Автор: Потапова Марина Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №41 "Золотой ключик" города Георгиевска"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Георгиевск
Наименование материала: Методическая разработка для детей с ОВЗ расстройство аутистического спектра
Тема: Игровое пособие "Любопытная капелька Времена года"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 «Золотой ключик» города Георгиевска»
Методическая разработка
для детей с ОВЗ
(расстройством аутистического спектра)
Игровое пособие:
«Любопытная капелька»
Разработчик:
Потапова Марина Николаевна
учитель - дефектолог
города Георгиевска, 2025 год
Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
является
обеспечение
условий
для
индивидуального
развития
всех
обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в
специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре образовательной
программы дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное
образование
должны
быть
направлены
на
коррекцию
нарушений развития различных категорий детей с
ОВЗ, оказание им
квалифицированной помощи в освоении
программы; их разностороннее
развитие с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей, и особых
образовательных потребностей, социальной адаптации.
Одним из приоритетных направлений специальной педагогики
является разработка обоснованных методов и направлений коррекционно –
педагогической работы с дошкольниками с ОВЗ (РАС).
Основным фактором, обуславливающим развитие психики ребенка с ОВЗ,
его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное
коррекционное воздействие.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения
познавательной
сферы,
речевого
развития,
общей,
мелкой
моторики.
Поэтому так важно заботиться о формировании полноценного психического
развития ребенка, сформировать предпосылки мышления, внимание, память,
восприятие через сенсорную интеграцию.
Проанализировав современные инновационные подходы, техники и методы в
области
дефектологии,
я
пришла
к
выводу,
что
использование
нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с
расстройством аутистического спектра может быть действенный способом
для стимуляции в рамках тактильных, вестибулярных и проприоцептивных
систем.
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-
развивающей работе с детьми с расстройством аутистического спектра
приобретает особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с
тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить
эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми
образовательными
потребностями.
В
то
время
как
нетрадиционные
технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей,
поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают
переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.
На
сегодняшний
день
имеется
обширный
практический
материал,
применение которого способствует эффективному развитию познавательной
сферы, через сенсорную интеграцию. В своей работе я опишу ту, по которой
работаю самостоятельно и наблюдаю положительную динамику развития
познавательной
сферы
дошкольников:
игровое
пособие
«Любопытная
капелька». Данный метод работы являются одними из самых эффективных
приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой
сферы ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Актуальность.
Пособие
«Любопытная
капелька»
направленна
на
развития
высших
психических
функций
и
речи
у
воспитанников
с
расстройством
аутистического спектра, который обеспечивает разностороннее развитие
детей с расстройством аутистического спектра с учетом их индивидуальных
способностей, обязательно должна строиться на доброжелательном к нему
отношению, гибкости и применении мягких, щадящих методов обучения и
воспитания.
Цель
работы: выявить
положительное
воздействие
нетрадиционных
методов работы учителя-дефектолога на развитие высших психических
функций у детей с ОВЗ (расстройство аутистического спектра).
Задачи:
Корректировать нарушения познавательной сферы
Повышать
мотивации
к
коммуникации
и
коммуникативной
деятельности
Нормализовать мышечный тонус, стимулировать развитие речевых зон
коры головного мозга.
Содействовать
снижению
двигательной
и
эмоциональной
расторможенности, нормализовать тонус.
Использовать элементы нетрадиционных методов на различных этапах
работы и этапах занятий по коррекции речи, познавательных процессов
и высших психических функций.
Повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников.
Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать,
память,
внимание,
развивать
связную
речь,
через
сенсорную
интеграцию.
Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах
коррекции речевых и познавательных нарушений у детей.
Работая в группе компенсирующей направленности, выявила что у
детей не сформированы временные понятия. Дети не знают или путают
времена года, нет элементарных представлений о сезонных изменениях в
природе, о труде взрослых в разное время. И как следствие усвоение
временных представлений вызывает у детей трудности, не формируется
умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях.
Повысить усвоение материала позволяет разработанное учителям-дефектолог
методическое пособие «Любопытная капелька».
Данная разработка является частью работы с детьми дошкольного возраста с
расстройством
аутистического
спектра
по
формированию
сенсорных
эталонов.
Использование
игрового
пособия
«Любопытная
капелька»
является
эффективном
методом,
что
было
доказано
в
ходе
индивидуально-
коррекционного занятия.
Пособие представлено из Куклы «Капелька» с одеждой, которая
представляет одно из четырех времен года. Также есть модульные предметы,
соответствующие
времени
года.
Пособие
«Любопытная
капелька»
полифункциональная, его можно использовать в соответствии с замыслом
учителя-дефектолога и ребенка, сюжетом игры в разных ситуациях, состоит
из нескольких разделов, каждый из которых посвящен одному времени года:
зима, весна, лето и осень (Приложение №1). Разработка интерактивна, т.к.
все материалы на липучках могут трансформироваться из одного времени
года в другое и направленна на решение многих коррекционных задач.
Ценность данного пособия состоит в том, что ребенка привлекает Капелька,
где он может изучать, обследовать, петь, играть, ловить звуки, находить
картинки-символы;
доступна,
привлекает
детей
своей
яркостью,
разнообразием содержания, простая в использовании. Есть возможность
замены
учебного
материала,
используется
в
качестве
коррекционно
образовательной и игровой мотивации.
По формированию познавательных процессов, через сенсорную
интеграцию у детей с расстройством аутистического спектра в пособие
«Любопытная
капелька»
используется
насыщения
сенсорных
систем
социально приемлемым способом:
Ситуативная,
проблема
Дефицитарные
системы
Вариант насыщения или замены
Стремиться
потрогать все
руками
Тактильная
Организовать
ребенку
набор
предметов
с
разными
характеристиками,
возможно,
он
выберет те, что нравятся ему больше всего, и
будет
регулярно
и
не
однократно
их
использовать
(капелька,
листья,
цветы,
снежинка, солнце, радуга и т.д.)
