Напоминание

Формирование финансовой грамотности


Автор: Бурлакова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №4" пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального округа
Населённый пункт: Приморского края
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет посредством сказки-инсценировки "Маша, Медведь и тайны лесного банкомата"
Тема: Формирование финансовой грамотности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»

пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального округа Приморского края

(МБДОУ №4 пгт Кавалерово)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет посредством сказки-

инсценировки

«Маша, Медведь и тайны лесного банкомата»

Автор составитель:

Бурлакова Наталья Владимировна

Должность: Воспитатель

2025 г.

Оглавление

1.

Актуальность

3

2.

Цель и задачи занятия

4

3.

Подробный сценарий занятия-инсценировки

5

4.

Методические рекомендации

10

5.

Используемые методы, материалы и формы работы

11

1. Актуальность

Современное дошкольное образование, ориентированное на ФГОС ДО и ФОП

ДО, ставит перед собой задачу не только формирования базовых знаний и умений, но и

развития у детей социально-коммуникативных компетенций, необходимых для

успешной адаптации в постоянно меняющемся мире. Финансовая грамотность в раннем

возрасте является одним из таких ключевых направлений, способствующим развитию

экономического мышления, бережливости, ответственности и осознанного отношения к

труду и ресурсам.

Традиционные подходы к обучению финансовой грамотности могут быть

сложны для восприятия дошкольниками из-за их абстрактности. Наша методическая

разработка предлагает инновационный и авторский подход, интегрируя сложные

экономические понятия в знакомый и любимый детьми сказочный сюжет «Маша и

Медведь». Через инсценировку дети не просто пассивно воспринимают информацию,

но активно участвуют в процессе, примеряя на себя роли, решая проблемные ситуации

и взаимодействуя с атрибутами современного финансового мира (банкомат, банковская

карта,

магазин).

Это

позволяет

решить

значимую

проблему

доступности

и

увлекательности темы финансов для детей 6-7 лет, формируя основы экономической

культуры в соответствии с приоритетами ФГОС ДО и ФОП ДО.

Инновационный и авторский подход:

- Проблемное обучение через игровую ситуацию: незнание лесными жителями

предназначения банкомата создает мотивацию к познавательному поиску и активному

участию.

- Моделирование цикла «труд-заработок-потребление-планирование»: впервые в

рамках одной инсценировки дети проходят весь цикл, включая ситуацию ограниченных

ресурсов

(Тигр

в

магазине),

что

подталкивает

к

пониманию

необходимости

планирования и дальнейшего заработка.

- Активное использование атрибутов финансового мира: «Банкомат» и

«банковские

карты»

становятся

не

просто

декорациями,

а

функциональными

элементами игры, через которые дети осваивают их назначение.

- Развитие навыков: помимо финансовых знаний, развивается коммуникация,

сотрудничество, ролевое поведение, эмоциональный интеллект.

Новизна методической разработки

Новизна

данной

разработки

заключается

в

создании

комплексного,

эмоционально насыщенного образовательного продукта, который гармонично сочетает

театрализованную

деятельность,

сюжетно-ролевую

игру

и

целенаправленное

3

формирование

финансовой

грамотности.

Акцент

на

практическом

применении

полученных знаний в рамках игрового моделирования современного мира (банкомат в

лесу) делает эту разработку уникальной и максимально соответствующей потребностям

современного дошкольника.

2. Цель и задачи занятия

Цель

занятия:

формирование

начальных

представлений

о

финансовой

грамотности у детей 6-7 лет через игровую инсценировку сказки «Маша, Медведь и

тайны лесного банкомата», способствующую пониманию взаимосвязи труда, заработка,

средств оплаты и рационального потребления.

Задачи занятия

Образовательные:

• Познакомить детей с понятиями «банкомат», «банковская карта», «деньги»

(бумажные, монеты), «зарплата», «труд», «магазин», «товар», «цена», «ограниченные

ресурсы».

• Сформировать первичное понимание того, что деньги (или их эквивалент –

карта) являются результатом труда.

• Показать способы получения «заработка» (через труд) и его использования

(через оплату товаров в магазине).

• Научить различать возможности использования банковской карты и наличных

денег.

Подвести

к

пониманию

необходимости

планирования

покупок

и

рационального распределения «заработанных средств».

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес к миру профессий и финансов.

• Развивать связную речь, умение вести диалог, выражать свои мысли и чувства.

• Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Развивать

коммуникативные

навыки,

умение

договариваться,

взаимодействовать в команде.

• Развивать творческие способности через активное участие в театрализации.

Воспитательные:

• Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и собственному

труду.

• Формировать бережное отношение к вещам и «деньгам».

• Воспитывать основы ответственного потребительского поведения.

• Прививать чувство взаимопомощи и доброжелательности.

4

3. Подробный сценарий занятия-инсценировки

Тема: «Маша, Медведь и тайны лесного банкомата»

Возрастная группа: от 6 до 7 лет.

Форма проведения: Сказка-инсценировка с элементами игры и беседы.

Продолжительность: 30-35 минут.

Участники:

• Ведущий (воспитатель)

• Дети: Маша, Медведь, Тигр, 1-й Волк, 2-й Волк, Заяц, Лиса, Продавец

Оборудование и материалы:

• «Лесная полянка» – обозначенное пространство (можно использовать ширму,

рисунки деревьев, кустов, пеньки).

• «Банкомат» – муляж, сделанный из картонной коробки, с прорезями для карт и

отверстием для «выдачи денег».

• «Банковские карты» – пластиковые карточки (можно использовать старые

визитки, дисконтные карты)

• «Магазин» – обозначенное пространство с прилавком.

• «Товары» для магазина – муляжи продуктов (фрукты, овощи, ягоды, орехи,

котлетки, рыба, конфеты), корзинки, мешочки.

• «Ценники» – небольшие наклейки с условными ценами

• «Деньги» – муляжи монет и купюр (можно использовать игровые деньги).

• «Рабочие инструменты» для зверей: метла/веник (для Волка), лопатка/грабли

(для Зайца), кисточка/палитра (для Лисы – «рисовать картины для леса»), «рыбацкие

снасти» (для Тигра).

• «Тележка» или «корзинка» для Маши и Медведя.

• Музыкальное сопровождение (звуки леса, веселая детская музыка).

Ход занятия:

(Дети собираются на «Лесной полянке». Звучит легкая музыка природы)

Голос за кадром: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в самую

настоящую сказку, где встретим знакомых героев и узнаем много нового и

интересного. Живут в нашем лесу разные звери, а также Маша и Медведь. Все они

дружат и играют. Однажды в лесу появился «Банкомат».

(На поляне появляются звери: Тигр, Волки, Заяц, Лиса, подходят к «Банкомату»

с любопытством)

Тигр: А что это такое появилось в нашем лесу? Смотрите, какая интересная

штука! Кто-нибудь знает, что это?

5

Звери (растерянно): Нет! Не знаем!

1-й Волк: Что-то новенькое в нашем лесу.

2-й Волк: Похоже на домик для чего-то.

Заяц: Может, это новая норка?

Лиса: Смотрите, какие яркие штучки! (Замечает «банковские карты», лежащие

рядом с банкоматом, и достает одну, рассматривает.)

(Волки садятся на пенек, повязывают салфетку на шею.)

1-й Волк: Сейчас мы это попробуем! (Пробует карту на зуб.) Ммм, невкусно!

2-й Волк: (Достает из кармана вилку и тарелку. Тыкает карту вилкой.) Нет, не

получается! Она не естся!

(Волки снимают салфетки, начинают играть картами, как в обычные игральные

карты.)

(На поляну выходят Маша и Медведь с пустой корзинкой.)

Маша: Мишка, пойдем в магазин, у нас дома закончились вкусные ягоды и

орешки!

Медведь: (Кивает, вздыхает.) Ух-ты, и правда, все пусто. Пойдем, Машенька.

(Маша и Медведь подходят к звериной суматохе у банкомата.)

Маша: Ой, Миша, что тут происходит? Почему все так шумят?

Медведь: (С радостью смотрит на банкомат и зверей.) Я, кажется, знаю, Маша!

Звери, вы не понимаете, что это за чудо-ящик!

Маша: Ой-ой-ой! Что вы делаете с этими карточками?! Это не еда и не игрушки!

Это же банковские карты!

Медведь: (Кивает.) Да, Маша права. Это не просто карточки. Они помогают нам

покупать еду и нужные вещи.

1-й Волк: Покупать? А это как?

Заяц: А разве за еду надо работать?

Маша: Конечно, надо! Вы ведь звери работящие! Вот, например, Волк, ты же

помогаешь дедушке дрова рубить?

1-й Волк: Да! Я за это могу получить что-то вкусненькое!

