Напоминание

"Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях мульткультурного общества"


Автор: Филиппова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ Лицей № 67 с/п д/с "Русалочка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях мульткультурного общества"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях мульткультурного общества. Филиппова Т.И., МБУ лицей 67, с/п «Русалочка» Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Э.К. Суслова Современный мир отличается политическим, социокультурным, аксиологическим разнообразием, в котором потенциально присутствуют возможности и для позитивного развития отношений, и для конфликтности. Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты насилия и терроризма вызвали принятие международных документов в области воспитания толерантности подрастающих поколений. Так, осознание объективно сложившейся ситуации привело государства – члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования , науки и культуры к принятию Декларации принципов толерантности (1995 г.). В преамбуле характеризуется современная социокультурная ситуация в мире, где участились акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития. Значимость толерантности каждого человека и государств заявлена как важнейший принцип и необходимое условие мира и социально-экономического развития всех народов. В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций». В законе РФ «Об образовании» говорится: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей». Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразен: они дружат, ябедничают, ссорятся и мирятся, обижаются и ревнуют – все это протекает без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. В нашем ДОУ, где много детей татарской, чувашской, мордовской и других национальностей, взаимоотношения в первые годы посещения детского сада протекают острее и сложнее. Испытывая кризис детской толерантности, мы пришли к выводу, что методическая работа в дошкольном учреждении должна осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях для достижения позитивной результативности: - совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по воспитанию толерантных отношений; - приобщение дошкольников к народной культуре; - вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций, укладов, стереотипов и настроений семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности ,а также развитию различных форм сотрудничества. В дошкольном учреждении был оборудован мини-музей, в котором органично представлены основные культуры. С желанием откликнулись сотрудники ДОУ и родители на оснащение музея. Каждый приносил из своего дома старинные предметы быта, утварь. Особую ценность сейчас представляет медный самовар, которому 105 лет, колыбель, специально изготовленная по старинным эскизам для воспитанника детского сада, кочерга, ухват, керосиновая лампа, утюг на углях, лампадка и икона, старинная прялка, домотканые половики и вышитые рушники, наволочки и простыни. Результаты работы мини-музея свидетельствуют об огромных потенциальных возможностях его использования не только в процессе поликультурного, но и нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников. Следующим этапом стала работа с родителями воспитанников. Взрослых просили, как можно больше общаться с детьми в домашних условиях на русском языке, так как, приходя в детский сад и не понимая русской речи, ребенок испытывает серьезные трудности. Изучались обряды, традиции, изготавливались костюмы; проигрывались сцены сказок, каждого отдельного народа; знакомились с особенностями национальной кухни; играли в сюжетно-ролевые игры, а потом готовились и вместе с родителями проводили встречи, посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех не только в дошкольном учреждении, но и в нашем городе. Педагогами ДОУ был составлен цикл непосредственно образовательной деятельности с детьми по следующим темам: 1. Народная песня: «Русская народная песня», «Татарская народная песня». 2. Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарские колыбельные песни», «Чувашские колыбельные песни». 3. Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка». 4. История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты». 5. Народный танец: «Русский народный танец», «Татарский народный танец», «Чувашский народный танец». 6. Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры». Была организована систематическая работа клуба для родителей по поликультурному воспитанию дошкольников. Разработана тематика прогулок, экскурсий и походов за территорию детского сада, где в интерактивной форме решалась задача межнационального воспитания дошкольников. Итогом работы стало ежегодное празднование русских праздников «Рождество», «Пасха», «Березка», татарской встречи весны «Курбан Байрам», «Сабантуй»; чувашского «Куклеме» (завершение уборочных работ). Каждый праздник сопровождается национальными танцами, развлечениями, конкурсами, спортивными национальными играми под руководством специалистов детского сада. Праздник всегда заканчивается чаепитием с различными сладостями: русской и татарской выпечкой и другими национальными угощениями. От таких праздников становится тепло на душе и по-семейному уютно всем собравшимся. Никто не обделен счастьем семейного взаимопонимания. Сегодня дети угощают друг друга татарским кекешем, а завтра крашеными яйцами и куличами. Весь педагогический процесс воспитания толерантности у дошкольников в ДОУ строится на основе следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная); - интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов Поволжья; - использование взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель»; - осуществление воспитательной работы на основе народной культуры; - обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников. Анализ деятельности детского сада показал, что народное творчество своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Обращение к своему внутреннему миру создает первые ступеньки к положительному отношению к окружающим. Наши дети вместе играют в песочнице, где татарские и русские мальчишки строят Мечеть и Великий Храм, а девочки переодеваются в мусульманские наряды. Играя в семью, ребята дают куклам такие имена, как Таня, Руслан, Альберт и др. А на большие праздники мамы приносят угощения: русские блины, татарский чак-чак, мордовские лепешки. И уже в течение многих лет мы не знаем таких понятий, как «острые и сложные взаимоотношения», «несформированность детской толерантности». Эти проблемы у нас не живут! Литература 1. Абсалямова, А.Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ // Управление ДОУ. – 2004. - №3 – С. 50-56. 2. Еремина, Р.А. Игровые упражнения по формированию у детей готовности к сотрудничеству в образовательном пространстве / Р.А. Еремина, Л.В. Карпушкина. – М., 2008. – 70 с.


В раздел образования