Теребит в руках
мелкие предметы
Тактильная
Предложить ребенку в руки лист бумаги
(шуршание листьев, скрип снега, шум дождя)
Если
ребенок
самостоятельно
выбирает звучащие
или
бликующие
предметы,
он
стимулирует
слуховую
или
зрительную
Подобраны предметы, звук который громкий,
негромкий (например, колокольчик, обычный
кнопочный выключатель, ксилофон, бубен и
т.д.)
систему
Раскачивается,
подпрыгивает,
бегает по кругу и
пр.
Вестибулярная
Поймай капельку, найди и подними осенний
листок, догони ветерок, кружись как снежинка,
собери цветы и т.д.
Процесс сенсорной интеграции начинается с обнаружения сигнала и
выделения его из числа прочих, после чего следует обработка потока данных.
Каждой мыслительной операции будет соответствовать свой принцип
организации в игровом пособии «Любопытная капелька», учитывая в каждой
сенсорной системе выполняются в строгой последовательности. Освоение
предыдущего дает ребенку возможность освоить каждое последующее.
Принцип организации коррекционной работы в зависимости от
формирующейся мыслительной операции, через сенсорную интеграцию
Мыслительные
операции
Принцип для организации
с пособием «Любопытная капелька»
Анализ
Вызов
ориентировочной
реакции
Абстрагирование/
выделение доминанты
Выделение предметов на
однородном фоне
Сличение
Поиск
одинакового
при
непосредственном
предъявлении образца
Достраивания (синтез)
Поиск
одинакового
при
непосредственном
предъявлении
образца.
Составление
целого
из
частей.
Категоризация
Сортировка по категории
(осень-к
осени,
зима-к
зиме, весна-к весне, лето -
к лете.)
Методическое пособие «Путешествие капельки», проводит
коррекционную
пошаговую
отстройку
процессов,
через
сенсорную
интеграцию и помогает организовать, приоритизировать и понять эту
информацию ребенку:
1.
Тактильная система.
2.
Вестибулярная система.
3.
Визуальная система.
4.
Аудиальная система.
5.
Моторные навыки на основе ощущений.
6.
Проприоцептивная система (ощущение тела).
7.
Система вкуса и запаха.
Работа с пособием «Любопытная капелька» способствует развитию
умений и навыков в пространственном ориентировании на плоскости,
развивает зрительное и слуховое внимание; расширять представления о
сезонных изменениях в природе, воспитывает наблюдаемость; умение
упражнять в согласовании числительных с существительными, развивать
элементарные математические представления
Анализ (ориентировочная реакция) – это признак обнаружения сигнала.
Что делаем.
Педагог предъявляет Капельку в поле зрения
ребенка, после чего совершает с ним какое-либо
действие: перемещает, звучит, прикасается к
рукам и пр.
Важно
Когда Капелька появляется, дается возможность
ребенку заметить ее и отреагировать (дети часто
демонстрируют замедленную реакцию на любого
рода стимул)
Чего ожидаем
Беглого
взгляда
на
Капельку,
замирания,
движения в сторону Капельки (возможно, даже
тогда, когда ребенок не смотрит прямо на
Капельку, а обнаруживает его периферическим
зрением, звукам), прослеживание за движением
Капельки.)
Что используем
Игрушку в форме капельки:
тактильна
на
ощупь:
мягкая,
теплая,
холодная, гладкая;
издающею звуки: колокольчики, бубны,
маракасы, игрушки –пищалки, бутылки с
сыпучими
наполнителями,
бумажные
пакеты, листочки, ложки и пр.;
светящие предметы: гирлянды, фонарики.
Абстрагирование (выделение доминанты), это мыслительная операция
обеспечивает выделение важных характеристик из потока информации и
отбрасывание (исключения) второстепенных, не нужных для узнавания
предмета. Проявляется абстрагирование вовне способностью выделять
предметы из фона.
Что делаем.
Педагог помещает в сухой бассейн из листьев
(снежинок, снега, цветов, воды и пр.) предметы
кусающие
времени
года
(овощи,
фрукты,
лопатки, ведерка, игрушки из киндера и пр.)
Важно
Задача педагога – именно обучать воспитанника,
а не просто поставить перед ним бассейн, а дать
возможность
обследовать
наполняемость
бассейна.
Помните
Нужные якоря: что-то должно происходить!
Педагог – реагирует, а ребенок – понимает, что
вот оно, то самое, чего от него ждали (листья
шуршат, вода льется, снег тает, цветы красивые,
пахнут и пр.)
Чего ожидаем
Ребенок достает предметы, игрушки из бассейна
и перемещает их в отдельную емкость, либо
выкладывает не стол.
Что используем Любые предметы соответствующие времени года
(осень, зима, весна, лето).
Будьте
внимательны
Не оставляйте ребенка один на один с мелками
деталями, может нечаянно вдохнуть их или
засунуть в нос или уши.
Сличение операция проявляется как поиск одинакового
при одновременном предъявлении образца.
Что делаем
Педагог
выкладывает
перед
ребенком
3-5
предмета (картинки), оставляя себе абсолютно
идентичный набор предметов. Затем предметы
(картинки) из набора педагога предъявляются
малышу по одному (например: помидор, огурец,
груша, яблоко, снежинка, цветок и пр.)
Чего ожидаем
Ребенок выбирает такой же предмет (картинку)
из своего набора.
Важно
Предметы
(картинки)
перед
ребенком
раскладываются таким образом, чтобы ребенок
их видел. Не делайте ряд слишком длинным,
чтобы
ребенку
не
приходилось
сильно
поворачивать
голову
при
разглядывании
и
сличении
предметов.
Обучение
проводится
аналогично
предыдущего
упражнению.
У
педагога и ребенка должны быть два идентичных
набора предметов или изображений.
Что используем
Используем предметы, картинки, плоскостные
изображения и пр. (например: помидор, огурец,
груша, яблоко, листья, снежинка, цветок и пр.)
