Автор: Бурлакова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №4" пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального округа
Населённый пункт: Приморского края
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет посредством сказки-инсценировки "Маша, Медведь и тайны лесного банкомата"
Тема: Формирование финансовой грамотности
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»
пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального округа Приморского края
(МБДОУ №4 пгт Кавалерово)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет посредством сказки-
инсценировки
«Маша, Медведь и тайны лесного банкомата»
Автор составитель:
Бурлакова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
2025 г.
Оглавление
1.
Актуальность
3
2.
Цель и задачи занятия
4
3.
Подробный сценарий занятия-инсценировки
5
4.
Методические рекомендации
10
5.
Используемые методы, материалы и формы работы
11
1. Актуальность
Современное дошкольное образование, ориентированное на ФГОС ДО и ФОП
ДО, ставит перед собой задачу не только формирования базовых знаний и умений, но и
развития у детей социально-коммуникативных компетенций, необходимых для
успешной адаптации в постоянно меняющемся мире. Финансовая грамотность в раннем
возрасте является одним из таких ключевых направлений, способствующим развитию
экономического мышления, бережливости, ответственности и осознанного отношения к
труду и ресурсам.
Традиционные подходы к обучению финансовой грамотности могут быть
сложны для восприятия дошкольниками из-за их абстрактности. Наша методическая
разработка предлагает инновационный и авторский подход, интегрируя сложные
экономические понятия в знакомый и любимый детьми сказочный сюжет «Маша и
Медведь». Через инсценировку дети не просто пассивно воспринимают информацию,
но активно участвуют в процессе, примеряя на себя роли, решая проблемные ситуации
и взаимодействуя с атрибутами современного финансового мира (банкомат, банковская
карта,
магазин).
Это
позволяет
решить
значимую
проблему
доступности
и
увлекательности темы финансов для детей 6-7 лет, формируя основы экономической
культуры в соответствии с приоритетами ФГОС ДО и ФОП ДО.
Инновационный и авторский подход:
- Проблемное обучение через игровую ситуацию: незнание лесными жителями
предназначения банкомата создает мотивацию к познавательному поиску и активному
участию.
- Моделирование цикла «труд-заработок-потребление-планирование»: впервые в
рамках одной инсценировки дети проходят весь цикл, включая ситуацию ограниченных
ресурсов
(Тигр
в
магазине),
что
подталкивает
к
пониманию
необходимости
планирования и дальнейшего заработка.
- Активное использование атрибутов финансового мира: «Банкомат» и
«банковские
карты»
становятся
не
просто
декорациями,
а
функциональными
элементами игры, через которые дети осваивают их назначение.
- Развитие навыков: помимо финансовых знаний, развивается коммуникация,
сотрудничество, ролевое поведение, эмоциональный интеллект.
Новизна методической разработки
Новизна
данной
разработки
заключается
в
создании
комплексного,
эмоционально насыщенного образовательного продукта, который гармонично сочетает
театрализованную
деятельность,
сюжетно-ролевую
игру
и
целенаправленное
3
формирование
финансовой
грамотности.
Акцент
на
практическом
применении
полученных знаний в рамках игрового моделирования современного мира (банкомат в
лесу) делает эту разработку уникальной и максимально соответствующей потребностям
современного дошкольника.
2. Цель и задачи занятия
Цель
занятия:
формирование
начальных
представлений
о
финансовой
грамотности у детей 6-7 лет через игровую инсценировку сказки «Маша, Медведь и
тайны лесного банкомата», способствующую пониманию взаимосвязи труда, заработка,
средств оплаты и рационального потребления.
Задачи занятия
Образовательные:
• Познакомить детей с понятиями «банкомат», «банковская карта», «деньги»
(бумажные, монеты), «зарплата», «труд», «магазин», «товар», «цена», «ограниченные
ресурсы».
• Сформировать первичное понимание того, что деньги (или их эквивалент –
карта) являются результатом труда.
• Показать способы получения «заработка» (через труд) и его использования
(через оплату товаров в магазине).
• Научить различать возможности использования банковской карты и наличных
денег.
•
Подвести
к
пониманию
необходимости
планирования
покупок
и
рационального распределения «заработанных средств».
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к миру профессий и финансов.
• Развивать связную речь, умение вести диалог, выражать свои мысли и чувства.
• Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
•
Развивать
коммуникативные
навыки,
умение
договариваться,
взаимодействовать в команде.
