Автор: Терентьева Ирина Николаевна Должность: учитель информатики и икт Учебное заведение: МАОУ "ООШ №29" Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область Наименование материала: статья Тема: "Самообразование педагога" Раздел: среднее образование
Тема: Самообразование педагога
Самообразование
–
целенаправленная
познавательная
деятельность,
управляемая самой личностью.
Самообразование
–
это
важный
компонент
деятельности
как
обучающегося, так и педагога.
Успех самообразования познавательной деятельности ребенка зависит от
целого ряда компонентов:
1.Осознание необходимости в приобретении дополнительных знаний
2.Обладание необходимым умственным развитием и способностями
3.Умение отбирать знания необходимые для решения поставленной проблемы.
Внешний стимул к самообразованию – это мотив.
Мотив - это побудительная причина действия, повод к действию, движущая
сила учения.
Виды мотивов:
1) Мотивы непосредственно побуждающие: любовь к учителю, интересное
ведение учителем уроков, новые наглядные пособия;
2)
Мотивы
перспективно
побуждающие:
желание
заниматься
каким-либо
предметом; интерес к определенной деятельности.
3)Желание заслужить одобрение коллектива.
4)Могут
быть
и
отрицательные
мотивы,
такие
как:
страх
перед
строгим
учителем, нежелание иметь плохие оценки.
5)
Мотивы
интеллектуального
побуждения:
стремление
найти
ответ
на
волнующий вопрос.
6)
Мотивы
социальные:
сознание
долга
ответственности,
стремление
выработать мировоззрение, миропонимание окружающей действительности.
На самообразование влияют внешние и внутренние факторы:
Внешние факторы
Внутренние факторы
различные
предметы
и
я в л е н и я
окружающей среды, вызывающие интерес и
желание их познать;
приемы,
используемые
учителем:
домашний эксперимент.
стимулы,
применяемые
учителем,
выходящие
за
рамки
учебного
процесса.
стимулы,
заключающиеся
в
самом
учебном
процессе: привлечение новейших достижений
науки и техники, обзор литературы по теме,
показ практической значимости материала.
познавательней
интерес
к
определенной
о бл а с т и
знаний;
социально
значимые
мотивы (свое место в жизни,
осознание
значения
знаний,
самоусовер-шенствование).
Как утверждает Дейл Карнеги: на свете есть только один способ побудить
людей что-то сделать, и заключается он в том, чтобы заставить захотеть это
сделать.
Мы как педагоги должны стремится заставить захотеть своих обучающихся
изучать наш предмет.
Дейл Карнеги предлагает:
Используйте
идентификацию.
Подталкивайте
ваших
питомцев
к
нормальным человеческим желаниям. В трудных случаях учитель должен идти
от формы к содержанию, от эмоций к логике – тогда у него появится больше
шансов
заинтересовать
обучающихся
своими
целями.
Драматизируйте
свои
идеи, советует Д.Карнеги, подавайте их эффектно, ярко: говорите о том, что
интересует
обучающихся,
используйте
намерения,
которые
возникают
на
основе потребности; поощряйте желание добиться признания;
признавайте достоинства;
одобряйте успехи;
сделайте работу привлекательной;
дайте обучаемому шанс;
обращайтесь к самолюбию;
показывайте достижения;
хвалите.
Модернизация современного образования нацелена на построение и
реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования
человека на различных этапах его жизненного пути.
Прежде чем побуждать обучающихся к самообразованию, мы должны сами
самообразовываться, так как в условиях информационного общества, где
доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми
самообразование педагога неизбежно.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком
глаголов,
то
получится:
читать,
изучать,
апробировать,
анализировать,
наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и
приемы обучения
· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
· Периодически
проводить
самоанализ
своей
профессиональной
деятельности
· Совершенствовать
свои
знания
в
области
классической
и
современной
психологии и педагогики
· Систематически интересоваться событиями современной экономической,
политической и культурной жизни
· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Педагог должен самостоятельно добывать знания из различных источников,
использовать
эти
знания
в
профессиональной
деятельности
для
развития
личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний,
и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
•
Литература
(методическая,
научно-популярная,
публицистическая,
художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
Результат самообразования
Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?
• повышение качества преподавания предмета
•
разработанные
или
изданные
методические
пособия,
статьи,
учебники,
программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
•
выработка
методических
рекомендаций
по
применению
новой
информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским
технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
•
проведение
тренингов,
семинаров,
конференций,
мастер-классов,
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших
психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое
и аналитическое мышление, а также является необходимым условием