Напоминание

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


Автор: Данилейко Елена Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Луганская средняя школа имени Н.Ф.Ватутина"
Населённый пункт: Луганск
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад




«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы

обучения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют

над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые

идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Активизация познавательной деятельности учащихся - это не только проблема, над которой

работаю я, она была и остается одной из вечных проблем педагогики.

В современном обществе наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная

пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов

и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются

умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать

средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и

есть приобщение к творческой деятельности).

Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог

успешного обучения. Для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу используются

следующие способы: это дидактические игры, проблемные ситуации, биологические задачи,

эксперименты, в том числе и домашние, интеллектуальные разминки, проектную деятельность.

Приведу примеры некоторых способов, которые я использую в своей педдеятельности.

1) Биология и литература.

На уроках я часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых их достаточно большая

подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в – третьих они снижают усталость на

любых этапах урока.

При изучении темы «Клетка» можно предложить такую сказку :

СКАЗКА (назови части и органоиды клетки)

В царстве, что ни дать, ни взять,

В микроскопе лишь видать,

Приключилась небольшая

Раз история такая.

Слух прошел, что государь,

Той сторонки малой царь

У себя собрал совет и потребовал ответ:

Кто в его сторонке малой (не сказать, что

захудалой)

Самый главный из вельмож?

И на что тот франт похож? /ядро/

1 Вельможа: /

оболочка/

Я на страже государства

День и ночь стою без сна

И его оберегаю, без прикрас скажу-

Одна!

Стоит мне покинуть службу,

Я замечу вам, что тут же

Просочиться контрабанда

Или вдруг нагрянет банда.

2 Вельможа: /

аппарат Гольджи/

Запасаюсь всем, чем надо,

Забиваю свой же склад,

И за это я имею

Очень скромненький оклад.

3 Вельможа:

/митохондрии/

Обесточить государство-

И ему придет конец!

Кто тут главный? Что, ребята,

Уяснили, наконец?

4 Вельможа: /

лизосомы/

Без энергии, конечно,

Наступила бы беда,

Но завод переработки-

Нужен раз и навсегда.

5 Вельможа:

/хлоропласты/

Мы производим, без всяких хлопот

Важный для всех газ - кислород.

И углеводы, что, скажем заранее,

Важные очень продукты питания.

6 Вельможа:

/ЭПС/

Я буду краткой, все устали,

Но я хочу, чтоб все узнали,

Что все перевозки от двери до двери

Мы осуществляем совсем без потери.

Заказ доставят в срок специалисты,

Сработают четко, красиво и быстро.

7.Что ж, сделаем вывод

краткий и строгий:

Нет главных!

Вот так получилось в итоге.

Пусть каждый на месте своем постарается.

Большое всегда из крупинок слагается.

Вопрос: Назовите органоиды

Урок «Бактерии. Доядерные организмы» Назвать тему урока, отгадав загадку

Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной.

Урок «Строение сердца»

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово - красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому – то нет ему покоя,

До всего ему есть дело.

2)

Проблемные ситуации

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит

учащихся к самостоятельному выводу;

- при контроле знаний.

Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применить такие

методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек

зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнение,

обобщение и выводы.

Для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе

высказываний или фактов. Предлагаю учащимся прокомментировать высказывания:

1) «Кто не любит природу, тот не любит человека». Ф. Достоевский

2) Великий русский ученый М.В.Ломоносов Утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать

здоровья». Верно ли это утверждение?

3) Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как

продолжительное безделье». Обосновать данное высказывание с научной точки зрения.

4) На уроке в 10 классе по теме: «Фотоситез» начинаю урок с постановки проблемного вопроса.

На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся использую биологические

задачи.

Задача 1. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной

пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?

Задача 2. У каких растений – болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить

в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?

Задача 3. Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов, то птицы

склевывают, лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски. Объясните ситуацию.

3)

Дидактические игры

Учебная игра выполняет несколько функций:

- оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;

- учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной

учебной задачи;

- мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию

познавательного интереса.

Приведу некоторые примеры познавательных игр, которые применяю на практике:

а) «Познавательные игры – путешествия» - Путешествие в страну Грибов.

б) «Третий лишний» - на доске написаны столбиками названия организмов или явлений живой

природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо

определить эту запись.

в) «Продолжи ряд» - дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не

хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

г) «Цепочка» - хорошо применять при изучении темы «Пищевые связи». Один игрок называет

организм, способный к фотосинтезу, второй игрок называет организм, который питается

предыдущим (растительноядный), следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не

сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала.

Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков.

4) Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме)

Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика.

Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты дети смогут сделать свои

первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и

основанными на использовании простых доступных материалов. Такие задания не только

стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному

оформлению своих выводов по проекту.

Пример: Прокипятите красные листья (свёклы, клёна, капусты краснокочанной) в воде, к

полученному раствору по каплям прибавьте слабый раствор уксусной кислоты. Наблюдайте за

изменением окраски раствора. Прибавьте к раствору слабый раствор щёлочи (питьевой соды или

аммиака). Как изменилась окраска?

5)

Разминки

Разминки – короткие, емкие и информативные задания – упражнения, расширяющие кругозор

учащихся. Они позволяют заинтересовать учащихся и заставить размышлять над ключевыми

понятиями и терминами урока.

«Ключевые слова» - каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо

составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список

утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят

себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка.

Пример:

Начинается пищеварительная система ____ротовой________ полостью. Зубы у человека вырастают в

две смены: сначала ___молочные______ , затем_ постоянные ______.Последними вырастают зубы

__коренные____ . Зуб – это сложный орган, в нем различают коронку, ___шейку_______ и

___корень______ .

В состав слюны входят _____до 99%_воды, и ___1,5_%__сухого остатка_

Среди больших слюнных желез выделяют: околоушные, ___подъязычные_______

и___подчелюстные______ .

Важную роль в ротовой полости играет ___язык________ .

Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ___пищевод_____ , а затем в

____желудок_______

«Верю – не верю» - предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны.

Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор

(например: плоды колбасного дерева по вкусу напоминают сервелат).

«Да-нетка» - по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать

только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому

требованию вопросы. Можно использовать на уроках ботаники и зоологии при изучении

многообразия живых объектов.

«Кроссвординки» - предлагается разгадать мини-кроссворд по определенной теме (изученной ранее

или новой). Кроссворды могут быть приготовлены детьми как домашнее задание.

«Синквейн»

6)

Проектная деятельность

Ученики 5-А класса выполнили проект на тему: «Влияние домашних животных на здоровье

человека»(Исследовательский проект). Ребятам было дано задание опросить определенное

количество респондентов и выяснить у кого какое животное живет в доме. Продуктом этого проекта

стала инсценировка телепередачи: «Клуб четверолапых».

Заключение

Активизация познавательной деятельности в обучении биологии, позволяет мне достигать

определенных результатов:

активизируется познавательная деятельность,

возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к

предмету;

формируется творческое мышление;

развиваются коммуникативные способности;

выполняют задания исследовательского характера;

применяют полученные знания в жизни.



В раздел образования