• Развивать творческие способности через активное участие в театрализации.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и собственному
труду.
• Формировать бережное отношение к вещам и «деньгам».
• Воспитывать основы ответственного потребительского поведения.
• Прививать чувство взаимопомощи и доброжелательности.
4
3. Подробный сценарий занятия-инсценировки
Тема: «Маша, Медведь и тайны лесного банкомата»
Возрастная группа: от 6 до 7 лет.
Форма проведения: Сказка-инсценировка с элементами игры и беседы.
Продолжительность: 30-35 минут.
Участники:
• Ведущий (воспитатель)
• Дети: Маша, Медведь, Тигр, 1-й Волк, 2-й Волк, Заяц, Лиса, Продавец
Оборудование и материалы:
• «Лесная полянка» – обозначенное пространство (можно использовать ширму,
рисунки деревьев, кустов, пеньки).
• «Банкомат» – муляж, сделанный из картонной коробки, с прорезями для карт и
отверстием для «выдачи денег».
• «Банковские карты» – пластиковые карточки (можно использовать старые
визитки, дисконтные карты)
• «Магазин» – обозначенное пространство с прилавком.
• «Товары» для магазина – муляжи продуктов (фрукты, овощи, ягоды, орехи,
котлетки, рыба, конфеты), корзинки, мешочки.
• «Ценники» – небольшие наклейки с условными ценами
• «Деньги» – муляжи монет и купюр (можно использовать игровые деньги).
• «Рабочие инструменты» для зверей: метла/веник (для Волка), лопатка/грабли
(для Зайца), кисточка/палитра (для Лисы – «рисовать картины для леса»), «рыбацкие
снасти» (для Тигра).
• «Тележка» или «корзинка» для Маши и Медведя.
• Музыкальное сопровождение (звуки леса, веселая детская музыка).
Ход занятия:
(Дети собираются на «Лесной полянке». Звучит легкая музыка природы)
Голос за кадром: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в самую
настоящую сказку, где встретим знакомых героев и узнаем много нового и
интересного. Живут в нашем лесу разные звери, а также Маша и Медведь. Все они
дружат и играют. Однажды в лесу появился «Банкомат».
(На поляне появляются звери: Тигр, Волки, Заяц, Лиса, подходят к «Банкомату»
с любопытством)
Тигр: А что это такое появилось в нашем лесу? Смотрите, какая интересная
штука! Кто-нибудь знает, что это?
5
Звери (растерянно): Нет! Не знаем!
1-й Волк: Что-то новенькое в нашем лесу.
2-й Волк: Похоже на домик для чего-то.
Заяц: Может, это новая норка?
Лиса: Смотрите, какие яркие штучки! (Замечает «банковские карты», лежащие
рядом с банкоматом, и достает одну, рассматривает.)
(Волки садятся на пенек, повязывают салфетку на шею.)
1-й Волк: Сейчас мы это попробуем! (Пробует карту на зуб.) Ммм, невкусно!
2-й Волк: (Достает из кармана вилку и тарелку. Тыкает карту вилкой.) Нет, не
получается! Она не естся!
(Волки снимают салфетки, начинают играть картами, как в обычные игральные
карты.)
(На поляну выходят Маша и Медведь с пустой корзинкой.)
Маша: Мишка, пойдем в магазин, у нас дома закончились вкусные ягоды и
орешки!
Медведь: (Кивает, вздыхает.) Ух-ты, и правда, все пусто. Пойдем, Машенька.
(Маша и Медведь подходят к звериной суматохе у банкомата.)
Маша: Ой, Миша, что тут происходит? Почему все так шумят?
Медведь: (С радостью смотрит на банкомат и зверей.) Я, кажется, знаю, Маша!
Звери, вы не понимаете, что это за чудо-ящик!
Маша: Ой-ой-ой! Что вы делаете с этими карточками?! Это не еда и не игрушки!
Это же банковские карты!
Медведь: (Кивает.) Да, Маша права. Это не просто карточки. Они помогают нам
покупать еду и нужные вещи.
1-й Волк: Покупать? А это как?
Заяц: А разве за еду надо работать?
Маша: Конечно, надо! Вы ведь звери работящие! Вот, например, Волк, ты же
помогаешь дедушке дрова рубить?
1-й Волк: Да! Я за это могу получить что-то вкусненькое!
