Автор: Иванова Зинаида Васильевна Должность: воспитатель отделения социальной диагностики и реабилитации Учебное заведение: МКУ" Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский район, п. Первомайский Наименование материала: методическая разработка Тема: творческое объединение"Акварелька" Раздел: дополнительное образование
»
Воспитатель
отделения
социальной
диагностики
и
реабилитации
:
Иванова
З
.
В
.
Мариинск
, 2016
Пояснительная
записка
Изобразительное
искусство
вносит
важные
аспекты
в
развитие
личности
школьника
и
закладывает
основы
творчества
и
художественного
мышления
.
Изобразительное
искусство
способствует
духовно
-
нравственному
развитию
,
эстетическому
восприятию
мира
,
воспитанию
художественного
вкуса
,
интереса
и
потребности
в
общении
с
искусством
,
прекрасным
в
жизни
и
в
творчестве
.
Рабочая
программа
творческого
объединения
«
Акварелька
»
для
детей
составлена
н а
о с н о в е
авторских
программ
«
Изобразительное
искусство
и
художественный
труд
».
При
разработке
рабочей
программы
были
внесены
изменения
в
тематический
план
.
Количество
тем
сокращено
,
так
как
срок
реализации
рабочей
программы
один
год
.
Темы
взяты
посезонно
и
разбиты
на
разделы
:
золотая
осень
,
зимняя
сказка
,
русские
картины
и
весенние
деньки
.
В
теме
«
В
весеннем
небе
салют
Победы
»
изменена
техника
выполнения
задания
(
аппликация
) .
Для
разнообразия
заданий
добавлены
занятия
по
оформлению
выставки
,
иллюстрирование
народной
сказки
«
Гуси
-
лебеди
»
и
коллективная
работа
«
Лыжная
прогулка
» (
объемная
лепка
).
Акцент
в
тематическом
плане
рабочей
программы
делается
на
изобразительное
искусство
и
знакомство
с
народным
искусством
.
Программа
предполагает
формирование
у
младших
школьников
ценностных
эстетических
ориентиров
,
художественно
-
эстетической
оценки
и
овладение
основами
творческой
деятельности
,
даёт
возможность
каждому
воспитаннику
реально
открыть
для
себя
волшебный
мир
декоративно
-
прикладного
искусства
,
проявить
и
реализовать
свои
творческие
способности
.
Цели
:
развитие
способности
к
эмоционально
ценностному
восприятию
произведений
искусства
,
выражению
в
творческих
работах
своего
отношения
к
окружающему
миру
;
освоение
первичных
знаний
о
мире
пластических
искусств
:
изобразительном
,
декоративно
-
прикладном
,
архитектуре
и
дизайне
;
о
формах
их
бытования
в
повседневном
окружении
ребенка
;
овладение
элементарными
умениями
,
навыками
,
способами
художественной
деятельности
;
воспитание
эмоциональной
отзывчивости
и
культуры
восприятия
произведений
профессионального
и
народного
изобразительного
искусства
,
нравственных
и
эстетических
чувств
:
любви
к
родной
природе
,
своему
народу
,
Родине
,
уважение
к
ее
традициям
,
героическому
прошлому
,
многонациональной
культуре
.
Основные
задачи
:
-
Овладение
учащимися
знаниями
элементарных
основ
реалистического
искусства
-
Формирование
навыков
рисования
с
натуры
,
по
памяти
,
по
представлению
-
Развитие
у
детей
изобразительных
возможностей
,
художественного
вкуса
,
творческого
воображения
,
пространственного
мышления
.
Программа
рассчитана
на
1
год
обучения
– 2
занятия
в
месяц
,
где
практических
занятий
,
теоретических
,
из
них
экскурсий
.
На
этом
этапе
ребенок
получает
первоначальные
знания
и
умения
,
закладывается
фундамент
для
углубленного
изучения
одного
из
видов
искусств
.
Раннее
обучение
младших
школьников
предполагает
простую
степень
сложности
.
