Авторы: Барабанова Наталья Владимировна, Ануфриева Людмила Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ ЦППМСП "Центр диагностики и консультирования!
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарской обл
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с ребенком, имеющим ЗПР
Раздел: среднее профессиональное
Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с
ребенком, имеющим ЗПР
Барабанова Н.В., учитель-дефектолог
Государственное бюджетное учреждение-центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»
г.о. Сызрань Самарской области
Эффективность
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
имеющими задержку психического развития, зависит от многих факторов.
Среди
них
учет
уровня
актуального
развития,
начало
оказания
коррекционной помощи, взаимосвязь между специалистами, работающими
с ребенком, взаимодействие с родителями.
Илья 8 л. 2 мес., ЗПР, ОНР 3 уровня. По мнению мамы, мальчик
развивался как обычный ребенок, только начал позднее говорить, чем
другие дети, был очень подвижным и невнимательным. Родители не
видели
больших
проблем
и
не
пытались
их
решить.
В
ходе
диагностического обследования было выявлено отставание в психическом
развитии ребенка по всем критериям развития. У ребенка отмечалось
недоразвитие речи, неустойчивость функции внимания, сужение обьема
механической памяти, конкретность, наглядность мышления, слабость
познавательной
активности,
эмоционально-личностная
незрелость,
недостаточность моторных и пространственных функций. В беседе с
мамой выяснилось, что в дошкольном возрасте мальчик плохо запоминал
стихи, быстро неразборчиво говорил и не любил принимать участие на
занятиях в детском саду. Большие трудности проявились при поступлении
ребенка в школу и как результат не усвоение школьной программы. В итоге
диагноз «задержка психического развития» был выставлен мальчику лишь
к 8 годам. За годы, ушедшие на постановку диагноза у мальчика
сформировались вторичные нарушения в виде невротических расстройств,
чувства неуверенности в себе, низкой самооценки. Всего этого можно было
бы избежать при раннем выявлении проблемы.
Родители приняли решение обратиться за помощью в ГБУ Центр
диагностики и консультирования, приступить к занятиям со специалистом.
Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в условиях
Центра предполагает решение следующих задач: первичная диагностика,
разработка
индивидуальной
коррекционно-развивающей
программы,
занятие с ребенком, консультирование родителей и педагогов по развитию,
обучению и воспитанию ребенка, привлечение других специалистов центра
к работе с
Деятельность
специалиста
заключается
в
отборе
содержания
коррекционно-развивающей работы на основе комплексного изучения
ребенка
и
осуществляется
с
позиции
индивидуально-
дифференцированного
подхода,
учитываются
индивидуальные
особенности и образовательные потребности ребенка. При выстраивании
тактики работы очень важно учитывать и такое явление как зона
ближайшего развития (Выготский Л.С.). Оно определяется как различие
между
уровнем
сложности
задач,
доступным
ребенку
при
самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с
помощью взрослых или в группе сверстников.
На основе полученных данных были определены направления работы:
1.Коррекция и развитие высших психических функций:
-развитие устойчивости и переключаемости внимания, при нахождении
отличий, копировании узоров или движений;
-следование инструкции при выполнении заданий;
-совершенствование зрительного восприятия, путем узнавания предметов,
букв,
цифр,
находящихся
в
непривычном
положении,
контурных,
схематичных изображений;
-развитие памяти, при запоминании картинок, слов, простейших считалок,
скороговорок, стихов, пересказе рассказов;
-развитие
аналитико-синтетической
деятельности
в
процессе
группирования предметов по определенным признакам, нахождения их
сходства и различия, пополнения обобщающих представлений, анализа
пространственных
отношений
между
предметами,
достраивания
простейших закономерностей, умозаключений, причинно-следственных
связей;
-развитие
коммуникативной
функции
речи,
понимание
инструкции,
обогащение словарного запаса, составление рассказа по серии сюжетных
картинок.
2.Коррекция пространственно-временных представлений путем развития
ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве, на листе бумаги,
закрепления знаний о частях суток, днях недели, месяцев в году.
3.Расширение круга представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать
учебный материал.
4.Развитие
мелкой
моторики
при
выполнении
упражнений
на
регулирование силы нажима на карандаш в зависимости от формы
изображенного предмета, штрихование и раскрашивание рисунков, не
выходя за контуры.
В определенные сенситивные периоды развития ребенка происходит
резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям
из-за высокой пластичности нервной системы. Младший школьный
возраст является одним из таких периодов, поэтому дети отличаются
гибкостью психических процессов и их компенсаторные возможности
наиболее развиты, чем в более позднем возрасте. Они могут обучаться
новым
занятиям,
при
этом
велика
роль
родителей
в
совместной
деятельности с ребенком. Определенная просветительская работа была
проведена с родителями Ильи, поскольку важнейшим компонентом любой
программы помощи для ребенка с ограниченными возможностями
здоровья
является
поддержка
семьи.
Родители
как
участники
образовательного процесса, нуждаются в актуальной и достоверной
информации,
в
расширении
знаний
об
особенностях
задержки
психического развития и дальнейших рекомендациях. Не менее важным
направлением
семейного
воспитания
является
распространение
тех
умений, которые ребенок осваивает на занятиях со специалистом. Таким
образом, задача родителей состоит в создании «естественных» ситуаций, в
которых Илья сможет закрепить освоенные знания, преобразуя их в навык.
В ходе диагностического обследования возникла необходимость
привлечения специалистов другой направленности: педагога-психолога и
учителя-логопеда. Родители были проконсультированы по развитию
личностных
компонентов
познавательной
деятельности
мальчика
(познавательная
активность,
самостоятельность,
произвольность),
преодолению
интеллектуальной
пассивности,
осуществлению
самоконтроля, самооценки и мотивации к обучению через похвалу,
поощрение ребенка за успехи в деятельности. Получили информацию по
коррекции нарушений письменной речи.
Педагог образовательной
организации, в которой обучается Илья, проинформирован о том, что
мальчику в данный период недоступно обучение по программе массовой
школы, усвоение которой не соответствует темпу и индивидуальному
развитию ребенка.
Даны рекомендации по обучению и воспитанию
ребенка по Адаптированной образовательной программе начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития,
обеспечивающая
коррекцию
нарушений
развития
и
социальную
адаптацию.
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи детям с
задержкой психического развития позволяют значительно снизить риск
возникновения проблем в обучении. В условиях современного обучения
все
более
важная
роль
отводится
психолого-педагогическому
сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.