Напоминание

"Стратегии управления рисками в логистике"


Авторы: Селезнюк Илона Эдуардовна, Бондаренко Ирина Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ЕТЭМ ФГБОУ ВО "ДонГУ"
Населённый пункт: Енакиево
Наименование материала: Статья
Тема: "Стратегии управления рисками в логистике"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ЛОГИСТИКЕ

Введение

Современная логистика представляет собой сложную,

многоуровневую систему, охватывающую процессы планирования,

организации, выполнения и контроля движения товаров, услуг и

связанной с ними информации от точки происхождения до точки

потребления с целью удовлетворения потребностей клиентов при

оптимальных затратах. Динамичность рынков, глобализация,

усиление конкуренции, технологические инновации и возрастающая

сложность цепочек поставок экспоненциально увеличивают

вероятность возникновения непредвиденных событий, способных

нарушить нормальное функционирование логистических операций.

Эти события, получившие название логистических рисков, могут

привести к значительным финансовым потерям, снижению качества

обслуживания клиентов, потере репутации и, в конечном итоге, к

снижению конкурентоспособности компании. Следовательно,

эффективное управление рисками в логистике является не просто

желательным, а критически важным элементом стратегического

управления любой организации, стремящейся к устойчивому развитию

и поддержанию своего положения на рынке.

1. Понятие и классификация логистических рисков

Логистический риск может быть определен как вероятность

возникновения нежелательного события в рамках логистической

цепочки, которое приведет к отклонению от плановых показателей,

причинит ущерб и потребует принятия компенсирующих мер. Эти

риски являются неотъемлемой частью любой логистической

деятельности и могут возникать на различных этапах – от закупок

сырья до доставки готовой продукции потребителю.

Для систематического анализа и управления логистическими рисками

их классифицируют по ряду оснований. Одна из ключевых

классификаций выделяет риски по их природе и источнику

возникновения:

Операционные риски: Связаны с повседневным

осуществлением логистических операций. К ним относятся:

o

Риски, связанные с транспортировкой: Аварии, задержки

транспортных средств, повреждение груза в пути,

несоблюдение сроков доставки, угон транспорта,

изменения в расписании.

o

Риски, связанные со складированием: Повреждение

продукции на складе (из-за условий хранения,

человеческого фактора, стихийных бедствий), ошибки при

комплектации заказов, неэффективное использование

складских площадей, сбои в работе складского

оборудования, кражи.

o

Риски, связанные с обработкой заказов: Ошибки при

приеме и вводе данных, неверное формирование заказов,

несвоевременная отгрузка, некорректное выставление

счетов.

o

Риски, связанные с управлением запасами: Избыточные

запасы, приводящие к замораживанию капитала и

увеличению затрат на хранение; дефицит запасов,

приводящий к упущенным продажам и

неудовлетворенности клиентов; устаревание или порча

запасов.

o

Риски, связанные с персоналом: Недостаточная

квалификация сотрудников, текучесть кадров, ошибки,

допущенные по невнимательности или неопытности,

конфликты внутри коллектива.

Стратегические риски: Связаны с долгосрочными решениями и

общим направлением развития логистической системы. К ним

относятся:

o

Риски, связанные с выбором

поставщиков/партнеров: Ненадежность поставщика,

низкое качество поставляемой продукции, банкротство

партнера, нарушение договорных обязательств.

o

Риски, связанные с выбором каналов

распределения: Неэффективность выбранной

дистрибьюторской сети, проблемы с франчайзинговыми

партнерами, изменение потребительских предпочтений,

ведущее к снижению спроса на определенных рынках.

o

Риски, связанные с технологическими

изменениями: Отставание от конкурентов в использовании

новых технологий (автоматизация складов, системы

управления транспортом), неспособность интегрировать

новые решения.

o

Риски, связанные с рыночной конкуренцией: Появление на

рынке новых игроков с более выгодными предложениями,

ценовые войны, агрессивные маркетинговые стратегии

конкурентов.

