Автор: Рощина Дарья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №15"
Населённый пункт: город Александров, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Психолого–педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровень
Раздел: дошкольное образование
1
Психолого–педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи (III уровень)
Общее недоразвитие речи – это специфическое проявление речевого дефекта у
детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено
формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Данное определение было сформулировано в 1961 году Р. Е. Левиной. Общее
недоразвитие речи в её работах было разделено на три уровня:
-
Отсутствие общеупотребительной речи;
-
Начатки общеупотребительной речи;
-
Развернутая фразовая речь.
Как отмечает Т.Б. Филичева, кроме описанных трех групп существует
четвертый
уровень
недоразвития
речи,
который
характеризуется
остаточными,неярковыраженнымипроявлениямилексико-грамматического
и
фонетико-фонематического недоразвития речи.
На каждом уровне определяющим является отношение первичного дефекта и
его вторичного проявления. Мы можем говорить об изменении уровня дефекта
тогда, когда у ребенка появляются новые языковые возможности.
Общее недоразвитие речи третьего уровня характеризуется присутствием у
ребёнка развернутой фразовой речи, которая содержит в себе ярко выраженные
элементы лексико-грамматического и фонетико - фонематического недоразвития.
Для данного нарушения наиболее частыми становятся такие дефекты речи как
не различение свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, что приводит к замене
одних звуков на другие.
У данной группы детей отмечается неточное употребление обыденных слов,
которые встречаются нам в повседневной жизни. Глаголы и существительные у
детей с ОНР третьего уровня превалируют в активном словаре. Если говорить в
общем, то словарь отстает от возрастной нормы. Мало слов, которые характеризуют
качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий.
Отмечается большое количество в употреблении простых предлогов. Сложные
предлоги в речи почти не используются.
2
Также,
несмотря
на
то,
что
дети
уже
владеют
достаточным
количеством слов и грамматикой, они стараются избегать использования
сложных предложений, используя вместо этого простые конструкции.
Однако,
если
дать
задание,
в
котором
обозначить
необходимость
использования именно сложных конструкций, то отставание детей с ОНР от
здоровых сверстников будет очевидным.
Дети этой группы фразовую речь в своём общении используют, но у
них возникают серьёзные затруднения при самостоятельном построении
речевого
высказывания
(предложения),
в
отличии
от
их
нормально
говорящих сверстников.
С точки зрения грамматики часто встречаются нарушения управления
и согласования, наблюдаются ошибки в употреблении падежных окончаний
и смешение временных и видовых форм глаголов, При этом данные ошибки
не носят системного характера: нельзя сказать, что у ребенка отсутствует
какая-то одна грамматическая форма слова. Ошибки разнотипны и могут не
повторяться, ребенок может использовать одну и ту же форму в речи то
правильно, то с ошибкой.
Детям
этой
группы
свойственны
устойчивые
ошибки
в
звуконаполняемости
слов.
Могут
наблюдаться
нарушения
слоговой
структуры в трудных для детского произношения словах («Экс–аватор роет
землю» – Экскаватор роет землю; «По–давец подает продукты» – Продавец
продаёт продукты). У детей самостоятельно не формируется готовность к
звуковому
анализу
и
синтезу
слов
из–за
недостаточного
развития
фонематического слуха и восприятия, что в дальнейшем не даёт возможности
успешно овладеть навыками грамматики в школе, без специализированной
помощи логопеда.
Также анализ развития связной речи у таких детей выявляет трудности
усвоения её основными формами: пересказ текста, составление рассказа-
описания с опорой на картинку. При пересказе дети испытывают сложность в
воспроизведении
в
логической
последовательности.
При
составлении
3
рассказа-описания их речь имеет скудный характер.
Дети
могут
смешивать
основные
цвета
(коричневый,
жёлтый,
красный) и не знают их оттенки (серый, голубой, оранжевый). Также
наблюдаются
трудности
в
определении
формы
предмета
(овальный,
треугольный, квадратный и т.д.)
Помимо речевой деятельности необходимо рассмотреть и психические
особенности таких детей, а именно особенности формирования сенсорной,
интеллектуальной и волевой сферы.
У детей с ОНР третьего уровня страдает слуховое и зрительное
восприятие,
пространственные
представления,
внимание,
память
и
мышление.
Т.Б. Филичева считала, что у этих детей наблюдается замедленность
мыслительных процессов. В своих работах она указывала, что также страдает
эмоционально-волевая
сфера.
Такие
дети
могут
быть
очень
раздражительными, чувствительными и импульсивными, а с другой стороны
вялыми, малоактивными и пассивными. Они критичны к своему дефекту, не
уверены в себе, поэтому постоянно нуждаются в поддержке и похвале со
стороны.
Внимание
достаточно
неустойчиво,
отмечается
повышенная
отвлекаемость. Также наблюдаются трудности включения и переключения
внимания.
Память у детей с данной речевой патологией имеет также свои
особенности. Несмотря на сохранную смысловую логическую память, у них
заметно снижена вербальная память. Могут отмечаться ошибки, такие как:
привнесение;
повторное
называние
картинок
или
слов.
Им
сложно
запоминать сложные инструкции, последовательность предложенных для
них действий.
Детям с недоразвитием речи присуще отставание в двигательной сфере.
Наблюдаются
трудности
при
выполнении
серии
движений.
Также
наблюдается особенность в развитии мелкой моторики. Это проявляется в
4
недостаточной координации пальцев рук (застегивание пуговиц, завязывание
шнурков и т.д.).
Можно сделать вывод, что выше перечисленные пробелы в фонетико–
фонематическом и лексико-грамматическом строе речи, а также учитывая
психологические
особенности
таких
детей,
приводят
к
серьезным
препятствием для усвоения образовательной программы детского сада
общего типа, а в дальнейшем и к препятствиям в овладении программы
общеобразовательной школы
5
6