Напоминание

"Духовно нравственное воспитание в детском саду"


Автор: Павлова Ирина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Гимназия № 4
Населённый пункт: город Лыткарино, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно нравственное воспитание в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Духовно-нравственное воспитание в детском саду»

Введение

В современном мире, где ценности нередко размываются, особую значимость

приобретает духовно-нравственное воспитание детей с самого раннего возраста.

Детский сад — первая ступень социализации ребёнка, где закладываются

основы нравственности, формируется отношение к людям, природе, традициям

своего народа.

Актуальность темы обусловлена:

необходимостью сохранения и передачи культурных традиций;

потребностью в формировании у детей устойчивых нравственных

ориентиров;

запросом общества на воспитание гармонично развитой личности;

требованиями ФГОС ДО к социально-нравственному развитию

дошкольников.

Цель и задачи

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного

воспитания дошкольников.

Задачи:

1.

Обогатить знания педагогов об истории страны и традициях народа.

2.

Раскрыть сущность духовной культуры и её значение в воспитании.

3.

Сформировать понимание механизмов формирования нравственных

поступков у детей.

4.

Освоить методы различения добра и зла в детском восприятии.

5.

Изучить потенциал сказок, игр и ситуативных практик в нравственном

воспитании.

Теоретические основы

Ключевую роль в осмыслении темы играет наследие выдающегося педагога

В. А. Сухомлинского. Его высказывание актуально как никогда:

«Золотой принцип нравственного воспитания — побуждать ребёнка к

нравственному поступку, а не просто рассказывать о нём. Ребёнок должен

жить в мире добра, красоты, творчества».

Этот принцип задаёт вектор работы: не просто информировать, а создавать

среду, где ребёнок проживает нравственные ценности.

Содержание работы

1. Знание истории и традиций

Педагоги должны:

историю духовной культуры своего народа;

владеть базовыми знаниями об истории страны, ключевых событиях и

личностях;

понимать смысл народных праздников, обычаев;

уметь адаптировать исторические и этнографические сведения для

дошкольников.

Методы: тематические беседы, экскурсии, встречи с представителями духовной

культуры, создание мини-музеев в группах.

2. Освоение духовной культуры

Духовная культура — это:

православная культура (в контексте общечеловеческих ценностей);

этические нормы и заповеди.

народные пословицы и поговорки;

фольклор (сказки, песни, былины о доброте, честности, сострадании).

3. Формирование нравственных поступков

Механизмы:

пример взрослого (педагога, родителя);

обсуждение ситуаций («Как бы ты поступил?»);

поощрение добрых дел;

рефлексия («Что хорошего ты сделал сегодня?»).

Критерии нравственного поступка:

осознанность;

добровольность;

направленность на благо другого.

4. Различение добра и зла

Дошкольники воспринимают мир через:

конкретные образы (герой — антигерой);

эмоциональные реакции (радостно — грустно);

простые правила («Не обижай», «Помогай»).

Приёмы:

анализ поступков персонажей сказок;

ролевые игры с нравственным выбором;

сказки-перевёртыши (изменить финал, сделав его добрым).

5. Педагогические инструменты

Сказки:

учат различать добро и зло;

показывают последствия поступков;

развивают эмпатию.

Игры:

сюжетно-ролевые («Семья», «Магазин»);

дидактические («Добрый — злой»);

подвижные с правилами (учат справедливости).

Ситуативные практики:

«День добрых дел»;

помощь младшим;

забота о природе (посадка растений, подкормка птиц).

Методы повышения компетентности педагогов

1.

Семинары-практикумы: разбор кейсов, моделирование ситуаций.

2.

Мастер-классы: показ приёмов работы со сказками, играми.

3.

Круглые столы: обмен опытом по теме «Добрые традиции нашей

группы».

4.

Самообразование: изучение литературы по этнопедагогике, психологии

нравственного развития.

5.

Взаимопосещение занятий: анализ методов нравственного воспитания.

Ожидаемые результаты

Для педагогов:

углубление знаний в области духовно-нравственной культуры;

освоение новых методов работы с дошкольниками;

повышение мотивации к саморазвитию.

Для детей:

формирование представлений о добре, справедливости, милосердии;

развитие способности к сопереживанию;

накопление опыта нравственных поступков.

Заключение

Духовно-нравственное воспитание — не отдельный раздел программы, а стиль

педагогической работы, где каждый момент общения становится уроком

доброты.

Как говорил В. А. Сухомлинский:

«Чтобы стать настоящим воспитателем, надо отдать детям своё сердце».

Только через искренность, любовь и пример взрослого ребёнок сможет постичь

мир нравственных ценностей и сделать его частью своей жизни.

Рекомендации для педагогов:

1.

Ежедневно создавать ситуации для проявления доброты.

2.

Использовать народные традиции как основу воспитания.

3.

Быть последовательными в оценке поступков.

4.

Сотрудничать с семьями в вопросах нравственного развития.

5.

Постоянно совершенствовать свои знания в области духовной культуры, о

чем нам напоминает «Лествица педагогической любви» из духовно-

нравственной программы «Добрый мир».



В раздел образования