Маша: Вот! Когда ты рубишь дрова, ты получаешь за свой труд зарплату. А
зарплату нам иногда выдают не только вкусняшками, но и вот такими банковскими
картами!
Медведь: Смотрите! (Достает свою «карту» из кармана.) Когда я тружусь –
например, собираю мёд или помогаю леснику – мне дают вот такую карточку. А вот
6
такие бумажные деньги можно получить в банкомате (Медведь демонстративно
вставляет свою карту в прорезь «банкомата», и достает игровые «деньги».)
Медведь: Этот «банкомат» нам установили в лесу для нашего с вами удобства.
Здесь можно получить деньги по карте, чтобы потом расплатиться.
Маша: И этими карточками, и этими деньгами можно расплачиваться в
магазине! Вот как раз мы сейчас пойдем в магазин, чтобы купить продукты.
(Маша, Медведь и звери подходят к «магазину». Продавец приветствует их.)
Продавец: Здравствуйте, Маша и Миша! Здравствуйте, звери! Что желаете
купить?
Маша: Мы хотим купить ягоды, орехи и, может быть, немного вкусных конфет!
Медведь: (Достает свою «банковскую карту» и «деньги».) Вот, пожалуйста!
(протягивает их Маше)
Маша: (Берет карту Медведя.) Смотрите, звери! Эта карта – как волшебный
ключ к покупкам. Медведь трудился, собирал мёд, и ему дали эту карту, чтобы он мог
купить себе продукты.
Продавец: Да, когда вы приходите в магазин с такой картой или с деньгами, вы
можете выбрать то, что вам нужно. (Показывает на товары и ценники.) Вот, например,
эти ягоды стоят столько (показывает на «ценник»).
(Маша и Медведь «оплачивают» покупки – либо имитируют прикладывание
карты к «терминалу»)
Маша: Вот так, видите! Картой или деньгами мы заплатили, и получили
продукты.
Заяц: А если я помогу бабке морковку вырвать, мне тоже дадут карточку?
Ведущий: Заяц, тебе могут дать за твой труд деньги или карточку, а могут дать и
ту самую морковку, которую ты собрал. Главное – понять, что всё, что мы получаем (и
карты, и деньги, и вкусняшки) – мы получаем за свой труд! Труд – это самое главное!
Лиса: А если я буду рисовать красивые картины для леса, мне тоже дадут карту?
Медведь: Конечно, Лиса! За твой прекрасный труд по украшению леса тебе
обязательно дадут зарплату – и, может быть, даже карточку!
2-й Волк: Значит, чтобы пользоваться этими картами и покупать еду, нужно
сначала хорошо поработать?
Маша: Именно так! Никто просто так не даст тебе карточку или деньги. За всё
нужно трудиться!
(Звери возвращаются на полянку, радостно показывают свои «заработанные»
карты. Подходят к банкомату и по очереди «получают» деньги)
7
Ведущий: Молодцы, звери! Какие вы все трудолюбивые! И вот, за свой труд вы
получили зарплату. А теперь, когда у вас есть деньги, что вы будете делать?
Все звери: В магазин! За покупками!
(Звери идут в «магазин». Каждый выбирает себе товары, глядя на ценники.)
Тигр: дайте мне, пожалуйста, котлетки, рыбку, орешки и ягоды. Вот, у меня есть
карта.
Продавец прикладывает карту к терминалу
Продавец: (Считает.) Котлетки стоят 200 рублей, рыбка – 300 рублей, орешки –
100 рублей, ягоды – 100 рублей. Итого – 700 рублей. Но, к сожалению, на твоей карте
только 500 рублей.
Ведущий: Тигр, если не хватает денег, чтобы за все это заплатить, ты можешь
взять, например, котлетки (200 рублей) и ягоды (100 рублей). Это будет 300 рублей.
Тигр: (Расстраивается.) Ой, а что же мне делать, если я хочу купить все?
Ведущий: Тебе, Тигр, надо еще поработать. Тогда у тебя будет больше денег, и
ты сможешь купить все, что хочешь!
Ведущий: Вот видите, ребята - зверята! Так бывает в жизни. Иногда хочется
купить много, а денег не хватает. Поэтому очень важно, что делать?
Звери: Работать! Зарабатывать! Копить!
Ведущий: Совершенно верно! И планировать свои покупки. Молодцы, ребята!
