Напоминание

Мастер – класс на тему: "Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"


Авторы: Армянинова Ольга Анатольевна, Алексеева Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад 5
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Нефтекамск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер – класс на тему: "Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 5 комбинированного вида городского округа город

Нефтекамск

Республики Башкортостан

(МДОАУ детский сад №5)

Мастер – класс на тему: «Логико-математические игры и упражнения

в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

Подготовила воспитатель: Армянинова О. А.,

Алексеева С.Л.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет

большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об

окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности

детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического

мышления.

Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления можно

выделить в самостоятельную задачу. Она включает в себя:

Формирование представлений о порядке и закономерности, об

операциях о классификации и знакомство с элементами логики высказываний;

Развитие абстрактного воображения, образной и логической памяти,

ассоциативного мышления по аналогии.

О родительских заблуждениях в области дошкольной математики.

Самое

опасное

заблуждение. Взрослым

все

в

дошкольной

математике кажется элементарным, даже примитивным. Поэтому они форсируют

счетные навыки, злятся, если ребенок не сразу понимает закономерность. Одним

словом, ведут себя так, будто бы сами в свое время были математическими

гениями. А для ребенка, даже самого талантливого, овладение начальными

математическими представлениями – нелегкий интеллектуальный труд, который

взрослые могут сделать интересным и радостным, а могут превратить в унылое и

постылое занятие.

Самое распространенное заблуждение. Очень многие родители

думают, что если ребенок до школы считает до100, складывает и вычитает в

пределах десятка, то дошкольник математически прекрасно обучен и развит. В чем

ошибочность такого вывода?

Математическое мышление – это не просто умение считать до ста! Если

ребенок не способен рассуждать, доказывать правильность своих действий,

теряется при непривычной форме вопроса, то математическое мышление развито у

него слабо.

Взрослым всегда надо помнить, что занятия математикой обязательно

должны развивать в ребенке смекалку, сообразительность, догадливость, быстроту

реакции, то есть развивать интеллект дошкольника.

Работая с детьми не первый год, заметили, что многие дети проявляют

интерес к занимательным логическим играм.

Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в

развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Что такое логическое мышление?»

Предлагаю вам несколько интересных вопросов!

В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)

В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)

Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить

полиция? (Полиция пожары не тушит)

У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у

стола? (Пять)

Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы?

Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы:

сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.

Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? (выслушать

ответы родителей ( законных представителей) (если затрудняются с ответом

задать вопрос: «Зачем нужна логика нам, взрослым ») .

Совершенно, верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда, она:

Развивает внимание.

Учит мыслить ясно и четко.

И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития

способностей при дальнейшем обучении в школе.

Логические игры не только развивают интеллектуальные способности

ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие,

логическое и творческое мышление. Это:

загадки,

задачки-шутки,

ребусы,

кроссворды,

лабиринты,

игры с палочками на пространственное преобразование,

задачи-смекалки;

«Танграм», и «Колумбово яйцо»,

Интеллектуальная разминка (зарядка для ума).

Начиная работать, педагогу важно выявить уровень развития каждого

ребенка. Поскольку сегодня у нас проходит своеобразная ролевая игра, я

предлагаю вам побыть в роли детей и пройти поиграть и отправиться в

путешествие

Разминка – станция «Творческая»

Назовите песни, в которых звучат числа.

«Три розы белых, белых лягут на стол» поет Лариса Долина,

«Пять причин», песня Игоря Николаева,

«Пять минут, пять минут» - песня Людмилы Гурченко,

«Один раз в год сады цветут»,

«Три минуты, три минуты, это много или мало», пел Валерий

Леонтьев,

детская песенка «Жили у бабуси два веселых гуся».

Задачки-шутки.

Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые

я использую в совместной деятельности. Для решения их надо проявить

находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток

зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире,

предметах

и

явлениях.

Задача-шутка

способствует

развитию

логического

мышления,

наблюдательности,

быстроты

реакции,

овладению

поисковыми

подходами к решению любой задачи.

1.

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)

2.

На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не

трогая ее? (переложить крайнюю.)

3.

Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить

на угол стола)

4.

Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой

большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего

яблок? (на березах яблоки не растут).

5.

На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько

яблок на столе? (4)

6.

Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)

7.

Послушайте маленькие истории, если вы услышите слово или слог

«3», то хлопните один раз в ладоши.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри (хлопают)

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну, а целых … три (хлопают) .

Недавно поезд на вокзале

Мне три (хлопают) часа

Пришлось прождать.

Зато успел за это время

Я и постричься (хлопают), и поспать.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри (хлопают)

На старте не хитри (хлопают),

А жди команду «раз, два… три» (хлопают) .