Внешние (макроэкономические и политические)

риски: Возникают вне непосредственного контроля компании, но

оказывают существенное влияние на логистические процессы.

o

Экономические риски: Инфляция, колебания валютных

курсов, рецессия, изменение спроса на рынке,

нестабильность цен на сырье и топливо.

o

Политические и правовые риски: Изменение

законодательства (таможенные правила, налоги, нормы

безопасности), политическая нестабильность в регионах

операций, торговые войны, санкции, коррупция.

o

Природные и экологические риски: Стихийные бедствия

(землетрясения, наводнения, ураганы), пандемии,

изменения климата, техногенные катастрофы.

o

Социальные риски: Социальные волнения, забастовки,

изменения в потребительских предпочтениях,

демографические сдвиги.

2. Процесс управления рисками в логистике

Управление рисками в логистике представляет собой непрерывный,

циклический процесс, включающий в себя несколько ключевых этапов:

2.1. Идентификация рисков

Первый и, пожалуй, наиболее важный этап – это выявление всех

потенциальных рисков, которые могут повлиять на логистическую

систему. Эффективная идентификация требует системного подхода и

привлечения экспертов из различных областей логистики. Методы

идентификации включают:

Мозговой штурм: Совместное обсуждение с участием ключевых

сотрудников логистического отдела, закупщиков, менеджеров по

продажам, транспортных специалистов.

Анализ опыта прошлых инцидентов: Изучение отчетов о

происшествиях, аналитических записок по случаям сбоев в

прошлом.

Экспертные оценки: Привлечение внешних консультантов или

опытных специалистов для оценки потенциальных угроз.

SWOT-анализ: Анализ внутренних сильных и слабых сторон

компании, а также внешних возможностей и угроз.

Анализ контрольных списков (чек-листов): Использование

заранее разработанных списков типовых логистических рисков.

Изучение отраслевых отчетов и прогнозов: Анализ

информации о тенденциях и потенциальных угрозах в

логистической отрасли.

2.2. Анализ и оценка рисков

После идентификации риски подвергаются анализу для определения

их потенциального воздействия и вероятности возникновения. Это

позволяет ранжировать риски по степени их значимости и

сосредоточить усилия на наиболее критичных.

Оценка вероятности: Определение вероятности наступления

того или иного события. Может быть качественной (низкая,

средняя, высокая) или количественной (процентное

соотношение, частота событий).

Оценка воздействия (последствий): Определение масштаба

ущерба, который может быть нанесен в случае реализации

риска. Воздействие может измеряться в финансовых потерях,

потерянных клиентах, снижении качества обслуживания,

репутационном ущербе, задержках в производственных

процессах.

Ранжирование рисков: Соотнесение вероятности и

воздействия позволяет определить уровень риска. Часто

используется матрица рисков, где риски с высокой вероятностью

и высоким воздействием считаются критическими.

2.3. Разработка стратегий реагирования на риски

На основе анализа рисков разрабатываются стратегии их

минимизации, предотвращения или управления. Существует четыре

основные стратегии реагирования на риски:

Избегание риска: Отказ от деятельности или решения, которое

несет в себе неприемлемый уровень риска. Например, отказ от

сотрудничества с ненадежным поставщиком, изменение

маршрута доставки в потенциально опасный регион.

Снижение риска: Принятие мер для уменьшения вероятности

наступления нежелательного события или снижения масштаба

его последствий. Это наиболее распространенная стратегия.

Примеры: диверсификация поставщиков, внедрение систем

контроля качества, страхование грузов, обучение персонала,

разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях.

Передача риска: Передача ответственности за последствия

риска третьей стороне. Основной инструмент – страхование.

Другие формы включают аутсорсинг определенных

логистических функций, заключение договоров с фиксированной

ответственностью.

Принятие риска: Осознанное принятие риска, когда вероятность

его наступления низкая, а потенциальный ущерб незначителен,

либо затраты на его минимизацию превышают потенциальный

ущерб. В этом случае компания может создать резервный фонд

для покрытия возможных убытков.

2.4. Реализация стратегий и мониторинг

После разработки стратегий необходимо их внедрение и постоянный

мониторинг эффективности.

Внедрение: Интеграция разработанных мер в операционные

процессы, назначение ответственных за их выполнение,

выделение необходимых ресурсов.

Мониторинг: Постоянное отслеживание ситуации, выявление

новых рисков, оценка эффективности уже принятых мер,

корректировка стратегий при необходимости. Логистика –

динамичная среда, поэтому управление рисками должно быть

непрерывным процессом.