Маша: Вот! Когда ты рубишь дрова, ты получаешь за свой труд зарплату. А

зарплату нам иногда выдают не только вкусняшками, но и вот такими банковскими

картами!

Медведь: Смотрите! (Достает свою «карту» из кармана.) Когда я тружусь –

например, собираю мёд или помогаю леснику – мне дают вот такую карточку. А вот

6

такие бумажные деньги можно получить в банкомате (Медведь демонстративно

вставляет свою карту в прорезь «банкомата», и достает игровые «деньги».)

Медведь: Этот «банкомат» нам установили в лесу для нашего с вами удобства.

Здесь можно получить деньги по карте, чтобы потом расплатиться.

Маша: И этими карточками, и этими деньгами можно расплачиваться в

магазине! Вот как раз мы сейчас пойдем в магазин, чтобы купить продукты.

(Маша, Медведь и звери подходят к «магазину». Продавец приветствует их.)

Продавец: Здравствуйте, Маша и Миша! Здравствуйте, звери! Что желаете

купить?

Маша: Мы хотим купить ягоды, орехи и, может быть, немного вкусных конфет!

Медведь: (Достает свою «банковскую карту» и «деньги».) Вот, пожалуйста!

(протягивает их Маше)

Маша: (Берет карту Медведя.) Смотрите, звери! Эта карта – как волшебный

ключ к покупкам. Медведь трудился, собирал мёд, и ему дали эту карту, чтобы он мог

купить себе продукты.

Продавец: Да, когда вы приходите в магазин с такой картой или с деньгами, вы

можете выбрать то, что вам нужно. (Показывает на товары и ценники.) Вот, например,

эти ягоды стоят столько (показывает на «ценник»).

(Маша и Медведь «оплачивают» покупки – либо имитируют прикладывание

карты к «терминалу»)

Маша: Вот так, видите! Картой или деньгами мы заплатили, и получили

продукты.

Заяц: А если я помогу бабке морковку вырвать, мне тоже дадут карточку?

Ведущий: Заяц, тебе могут дать за твой труд деньги или карточку, а могут дать и

ту самую морковку, которую ты собрал. Главное – понять, что всё, что мы получаем (и

карты, и деньги, и вкусняшки) – мы получаем за свой труд! Труд – это самое главное!

Лиса: А если я буду рисовать красивые картины для леса, мне тоже дадут карту?

Медведь: Конечно, Лиса! За твой прекрасный труд по украшению леса тебе

обязательно дадут зарплату – и, может быть, даже карточку!

2-й Волк: Значит, чтобы пользоваться этими картами и покупать еду, нужно

сначала хорошо поработать?

Маша: Именно так! Никто просто так не даст тебе карточку или деньги. За всё

нужно трудиться!

(Звери возвращаются на полянку, радостно показывают свои «заработанные»

карты. Подходят к банкомату и по очереди «получают» деньги)

7

Ведущий: Молодцы, звери! Какие вы все трудолюбивые! И вот, за свой труд вы

получили зарплату. А теперь, когда у вас есть деньги, что вы будете делать?

Все звери: В магазин! За покупками!

(Звери идут в «магазин». Каждый выбирает себе товары, глядя на ценники.)

Тигр: дайте мне, пожалуйста, котлетки, рыбку, орешки и ягоды. Вот, у меня есть

карта.

Продавец прикладывает карту к терминалу

Продавец: (Считает.) Котлетки стоят 200 рублей, рыбка – 300 рублей, орешки –

100 рублей, ягоды – 100 рублей. Итого – 700 рублей. Но, к сожалению, на твоей карте

только 500 рублей.

Ведущий: Тигр, если не хватает денег, чтобы за все это заплатить, ты можешь

взять, например, котлетки (200 рублей) и ягоды (100 рублей). Это будет 300 рублей.

Тигр: (Расстраивается.) Ой, а что же мне делать, если я хочу купить все?

Ведущий: Тебе, Тигр, надо еще поработать. Тогда у тебя будет больше денег, и

ты сможешь купить все, что хочешь!

Ведущий: Вот видите, ребята - зверята! Так бывает в жизни. Иногда хочется

купить много, а денег не хватает. Поэтому очень важно, что делать?

Звери: Работать! Зарабатывать! Копить!

Ведущий: Совершенно верно! И планировать свои покупки. Молодцы, ребята!

