Напоминание

Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с ребенком, имеющим ЗПР


Авторы: Барабанова Наталья Владимировна, Ануфриева Людмила Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ ЦППМСП "Центр диагностики и консультирования!
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарской обл
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с ребенком, имеющим ЗПР
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с

ребенком, имеющим ЗПР

Барабанова Н.В., учитель-дефектолог

Государственное бюджетное учреждение-центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»

г.о. Сызрань Самарской области

Эффективность

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми,

имеющими задержку психического развития, зависит от многих факторов.

Среди

них

учет

уровня

актуального

развития,

начало

оказания

коррекционной помощи, взаимосвязь между специалистами, работающими

с ребенком, взаимодействие с родителями.

Илья 8 л. 2 мес., ЗПР, ОНР 3 уровня. По мнению мамы, мальчик

развивался как обычный ребенок, только начал позднее говорить, чем

другие дети, был очень подвижным и невнимательным. Родители не

видели

больших

проблем

и

не

пытались

их

решить.

В

ходе

диагностического обследования было выявлено отставание в психическом

развитии ребенка по всем критериям развития. У ребенка отмечалось

недоразвитие речи, неустойчивость функции внимания, сужение обьема

механической памяти, конкретность, наглядность мышления, слабость

познавательной

активности,

эмоционально-личностная

незрелость,

недостаточность моторных и пространственных функций. В беседе с

мамой выяснилось, что в дошкольном возрасте мальчик плохо запоминал

стихи, быстро неразборчиво говорил и не любил принимать участие на

занятиях в детском саду. Большие трудности проявились при поступлении

ребенка в школу и как результат не усвоение школьной программы. В итоге

диагноз «задержка психического развития» был выставлен мальчику лишь

к 8 годам. За годы, ушедшие на постановку диагноза у мальчика

сформировались вторичные нарушения в виде невротических расстройств,

чувства неуверенности в себе, низкой самооценки. Всего этого можно было

бы избежать при раннем выявлении проблемы.

Родители приняли решение обратиться за помощью в ГБУ Центр

диагностики и консультирования, приступить к занятиям со специалистом.

Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в условиях

Центра предполагает решение следующих задач: первичная диагностика,

разработка

индивидуальной

коррекционно-развивающей

программы,

занятие с ребенком, консультирование родителей и педагогов по развитию,

обучению и воспитанию ребенка, привлечение других специалистов центра

к работе с

Деятельность

специалиста

заключается

в

отборе

содержания

коррекционно-развивающей работы на основе комплексного изучения

ребенка

и

осуществляется

с

позиции

индивидуально-

дифференцированного

подхода,

учитываются

индивидуальные

особенности и образовательные потребности ребенка. При выстраивании

тактики работы очень важно учитывать и такое явление как зона

ближайшего развития (Выготский Л.С.). Оно определяется как различие

между

уровнем

сложности

задач,

доступным

ребенку

при

самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с

помощью взрослых или в группе сверстников.

На основе полученных данных были определены направления работы:

1.Коррекция и развитие высших психических функций:

-развитие устойчивости и переключаемости внимания, при нахождении

отличий, копировании узоров или движений;

-следование инструкции при выполнении заданий;

-совершенствование зрительного восприятия, путем узнавания предметов,

букв,

цифр,

находящихся

в

непривычном

положении,

контурных,

схематичных изображений;

-развитие памяти, при запоминании картинок, слов, простейших считалок,

скороговорок, стихов, пересказе рассказов;

-развитие

аналитико-синтетической

деятельности

в

процессе

группирования предметов по определенным признакам, нахождения их

сходства и различия, пополнения обобщающих представлений, анализа

пространственных

отношений

между

предметами,

достраивания

простейших закономерностей, умозаключений, причинно-следственных

связей;

-развитие

коммуникативной

функции

речи,

понимание

инструкции,

обогащение словарного запаса, составление рассказа по серии сюжетных

картинок.

2.Коррекция пространственно-временных представлений путем развития

ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве, на листе бумаги,

закрепления знаний о частях суток, днях недели, месяцев в году.

3.Расширение круга представлений о предметах и явлениях окружающей

действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать

учебный материал.

4.Развитие

мелкой

моторики

при

выполнении

упражнений

на

регулирование силы нажима на карандаш в зависимости от формы

изображенного предмета, штрихование и раскрашивание рисунков, не

выходя за контуры.

В определенные сенситивные периоды развития ребенка происходит

резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям

из-за высокой пластичности нервной системы. Младший школьный

возраст является одним из таких периодов, поэтому дети отличаются

гибкостью психических процессов и их компенсаторные возможности

наиболее развиты, чем в более позднем возрасте. Они могут обучаться

новым

занятиям,

при

этом

велика

роль

родителей

в

совместной

деятельности с ребенком. Определенная просветительская работа была

проведена с родителями Ильи, поскольку важнейшим компонентом любой

программы помощи для ребенка с ограниченными возможностями

здоровья

является

поддержка

семьи.

Родители

как

участники

образовательного процесса, нуждаются в актуальной и достоверной

информации,

в

расширении

знаний

об

особенностях

задержки

психического развития и дальнейших рекомендациях. Не менее важным

направлением

семейного

воспитания

является

распространение

тех

умений, которые ребенок осваивает на занятиях со специалистом. Таким

образом, задача родителей состоит в создании «естественных» ситуаций, в

которых Илья сможет закрепить освоенные знания, преобразуя их в навык.

В ходе диагностического обследования возникла необходимость

привлечения специалистов другой направленности: педагога-психолога и

учителя-логопеда. Родители были проконсультированы по развитию

личностных

компонентов

познавательной

деятельности

мальчика

(познавательная

активность,

самостоятельность,

произвольность),

преодолению

интеллектуальной

пассивности,

осуществлению

самоконтроля, самооценки и мотивации к обучению через похвалу,

поощрение ребенка за успехи в деятельности. Получили информацию по

коррекции нарушений письменной речи.

Педагог образовательной

организации, в которой обучается Илья, проинформирован о том, что

мальчику в данный период недоступно обучение по программе массовой

школы, усвоение которой не соответствует темпу и индивидуальному

развитию ребенка.

Даны рекомендации по обучению и воспитанию

ребенка по Адаптированной образовательной программе начального

общего образования обучающихся с задержкой психического развития,

обеспечивающая

коррекцию

нарушений

развития

и

социальную

адаптацию.

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи детям с

задержкой психического развития позволяют значительно снизить риск

возникновения проблем в обучении. В условиях современного обучения

все

более

важная

роль

отводится

психолого-педагогическому

сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.



В раздел образования