Достраивание (синтез) это образ предмета начинает закрепляться в
памяти, именно она становиться основным элементом, на которой здесь
направленна коррекционная работа.
Важно
Чтобы не путать сличение и достраивание, стоит
запомнить одно важное отличие друг от друга: в
первом
случае
образец
для
сравнения
и
стимуляции предъявляются одновременно, во
втором
–
включается
память
предъявление
осуществляется отсрочено либо частично.
Что делаем
Педагог
выкладывает
перед
ребенком
3-5
предмета (картинки), оставляя себе абсолютно
идентичный набор предметов. Затем предметы из
набора
педагога
предъявляются
ребенку
по
одному,
частично
закрытыми.
Закрывать
предметы можно при помощи листа бумаги или
ткани.
Чего ожидаем
Ребенок выбирает такой же предмет из набора.
Важно
Чтобы ребенок не видел образец, обучение
проводиться аналогично предыдущим играм.
Что используем
Используем предметы, картинки, плоскостные
изображения и пр. (например: помидор, огурец,
груша, яблоко, листок, снежинка, цветок и пр.)
Категоризация сортировка предметов (картинок) по категории в рамках
одной модальности сигналов: морковь – к моркови; стакан – к стакану;
радуга – к радуге; снег – к снегу и пр.)
при одновременном предъявлении образца.
Что делаем
Педагог помещает в сухой бассейн предметы и
игрушки
двух
категорий
и
предметы
без
категории (например: солнце и дождь; яблоко и
морковку и пр.)
Чего ожидаем
Ребенок складывает предметы одной категории в
один контейнер, а предметы в другой категории –
в другой контейнер (или яблоко вынимает, а
остальное оставляет в бассейне.)
Важно
Выбирайте предметы (картинки), по максимуму
учитывая возможное разнообразие: цвет, форму,
размер, материалы и пр., можно поместить в
сухой
бассейн
реальные
предметы,
которые
будут целыми, разрезными пополам или дольки,
нарисованными, плоскими и объемными.
Что используем
Реальные
предметы,
дольки
или
половинки
фруктов, овощей и пр.; печатные иллюстрации
(по временам года), карточки и пр.
Сенсорная интеграция в коррекционной работе с детьми с расстройством
аутистического спектра, в методической разработке «Любопытная капелька»
предполагает объединение сигналов от разных анализаторных систем и
создание единого цельного образа.
Рассмотрим
принцип
такого
объединения
в
методическом
пособие
«Любопытная капелька».
Сенсорная интеграция, принцип организации
пособия «Любопытная капелька»
Зрение
Слух
Соматосенсорный
комплекс
Зрение
Слышу
звук,
соотношу
с
картинкой
или
предметом.
Выполняю действия
Слух
Вижу
предмет
(картинку)
соотношу
со
звуком
Шагаю,
двигаюсь,
выполняю
действия
под звук
*Соматосенсорный
комплекс
Вижу
предмет
(картинку) делаю
соответствующее
движения
Слышу
звук,
кодирую
его
в
движение
*Соматосенсорный комплекс входят сразу несколько систем: тактильная,
вестибулярная и проприоцептивная.
Таким образом, пособие «Любопытная капелька» затрагивает сенсорные
системы, при этом внимание педагога уже будет сконцентрировано
непосредственно на успешном объединении сигналов, а не на отдельном
взятом элементе.
Использование
методическую
разработку
в
коррекционно
образовательном
процессе
позволяет
эффективно
формировать
функциональные навыки у детей с расстройством аутистического спектра,
делая обучение интересным и доступным. Пособие «Любопытная капелька»
предоставляет
широкие
возможности
для
развития
познавательных
способностей, через сенсорную интеграцию, социальной адаптации и
творческого самовыражения. Такое пособие будет полезным инструментом
для
учителей-дефектологов
и
воспитателей,
стремящихся
создать
благоприятные условия для всестороннего развития своих воспитанников.
Приложение №1
«Времена года. Осень. Особенности работы с детьми с ОВЗ»
Осень — удивительное время года, которое можно использовать для развития и коррекции детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Эта тема богата разнообразными образами, звуками и ощущениями, что способствует
комплексному развитию ребёнка.
Почему тема «Осень» важна для детей с ОВЗ?
Осень — это природное явление, которое дети легко замечают: меняется погода, листья меняют цвет, становятся
прохладнее дни.
Всё это можно использовать для:
- развития речи и словарного запаса (новые слова: лист, дождь, холод, ветер, осенние плоды);
- сенсорного развития (ощупывание листьев, слушание звуков дождя и ветра);
- формирования элементарных представлений о времени года; - расширения кругозора и познавательной деятельности.
Для детей с ОВЗ особенно важно строить коррекционную работу с учетом индивидуальных возможностей и
предпочтений.
Особенности работы с детьми с ОВЗ по теме «Осень».
1. Использование наглядного и тактильного материала.
Для лучшего усвоения используются реальные предметы: осенние листья разной формы и цвета, шишки, желуди,
каштаны. Важно, чтобы дети могли потрогать материалы руками, ощутить разницу фактур, что помогает развитию
тактильных и мелких моторных навыков.
2. Визуальное сопровождение и иллюстрации.
Используются яркие картинки, фотографии, иллюстрированные рассказы. Для детей с речевыми нарушениями можно
использовать карточки с изображениями и подписанными словами, что облегчает запоминание новой лексики.
3. Простые дидактические игры.
Например: сортировка осенних листьев по цвету или размеру, игры на развитие внимания и памяти (запомнить
последовательность цветов листьев), пальчиковые игры.
4. Учёт индивидуальных особенностей детей
При работе с детьми с двигательными нарушениями адаптируются материалы так, чтобы ребёнок мог ими управлять
(например, крупные предметы вместо мелких). Для детей с нарушениями зрения используются яркие контрастные цвета
и рельефные изображения. Для детей с РАС полезны четкие инструкции и предсказуемый распорядок выполняемых
действий.
