Напоминание

"Развитие изобразительной деятельности старших дошкольников"


Автор: Джогот Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 34
Населённый пункт: с. Вольно - Надеждинское Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие изобразительной деятельности старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

«Развитие изобразительной деятельности старших дошкольников»

МБДОУ детский сад № 34 с. Вольно – Надеждинское

Автор: Джогот Татьяна Петровна

Искусство – художественное отражение человеком окружающего его

мира: предметов, явлений природы, общества, себя. Главный смысл

изобразительной деятельности мы видим в развитии личности человека, в

формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира.

Огромное влияние оказывает искусство на детей.

Известно, с каким интересом и любовью дети относятся к рисованию и как

рано пробуждается у них стремление к этому занятию. А. В. Запорожец

подчёркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими

пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без

движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих

различные участки предмета. Человеческая рука начинает развиваться рано и

постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности.

Переход к более сложным формам деятельности предъявляет новые

требования к моторике ребёнка, принуждает его овладевать новыми

двигательными навыками и умениями. Линия в рисунке- основное

изобразительное средство, причём имеет значение не каждая линия отдельно,

а их совокупность дающая изображение данного предмета.

Чем же привлекателен детский рисунок, что мы ценим в нём?

Во - первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения

ребёнком его мыслей и чувств. Другое достоинство рисунка – его

содержательность. Даже рисунок самого маленького ребёнка несёт в себе

какое- то содержание. Ещё одно ценное качество-смелость. Ребёнок не

боится рисовать, он хочет и может рисовать всё. К сожалению, он растёт, и

на смену смелости приходит излишняя осторожность. И как правило, плохое

владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов

рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднение при

решении изобразительных задач, мешает ребёнку передать в рисунке

задуманное, что в конце концов приведёт к потере интереса к данной

деятельности.

Дети испытывают большие затруднения в создании изображений, не

владеют графическими навыками: не умеют правильно держать инструмент,

которым рисуют (карандаш, кисть, восковой мелок, уголь и т.д.), не владеют

рациональными способами движения руки - движения неуверенные,

неточные, скованные, что в свою очередь, вызывает чрезмерное мышечное

напряжение руки, приводит к быстрому её утомлению.

Для развития формообразующих движений руки нужны ясные,

отчётливые представления о предмете. Поэтому необходимо учить детей

воспринимать те свойства предмета, которые особенно важны для

последующего изображения: форму, строение, цвет.

Сначала надо обратить внимание детей на предмет в целом, подбирая

яркие и выразительные слова для его характеристики, затем переходить к

анализу предмета, выделяя форму основной части, потом-остальных частей,

определяя их величину и расположение по отношению к основной части. В

заключении обратить внимание дошкольника на весь предмет, чтобы

закрепить целостное представление о нём, подчеркнуть те его стороны,

которые определяют характер изображения. Для обследования подбирают

простые предметы с характерно выраженными формами.

Очень важно, чтобы зрительное восприятие включало движения обеих

рук по контуру формы предмета и его частей-это способствует образованию

двигательного представления, необходимого для формирования

исполнительного движения. Рисующая рука лучше» запоминает» нужное

движение, закрепляется координация рук и глаз, след от проделанного

руками движения остаётся в двигательных центрах головного мозга.

В процессе рисования необходимо работать с предметами, например, при

рисовании птички накануне занятия детям предлагается внимательно

рассмотреть игрушку, потрогать, рассказать о ней –какой формы голова,

туловище, обвести рукой. Движение руки по предмету в процессе

обследования показывает ребёнку связь его движения с формой предмета.

В изобразительной деятельности развиваются движения руки,

связанные с процессом изображения. Рука ребёнка должна действовать в

зависимости от особенностей карандаша, кисти, других материалов,

которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством

воспитателя. Важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и

глаза. Необходимо учить детей зрительно контролировать движение своей

руки на всех этапах создания изображения.

Для образования навыка правильного владения инструментом нужно

обратить внимание, как ребёнок держит кисть или карандаш, при

необходимости не только словесно попросить взять его правильно, но и

показать, вложив карандаш в его руку.

При показе различных движений обратить внимание на характер

движения, на состояние движущейся руки, на мышечно- суставные

ощущения (при рисовании вертикальных, горизонтальных, наклонных линий

положение руки различно). Показ способов закрашивания рисунков

сопровождайте следующими замечаниями: чтобы не перейти за контур,

движения у линии контура должны быть медленными, осторожными,

производиться пальцами руки; при закрашивании середины они могут быть

более быстрыми, размашистыми. Если у ребёнка не получается ровное

закрашивание, подобрать несложные картинки и предложить их ребёнку,

показав и объяснив, как это делается.

Можно применить специальные упражнения для отработки

специальных движений; «Штриховка»,» «Весёлые дорожки» и т.д. Они

позволяют упражнять руку, способствуют выработке двигательных навыков.

Во время рисования предметов с натуры обращать внимание детей на то, что

нужно держать в поле зрения весь предмет, а не только ту его часть, которая

изображается в данный момент.

Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия

детьми объектов и явлений природы, во время систематических наблюдений.