Завершение:
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сегодня узнали очень много важного. Поняли,
что такое банкомат, банковская карта, зарплата, как она получается за труд и как ею
можно расплачиваться. А главное – поняли, что даже если чего-то не хватает, всегда
можно потрудиться и заработать еще! Давайте похлопаем друг другу за такое чудесное
занятие!
(Дети аплодируют друг другу.)
4. Методические рекомендации
• Предварительная работа:
• Беседы о труде взрослых (родители, воспитатели, разные профессии), их
важности и вознаграждении за него.
• Чтение сказок и рассказов, где герои трудятся и получают результат (например,
«Теремок», «Вершки и корешки», русские народные сказки).
• Просмотр развивающих мультфильмов о профессиях, деньгах, магазинах.
• Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья», «Банк», «Поликлиника» (с
использованием элементов оплаты).
8
• Обсуждение роли денег и банковских карт в реальной жизни (например, когда
родители расплачиваются в магазине).
• Знакомство с мультсериалом «Маша и Медведь» для лучшего вхождения в
образ.
• Подготовка атрибутов: все атрибуты (банкомат, карты, деньги, товары,
ценники,
рабочие
инструменты)
должны
быть
яркими,
привлекательными
и
безопасными. Желательно, чтобы дети могли участвовать в их изготовлении
(раскрашивать карты, вырезать ценники), это повышает их вовлеченность.
• Распределение ролей: позвольте детям самим выбрать роли, учитывая их
желания и способности. При необходимости, можно помочь с выбором.
• Эмоциональная выразительность: поощряйте детей к передаче эмоций своих
персонажей (радость от заработка, легкое огорчение от недостатка денег, решимость
заработать больше).
• Доступность языка: все финансовые термины объясняйте простыми словами,
используя конкретные примеры и аналогии. Повторяйте ключевые слова («труд»,
«зарплата», «карта», «деньги», «покупка», «цена»).
• Гибкость сценария: будьте готовы к тому, что дети могут отклоняться от
сценария, задавать неожиданные вопросы или предлагать свои идеи. Используйте это
для развития диалога и углубления понимания темы. Важно не прерывать детский
интерес.
•
Закрепление:
после
инсценировки
можно
провести
короткую
беседу-
рефлексию: «Что мы сегодня узнали нового?», «Почему Тигру не хватило денег?»,
«Как Тигру теперь быть?». Предложите детям нарисовать свою «работу» или
«покупку».
• Взаимодействие с родителями: поделитесь с родителями впечатлениями от
занятия, предложите им продолжить беседы о труде и финансах дома, например,
обсуждая семейные покупки или планирование бюджета.
5. Используемые методы, материалы и формы работы
Методы:
• Словесные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово (сценарий
инсценировки), диалог.
• Наглядные: демонстрация (банкомат, карты, деньги, товары, ценники), показ
(действия Маши и Медведя).
9
• Практические: сюжетно-ролевая игра («Лесной Банкомат и Магазин»),
имитация трудовой деятельности, манипуляции с игровыми атрибутами (карты,
деньги).
• Проблемный метод: создание проблемных ситуаций (звери не знают
предназначения банкомата; Тигру не хватает денег).
• Игровые методы: использование игровой мотивации, сказочного сюжета,
персонажей, дидактических игр.
• Метод моделирования: моделирование реальных финансовых ситуаций в
игровой форме.
Материалы:
• Муляжи продуктов питания (ягоды, орехи, котлетки, рыбка, конфеты, бутылки
из-под йогурта и др.), корзинки, мешочки.
• Игровые деньги (монеты, купюры)
•
Игровые
банковские
карты
(старые
пластиковые
карточки,
визитки,
дисконтные карты)
• Муляж банкомата из картона с отверстиями.
• Детский прилавок для магазина, ценники с условными ценами.
• Муляжи «рабочих инструментов» для каждого зверя (метла, лопатка, топор,
удочка, кисточка и т.д.).
• Элементы костюмов/атрибуты для персонажей (ушки, хвостики, маски,
фартуки, шапки).
• Музыкальное сопровождение (фоновая музыка, звуковые эффекты).
Формы работы:
•
Фронтальная:
общая
беседа,
просмотр
инсценировки,
заключительная
рефлексия.
• Групповая: участие в инсценировке по ролям, совместные действия зверей
(«работа», «поход в магазин»).
• Индивидуальная: выполнение ребенком своей роли, ответы на вопросы, выбор
товаров.
• Театрализованная деятельность: сказка-инсценировка с активным участием
детей.
• Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Банкомат» как часть инсценировки.
10