3. Ключевые стратегии управления рисками в логистике

Рассмотрим более подробно конкретные стратегии, применяемые для

управления различными типами логистических рисков.

3.1. Диверсификация

Диверсификация является одним из наиболее эффективных способов

снижения рисков, связанных с зависимостью от одного источника или

метода.

Диверсификация поставщиков: Работа с несколькими

поставщиками сырья, комплектующих или услуг. Это снижает

зависимость от одного партнера и позволяет быстро

переключиться на другого в случае сбоев или прекращения

поставок.

Диверсификация транспортных маршрутов и видов

транспорта: Использование различных логистических

операторов, альтернативных маршрутов, комбинации

автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного

транспорта. Это позволяет минимизировать влияние задержек,

аварий или закрытия отдельных транспортных артерий.

Диверсификация складов: Размещение складских мощностей

в разных географических точках. Это обеспечивает

непрерывность снабжения в случае возникновения проблем на

одном из складов (например, из-за стихийного бедствия).

Диверсификация рынков сбыта: Работа с клиентами в

различных регионах и странах. Это снижает уязвимость перед

локальными экономическими или политическими кризисами.

3.2. Планирование на случай чрезвычайных ситуаций

Разработка четких планов действий на случай возникновения

определенных нежелательных событий является критически важной

для минимизации их последствий.

Планы восстановления после сбоев: Документы,

описывающие процедуры, которые необходимо предпринять для

восстановления логистических операций после серьезных

аварий, стихийных бедствий или других форс-мажорных

обстоятельств.

Планы обеспечения непрерывности бизнеса: Более широкие

планы, охватывающие не только логистические, но и все

критически важные бизнес-процессы компании, чтобы

обеспечить минимальное прерывание деятельности.

Сценарийное планирование: Разработка и анализ различных

сценариев развития событий (например, резкое повышение цен

на топливо, закрытие границы) и подготовка соответствующих

ответных мер.

3.3. Технологические решения и автоматизация

Внедрение современных технологий играет ключевую роль в

снижении операционных рисков и повышении прозрачности цепочек

поставок.

Системы управления транспортом: Позволяют

оптимизировать маршруты, отслеживать перемещение грузов в

режиме реального времени, управлять фрахтовыми ставками,

автоматизировать документооборот, что снижает вероятность

задержек и ошибок.

Системы управления складом: Обеспечивают точный учет

товарных запасов, оптимизируют процессы приемки,

размещения, комплектации и отгрузки, снижая риск ошибок и

повреждения продукции.

Системы отслеживания и мониторинга: Использование GPS,

RFID-меток, телематических систем позволяет получать

актуальную информацию о местонахождении и состоянии груза,

своевременно реагировать на отклонения.

Искусственный интеллект и машинное

обучение: Применяются для прогнозирования спроса,

оптимизации запасов, выявления аномалий и потенциальных

рисков в реальном времени.

Блокчейн: Повышает прозрачность и безопасность цепочек

поставок, обеспечивая неизменность данных о транзакциях и

перемещении товаров, что снижает риски мошенничества и

ошибок.

3.4. Страхование

Страхование является классическим методом передачи рисков.

Страхование грузов: Покрытие убытков, связанных с

повреждением, утратой или хищением груза во время

транспортировки.

Страхование ответственности перевозчика: Защита от

претензий третьих лиц в случае причинения ущерба их

имуществу в процессе перевозки.

Страхование от перерывов в

производстве/поставках: Покрытие финансовых потерь,

связанных с невозможностью осуществления производственной

деятельности или доставки продукции из-за форс-мажорных

обстоятельств.

3.5. Управление отношениями с поставщиками и клиентами

Прочные, доверительные отношения с партнерами по цепочке

поставок способствуют снижению рисков.

Тщательный выбор и оценка

поставщиков/партнеров: Проведение аудитов, анализ

финансового состояния, репутации, производственных и

логистических возможностей потенциальных партнеров.

Разработка четких договорных условий: Включение в

договоры положений, регулирующих ответственность сторон,

порядок действий в случае непредвиденных ситуаций, форс-

мажорные обстоятельства.

Регулярное взаимодействие и обмен

информацией: Поддержание открытого диалога с партнерами,

своевременное информирование о возможных проблемах и

изменениях.

