Автор: Слободянюк Олег Михайлович
Должность: преподаватель-организатор обзр
Учебное заведение: МОУ "Ёдвинская СОШ"
Населённый пункт: п. Ёдва Удорского района Республики Коми
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование беспилотных летательных аппаратов БПЛА на уроках ОБЗР: от теории к практике"
Раздел: среднее образование
Мастер-класс для педагогов:
«Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на уроках ОБЗР: от
теории к практике»
Целевая аудитория: преподаватели-организаторы ОБЗР, методисты РМК Управления
образования АМР «Удорский», педагоги дополнительного образования.
Цель: познакомить педагогов с практическими аспектами интеграции БПЛА в учебный
процесс ОБЗР для формирования компетенций XXI века и повышения мотивации
учащихся.
Формат: лекция-демонстрация + практикум.
Оборудование и материалы:
БПЛА (3 разных моделей: простой квадрокоптер для начала, более продвинутая модель с
камерой, FPV-дрон для демонстрации возможностей), смартфоны с установленным ПО
для управления, ноутбук, проектор, экран.
Раздаточный материал: чек-листы, памятки по правовым нормам, примеры учебных
кейсов.
Ход мастер-класса:
I. Вступительная часть (5 мин)
Приветствие и актуализация. Вопрос аудитории: «Как вы думаете, где сегодня
используются
дроны
в
реальной
жизни?»
(МЧС,
геодезия,
сельское
хозяйство,
видеосъемка). Подведение к теме: «А как мы можем использовать этот технологичный
инструмент на наших уроках?»
Показ короткого (2-3 мин) видеоролика с примерами реального применения дронов
МЧС/спасателями для мощного эмоционального вовлечения.
Цели и задачи мастер-класса. Обозначение практической направленности: не просто
посмотреть, а понять, КАК применить.
Мотивация для педагога: повышение интереса учеников, проектная и исследовательская
деятельность, межпредметные связи (физика, информатика, география), профориентация.
II. Теоретический блок (10 мин)
«БПЛА: не игрушка, а учебный инструмент» (6 мин)
Кратко: типы дронов, базовые принципы полета.
Ключевой акцент: БЕЗОПАСНОСТЬ как главная дисциплина ОБЗР. Правила обращения,
зоны полетов, ответственность.
Нормативно-правовая база (2 мин):
- Обзор упрощенных правил для полетов в черте города (относится к моделям до 250 гр).
- Необходимость регистрации дронов массой от 250 гр.
- Запретные зоны (около аэропортов, объектов инфраструктуры). Использование
официальных приложений (например, Карта запретных зон для полетов на квадрокоптере
для проверки).
- Ответственность оператора.
Интеграция в программу ОБЖ: конкретные темы и кейсы (2 мин)
Раздел
«ЧС
природного
и
техногенного
характера»:
Мониторинг
обстановки,
картографирование условной зоны затопления/разрушений.
Раздел
«Основы
медицинских
знаний»:
Доставка
макетов
аптечек/средств
связи
условному пострадавшему в труднодоступной местности.
Раздел «Основы военной службы»: Основы аэрофоторазведки, наблюдение.
Проектная деятельность: Создание карты безопасных маршрутов школы, 3D-модель
территории для плана эвакуации.
III. Практико-ориентированный блок (10-20 мин)
Демонстрация возможностей (10 мин):
Показ разных режимов полета (удержание высоты, полет по точкам, FPV-вид от первого
лица).
Съемка фото/видео с воздуха и их моментальная передача на планшет.
Работа в группах "Учебный сценарий" (10 мин):
Задача для группы 1: "Поиск условного пострадавшего". Используя дрон с камерой, найти
среди макетов/на учебной территории размещенную фигурку или условный знак.
Зафиксировать координаты (визуально).
Задача для группы 2: "Оценка обстановки". Сделать аэрофотосъемку условного "участка
ЧС" (разложенные на полу конусы, знаки), составить схему-план и предложить план
действий для условного спасательного отряда.
Педагоги под руководством инструктора по очереди пробуют:
- Провести предполетную подготовку (чек-лист).
- Взлет/посадка, базовые маневры.
- Выполнение конкретного учебного задания.
Важно: Акцент на командную работу (оператор, наблюдатель, штурман, аналитик).
IV. Рефлексия и обсуждение (5 мин)
Обмен впечатлениями: Что было сложно? Что интересно?
Обсуждение организационных вопросов:
- Где взять оборудование? (Гранты, партнеры).
- Как встроить в расписание? (курсы внеурочной деятельности, занятия в кружке).
- Как адаптировать данный мастер-класс для учащихся? (Можно использовать для начала
симуляторов полета дрона – это абсолютно безопасно и дешево. Задание: «пролететь»
по виртуальному маршруту над условным городом и отметить на карте места
«аварий»).
- Оценка рисков и меры предосторожности в школе.
Заключение. Раздача памяток с полезными ссылками (нормативные акты, образовательные
программы от производителей дронов, примеры учебных программ).