Напоминание

Обучение детей старшего дошкольного возраста связной речи


Авторы: Папуша Галина Михайловна, Папуша Галина Папуша
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ №210 "Ладушки"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста связной речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СВЯЗНОЙ РЕЧИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

ОРИЕНТИРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Введение

Овладение связной речью представляет собой одну из центральных

задач речевого развития в дошкольном детстве и является

индикатором общей сформированности коммуникативной

компетентности личности. Для ребенка старшего дошкольного

возраста (5–7 лет) связная речь выступает не только как средство

общения, но и как инструмент мышления, планирования

деятельности, регуляции поведения, познания окружающего мира.

Качественный переход от ситуативной, контекстно-зависимой речи к

связному контекстному высказыванию знаменует собой важнейший

этап в подготовке к систематическому школьному обучению, где от

ребенка потребуется умение самостоятельно, логично и

последовательно излагать свои мысли как в устной, так и в будущей

письменной форме. Однако формирование связной речи не

происходит спонтанно; оно требует целенаправленного, системного

педагогического воздействия, построенного на четком понимании

психолингвистических закономерностей речевого онтогенеза. Цель

данной статьи заключается в комплексном анализе проблемы

обучения связной речи детей 5–7 лет, включающем рассмотрение

теоретических основ, ключевых диагностических параметров,

принципов организации педагогического процесса и современных

эффективных методических технологий.

1. Теоретико-методологические основы развития связной речи в

старшем дошкольном возрасте

Связная речь в психолингвистике определяется как единое смысловое

и структурное целое, обладающее относительной

самостоятельностью, законченностью и расчлененностью на

взаимосвязанные компоненты. Она реализуется в двух основных

формах: диалогической (разговорной) и монологической

(повествовательной, описательной, объяснительной). Каждая из этих

форм обладает своей спецификой, но их развитие в дошкольном

возрасте взаимосвязано и взаимообусловлено.

Теоретической основой для построения системы обучения служат

фундаментальные положения отечественной психологии и

лингводидактики.

1. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Согласно ей,

речь является главным орудием мышления и средством регуляции

высших психических функций. Развитие связной речи есть процесс

интериоризации социальных форм коммуникации. Сначала речь

существует как средство общения со взрослым (интерпсихическая

функция), затем ребенок начинает использовать ее для планирования

собственных действий, и она становится средством мышления

(интрапсихическая функция). Задача педагога – создавать «зону

ближайшего развития», предлагая образцы связных высказываний и

организуя совместную речевую деятельность.

2. Теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя). Речь

рассматривается как целенаправленная деятельность, имеющая

мотив, цель, план и результат. Обучение связной речи, таким

образом, должно быть направлено не на формальное

воспроизведение фраз, а на формирование умения решать

коммуникативные задачи: что-то сообщить, объяснить, убедить,

описать. Это требует обучения планированию высказывания: от

замысла к отбору языковых средств и построению текста.

3. Исследования онтогенеза детской речи (А.Н. Гвоздев, Ф.А.

Сохин). Были выделены этапы и закономерности становления

грамматического строя, синтаксиса и связности речи. Установлено,

что к старшему дошкольному возрасту при благоприятных условиях у

ребенка в основном складывается ядро языковой системы. Это

создает базу для перехода от усвоения отдельных элементов языка к

овладению навыками построения развернутых сообщений – текстов.

Акцент смещается с формы на содержание и структуру высказывания.

4. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого

развития (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина). Связная речь основывается

на ясных, богатых представлениях об окружающем мире. Чем полнее

воспринимается объект (зрительно, тактильно, на слух), чем активнее

ребенок с ним действует, тем богаче будет его последующее

описание или рассказ. Таким образом, развитие речи неразрывно

связано с обогащением чувственного опыта и развитием

познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления,

воображения).

2. Характеристика связной речи старшего дошкольника:

диагностические ориентиры и параметры оценки

Для эффективного педагогического воздействия необходимо четко

представлять возрастную норму и ключевые параметры, по которым

оценивается уровень развития связной речи у детей 5–7 лет. Эти

параметры служат одновременно и целями обучения, и критериями

диагностики.

1. Содержательность (смысловая целостность). Высказывание

должно иметь четкую тему и основную мысль, которые раскрываются

в содержании. Ребенок удерживает тему, не отвлекаясь на

посторонние детали, или, напротив, не упускает существенных

смысловых звеньев.

2. Структурная оформленность (последовательность и

связность). Это ключевой параметр для монологической речи.

Высказывание строится по логическому плану: зачин, основная часть

(развитие темы), концовка. Используются средства межфразовой

связи: лексические повторы, местоимения, синонимы, союзы («потому

что», «поэтому», «тогда», «вдруг»). Появляется умение

структурировать повествование по сериям картинок или составить

рассказ с четким сюжетом: экспозиция, завязка, развитие действия,

кульминация, развязка.