Подборка игр и упражнений «Осень»
№
n/
n
Пальчиковая гимнастика
Упражнение на дыхание
Упражнение и игры
Музыкальная пауза
1.
«Дождик кап-кап-кап…»
Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
(постукивание указательным
пальцем)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
«Дуем на тучку»
Дуем на тучку, не раздувая
щек (дует ветер, тучка летит)
Игра «Облако и дождь»
Подготовьте заранее небольшую
емкость (банку) с водой. Затем
выпустите на воду пену для
бритья, это и будет «облако».
После этого наберите с помощью
резиновой груши разведенную
синюю гуашь и выдавите из нее
капельки на пену. Предложите
ребенку проделать то же самое.
Вместе
с
ребенком
понаблюдайте, как эти капельки
проходят
через
«облако»
и
оседают
на
дне
банки.
Произносите
вместе
«Солнышко»
(Музыка и слова Е.
Макшанцевой)
Вот как солнышко встает
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
А под солнышком нам
Весело живется.
звукоподражания:
«Кап-кап-
кап».
2.
«Осенняя считалочка»
/Правая рука собрана в
кулачок/
Раз, два, три, четыре, пять
/Загибаем пальчики/
Листья будем мы считать
/Двигаем пальчиками/
Первый листик расписной
/Загибаем большой палец/
Он – оранжевый, цветной
/Смотрим на него, любуемся/
Вот листочек красный
/загибаем указательный
пальчик/
Он – яркий, очень ясный
Третий лист зелёный
/Загибаем средний палец/
Природой вдохновлённый
/Дуем на пальчик/
А четвёртый – жёлтый лист
/загибаем безымянный палец/
Он как солнышко лучист
/Левой рукой с вытянутыми
пальцами делаем плавные
движения из стороны в
сторону/
Пятый с дерева сорвался
/Собираем руку в кулачок,
плавно опуская и покачивая его/
Прямо в луже оказался
/Делаем ладонью плавное
«Осенние листочки»
Дуем на листочки, не раздувая
щек (дует ветер, листочки
летят)
«Осенний букет»
Это – кленовый лист (показывает
лист клена), такой красивый, а
это лист березы (показывает
березовый лист) и т.д.
Лото «Осень»
Педагог
предлагает
ребенку
разложить картинки. Побуждает
назвать осеннее явление. (дождь,
ветер, солнце, листопад. ит. д)
Упражнение «Мы – деревья»
Мы, листики, осенние,
На веточках сидели
Ветер дунул – полетели
Мы летали, мы летели
И на землю тихо сели.
движение «волна»/
3.
Массаж пальцев рук
Массажным
шариком
Су-
Джок педагог
производит
вращательные
движения
по
пальчикам левой руки ребенка,
затем перемещаясь на ладонь
ребёнка, и проводит массажные
движения до предплечья (те же
действия проводит с правой
рукой).
Затем
ребенок
самостоятельно
катает
в
ладошках шарик.
Педагог сопровождает массаж
тематической рифмовкой:
В колобок свернулся ёжик,
Нет ни носика, ни ножек.
Даже
осторожненько
не
погладишь ёжика
Острые колючки колют детям
ручки.
«Составь пару»
Найди мне такой большой лист,
прикрепи к доске, а сейчас такой
же маленький. (Дети выполняют
задание). Вот мы составили пару
«большой
–
маленький».
Два
листочка одинаковые по форме и
цвету, а по величине – разные.
«Зайка»
муз. и сл. Е.Железновой
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Нужно лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо Зайке поскакать
Прыг – скок, прыг-скок
Надо Зайке покакать.
Дети выполняют движения по
тексту песни.
4.
Игра «Была лужа – и нет ее»
С
одной
стороны
поставьте
поднос с водой, с другой –
ведерко.
Покажите,
как
пользоваться губкой, набирая ею
воду и отжимая ее в ведерко.
Затем
он
просит
ребенка
повторить.
Если
ребенок
не
справляется, предложите свою
помощь.
5.
Упражнение
«Собери листочки по цвету»
Дует, дует ветер, дует-задувает и
осенние
листочки
с
дерева
срывает.
Посмотри,
сколько
налетело листьев: и красные, и
желтые, и зеленые, они здесь
разного цвета, потому что осень.
Осенью листочки меняют цвет.
Посмотри,
а
что
это?
Это
корзинки, разложи, пожалуйста,
листочки по корзинкам: в
зеленую корзинку мы кладем
зеленые листочки, в желтую –
желтые, в красную – красные.
«Времена года. Зима. Особенности работы с детьми с ОВЗ»
Зима — удивительное время года, которое можно использовать для развития и коррекции детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Эта тема богата разнообразными образами, звуками и ощущениями, что способствует
комплексному развитию ребёнка.
Почему тема «Зима» важна для детей с ОВЗ?
Зима — это природное явление, которое дети легко замечают: меняется погода, идет снег, мороз, холодно, лучи солнца
не греют, дни стали короткими.
Всё это можно использовать для:
- развития речи и словарного запаса (новые слова: холод, ветер, снег, мороз, снежинка, снеговик, Новый год, зимние
забавы);
- сенсорного развития (ощупывание снега, слушание звуков снега и ветра);
- формирования элементарных представлений о времени года; - расширения кругозора и познавательной деятельности.
Для детей с ОВЗ особенно важно строить коррекционную работу с учетом индивидуальных возможностей и
предпочтений.
Особенности работы с детьми с ОВЗ по теме «Зима».
1. Использование наглядного и тактильного материала.
Для лучшего усвоения используются реальные предметы: снег, снежинки, лед. Важно, чтобы дети могли потрогать
материалы руками, ощутить разницу фактур, что помогает развитию тактильных и мелких моторных навыков.
2. Визуальное сопровождение и иллюстрации.
