Автор: Ильина Оксана Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ ЦРР-д/с № 30 "Лесная сказка"
Населённый пункт: Арсеньев
Наименование материала: опыт работы
Тема: Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Нравственное
воспитание детей
дошкольного возраста
Презентацию подготовила: воспитатель МДОБУ ЦРР д/с №30
«Лесная сказка» Ильина Оксана Григорьевна
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной
речи начинается с малого-с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно
расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её
истории, прошлому и настоящему ко всему человечеству»
Д.С. Лихачев
•
Нравственное воспитание – это целенаправленное и
систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение
воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,
соответствующих требованиям общественной морали.
•
Существуют несколько способов развить нравственные качества
дошкольников: личным примером, чтением литературных произведений,
учебой, игрой, трудовой деятельностью, творчеством.
Детские учреждения проводят работу по всем направлениям, создавая базу для
общеобразовательной школы.
Получаемые знания
слоями закладываются
в
сознании, образуя совокупность личных качеств.
Осуществление нравственного воспитания предполагает
знание содержания тех отношений личности, которые лежат
в основе ее нравственных качеств:
•
отношение к родине,
стране,
политике государства,
к другим странам и
народам (гражданственность, патриотизм, уважение к др. народам и странам)
•
отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура
общения и др.)
•
отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.)
•
отношение к труду (трудолюбие, добросовестность,
ответственность, дисциплинированность и др.)
•
отношение к природе, материальным ценностям,
общественному достоянию (экологическая
культура, бережливость, забота о сохранении
общественного достояния, личных вещей)
Для нравственного развития дошкольников
преподаватели используют следующие приемы:
•
Творческая работа, произведения литературы и музыки, изобразительное искусство.
Художественные образы помогают описать ощущения людей в разных обстоятельствах,
а также собственные чувства посредством слова, рисунка, мелодии.
•
Соприкосновение с природой прибавляет жизненных сил, знакомит с принципами
взаимодействия живых существ, позволяет проявиться истинным чувствам ребенка.
•
Собственная деятельность. Играя, обучаясь,
трудясь, занимаясь творчеством, ребенок
передает свое эмоциональное состояние,
обучается общению с ребятами, постигает понятия
нравственности.
•
Обстановка, окружающая дошкольника, влияет на
процесс воспитания нравственности. В детсаду она
создается воспитателями и ровесниками.
Определение нравственного
воспитания детей складывается из
трех составляющих: отношения к
себе, окружающим, живой природе.
В зависимости от возраста,
необходимы разные воспитательные
методы.
Принципы нравственного воспитания
дошкольников
•
единства и целостности воспитательного процесса
(установление преемственности между задачами,
содержанием и методами нравственного воспитания на
всех этапах возрастного развития);
•
воспитания детей в коллективе (педагог постепенно
формирует группу детей как первичный коллектив, для
которого характерны элементы взаимопомощи);
•
требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности
(уважение к личности воспитанника означает веру в его силы, проявление
доброжелательности, чуткости);
•
учета возрастных и индивидуальных
особенностей детей (воспитатель должен
хорошо знать своих воспитанников, учитывать
темперамент, черты характера, жизненный и
нравственный опыт ребенка, особенности
эмоциональной сферы);
•
единство воздействий на чувства, сознание и
поведение детей (требует комплексного подхода к
ребенку при выборе средств и методов
нравственного воспитания);
•
систематичности и последовательности;
•
единства требований к детям в детском саду и
семье.
Условия нравственного воспитания
дошкольников
•
моральный облик педагога. У педагога должна быть
развита эмпатия – эмоциональная отзывчивость на
переживания ребенка, чуткость; личностные качества:
педагогический такт, педагогическая зоркость,
педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия;
педагог должен обладать высоким общекультурным
уровнем;
•
организация предметно-развивающей среды.
•
организация совместного образа жизни
детей;
•
организация работы на занятиях и в
повседневной жизни (игры, беседы, создание
проблемных ситуаций и пр.);
•
комплексное использование методов
нравственного воспитания.
•
осуществление нравственного воспитания в
процессе всей педагогической работы с
дошкольниками.
Средствами нравственного воспитания являются:
художественные средства (ознакомление с худ. литературой,
музыкой);
природа (знания о природе вызывают желание заботиться о
растениях и животных);
собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная
деятельность);
окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть
пропитана доброжелательностью, любовью);