Автор: Балацкая Лилиана Григорьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ №5 "Теремок"
Населённый пункт: г. Ковдор, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Раздел: среднее профессиональное
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С
ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: ПРАКТИКО-
ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Главная задача педагога состоит в том, чтобы создать такие условия, которые
помогут наверстать то, что по каким-либо причинам упущено, раскрыть таланты и
способности у детей с ТМНР.
Работа с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР),
требует индивидуального подхода, терпения и понимания особенностей каждого ребенка.
Вот некоторые рекомендации, которые могут помочь вам лучше понимать и поддерживать
таких детей:
1. Установление доверия и эмоционального контакта.
- Регулярное общение: Проводите больше времени вместе, общайтесь мягко и
спокойно.
- Использование невербальных сигналов: Дети с ТМНР часто воспринимают мир
иначе, поэтому важно учитывать жесты, мимику и тон голоса.
- Физический контакт: Иногда объятие или прикосновение могут успокоить и
поддержать ребенка.
2. Создание благоприятной среды.
- Минимизация раздражителей: Уменьшите количество шума, света и других
стимулов, которые могут вызвать стресс.
- Организация пространства: Создайте комфортное пространство, где ребенок
чувствует себя защищенным и спокойным.
- Предсказуемость: Следуйте регулярному расписанию и ритуалам, чтобы уменьшить
тревожность.
3. Поддержка коммуникации.
- Альтернативные методы коммуникации: Используйте карточки, символы, жесты или
устройства для помощи ребенку выразить свои желания и потребности.
- Простые инструкции: Говорите медленно и ясно, используя короткие и понятные
фразы.
- Поддержка инициативы: Поощряйте попытки ребенка общаться, даже если они
кажутся незначительными.
4. Развитие двигательных навыков.
- Физиотерапия: Регулярные занятия с физиотерапевтом помогают развивать
координацию движений и силу мышц.
- Игровая деятельность: Игра помогает детям осваивать новые движения и улучшает
моторику.
- Специальные приспособления: Использование специальных стульчиков, ходунков и
других приспособлений облегчает передвижение и самостоятельность.
5. Стимулирование познавательной активности.
- Сенсорная интеграция: Игры и упражнения, направленные на развитие сенсорных
ощущений (осязания, зрения, слуха).
- Индивидуальные программы обучения: Составьте программу, учитывающую
индивидуальные особенности ребенка.
- Творческие занятия: Рисование, лепка, музыка способствуют развитию творческих
способностей и улучшению настроения.
6. Взаимодействие с семьей и специалистами.
- Совместные усилия: Родителям и специалистам важно сотрудничать, обмениваться
информацией и опытом.
- Обучение родителей: Родители могут научиться специальным методикам ухода и
поддержки своего ребенка.
- Психологическая поддержка: Семье необходимы консультации психолога для
преодоления стресса и адаптации к новым условиям.
Помните, каждый ребенок уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным.
Важно проявлять терпение, любовь и уважение к особенностям вашего ребенка.