Используются яркие картинки, фотографии, иллюстрированные рассказы. Для детей с речевыми нарушениями можно
использовать карточки с изображениями и подписанными словами, что облегчает запоминание новой лексики.
3. Простые дидактические игры.
Например: сортировка снежинок, снеговиков по цвету или размеру, игры на развитие внимания и памяти (запомнить
последовательность цветов снежинок), пальчиковые игры.
4. Учёт индивидуальных особенностей детей
При работе с детьми с двигательными нарушениями адаптируются материалы так, чтобы ребёнок мог ими управлять
(например, крупные предметы вместо мелких). Для детей с нарушениями зрения используются яркие контрастные цвета
и рельефные изображения. Для детей с РАС полезны четкие инструкции и предсказуемый распорядок выполняемых
действий.
Вопросы, которые можно задать.
Какое сейчас время года? (зима). Да, наступила зима и у неё, как и у всех времен года есть свои три месяца: декабрь,
январь и февраль. - Какое время года сейчас? (зима)
- Как вы узнали, что наступила зима? (пошёл снег)
- Какой скоро будет праздник? (Новый год)
- Почему мы зимой надеваем зимнюю одежду? (стало холодно, мороз)
- Как мы скажем, когда очень холодно? Что нам щиплет нос и щёки? (мороз)
- Когда вы сегодня утром шли в детский сад, что у вас было под ногами?(снег)
- Снег, какой?(белый, пушистый)
- Назовите снег ласково (снежок, снежочек)
- Из чего состоит снег? (из снежинок)
- Сравните снежинки, какие они? (большие и маленькие)
- Давайте посчитаем большие снежинки? (3 большие снежинки)
- А теперь посчитаем маленькие снежинки. (5 маленьких снежинок)
- А каких снежинок больше? (маленьких).
Подборка игр и упражнений «Зима»
№
n/
n
Пальчиковая гимнастика
Упражнение на дыхание
Упражнение и игры
Музыкальная пауза
1.
Самомассажа
растирание ладошек «Греем
ручки»
«Снежинки»
Маленькая снежинка села на
ладошку –
(Дети показывают снежинку)
Я ее поймаю, посиди
немножко.
(Накрывают одну ладошку
другой)
Раз, два, три, четыре, пять
(Медленно открывают)
Отпускаю полетать.
Снежинка лежит на ладошке.
(Держат снежинку на
ладошке)
На эту снежинку подуем
немножко.
Подули тихонько − снежинка
лежит, (Дуют потихоньку)
Подули сильнее – снежинка
летит. (Дуют сильно).
«Собери Снеговика»
Ребята,
снеговику
скучно
одному. Давайте сделаем для
него друзей! Понадобятся нам
вот эти геометрические фигуры.
А
как
они
называются?
Один
большой
(показывает),
второй - поменьше (показывает),
а
третий
-
маленький
(показывает). Давайте дополним
нашу
фигуру
недостающими
элементами (дети
добавляют
руки – два кружка, нос – красный
треугольник, ведро – зеленый
квадрат).
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей,
дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный
ком,
И станет ком снеговиком.
2.
«Снежки».
Снега мы возьмем немножко,
Слепим мы снежки в ладошках.
Сенсорная коробка
Сенсорная коробка с
искусственным снегом или
ватными шариками очень
«Рукавички»
Для игры нужны вырезанные
из
бумаги
рукавички,
количество
пар
равно
Дружно ими побросались –
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить –
Лес заснеженный «лепить».
эффективна в использовании.
Она развивает мелкую моторику,
тактильные ощущения,
творческое и пространственное
мышление, навыки
классификации, координацию
движений. Такую коробку можно
наполнить разными мягкими
материалами, имитирующими
снег или снеговиков, или
населить любимыми игрушками,
например, маленькими
фигурками арктических
животных: пингвинами, белыми
медведями. Она подходит как
для тренировки рецептивной
речи («Найди моржа, достань
белого медведя, покажи
снеговика в зеленой шапке»), так
и экспрессивной речи, навыка
ответа на вопрос «Кого из зверей
ты нашел?»
количеству
пар
участников
игры. Ведущий раскидывает
рукавички
с
одинаковым
орнаментом,
но
не
раскрашенным,
по
помещению. Дети сразу видят
и понимают целесообразность
своих действий (ищут пару).
Педагог
наблюдает,
как
организуют
совместную
работу
пары,
как
делят
карандаши,
как
при
этом
договариваются.
Проводить
игру
рекомендуется
в
два
этапа. На первом этапе дети
только
ищут
парную
рукавичку.
Проиграв
подобным образом несколько
раз
можно
переходить
ко
второму этапу: найдя пару,
участники
игры
раскрашивают
парные
рукавички.
3.
«Одеваемся теплее»
Мы наденем валенки
(гладят
обе ноги одновременно)
Шапку потеплее (поглаживают
голову)
И
конечно
варежки
(гладят
руки по очереди)
Эксперимент с таянием снега
Для этого эксперимента вам
понадобятся большая банка или
прозрачный контейнер, краски,
маркер для сухого стирания и
«Солнечный
зайчик»
«К
нам
в
гости
пришел
солнечный зайчик. Найди, где
он
находится.
(Педагог
включает фонарик и светит
им
на
стенку).
А
теперь
Шубу побыстрее (поглаживают
тело)
И пойдем все вместе
Мы гулять скорее.
Дорога дальняя, пройдем по
сугробам, высоко поднимаем
ноги, по кочкам-перешагиваем
свежий снег. Наполните банку
раскрашенным в яркий цвет
снегом и отметьте его высоту с
помощью сухо стираемого
маркера. Оставьте содержимое
таять. Когда весь снег растает,
измерьте высоту растаявшего
снега на стенке банки, чтобы
сравнить две высоты, делать
отметки в визуальном
расписании на протяжении всего
эксперимента. Поощряйте его
наблюдать за процессом каждые
10-15 минут, пока весь снег не
растает. Чтобы снег растаял
быстрее, его можно посыпать
солью, поваренной или морской.
