Напоминание

Психолого–педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровень


Автор: Рощина Дарья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №15"
Населённый пункт: город Александров, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Психолого–педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровень
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Психолого–педагогическая характеристика детей с общим

недоразвитием речи (III уровень)

Общее недоразвитие речи – это специфическое проявление речевого дефекта у

детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено

формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Данное определение было сформулировано в 1961 году Р. Е. Левиной. Общее

недоразвитие речи в её работах было разделено на три уровня:

-

Отсутствие общеупотребительной речи;

-

Начатки общеупотребительной речи;

-

Развернутая фразовая речь.

Как отмечает Т.Б. Филичева, кроме описанных трех групп существует

четвертый

уровень

недоразвития

речи,

который

характеризуется

остаточными,неярковыраженнымипроявлениямилексико-грамматического

и

фонетико-фонематического недоразвития речи.

На каждом уровне определяющим является отношение первичного дефекта и

его вторичного проявления. Мы можем говорить об изменении уровня дефекта

тогда, когда у ребенка появляются новые языковые возможности.

Общее недоразвитие речи третьего уровня характеризуется присутствием у

ребёнка развернутой фразовой речи, которая содержит в себе ярко выраженные

элементы лексико-грамматического и фонетико - фонематического недоразвития.

Для данного нарушения наиболее частыми становятся такие дефекты речи как

не различение свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, что приводит к замене

одних звуков на другие.

У данной группы детей отмечается неточное употребление обыденных слов,

которые встречаются нам в повседневной жизни. Глаголы и существительные у

детей с ОНР третьего уровня превалируют в активном словаре. Если говорить в

общем, то словарь отстает от возрастной нормы. Мало слов, которые характеризуют

качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий.

Отмечается большое количество в употреблении простых предлогов. Сложные

предлоги в речи почти не используются.

2

Также,

несмотря

на

то,

что

дети

уже

владеют

достаточным

количеством слов и грамматикой, они стараются избегать использования

сложных предложений, используя вместо этого простые конструкции.

Однако,

если

дать

задание,

в

котором

обозначить

необходимость

использования именно сложных конструкций, то отставание детей с ОНР от

здоровых сверстников будет очевидным.

Дети этой группы фразовую речь в своём общении используют, но у

них возникают серьёзные затруднения при самостоятельном построении

речевого

высказывания

(предложения),

в

отличии

от

их

нормально

говорящих сверстников.

С точки зрения грамматики часто встречаются нарушения управления

и согласования, наблюдаются ошибки в употреблении падежных окончаний

и смешение временных и видовых форм глаголов, При этом данные ошибки

не носят системного характера: нельзя сказать, что у ребенка отсутствует

какая-то одна грамматическая форма слова. Ошибки разнотипны и могут не

повторяться, ребенок может использовать одну и ту же форму в речи то

правильно, то с ошибкой.

Детям

этой

группы

свойственны

устойчивые

ошибки

в

звуконаполняемости

слов.

Могут

наблюдаться

нарушения

слоговой

структуры в трудных для детского произношения словах («Экс–аватор роет

землю» – Экскаватор роет землю; «По–давец подает продукты» – Продавец

продаёт продукты). У детей самостоятельно не формируется готовность к

звуковому

анализу

и

синтезу

слов

из–за

недостаточного

развития

фонематического слуха и восприятия, что в дальнейшем не даёт возможности

успешно овладеть навыками грамматики в школе, без специализированной

помощи логопеда.

Также анализ развития связной речи у таких детей выявляет трудности

усвоения её основными формами: пересказ текста, составление рассказа-

описания с опорой на картинку. При пересказе дети испытывают сложность в

воспроизведении

в

логической

последовательности.

При

составлении

3

рассказа-описания их речь имеет скудный характер.

Дети

могут

смешивать

основные

цвета

(коричневый,

жёлтый,

красный) и не знают их оттенки (серый, голубой, оранжевый). Также

наблюдаются

трудности

в

определении

формы

предмета

(овальный,

треугольный, квадратный и т.д.)

Помимо речевой деятельности необходимо рассмотреть и психические

особенности таких детей, а именно особенности формирования сенсорной,

интеллектуальной и волевой сферы.

У детей с ОНР третьего уровня страдает слуховое и зрительное

восприятие,

пространственные

представления,

внимание,

память

и

мышление.

Т.Б. Филичева считала, что у этих детей наблюдается замедленность

мыслительных процессов. В своих работах она указывала, что также страдает

эмоционально-волевая

сфера.

Такие

дети

могут

быть

очень

раздражительными, чувствительными и импульсивными, а с другой стороны

вялыми, малоактивными и пассивными. Они критичны к своему дефекту, не

уверены в себе, поэтому постоянно нуждаются в поддержке и похвале со

стороны.

Внимание

достаточно

неустойчиво,

отмечается

повышенная

отвлекаемость. Также наблюдаются трудности включения и переключения

внимания.

Память у детей с данной речевой патологией имеет также свои

особенности. Несмотря на сохранную смысловую логическую память, у них

заметно снижена вербальная память. Могут отмечаться ошибки, такие как:

привнесение;

повторное

называние

картинок

или

слов.

Им

сложно

запоминать сложные инструкции, последовательность предложенных для

них действий.

Детям с недоразвитием речи присуще отставание в двигательной сфере.

Наблюдаются

трудности

при

выполнении

серии

движений.

Также

наблюдается особенность в развитии мелкой моторики. Это проявляется в

4

недостаточной координации пальцев рук (застегивание пуговиц, завязывание

шнурков и т.д.).

Можно сделать вывод, что выше перечисленные пробелы в фонетико–

фонематическом и лексико-грамматическом строе речи, а также учитывая

психологические

особенности

таких

детей,

приводят

к

серьезным

препятствием для усвоения образовательной программы детского сада

общего типа, а в дальнейшем и к препятствиям в овладении программы

общеобразовательной школы

5

6



В раздел образования