и
т. д.
3. Игры-инсценировки - это игровые ситуации, которые побуждают детей к положительным
формам
общения,
формируют
чувства
сопереживания,
отзывчивости,
желание
оказать
помощь. В свободной деятельности дети используют различные виды театров: кукольный,
настольный, теневой. Всё это способствует развитию связной речи, формированию у детей
коммуникативных навыков (умения распределять роли, договариваться о выполнении главной
роли, считаться с интересами и желаниями друг друга) .
4. Сказка в режимных моментах
•Мы выстраиваем образовательный процесс в работе с детьми, используя принцип интеграции
образовательных
областей.
И
здесь
сказка
снова
приходит
нам
на
помощь.
Реализуя
содержание образовательной области «Познание» мы используем сказку с целью оптимизации
образовательного процесса. Посредством сказки можно закреплять различные математические
понятия, знакомить детей с геометрическими фигурами: мы шифруем, моделируем сказки,
прячем героев в фигурки, которые можно угадывать по форме и величине, таким образом,
готовя дошкольников к математической деятельности со знаками и числами. Так, например, в
некоторых сказках математическое начало лежит на поверхности - в названии: «Три медведя»,
«Волк и семеро козлят».
• Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения мы предлагаем детям
различные
творческие
задания
и
дидактические
игры,
пазлы,
кубики
со
сказочными
сюжетами.
Широко
используем
сказки
при
формировании
целостной
картины
мира:
из
народных и авторских сказок дети узнают, почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу
и т. д. Включаем сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся,
засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию
подбираются
с
учётом
сказочного
материала
в
рамках
комплексно-тематического
планирования.
С изменением возрастного ценза воспитанников арсенал методов и приёмов пополняется. Так,
в работе с детьми старшей и подготовительной группы используем:
• Игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его
даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок.
• Игры-задания «Вопрос-ответ».
• Для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо-плохо».
• Постановка проблемных вопросов - «А если бы наступила весна? », «А если бы погасло
солнце? »- позволяет поставить ребёнка в позицию исследователя.
Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в
познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении.
При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении
(пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи.
Сказка
развивает
творческий
потенциал,
фантазию,
воображение,
способность
к
словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему,
развивать
интеллектуальные
качества
личности,
причём
интегрировано
в
ходе
освоения
содержания
различных
образовательных
областей.
Кроме
того,
сказка
помогает
в
конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.
Праздник
сказки
в
детском
саду
является
великолепным
средством
для
снятия
психоэмоционального напряжения и психогигиены ребенка.
5. Сюрпризные моменты в режиме дня.
В
содержание
данного
вида
деятельности
включается
информация,
освоенная
детьми
в
процессе
учебной
работы
и
обновленная
введением
неожиданных
условий,
необычных
пособий и способов организации.
Например: ребенок, переодетый в кота в сапогах, помогает воспитателю в подготовке к
непосредственно-образовательной деятельности (к лепке) – необычный способ дежурства. Так
же в гости могут придти различные герои с чем- то новым и интересным, которыми могут
выступать даже родители (во второй половине дня, в рамках проекта дополнять знания детей
своим опытом, либо почтальон может принести посылку с интересным пособием и т. д.
6. Проблемные ситуации.
Проблемные
ситуации
в
режимных
моментах
помогают
решить
множество
задач:
формирование гигиенических навыков, воспитание культуры поведения, привитие правил
этикета и т. д., а так же вовлечь детей в игру и навести на разные размышления, чтобы найти
способы самим решить ту или иную проблему.
Например:
- «Зайчонка пригласила в гости кукла Маша, а он и не знает, как вести себя в гостях».
Данный вид деятельности можно проводить и в виде соревнований: чья команда предложит
как можно больше способов решения той или иной проблемы.
7. Ситуации общения
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят
проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного
возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации
могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим, условно-
вербального
характера
(на
основе
жизненных
сюжетов
или
сюжетов
литературных
произведений)
и
имитационно-игровыми.
В
ситуациях
условно-вербального
характера
воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем,
вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом
детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого,
участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду
для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и др.). Ситуации могут планироваться
воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе,
способствовать разрешению возникающих проблем.
Самостоятельная деятельность детей.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в
дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка
к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее
3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации
самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно-
пространственную среду, присмотр и уход за каждым ребенком.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование нетрадиционных форм обучения
дошкольников
будет
способствовать
формированию
интеллектуальной
компетентности,
креативности и самостоятельности дошкольников, развитию интегративных качеств личности.