зайчик
будет
двигаться.
Запомни, как он двигался, и
нарисуй его путь». Ребенок
следит
взглядом
за
движением светового пятна, а
затем
зарисовывает
траекторию пути зайчика на
бумаге.
Вместо
фонарика
можно
использовать
лазерную
указку,
а
в
солнечный день — зеркальце.
4.
Искусственный снег
Чтобы
сделать
мягкий
и
приятный
на
ощупь
искусственный
снег
для
игр,
способствующих
развитию сенсорной интеграции,
вам
понадобятся
упаковка
кукурузного крахмала (примерно
«Замри»
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем,
Потом их опускаем,
Мы руки подаём
И бегаем кругом.
Раз,
два,
три,
снежные
комочки замри!
500
грамм)
и
200
мл
ополаскивателя
для
волос.
Насыпьте
сухой
крахмал
в
емкость
и,
постепенно
его
перемешивая,
влейте
кондиционер. Если вам кажется,
что масса получилось слишком
липкой, добавьте еще крахмала.
На пластиковый контейнер или
поднос положите слой «снега».
Теперь это снежное поле можно
использовать для любых поделок
и
сюжетных
игр
с
участием
любимых
игрушек
вашего
ребенка,
которые
смогут
отправиться
вместе
с
ним
в
настоящее зимнее приключение:
динозавры
—
пережить
ледниковый
период,
а
арктические
животные
—
заняться сезонной миграцией.
Снег идет
Отщипывайте вместе с ребенком
небольшие
кусочки
ваты,
подбрасывайте вверх со словами:
«Снег идет».
Hнаблюдайте за
падением «снега», подуйте на
него, чтобы он подольше не
падал.
5.
Холодно - горячо
Наполните
столовую
ложку
водой и подержите над пламенем
свечи, обратив внимание ребенка
на то, что холодная вода стала
теплой. Так же можно растопить
кусочек льда, мороженого или
сливочного
масла.
«Дотрагиваться
до
огонька
нельзя
—
горячо!
Можно
обжечься. Давай подержим над
огоньком кусочек льда. Смотри,
лед тает».
Зимние забавы
Лото «Зима»
«Времена года. Весна. Особенности работы с детьми с ОВЗ»
Весна — удивительное время года, которое можно использовать для развития и коррекции детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Эта тема богата разнообразными образами, звуками и ощущениями, что способствует
комплексному развитию ребёнка.
Почему тема «Весна» важна для детей с ОВЗ?
Зима — это природное явление, которое дети легко замечают: меняется погода, пробуждается природа, прилетают
птицы с теплых краев, лучи солнца становятся теплыми, дни стали длиннее.
Всё это можно использовать для:
- развития речи и словарного запаса (новые слова: пробуждение, ветер, цветы, солнце, лучи, птицы и т.д.);
- сенсорного развития (ощупывание почек, листьев, слушание звуков дождя и ветра);
- формирования элементарных представлений о времени года; - расширения кругозора и познавательной деятельности.
Для детей с ОВЗ особенно важно строить коррекционную работу с учетом индивидуальных возможностей и
предпочтений.
Особенности работы с детьми с ОВЗ по теме «Весна».
1. Использование наглядного и тактильного материала.
Для лучшего усвоения используются реальные предметы: листья, цветы, дождь. Важно, чтобы дети могли потрогать
материалы руками, ощутить разницу фактур, что помогает развитию тактильных и мелких моторных навыков.
2. Визуальное сопровождение и иллюстрации.
Используются яркие картинки, фотографии, иллюстрированные рассказы. Для детей с речевыми нарушениями можно
использовать карточки с изображениями и подписанными словами, что облегчает запоминание новой лексики.
3. Простые дидактические игры.
Например: сортировка цветов, лужи по размеру, игры на развитие внимания и памяти (запомнить последовательность
цветов), пальчиковые игры.
4. Учёт индивидуальных особенностей детей
При работе с детьми с двигательными нарушениями адаптируются материалы так, чтобы ребёнок мог ими управлять
(например, крупные предметы вместо мелких). Для детей с нарушениями зрения используются яркие контрастные цвета
и рельефные изображения. Для детей с РАС полезны четкие инструкции и предсказуемый распорядок выполняемых
действий.
Подборка игр и упражнений «Весна»
№
n/
n
Пальчиковая гимнастика
Упражнение на дыхание
Упражнение и игры
Музыкальная пауза
1.
«Дождик кап-кап-кап…»
Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
(постукивание указательным
пальцем)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
«
Весна»
Наступила весна, и в небе
засветило
солнышко.
Упражнение
«солнышко»
(широкий язык положить на
нижний ряд зубов». От его
тепла звонко закапала капель
(щёлкать
языком).
Язычок
оделся и отправился в лес. «Д
– д – д» - стучал дятел по коре
дерева, отыскивая маленьких
жучков
(звукоподражание).
Всё
пело
и
оживало
в
весеннем
лесу.
Долго
ли,
коротко, но вскоре привела
Игра «Облако и дождь»
Подготовьте заранее небольшую
емкость (банку) с водой. Затем
выпустите на воду пену для
бритья, это и будет «облако».
После этого наберите с помощью
резиновой груши разведенную
синюю гуашь и выдавите из нее
капельки на пену. Предложите
ребенку проделать то же самое.
Вместе
с
ребенком
понаблюдайте, как эти капельки
проходят
через
«облако»
и
оседают
на
дне
банки.
Произносите
вместе
звукоподражания:
«Кап-кап-
кап».
«Солнышко»
(Музыка и слова Е.
Макшанцевой)
Вот как солнышко встает
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
А под солнышком нам
Весело живется.
тропинка язычка на чудесную
полянку. На поляне расцвело
много подснежников. Язычок
долго любовался ими. Скоро
тучи закрыли солнышко (рот
открыть, медленно закрыть - 5
раз). Язычок поспешил домой,
к маме.
