Авторы: Диулина Ольга Владиславовна, Азнагулова Лариса Александровна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Уватская СОШ"
Населённый пункт: село Уват
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Волшебство мягкости: мягкий знак"
Раздел: начальное образование
Волшебство мягкости: мягкий знак.
Цель: Научится определять мягкость согласного в словах.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение правильно обозначать мягкость согласного в
слове.
Формировать навык составления слов из букв данных в разброс.
Коррекционные:
Развивать орфографическую зоркость, в виде умения находить и исправлять
ошибки.
Совершенствовать умение подбирать слово по смыслу.
Развивать фонематические слух, посредством различения слов с мягким
знаком и без него.
Развитие звукового анализа.
Развитие внимания, мышления и речи.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Оборудование: компьютер, снежинки для воздушной струи, елочные
игрушки, разрезной текст, разрезные картинки.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Слайд 1
Добрый день ребята.
-Давайте пробудим наш мозг, выполним упражнение «Кулак ребро ладонь».
Молодцы!
Какое у нас время года? Докажите.
Посмотрите у вас на столах лежат снежинки.
Давайте возьмем ее в руку; подуем дружно на наши снежинки и
понаблюдаем, что будет происходить с ними.
Дует слабый ветер, и мы дуем тихо. Щеки не надуваем.
А теперь ветер усилился, и мы дуем чуть сильнее.
Поднялся сильный ветер, дуем сильно, щеки не надуваем.
Давайте еще раз подуем и посмотрим, куда мы сегодня отправимся.
Слайд 2. Сказочный лес
1.
Различение твердых и мягких звуков в конце слов
Посмотрите, какой красивый лес, но произошло несчастье- появился злодей и
заколдовал лес.
Слайд 3. Животные испугались и спрятались. Давайте их найдем?
Послушайте загадки и отгадайте их.
На экране последовательно появляются изображения животных, на
доску вывешиваются слова-отгадки.
Он на севере живёт,
Мох под снегом достаёт,
И имеет для врага
Два развесистых куста.
Щиплет ягель целый день,
Подскажите, кто? ...(олень)
Слайд 4
Кто умеет умываться
Без водички - языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком?
Кот
Слайд 5
Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
(Лось)
Слайд 6
-Посмотрим на доску.
Какое животное лишнее? Почему? (Кот, потому что это домашнее животное,
в конце слова звук Т твердый и нет мягкого знака).
-А как звучит последний согласный в остальных словах? (Звучит мягко).
-Давайте найдем на доске мягкий знак им дадим ему характеристику (не
обозначает звука, показатель мягкости предшествующего согласного).
Какой буквой мы обозначаем мягкость на письме? (Мягкий знак).
2. Обозначение мягкости согласных буквой Ь.
2.1. Работа с разрезными картинками
Посмотрите, нам пришло письмо, давайте его прочитаем.
Я злой колдун и очень стар,
Ваш мягкий знак с собой забрал.
Когда все заданья мои вы решите,
Свой мягкий знак освободите.
Слайд 7
Колдун приготовил для вас задания:
Вот для нас первое задание.
Ребята, что делают перелетные птицы осенью? (Улетаю в теплые края).
В нашем заколдованном лесу птицы не могут улететь, давайте им поможем?
Слайд 8
У вас на партах разрезные картинки, давайте соберем их и посмотрим, что у
нас получится. (Картинки с подписью лошадь и ель – без мягкого знака).
Какую букву забрал у нас колдун? (Мягкий знак).
-Давайте вставим пропущенную букву. Какое слово у вас получилось?
Прочитайте.
Слайд 9 Птицы улетают, давайте за ними понаблюдаем (Гимнастика для
глаз).
Вы справились с заданием, молодцы.
Посмотрите, ребята, колдун уменьшился, он теряет свои силы.
2.3. Изменение формы слова множественного числа в единственное
-Прочитайте слова на белом листе. Измените их так, чтобы они обозначали
один предмет. Какая буква появляется в конце слова? Почему мы напишем
мягкий знак?
Запишите
полученные
слова.
Подчеркните
ь
простым
карандашом,
согласную букву перед ним- зеленым
Кони-… Голуби-…
Лоси-… Гуси-…
Слайд 10. Колдун уменьшается
Снова вы справились с моим заданием, ну ничего от меня так просто не
избавиться.
2.4. Игра «Спрячь мягкий знак» (Физминутка).
У обучающихся на парте карточки с написанными слогами.
Ребята, давайте с вами попробуем спрятать мягкий знак в середину слова,
чтобы колдун его не нашел. Посмотрите по сторонам: на мебели вы увидите
слоги. Выберите подходящий слог к первому слогу, составьте слово. Устно с
каждым словом составьте предложение.
КИ
КОНЬ СО
НИ
КО
ПЕНЬ ДЫ
КИ
Слайд 11. Мнемотаблица на тему «Зима» (ключевое слово- коньки).
3.Закрепление умения обозначать мягкость согласных на письме
мягким знаком.
3.1. Работа с деформированными предложениями
Посмотрите, слова из предложений пропали. Сможете ли вы их правильно
вставить?
Малыш … яблоко.
На поляне красивая … .
3.2. Составление предложений из слов
Слайд 14. Колдун совсем маленький (Я слабею, но готов еще побороться).
Составьте предложения из данных слов. Вставьте, где необходимо, Ь
Запишите в тетрадь то, что у вас получилось.
У детей на партах карточки со словами из предложений
ел, ель
Заяц
сидит_
под
ел_ю
Сегодня
холод_ный
ден_
Слайд 15.
Молодцы ребята, мы расколдовали наш лес, освободили мягкий знак.
Колдун стал совсем маленький, меньше мягкого знака, и мы теперь его не
боимся.
4. Итог занятия
- Какая буква сегодня была похищена колдуном на занятии? (Мягкий знак)
- Для чего нужен мягкий знак? (Обозначает мягкость согласного в словах)
5. Рефлексия
- Ребята, я вам предлагаю украсить новогоднюю ель. Вам необходимо
выбрать игрушки:
Жёлтые – «На занятии мне было всё понятно»
Красные – «Не всё получалось сразу, но я старался»
Зелёные - «Мне многое непонятно. Мне нужна помощь.
Я злой колдун и очень стар,
Ваш мягкий знак с собой забрал.
Когда все заданья мои вы решите,
Свой мягкий знак освободите.
Кот
Лось
Олень
Заяц
сидит_
под
ел_ю
Сегодня
холод_ный
ден_
Лошад
Ел
Кони-… Голуби-…
Лоси-… Гуси-…
Кони-… Голуби-…
Лоси-… Гуси-…
КИ
КОНЬ
СО НИ
КО ПЕНЬ
ДЫ КИ
Малыш … яблоко.
На поляне красивая … . ел ель