Основная
задача
:
помочь
ребёнку
преодолеть
чувство
страха
перед
новым
,
неизведанным
;
дать
возможность
поверить
в
успех
и
свои
творческие
способности
;
научить
вести
себя
в
коллективе
;
развивать
мелкую
моторику
рук
,
глазомер
;
освоить
приёмы
владения
простейшими
инструментами
;
прививать
культуру
труда
.
Выполнять
работы
по
образцу
.
Затем
расширить
представление
о
возможностях
предлагаемых
видов
изобразительной
деятельности
,
продолжить
развитие
навыков
владения
инструментами
и
материалами
;
освоить
простые
изобразительные
техники
и
приёмы
,
стимулировать
самостоятельное
творческое
мышление
.
Требования
к
уровню
подготовки
обучающихся
.
В
результате
обучения
дети
должны
знать
:
-
виды
декоративно
–
прикладного
творчества
;
-
народные
художественные
промыслы
России
и
их
историю
;
-
названия
и
назначение
инструментов
;
-
названия
и
назначение
материалов
,
их
элементарные
свойства
,
использование
,
применение
и
доступные
способы
обработки
;
-
правила
организации
рабочего
места
;
-
правила
безопасности
труда
и
личной
гигиены
при
работе
с
различными
материалами
.
Должны
уметь
:
-
правильно
организовать
рабочее
место
;
-
пользоваться
инструментами
ручного
труда
,
применяя
приобретённые
навыки
на
практике
;
-
соблюдать
правила
безопасности
труда
и
личной
гигиены
при
работе
с
различными
материалами
и
инструментами
;
-
выполнять
работы
самостоятельно
согласно
технологии
;
-
сотрудничать
со
своими
сверстниками
,
оказывать
товарищескую
помощь
,
проявлять
самостоятельность
.
Приёмы
и
методы
организации
занятий
кружка
.
Методика
проведения
кружковой
работы
строится
на
тематическом
разнообразии
,
заинтересованном
воплощении
каждой
темы
.
Данная
программа
предусматривает
углубленное
ознакомление
с
теоретическими
знаниями
по
декоративной
работе
и
народным
орнаментам
,
практические
упражнения
и
выполнение
художественных
работ
по
народным
мотивам
.
На
занятиях
кружка
дети
совершенствуют
навыки
и
умения
,
полученные
на
уроках
изобразительного
искусства
по
декоративному
рисованию
.
Работы
выполняются
под
руководством
учителя
и
по
собственному
замыслу
детей
.
Предусматриваются
коллективные
,
групповые
и
индивидуальные
творческие
работы
.
Работа
,
выполненная
своими
руками
-
огромная
радость
для
р
е
б
я
т
.
Это
помогает
поддерживать
эмоциональный
настрой
в
коллективе
,
интерес
к
занятиям
.
В
работе
используются
все
виды
деятельности
,
развивающие
личность
:
игра
,
труд
,
учение
,
общение
,
творчество
.
При
этом
соблюдаются
следующие
правила
:
-
виды
деятельности
должны
быть
разнообразными
,
социально
значимыми
,
направлены
на
реализацию
личных
интересов
членов
г
р
у
п
п
ы
;
-
деятельность
должна
соответствовать
возможностям
отдельных
личностей
,
рассчитана
на
выдвижение
детей
на
роли
лидеров
,
чьё
влияние
благотворно
;
-
необходимо
учитывать
основные
черты
коллективной
деятельности
:
разделение
труда
,
кооперацию
детей
,
сотрудничество
детей
и
педагога
.
Формы
подведения
итогов
реализации
данной
программы
:
открытые
занятия
,
мастер
-
классы
,
массовые
мероприятия
,
выполнение
отдельных
заданий
,
проектов
,
выставки
и
конкурсы
.
Календарно
-
тематический
план
№
п
/
п
Дата
Тема
учебного
занятия
Всего
часов
Содержание
деятельности
Воспитательная
работа
Теоретическая
часть
занятия
Практическая
часть
занятия
Золотая
осень
1
Сентябрь
Природа
-
художница
.