2.
Массажным
шариком
Су-
Джок педагог
производит
вращательные
движения
по
пальчикам левой руки ребенка,
затем перемещаясь на ладонь
ребёнка, и проводит массажные
движения до предплечья (те же
действия проводит с правой
рукой).
Затем
ребенок
самостоятельно
катает
в
ладошках шарик.
«Лужи»
Открыть
рот,
положить
«широкий» язык на нижнюю
губу, чуть-чуть сдвинув его
сначала
в
левую,
затем
в
правую сторону.
«Лопаются
почки
на
деревьях»
Подвести «широкий» язык под
верхнюю губу и пощелкать.
«Капель стучит по крыше»
Поднять
кончик
языка
за
верхние зубы к альвеолам и
произносить: «Тдд-тдд-тдд».
«Весенняя трель» - во время
произнесения звука Д-Д-Д-Д,
чистым
пальчиком
под
язычком
производить
колебательные
движения
влево-вправо.
«Какие приметы весны ты
знаешь?»
Ребенок называет приметы весны
и выбирает картинки с
приметами весны, выкладывает
на столе и объясняет, почему их
выбрал (на столе лежат картинки
разных сезонов года).
«Весна»
Давайте
вместе
с
Машей
позовем весну!
Солнце, солнце, высоко (на
цыпочках руки с парашютом
тянем вверх),
Нам от солнышка тепло
(вернулись в исходное
положение, улыбаемся).
Тает снег от лучей
(приседаем, расслабляясь),
Звонко побежал ручей
(повернулись налево, бежим
по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните (идем
по кругу большими шагами).
3.
«Кораблики
плывут
по
«Игра с прищепками»
волнам»
Попеременно
приподнимать
уголки губ вправо вверх, а
затем влево вверх.
Весна (какая?) (ранняя, красивая,
тёплая,
весёлая,
мокрая,
солнечная,
ветреная,
поздняя,
цветущая,
звенящая,
долгожданная, холодная)
4.
Игра «Была лужа – и нет ее»
С
одной
стороны
поставьте
поднос с водой, с другой –
ведерко.
Покажите,
как
пользоваться губкой, набирая ею
воду и отжимая ее в ведерко.
Затем
он
просит
ребенка
повторить.
Если
ребенок
не
справляется, предложите свою
помощь.
5.
«ЛОТО»
Педагог достает из коробочки и
называет признак весны, ребенок
закрывают признаки фишками на
индивидуальных картах.
Демонстрационный
материал: варианты
индивидуальных карт с
изображением признаков весны,
карточки признаков весны для
водящего, фишки.
«Времена года. Лето. Особенности работы с детьми с ОВЗ»
Лето — удивительное время года, которое можно использовать для развития и коррекции детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Эта тема богата разнообразными образами, звуками и ощущениями, что способствует
комплексному развитию ребёнка.
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь
будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со
сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В то же время нельзя забывать о закреплении в
памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения
пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Только игра и
живое непосредственное общение!
Почему тема «Лето» важна для детей с ОВЗ?
Лето — это природное явление, которое дети легко замечают: жаркие лучи солнца, красивая природа, цветы, дни
длинные, купание в пруду, водоемах в реке.
Всё это можно использовать для:
- развития речи и словарного запаса (новые слова: цветы, солнце, лучи, вода и т.д.);
- сенсорного развития (ощупывание песка, цветов, слушание звуков воды и ветра);
- формирования элементарных представлений о времени года; - расширения кругозора и познавательной деятельности.
Для детей с ОВЗ особенно важно строить коррекционную работу с учетом индивидуальных возможностей и
предпочтений.
Особенности работы с детьми с ОВЗ по теме «Лето».
1. Использование наглядного и тактильного материала.
Для лучшего усвоения используются реальные предметы: вода, песок, цветы, дождь. Важно, чтобы дети могли
потрогать материалы руками, ощутить разницу фактур, что помогает развитию тактильных и мелких моторных навыков.
2. Визуальное сопровождение и иллюстрации.
Используются яркие картинки, фотографии, иллюстрированные рассказы. Для детей с речевыми нарушениями можно
использовать карточки с изображениями и подписанными словами, что облегчает запоминание новой лексики.
3. Простые дидактические игры.
Например: сортировка цветов, лужи по размеру, игры на развитие внимания и памяти (запомнить последовательность
цветов), пальчиковые игры, игры с водой.
4. Учёт индивидуальных особенностей детей
При работе с детьми с двигательными нарушениями адаптируются материалы так, чтобы ребёнок мог ими управлять
(например, крупные предметы вместо мелких). Для детей с нарушениями зрения используются яркие контрастные цвета
и рельефные изображения. Для детей с РАС полезны четкие инструкции и предсказуемый распорядок выполняемых
действий (алгоритм действий).
Подборка игр и упражнений «Лето»
№
n/
n
Развитие сенсорного
восприятия
Ознакомление с
окружающим
Развитие пространственно-
временных представлений
Музыкальная пауза
1.
«Найди игрушку», «Спрячь
игрушку», нарисуй пальчиком
(палочкой) на песке,
«Забавные ладошки» (Сделать
отпечатки ладошек; палочкой
дорисовать изображение),
«Находилки – искалки». На
листе бумаги - изображение
различных
предметов,
которые
нужно
найти
на
улице.
Попробуйте
попутешествовать по округе и
найти все предметы, которые
нарисованы
на
картинке.
Найденные предметы можно
отмечать
галочкой
в
специальном «окошке».
«Иди, куда скажу». Спрячьте на
площадке предмет. Предложите
ребенку его найти, следуя вашим
командам
(Сделай
три
шага
вперед, теперь поверни налево и
т.п.).
«Солнышко»
(Музыка и слова Е.
Макшанцевой)
Вот как солнышко встает
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
А под солнышком нам
Весело живется.
2.