Завершение:

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сегодня узнали очень много важного. Поняли,

что такое банкомат, банковская карта, зарплата, как она получается за труд и как ею

можно расплачиваться. А главное – поняли, что даже если чего-то не хватает, всегда

можно потрудиться и заработать еще! Давайте похлопаем друг другу за такое чудесное

занятие!

(Дети аплодируют друг другу.)

4. Методические рекомендации

• Предварительная работа:

• Беседы о труде взрослых (родители, воспитатели, разные профессии), их

важности и вознаграждении за него.

• Чтение сказок и рассказов, где герои трудятся и получают результат (например,

«Теремок», «Вершки и корешки», русские народные сказки).

• Просмотр развивающих мультфильмов о профессиях, деньгах, магазинах.

• Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья», «Банк», «Поликлиника» (с

использованием элементов оплаты).

8

• Обсуждение роли денег и банковских карт в реальной жизни (например, когда

родители расплачиваются в магазине).

• Знакомство с мультсериалом «Маша и Медведь» для лучшего вхождения в

образ.

• Подготовка атрибутов: все атрибуты (банкомат, карты, деньги, товары,

ценники,

рабочие

инструменты)

должны

быть

яркими,

привлекательными

и

безопасными. Желательно, чтобы дети могли участвовать в их изготовлении

(раскрашивать карты, вырезать ценники), это повышает их вовлеченность.

• Распределение ролей: позвольте детям самим выбрать роли, учитывая их

желания и способности. При необходимости, можно помочь с выбором.

• Эмоциональная выразительность: поощряйте детей к передаче эмоций своих

персонажей (радость от заработка, легкое огорчение от недостатка денег, решимость

заработать больше).

• Доступность языка: все финансовые термины объясняйте простыми словами,

используя конкретные примеры и аналогии. Повторяйте ключевые слова («труд»,

«зарплата», «карта», «деньги», «покупка», «цена»).

• Гибкость сценария: будьте готовы к тому, что дети могут отклоняться от

сценария, задавать неожиданные вопросы или предлагать свои идеи. Используйте это

для развития диалога и углубления понимания темы. Важно не прерывать детский

интерес.

Закрепление:

после

инсценировки

можно

провести

короткую

беседу-

рефлексию: «Что мы сегодня узнали нового?», «Почему Тигру не хватило денег?»,

«Как Тигру теперь быть?». Предложите детям нарисовать свою «работу» или

«покупку».

• Взаимодействие с родителями: поделитесь с родителями впечатлениями от

занятия, предложите им продолжить беседы о труде и финансах дома, например,

обсуждая семейные покупки или планирование бюджета.

5. Используемые методы, материалы и формы работы

Методы:

• Словесные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово (сценарий

инсценировки), диалог.

• Наглядные: демонстрация (банкомат, карты, деньги, товары, ценники), показ

(действия Маши и Медведя).

9

• Практические: сюжетно-ролевая игра («Лесной Банкомат и Магазин»),

имитация трудовой деятельности, манипуляции с игровыми атрибутами (карты,

деньги).

• Проблемный метод: создание проблемных ситуаций (звери не знают

предназначения банкомата; Тигру не хватает денег).

• Игровые методы: использование игровой мотивации, сказочного сюжета,

персонажей, дидактических игр.

• Метод моделирования: моделирование реальных финансовых ситуаций в

игровой форме.

Материалы:

• Муляжи продуктов питания (ягоды, орехи, котлетки, рыбка, конфеты, бутылки

из-под йогурта и др.), корзинки, мешочки.

• Игровые деньги (монеты, купюры)

Игровые

банковские

карты

(старые

пластиковые

карточки,

визитки,

дисконтные карты)

• Муляж банкомата из картона с отверстиями.

• Детский прилавок для магазина, ценники с условными ценами.

• Муляжи «рабочих инструментов» для каждого зверя (метла, лопатка, топор,

удочка, кисточка и т.д.).

• Элементы костюмов/атрибуты для персонажей (ушки, хвостики, маски,

фартуки, шапки).

• Музыкальное сопровождение (фоновая музыка, звуковые эффекты).

Формы работы:

Фронтальная:

общая

беседа,

просмотр

инсценировки,

заключительная

рефлексия.

• Групповая: участие в инсценировке по ролям, совместные действия зверей

(«работа», «поход в магазин»).

• Индивидуальная: выполнение ребенком своей роли, ответы на вопросы, выбор

товаров.

• Театрализованная деятельность: сказка-инсценировка с активным участием

детей.

• Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Банкомат» как часть инсценировки.

10



В раздел образования