1
Сравнение
природы
летом
и
осенью
.
Анализ
различий
.
Просмотр
картинок
.
Рисование
на
заданную
тему
«
Осень
».
(
акварель
,
гуашь
)
Формировать
у
учащихся
эстетическое
восприятие
;
потребность
в
получении
новых
знаний
.
2
Осень
–
пора
цветовых
контрастов
.
2
Беседа
о
способах
изображения
осенней
природы
.
Эксперемпнт
с
палитрой
цветовых
контрастов
.
Рисование
с
натуры
осенних
листьев
.
Лепка
и
рисование
пластилином
.
Воспитание
творческого
и
эстетического
вкуса
.
3
Октяб
Выставка
рисунков
«
Дары
осени
».
1
Инструктаж
по
технике
безопасности
.
Беседа
.
Закончить
начатые
работы
.
Воспитание
терпения
,
усидчивости
.
рь
4
Природные
и
рукотворные
формы
в
натюрморте
.
2
Знакомство
с
понятием
живопись
и
графика
,
их
различия
.
Рисование
с
натуры
натюрморта
.
(
акварель
,
гуашь
)
Воспитание
терпения
,
аккуратности
и
точности
.
5
Ноябрь
Красота
родной
земли
в
произведениях
графиков
1
Знакомство
с
разными
видами
графики
.
Просмотр
картинок
.
Рисование
цветов
с
натуры
.
(
акварель
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,
фломастеры
)
Воспитать
у
учащихся
чувства
доброты
и
отзывчивости
к
животному
миру
.
6
Щедра
осенью
земля
-
матушка
.
2
Анализирование
внешнего
вида
овощей
и
способы
их
изображения
.
Рисование
на
заданную
тему
.
(
акварель
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,
фломастеры
)
Формирование
коллектива
.
Зимняя
сказка
7
Декабрь
У
всякого
мастера
свои
фантазии
.
1
Ознакомление
с
произведениями
народного
искусства
,
в
которых
есть
изображение
птицы
.
Декоративная
работа
.
(
акварель
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,
фломастеры
)
Заложить
основы
эстетического
воспитания
.
8
Новогодние
импровизации
.
2
Беседа
о
празднике
Нового
года
.
Инструктаж
по
технике
безопасности
.
Самостоятельное
выполнение
эскизов
,
украшений
для
елки
.
Воспитание
терпения
,
аккуратности
и
точности
.
9
Январь
Чародейка
-
зима
.
1
Ознакомление
с
произведениями
изобразительного
искусства
русских
художников
и
беседа
о
красоте
зимней
природы
.
Рисование
зимнего
леса
.
(
акварель
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,
фломастеры
)
Воспитание
терпения
,
усидчивости
.
10
Иллюстрирование
рус
.
нар
.
сказки
«
Гуси
-
лебеди
».
2
Анализ
и
обсуждение
с
детьми
сказки
«
Гуси
-
лебеди
».
Просмотр
иллюстраций
.
1)
Рисунок
в
карандаше
.
2)
Рисунок
в
цвете
.
(
акварель
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,
фломастеры
)
Формировать
у
учащихся
эстетическое
восприятие
;
потребность
в
получении
новых
знаний
.
Русские
картины
11
Февраль
Какого
цвета
снег
?
1
Ознакомление
с
произведениями
изобразительного
искусства
(
И
.
Грабарь
.
«
Февральская
лазурь
»,
Г
.
Нисский
.
«
Подмосковье
.
Февраль
»);
беседа
о
красоте
зимней
природы
.
Рисование
по
памяти
и
по
представлению
.
(
акварель
,
гуашь
)
Воспитание
терпения
,
аккуратности
и
точности
.
12
Печка
,
печка
,
расскажи
сказку
.
2
Беседа
с
презентацией
.
Ознакомление
с
произведениями
изобразительно
искусства
.
Сюжетно
-
декоративная
композиция
.