«Сосчитай
предметы
в
мешочке»
(не
глядя)
–
развивают
тактильное
восприятие, закрепляют навыки
счета,
создают
сюрпризный
момент.
Игры с мячом «Наоборот»
(на слова с противоположным
значением: высокий – низкий,
легкий – тяжелый) - помогают
отрабатывать ритм, скорость
реакции,
умение
думать
и
говорить
одновременно,
увеличивают словарный запас
ребенка.
«Дни недели». Если количество
детей соответствует семи, можно
называть их днями недели при
построении на прогулку, завтрак,
обед, или ужин, просто во время
прогулки.
«Помашем
веером» -
взрослый
предварительно
изготавливает веер из бумаги,
помогает ребёнку удерживать
веер
и
совершать
с
ним
машущие
движения,
комментирует
ощущения
ребёнка.
3.
«Больше-меньше».
Выкладываем перед ребенком
три травинки и два камешка.
Пусть ответит, чего больше –
камешков или травинок.
Съедобное-несъедобное».
Ситуации:
поезд
летит
по
небу;
кошка
хочет
есть;
почтальон
принес
письмо;
яблоко соленое; дом пошел
гулять; туфли стеклянные и
т.д. Эти упражнения помогут
развить словарь и слуховую
память.
Развитие мелкой моторики.
Выкладывать
рисунки
(из
камней,
шишек,
палочек,
песка); играть с сухим и мокрым
песком;
играть
с
мячами
и
мячиками (бросать, ловить, бить
в
цель);
бросать
и
ловить
летающие
тарелочки; собирать
мозаики, конструкторы, пазлы;
перебирать
крупы;
играть
с
пальчиками
(пальчиковая
гимнастика);
раскрашивать
раскраски
цветными
карандашами;
завинчивать
гайки
(конструктор,
уголок
«Мастера»);
собирать
бусы,
играть в шнуровки (развязывать
и
завязывать
узелки.
К
следующему
упражнению
переходите,
лишь
усвоив
«Мыльные пузыри» -
взрослый помогает ребёнку
выдувать мыльные пузыри,
следить за их движением,
дотрагиваться, чтобы они
лопнули.
предыдущее.
Не
фиксировать
внимание на ошибках ребенка, а
тактично
исправьте
его.
Постоянно контролировать речь
детей,
учить
правильно
произносить
звуки
в
словах,
фразах. Не требовать от ребенка
называть или говорить то, что
ему
в
данный
момент
недоступно.
4.
«Задачки». Для
этой
игры
нужны
небольшие
фигурки
животных
(например,
от
киндер-сюрприза).
Пример.
Зайка, мишка и белочка нашли
в
саду
три
«ягодки»
(выкладываем перед ребенком
три
камешка).
Хватит
ли
ягодок, чтобы накормить всех
друзей? А если «ягодок» будет
две?
«Отгадай и найди». Опишите
ребенку
предмет,
который
находится
на
детской
площадке, не называйте его.
Пример: «Найди то, что я
загадала! Это находится на
этой детской площадке, оно
сделано из деревянных досок,
на нем любят сидеть люди»
(скамейка)
«Бумажные самолётики» -
взрослый складывает из
бумаги самолётик (по
возможности привлекая
ребёнка), помогает ребёнку с
ОВЗ запустить самолётик в
полёт.
5.
«Что вокруг нас похоже на
круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник?» Такие игры
увлекают детей и несут много
положительных эмоций, что
крайне необходимо для
успешного развития ребенка.
Дети с удовольствием
«Живое
–
неживое»
помогают отрабатывать ритм,
скорость
реакции,
умение
думать
и
говорить
одновременно,
увеличивают
словарный запас ребенка.
«Кисточка» - изготовить
кисточку из ленточек, из
полиэтиленового пакета.
Затем на улице в ветреную
погоду взрослый помогает
ребёнку удерживать
«кисточку», привлекает
внимание к тому, как она
двигается во время порывов
принимают участие в игре.
ветра, комментирует
ощущения ребёнка.
Вам захотелось создать «Любопытную капельку».
Все в ваших руках!
Технологическая карта по созданию капельки.
№
Выполняемая операция
Техника шитья
Инструменты, приспособления
1.
Подготовка
материала
к
работе.
Разглаживание ткани – фетра.
Утюг (т/б при работе с утюгом)
2.
Разработка модели капельки,
описание
работы.
Раскрой
основные детали.
Наносим выкройку на ткань.
Ножницы, выкройку, чертежные инструменты.
3.
Шитьё деталей буквы, через
край капельки.
Набивка капельки: ватой, проланом и п.р.
Иглы,
ножницы,
булавки
(т/б
при
работе
и
ножницами, иглами)
4.
Шитьё дополнительных не
основных
деталей
(формирование
лица),
сезонную одежду, украшение
капельки.
Волосы, глаза, шляпкой, шапкой и т. д.
Ножницы, иглы, булавки.
Круговорот капельки
(Модель собрана и изготовлена на магнитной доске и на магнитиках)
Список литературы
1. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве:
Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.
- М.: Новая школа, 1995. - 160 с.
2. Электронное издание на основе печатного аналога: Климонтович, Е. Ю. Увлекательная
логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5–4 лет / Е. Ю. Климонтович. – Изд. 2-е. –
М. Теревинф, 2012.
3. Просвещение, 1974. 3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей
дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1991. - 207 с.3.
4. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы
//Дошкольное воспитание. - 2001.- 7.-С.61
5. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб. / Л. Г. Нуриева. – Изд. 2-
е. –М.: Теревинф, 2006. (Серия «Особый ребенок»).
6. Cандрикова В.С. «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с
расстройствами аутистического спектра»: Пособие для логопедов и родителей /
7. В.С. Сандрикова; Под науч. ред. О.В. Елецкой. — М.: Редкая птица, 2019. — 80 с. —
(Серия «Начинаем говорить»).
8. Морозова И.А., Пушкарева М.Л. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты
занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.я