3.6. Управление человеческим фактором

Ошибки, неквалифицированные действия или недобросовестность

персонала являются частым источником логистических рисков.

Обучение и развитие персонала: Постоянное повышение

квалификации сотрудников, проведение тренингов по

безопасной эксплуатации оборудования, процедурам работы,

управлению стрессом.

Системы мотивации и контроля: Создание системы

мотивации, направленной на повышение качества работы и

снижение количества ошибок, а также внедрение систем

контроля для предотвращения недобросовестных действий.

Культура безопасности: Формирование в компании культуры,

где безопасность и ответственность являются приоритетом для

каждого сотрудника.

3.7. Использование резервов

Создание буферных запасов или резервных мощностей позволяет

справиться с непредвиденными колебаниями спроса или

предложения.

Буферные запасы: Создание дополнительного запаса

критически важных товаров или комплектующих для покрытия

возможных задержек в поставках или пиковых нагрузок.

Резервные транспортные средства или складские

мощности: Наличие договоренностей с операторами или

собственных резервных ресурсов, которые могут быть

задействованы в случае необходимости.

4. Интеграция управления рисками в общую логистическую

стратегию

Управление рисками должно быть интегрировано в общую

логистическую стратегию компании, а не рассматриваться как

отдельная, изолированная функция. Это означает, что вопросы

управления рисками должны учитываться при принятии всех

ключевых логистических решений:

При выборе поставщиков: Оценка их надежности и

потенциальных рисков.

При разработке логистических маршрутов: Учет

геополитической ситуации, климатических условий, состояния

инфраструктуры.

При проектировании складских систем: Планирование с

учетом возможных сбоев и чрезвычайных ситуаций.

При выборе технологических решений: Оценка их

надежности, безопасности и способности интегрироваться с

существующими системами.

При формировании ценовой политики: Учет возможных

дополнительных расходов, связанных с управлением рисками.

5. Вызовы и тенденции в управлении логистическими рисками

Современный мир логистики сталкивается с новыми вызовами,

которые трансформируют подходы к управлению рисками:

Увеличение волатильности цепочек поставок: Глобальные

события (пандемии, геополитические конфликты) показали

хрупкость глобальных логистических сетей, что требует более

гибких и устойчивых стратегий.

Рост киберугроз: Автоматизация и цифровизация

логистических процессов увеличивают уязвимость перед

кибератаками, которые могут привести к полной остановке

операций.

Усиление внимания к ESG-факторам: Риски, связанные с

экологией, социальной ответственностью и корпоративным

управлением, приобретают все большее значение. Компании

должны учитывать не только экономические, но и этические,

экологические аспекты своей деятельности.

Повышение требований к прозрачности: Требования

клиентов и регуляторов к прозрачности цепочек поставок растут,

что требует внедрения систем, обеспечивающих полную

видимость движения товаров.

В ответ на эти вызовы развиваются следующие тенденции:

Акцент на устойчивость и адаптивность: Компании стремятся

строить логистические системы, способные быстро

адаптироваться к изменениям и восстанавливаться после сбоев.

Цифровизация и аналитика данных: Использование больших

данных, искусственного интеллекта и продвинутой аналитики

для прогнозирования рисков и принятия превентивных мер.

Сотрудничество и партнерство: Усиление кооперации между

участниками цепочек поставок для совместного управления

рисками.

Проактивный подход: Переход от реактивного управления

рисками к проактивному, основанному на прогнозировании и

превентивных мерах.

Заключение

Управление рисками в логистике – это не статичная процедура, а

динамичный, непрерывный процесс, требующий постоянного

внимания, анализа и адаптации. Эффективная стратегия управления

рисками позволяет не только минимизировать потери, но и превратить

потенциальные угрозы в конкурентные преимущества. Компании,

которые инвестируют в выявление, оценку и снижение логистических

рисков, строят более устойчивые, надежные и конкурентоспособные

цепочки поставок. В условиях возрастающей неопределенности и

сложности глобальных рынков, способность эффективно управлять

рисками становится одним из ключевых факторов долгосрочного

успеха и устойчивого развития в сфере логистики. Интеграция

управления рисками в общую стратегию компании, применение

современных технологических решений, развитие культуры

ответственности и постоянный мониторинг являются залогом

построения гибкой, адаптивной и надежной логистической системы.



В раздел образования