(
акварель
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,
фломастеры
)
Воспитание
творческого
и
эстетического
вкуса
.
Весенние
деньки
13
Март
Весна
-
красна
-
праздник
света
и
тепла
.
1
Ознакомление
с
произведениями
изобразительного
искусства
(
А
..
Саврасов
. «
Грачи
прилетели
»,
И
.
Левитан
. «
Март
»)
и
беседа
о
красоте
весенней
природы
Рисование
первых
весенних
цветов
.
(
акварель
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,
фломастеры
)
Воспитание
терпения
,
аккуратности
и
точности
.
14
Широка
Масленица
2
Беседа
с
презентацией
.
Ознакомление
с
произведениями
изобразительно
искусства
.
Сюжетно
-
декоративная
композиция
.
(
акварель
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,
фломастеры
)
Воспитание
творческого
и
эстетического
вкуса
.
15
Апрел
Космические
фантазии
.
1
Исторический
момент
;
беседа
по
фотографиям
и
рисункам
.
Рисование
по
представлению
.
(
акварель
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,
фломастеры
)
Воспитание
трудолюбия
,
усидчивости
.
ь
16
Иллюстрация
к
сказке
А
.
С
.
Пушкина
«
Сказка
о
царе
Салтане
»
2
Ознакомление
с
произведениями
изобразительного
искусства
(
М
.
Врубель
.
«
Царица
-
Лебедь
»)
и
беседа
о
красоте
мира
сказок
.
Рисование
по
представлению
.
(
акварель
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,
фломастеры
)
создать
благоприятную
творческую
ситуацию
для
решения
изобразительной
задачи
.
17
Май
В
весеннем
небе
салют
Победы
.
1
Ознакомление
с
произведениями
изобразительного
искусства
и
беседа
на
тему
«
Великая
Отечественная
война
в
произведениях
художников
» (
А
.
Пластов
.
«
Фашист
пролетел
»,
С
.
Герасимов
. «
Мать
партизана
»,
П
.
Логинов
и
В
.
Панфилов
. «
Знамя
Победы
»).
Составление
сюжетной
аппликации
.
(
Цвет
.
бумага
,
цвет
.
картон
)
Формирование
коллектива
.
18
Сиреневые
перезвоны
2
Познакомить
со
средствами
художественной
выразительности
для
передачи
состояния
природы
.
Рисование
с
натуры
или
по
представлению
увиденных
произведений
.
(
акварель
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,)
Формировать
у
учащихся
эстетическое
восприятие
;
потребность
в
получении
новых
знаний
.
Лето цветов
19
Июнь
Рисование
солью
1
-
знакомить
с
нетрадиционными
приемами
рисования
Рисование
с
натуры
или
по
представлению
(
соль
,
краски
,
гуашь
вода
,
клей
ПВА
)
-
Формирование
у
детей
творческих
способностей
при
использовании
нетрадиционных
техник
рисования
.
-
Умение
использовать
в
рисовании
разнообразные
материалы
и
технику
,
разные
способы
создания
изображения
.
20
Рисование
солью
2
Выставка
и
анализ
рисунков
1.
Рисование
карандашом
2.
Рисование
гуашью
,
акварелью
Формировать
представление
о
разных
способах
изображения
предметов
и
явлений
.
21
Июль
Роспись
камней
1
Познакомиться
с
историей
происхождения
росписи
на
камнях
.
Научиться
расписывать
камни
(
гуашь
,
масляная
краска
)
Изучить
технологию
росписи
камней
22
Технология
росписи
по
камню
божьей
коровки
.
2
Учить
наносить
краску
на
камень
.
Гуашь
и
краска
Техника
росписи
23
Август
Роспись
камней
1
Выставка
работ
по
росписи
камней
24
Лето
в
произведениях
художников
2
Беседа
с
использованием
картин
о
лете
.
Композиция
«
Мой
отдых
летом
»(
акварел
ь
,
гуашь
,
цвет
.
карандаши
,
фломастеры
)
Заложить
основы
эстетического
воспитания
.