Видимые детьми деревья, цветы, птицы, звери наделяются образными

характеристиками. Они, как и люди бывают разными большими и

маленькими худыми и толстыми. В своих рисунках, дети изображают

родную природу в разные времена года, в разную погоду, используют

разнообразные техники рисования (по мокрому, пальчиками, гуашь,

акварель, цветные карандаши).

Добиться более тонкого видения формы, изображаемого помогает

дополнительное рассматривание уже в процессе рисования. Животные

привлекают внимание ребёнка своими повадками, подвижностью, средой

обитания, связью с человеком. Для того чтобы обеспечить успешное

изображение детьми животных нужно рассказать о них. Дети наблюдают за

животными при посещении зоопарка, цирка, на улице. Животное почти

всегда находится в движении и это не позволяет детям получить точное

представление о форме частей тела животного. Поэтому для уточнения

формы лучше использовать игрушки, иллюстрации, картины и т.д.

Приём показа способов изображения при ознакомлении с новой

техникой изображения является одним из важных в обучении дошкольников.

В зависимости от возраста детей используется полный, частичный, общий и

индивидуальный показ. Непременным условием является пояснение

взаимосвязи способа изображения и движения руки по контуру при

обследовании.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций-широко

используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Дети

учатся видеть красоту окружающих предметов и явлений, отмечают, как по-

разному их изображают в своём творчестве художники.

Рассматривая произведения искусства, дети узнают знакомые образы,

называют художников, учатся определять образы животных- реальные и

сказочные, выразительные средства, которые используют художники.

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с

произведениями изобразительного искусства рекомендуется проводить не

менее одного раза в месяц.

Большое значение в формировании двигательных навыков имеет

словесная инструкция. Словесное воздействие повышает не только скорость

усвоения навыков, но и их качество. Только благодаря слову движения могут

приобрести преднамеренный и осознанный характер. Учитывая это,

необходимо сопровождать показ способа действия объяснением. Дети

понимают, что означает то или иное слово, какое движение с ним связано, в

дальнейшем по одному словесному указанию правильно выполняют нужное

движение. Роль словесной инструкции в правильном выполнении движений

значительно повышается на протяжении дошкольного возраста. Дети

старшего дошкольного возраста действуют по словесной инструкции

значительно легче, более того, они начинают самостоятельно пользоваться

словом, называя производимые действия. Дети, которые умеют обозначать

словом признаки предметов, более правильно и точно изображают каждую

линию и штрих.

Ребёнка необходимо знакомить с произведениями искусства и

литературы. Поэтическое слово помогает ему обобщить впечатления от

наблюдений. В результате многократных повторений образов ребёнок

начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им

ранее не воспринимались, то есть поэтическая речь, которая отражает

«понятийную» сущность вещей, помогает детям узнать знакомый образ в

новых вариациях.

Стихи должны быть доступными и понятными детям по тематике,

содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических

строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые,

конкретные образы, то есть неизменным условием отбора произведений

является изобразительность и выразительность художественного образа.

Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит

содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов,

которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми.

Для закрепления, уточнения и систематизации полученных знаний

рекомендуется использовать дидактические игры («Какое дерево лист

потеряло», «Времена года», «Части суток», «Пейзаж»), а также элементы

игры – драматизации (передача образов животных, птиц или сказочных

героев), подвижные игры (имитирующие движения персонажей). Благодаря

игре и игровым заданиям занятия становятся более интересными,

привлекательными для детей, вызывают у них яркий эмоциональный отклик.

Результат получается более высоким, так как дети не просто рисуют, а

передают в изображениях образ игры.

Очень важен контакт с родителями: можно предложить консультации

для родителей: «В музей с ребёнком», «Малыш и рисование», «Как смотреть

произведения искусства» и т.д. Можно устроить выставку детских рисунков,

на выходные дни дать задание совместно с детьми выполнить рисунки.

Участие родителей стимулирует работоспособность детей и повышает

интерес к рисованию.

Результатом работы будут следующие показатели; дети умеют

правильно держать инструмент (карандаш, кисть, восковые мелки и т.д.) при

различных приёмах рисования, владеют рациональными способами

движения руки под контролем зрения, равномерно закрашивают рисунок, не

выходя за контур предмета, регулируют нажим карандаша, чувствуя плавные

переходы оттенков цвета.

Литература:

1.

Н.А. Алексеевская «Озорной карандаш» (текст) – М. 1998 г.

2.

Г. В. Безубцева «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и

письму» (текст) / Г.В. Безубцева, Т.Н. Андреевская- М., 2003 г.

3.

Т.С. Комарова «Детское художественное творчество» (текст);

Методическое пособие для воспитателей и педагогов- М.,2005г.

4.

В. Б. Косминска, Н.Б. Халезова «Основы изобразительного искусства и

методика руководства изобразительной деятельностью детей (текст) –

М.,1987г.

5.

Т.С. Комарова «Обучение дошкольников технике рисования (текст) –

М., 2005г.

6.

Г.Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников»- М.,

1999г.

7.

Е.А. Иванов «Я учусь рисовать» (текст) – М.ГАРТ, 1994г.

8.

Г.Г. Казакова «Рисуют младшие дошкольники» (текст); Пособие для

воспитателя – М; Просвещение, 1971г.

9.

Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина «Программа

эстетического воспитания дошкольников»-М.,2000г.

10.А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и

живописью»,-М.,2004г.

бБ



В раздел образования