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри, до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, другой, а лучше… три (хлопают)

8.

Так же одним из интересных задачек-фокусов для детей является игра

— задумай число:

Задумайте любое число, прибавьте к нему следующее за ним в ряду число. К

результату прибавьте 9. Полученное число разделите на 2 и отнимите задуманное

число. Если Вы все сделали правильно, получилось 5.

Станция «Фольклорная»

Уважаемые гости здесь я предлагаю Вам, вспомнить пословицы, в которых

упоминаются числа:

Один ум хорошо, а два – лучше,

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь,

Старый друг лучше новых двух,

Знать, как свои пять пальцев,

Семь бед – один ответ,

Семеро одного не ждут и т.д.

Станция «Игры со счетными палочками.»

Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные

палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому

родителю. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако

многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также

формировать геометрические представления и развивать пространственное

воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение

самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками

содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо

составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.

Головоломки предназначены для развития у детей сообразительности.

Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска,

длительность которого зависит от накопленного опыта.

Задания на построение фигур:

Станция «Замок Ребуса»

Ребус – это загадка изображенная рисунками, знаками, буквами и другими

фигурами ответ на которую получается путём сопоставления составных его

составных частей по расположению, форме, виду. В основном ребусы - это детские

загадки. Детям ребусы разгадывать очень интересно, так как это в основном они

составлены из картинок. Более сложным видом являются математические ребусы -

загадка, представляющая собой математическое вычисление, в котором цифры в

числах заменены звёздочками или буквами. Правила разгадывания - запятые перед

картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова,

запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова.

Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства,

значит одну букву нужно заменить на другую.

Задания на решения ребусов

Станция «Кроссворд»

Итак, вы готовы приступить к серьезной работе? Тогда возьмите в руки

простые карандаши (все записи в клеточках делайте только ими), разгадайте

математический кроссворд - в путь! Будьте терпеливы и настойчивы.

Станция «Игра на определение дней недели»

В нашей стране в Математики живут гномы –«Неделька». А в недели 7 дней

Гномы каждый день сменяют друг друга по очереди.

Вот и сегодня гномы ждут вас, в гости. Уважаемые родители предлагаю вам

окунуться в детство и на некоторое время превратиться в гномов – мастеров.

Согласны? У каждого гномика в этой стране свой цвет Я буду читать стихи про

дни недели, а вы запоминайте:

Какой гном первым приходит в дом недели? (понедельник) В

понедельник первый гном в красный цвет раскрасил дом, Ели гномы помидор и

болтали разный вздор.

А во вторник стало вдруг всё оранжевым вокруг, Ели гномы на обед

семь оранжевых конфет. Гном Вторник любит всё оранжевое. Он и оделся в

оранжевый наряд.

Третий в дом недели приходит Среда. Этот гном любит все желтое, он

и нарядился в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке, в масле, что

лежит в масленке, в каждом спелом колоске, в солнце, в сыре и в песке.

Четвертый в дом недели приходит Четверг. Это гном любит все

зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления.

Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот гном любит все голубое.

Он сверкает голубым, словно речка изо льдин. Бледно – синею поземкой, и

сосулькой сладко – звонкой.

Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий

наряд. Он любит все синее. Синие, синие васильки необыкновенной красоты. -

Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в

фиолетовый цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они

довольны и счастливы.

Гномы –«Неделька» передают вам волшебные разноцветные ленты –

шарфики. (подношу на обруче разноцветные ленты и предлагаю выбрать

понравившуюся по цвету ленту и завязать её на шее бантом). Прошу занять места

согласно прочитанным стихам догадались на что похожа неделька (Радуга)

Станция «Головоломки»

(игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц,

домов из специальных наборов геометрических фигур)

Игры-головоломки развивают наглядно-образное и логическое мышление,

сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость,

самостоятельность.

Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по

определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в играх

«Танграм», овала – в игре «Колумбово яйцо».

Эти игры предназначены для развития у детей пространственного

воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа

совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия

для развития логических компонентов мышления.

Уважаемые родители, сегодня я Вам предлагаю немного поиграть.

Перед вами набор Танграм и «Колумбово яйцо».

Ваша задача, создать из элементов персонажей, изображённых на картинках

такие же фигуры.

В игре необходимо соблюдать следующие правила:

1. При составлении изображений используется весь комплект деталей

целиком.

2. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу. Ну

вот, наше с вами путешествие подходит к концу. И перед вами итоговое задание.

Вам нужно разгадать

зашифрованное письмо

И в заключении нашего мероприятия мы хотим вам предложить прослушать

Притчу от Шалвы Амонашвили (видеоролик



В раздел образования