Напоминание

"Использование беспилотных летательных аппаратов БПЛА на уроках ОБЗР: от теории к практике"


Автор: Слободянюк Олег Михайлович
Должность: преподаватель-организатор обзр
Учебное заведение: МОУ "Ёдвинская СОШ"
Населённый пункт: п. Ёдва Удорского района Республики Коми
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование беспилотных летательных аппаратов БПЛА на уроках ОБЗР: от теории к практике"
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс для педагогов:

«Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на уроках ОБЗР: от

теории к практике»

Целевая аудитория: преподаватели-организаторы ОБЗР, методисты РМК Управления

образования АМР «Удорский», педагоги дополнительного образования.

Цель: познакомить педагогов с практическими аспектами интеграции БПЛА в учебный

процесс ОБЗР для формирования компетенций XXI века и повышения мотивации

учащихся.

Формат: лекция-демонстрация + практикум.

Оборудование и материалы:

БПЛА (3 разных моделей: простой квадрокоптер для начала, более продвинутая модель с

камерой, FPV-дрон для демонстрации возможностей), смартфоны с установленным ПО

для управления, ноутбук, проектор, экран.

Раздаточный материал: чек-листы, памятки по правовым нормам, примеры учебных

кейсов.

Ход мастер-класса:

I. Вступительная часть (5 мин)

Приветствие и актуализация. Вопрос аудитории: «Как вы думаете, где сегодня

используются

дроны

в

реальной

жизни?»

(МЧС,

геодезия,

сельское

хозяйство,

видеосъемка). Подведение к теме: «А как мы можем использовать этот технологичный

инструмент на наших уроках?»

Показ короткого (2-3 мин) видеоролика с примерами реального применения дронов

МЧС/спасателями для мощного эмоционального вовлечения.

Цели и задачи мастер-класса. Обозначение практической направленности: не просто

посмотреть, а понять, КАК применить.

Мотивация для педагога: повышение интереса учеников, проектная и исследовательская

деятельность, межпредметные связи (физика, информатика, география), профориентация.

II. Теоретический блок (10 мин)

«БПЛА: не игрушка, а учебный инструмент» (6 мин)

Кратко: типы дронов, базовые принципы полета.

Ключевой акцент: БЕЗОПАСНОСТЬ как главная дисциплина ОБЗР. Правила обращения,

зоны полетов, ответственность.

Нормативно-правовая база (2 мин):

- Обзор упрощенных правил для полетов в черте города (относится к моделям до 250 гр).

- Необходимость регистрации дронов массой от 250 гр.

- Запретные зоны (около аэропортов, объектов инфраструктуры). Использование

официальных приложений (например, Карта запретных зон для полетов на квадрокоптере

для проверки).

- Ответственность оператора.

Интеграция в программу ОБЖ: конкретные темы и кейсы (2 мин)

Раздел

«ЧС

природного

и

техногенного

характера»:

Мониторинг

обстановки,

картографирование условной зоны затопления/разрушений.

Раздел

«Основы

медицинских

знаний»:

Доставка

макетов

аптечек/средств

связи

условному пострадавшему в труднодоступной местности.

Раздел «Основы военной службы»: Основы аэрофоторазведки, наблюдение.

Проектная деятельность: Создание карты безопасных маршрутов школы, 3D-модель

территории для плана эвакуации.

III. Практико-ориентированный блок (10-20 мин)

Демонстрация возможностей (10 мин):

Показ разных режимов полета (удержание высоты, полет по точкам, FPV-вид от первого

лица).

Съемка фото/видео с воздуха и их моментальная передача на планшет.

Работа в группах "Учебный сценарий" (10 мин):

Задача для группы 1: "Поиск условного пострадавшего". Используя дрон с камерой, найти

среди макетов/на учебной территории размещенную фигурку или условный знак.

Зафиксировать координаты (визуально).

Задача для группы 2: "Оценка обстановки". Сделать аэрофотосъемку условного "участка

ЧС" (разложенные на полу конусы, знаки), составить схему-план и предложить план

действий для условного спасательного отряда.

Педагоги под руководством инструктора по очереди пробуют:

- Провести предполетную подготовку (чек-лист).

- Взлет/посадка, базовые маневры.

- Выполнение конкретного учебного задания.

Важно: Акцент на командную работу (оператор, наблюдатель, штурман, аналитик).

IV. Рефлексия и обсуждение (5 мин)

Обмен впечатлениями: Что было сложно? Что интересно?

Обсуждение организационных вопросов:

- Где взять оборудование? (Гранты, партнеры).

- Как встроить в расписание? (курсы внеурочной деятельности, занятия в кружке).

- Как адаптировать данный мастер-класс для учащихся? (Можно использовать для начала

симуляторов полета дрона – это абсолютно безопасно и дешево. Задание: «пролететь»

по виртуальному маршруту над условным городом и отметить на карте места

«аварий»).

- Оценка рисков и меры предосторожности в школе.

Заключение. Раздача памяток с полезными ссылками (нормативные акты, образовательные

программы от производителей дронов, примеры учебных программ).



В раздел образования