3. Лексико-грамматическая полнота и правильность. Высказывание

характеризуется достаточным объемом словаря, использованием

слов разных частей речи, в том числе обобщающих понятий,

прилагательных, наречий. Предложения становятся

распространенными, сложными (сложносочиненными и

сложноподчиненными). Грамматические ошибки носят единичный,

несистемный характер.

4. Выразительность и самостоятельность. Речь становится более

живой, эмоционально окрашенной за счет использования интонации,

образных средств (сравнений, эпитетов в собственной речи), прямой

речи персонажей. Ребенок способен создавать высказывание без

опоры на наглядность или прямые вопросы взрослого, лишь по

данному плану или теме.

5. Диалогическая компетентность. В диалоге ребенок проявляет

умение слушать и слышать собеседника, задавать вопросы,

поддерживать тему разговора, аргументированно высказывать

согласие или несогласие, строить ответ в зависимости от контекста

беседы.

Наличие устойчивых трудностей по одному или нескольким из этих

параметров может свидетельствовать о несформированности связной

речи и требует индивидуального коррекционно-развивающего

подхода.

3. Принципы и организационные формы обучения связной речи

Эффективное обучение строится на системе педагогических

принципов, обеспечивающих его научную обоснованность и

практическую результативность.

1. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода. Обучение

происходит не изолированно, а в процессе реальной или максимально

приближенной к реальности коммуникации. Педагог создает

мотивирующие речевые ситуации: нужно рассказать заболевшему

другу о прошедшей экскурсии, объяснить младшему брату правила

игры, составить письмо Деду Морозу, дать инструкцию для робота.

2. Принцип интеграции. Работа по развитию связной речи не

выделяется в отдельные «уроки речи», а органически вплетается во

все виды детской деятельности: игровую (сговор на игру,

распределение ролей, диалоги персонажей), познавательно-

исследовательскую (рассказ о проведенном опыте), продуктивную

(описание будущей постройки или рисунка), чтение художественной

литературы.

3. Принцип опоры на онтогенез. От диалога – к монологу; от пересказа

хорошо знакомого текста – к самостоятельному рассказыванию; от

описания конкретного предмета – к описанию сюжетной картины и

серии картин; от повествования по наглядной опоре – к

повествованию из личного опыта или творческому рассказу.

4. Принцип взаимосвязи работы над разными сторонами

речи. Развитие связной речи невозможно без параллельного

обогащения словаря, формирования грамматического строя,

совершенствования звуковой культуры и фонематического слуха. Все

эти линии развиваются в единстве.

5. Принцип наглядности и моделирования. Особенно важен на

начальных этапах формирования монологической речи. В качестве

наглядной опоры используются предметы, игрушки, картины, серии

иллюстраций. Эффективным приемом является использование

моделей и схем, которые наглядно представляют план будущего

высказывания (например, символы-заместители для

последовательного описания предмета: цвет, форма, размер,

материал, части, действия с ним).

Организационные формы работы включают:

Специально организованное обучение в форме тематических

занятий (развития речи), где отрабатываются конкретные умения

(составление описательного рассказа, пересказ литературного

произведения).

Совместная деятельность педагога с детьми в утренние и

вечерние часы, на прогулке: беседы на актуальные темы, обсуждение

событий, планирование дня.

Самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые игры,

драматизации, рассматривание книг и составление рассказов по ним.

4. Методические технологии и приемы развития диалогической и

монологической речи

Практическая реализация обозначенных принципов осуществляется

через систему конкретных методов и приемов.

4.1. Развитие диалогической речи.

Диалог является первичной, естественной формой общения и основой

для монолога.

Смысловые беседы. В отличие от бытового разговора, имеют

заранее определенную тему и цель («Зачем нужны правила?», «Что

такое героизм?», «Как мы готовимся к зиме?»). Педагог использует

открытые вопросы, требующие развернутого ответа, учит детей

задавать вопросы друг другу, аргументировать свою точку зрения,

дополнять высказывания сверстников.

Коммуникативные игры с правилами. Игры типа «Интервью» (один

ребенок – «знаменитость», другие – журналисты), «Угадай, о чем

спросил» (педагог дает ответ, дети должны восстановить вопрос),

«Продолжи диалог» (дается начало диалога двух персонажей, нужно

его логично закончить).

Игры-драматизации и театрализация. Разыгрывание готовых

диалогов из литературных произведений или импровизация диалогов

между персонажами требует учета характера героя, ситуации

общения, использования соответствующей интонации.

4.2. Развитие монологической речи.

Ведущими методами здесь являются пересказ и рассказывание.

1. Обучение пересказу.

Пересказ литературного образца учит ребенка подчинять свое

высказывание готовой композиции, обогащает лексику и грамматику.

Методика обучения: Первичное чтение текста с установкой на

запоминание. Беседа по содержанию с уточнением

последовательности событий, мотивов поступков героев. Повторное

чтение с установкой на пересказ. Составление плана пересказа (могут

использоваться пиктограммы, символы). Коллективный или

образцовый пересказ педагога по плану. Пересказ детьми (сначала

сильными, затем средними). Использование приемов: пересказ по

ролям (по диалогам), пересказ от лица одного из героев,

«драматический пересказ» с элементами драматизации.

2. Обучение рассказыванию.

Рассказывание по игрушкам и предметам. Описание единичной

игрушки, сравнение двух игрушек, составление сюжетного рассказа по

набору игрушек. Используется модель-схема описания.

Рассказывание по картине. Обучение идет от составления

предложений по отдельным фрагментам картины к составлению

описательного рассказа целиком. Используются приемы: «вхождение

в картину» (представь, что ты там находишься), прием вопросов-

планов, составление рассказа от лица одного из изображенных

персонажей.

Рассказывание по серии сюжетных картин. Формирует умение

видеть причинно-следственные и временные связи, строить

повествование. Дети учатся раскладывать картинки в логической

последовательности, составлять коллективный рассказ (один – по

первой картинке, другой – по второй и т.д.), а затем индивидуальный

связный рассказ по всей серии.

Рассказ из личного опыта. Наиболее сложная форма, требующая

умения отбирать значимые события, выстраивать их в

последовательности, формулировать оценочные суждения («Мне

больше всего понравилось…», «Было трудно, но…»). Темы должны

быть эмоционально значимы: «Как я провел выходной», «Мой

любимый праздник», «Мой лучший друг».

Творческое рассказывание (сочинение). Высшая форма

монологической речи. Включает:

o

Придумывание продолжения и окончания рассказа (педагог дает

начало).

o

Составление сказок (по аналогии со знакомой, по предложенным

персонажам, по опорным словам, по модели: герой – препятствие –

помощник – волшебное средство – победа).

o

«Банк творческих идей»: коллективное придумывание сюжета,

обсуждение возможных вариантов развития событий, а затем

индивидуальное или подгрупповое сочинение.

5. Создание развивающей речевой среды и роль педагога

Успех в формировании связной речи напрямую зависит от качества

речевой среды, которую создает взрослый. Педагог выступает как

главный носитель речевой культуры. Его речь должна быть образцом:

грамматически правильной, интонационно выразительной, логичной,

богатой.

Компоненты развивающей речевой среды:

Стимулирующая обстановка: наличие интересных объектов для

наблюдения и обсуждения (уголок природы, выставки детского

творчества, коллекции), разнообразные дидактические и настольно-

печатные игры, способствующие речевому развитию.

Организация «живого» общения: педагог избегает многословия в

организационных моментах, но активно вступает в содержательные

диалоги с детьми, проявляет искренний интерес к их высказываниям,

тактично исправляет ошибки не в момент выступления, а позже, в

форме правильного образца («Ты хотел сказать:

«Мы построили высокую башню»).

Тесное сотрудничество с семьей. Родителям разъясняется

важность чтения вслух, бесед с ребенком, совместного сочинения

историй. Их ориентируют на то, чтобы они не просто слушали ребенка,

но и задавали уточняющие вопросы, побуждали к развернутым

ответам, обогащали его впечатления, которые станут основой для

будущих рассказов.

Заключение

Обучение детей старшего дошкольного возраста связной речи – это

сложный, многокомпонентный педагогический процесс, требующий от

воспитателя глубокого понимания психологических механизмов

речепорождения и владения широким арсеналом методических

средств. Он не может быть сведен к эпизодическим упражнениям; это

системная работа, интегрированная в жизнедеятельность детского

сада и основанная на создании насыщенной, побуждающей к

высказыванию среды.

Теоретической основой такой работы является признание единства

познавательного, коммуникативного и речевого развития.

Практическая реализация предполагает четкое следование от

простого к сложному: от диалога к монологу, от пересказа к

самостоятельному творческому рассказу, при постоянной опоре на

наглядность, личный опыт и игровую мотивацию.

Результатом целенаправленной и систематической работы

становится формирование у ребенка связной контекстной речи

свободного, логичного, грамматически правильного и выразительного

изложения своих мыслей. Это достижение является не только

ключевым показателем речевой готовности к школе, но и

фундаментальной предпосылкой успешной учебной деятельности,

социальной адаптации и дальнейшего личностного развития ребенка.

Таким образом, инвестиции в качественное развитие связной речи в

дошкольном возрасте носят стратегический характер, определяя

траекторию интеллектуального и коммуникативного роста будущего

школьника.



В раздел образования