Напоминание

Программа коррекционного курса для детей с нарушением интеллекта УО


Автор: Дубойская Наталия Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №18 имени М.А. Михеева
Населённый пункт: г. Нерюнгри Республика Саха Якутия
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа коррекционного курса для детей с нарушением интеллекта УО
Раздел: среднее образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе психологической программы развития

познавательных

процессов

обучающихся

1-9

классов

Н.П.

Локаловой

«120

уроков

психологического развития».

Основной целью данной программы является: формирование психологического

базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для

преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития

обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а так же оказание

помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий

проявления личностного потенциала ребенка.

Задачи:

1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка

с интеллектуальной недостаточностью:

развитие пространственного восприятия;

коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема

внимания;

развитие мелкой моторики;

развитие памяти (зрительной, слуховой);

опосредованного запоминания

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие мышления;

развитие мыслительных операций;

развитие понятийного мышления;

развитие воображения;

2. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением,

развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование

поведения адекватного социальным нормам.

3. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными

средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.

4. Повышение мотивации к учебной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью данной программы является закладывание эмоционально-личностного

отношения к получаемым знаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически

осмысливать свой ответ, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к

учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для

становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.

Программа рассчитана на 1-9 классы, 2 часа в неделю, в 1 классах 66 часов, 2-9 классы

68 часов в год.

Предполагаемые результаты:

овладение

начальными

первичными

навыками

адаптации

(умения слушать

учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);

развитие у ребенка любознательности, внимательности, умения замечать новое;

проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорства в достижении

поставленных целей.

Способы определения результативности и динамики развития детей отслеживается

по психологическим методикам:

Методика на определение вербального абстрактного мышления К. Йерасика.

Тест «Левая и правая стороны» Ж.Пиаже.

Методика «Рукавички».

Методика «10 слов» А.Лурия.

Исключение лишнего.

Методика «Узор под диктовку».

Методика «Проба на познавательную инициативу».

Основное содержание программы

Содержание программы состоит из следующих разделов:

развитие ощущения;

развитие восприятия;

развитие внимания;

развитие памяти;

развитие мышления;

развитие пространственных представлений;

развитие самоконтроля;

развитие произвольности;

развития зрительно - двигательной координации;

развития артикуляции.

Структура уроков психологического развития

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.

1. Вводная часть.

Задачей вводной части является создание у обучающихся

определенного положительного эмоционального состояния. Важным моментом вводной части

является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока

подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые

подлежат развитию на данном уроке.

2.

Основная

часть. Тренировка

психических

механизмов,

лежащих

в

основе

познавательных

способностей:

памяти,

внимания,

воображения,

мышления.

Задания,

используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь

необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку,

углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности,

выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности

увеличивается от занятия к занятию. Для достижения развивающего эффекта необходимо

неоднократное

выполнение

заданий.

Однако

для

предотвращения

снижения

интереса

обучающихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается

разнообразием внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их

внутренней

психологической

направленности.

Реализуется

принцип

«спирали»,

т.е.

возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

3. Заключительная часть. Задача заключительной части: подведение итогов занятия,

обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при

выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос,

чем же они занимались и чему научились на данном уроке. В заключительную часть занятия

так же включаются упражнения на дыхание, расслабление, упражнения выполняются под

музыку.

Основой

занятий

являются

коррекционно-развивающие

упражнения,

специфические для каждого раздела:

1.

Упражнения на развитие ощущения: «Послушай тишину», «Узнай по звуку»,

«Какого цвета?», «Цветные полоски», «Назови и проверь постукиванием, «Послушай звуки»,

«Шершавые дощечки», «Шумящие коробочки», «Тяжелые коробочки».

2.

Упражнения на развитие восприятия: «Определи фигуру», «Найди одинаковые»,

«Найди ошибку», «Назови фигуры», «Составь фигуру», «Загадочные контуры», «Найди фото».

3.

Упражнения на развитие внимания: «Выполни команду», «Кто точнее нарисует?»,

«Слушай звуки улицы»,

«Вордбол», «Крестики, точки», «Синхронный счет», «Соблюдай

правило», «Называй и считай», «Найди слоги», «Делаем вместе».

4.

Упражнения на развитие памяти: «Магнитофон», «У кого ряд длиннее?»,

«Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Запомни и найди», «Телеграфисты».

5.

Упражнения на развитие мышления: «Конкретизация понятий», «Цветная

сказка», «Найди одинаковые», «Назвать одним словом», «Способы применения предмета»,

«Отгадай

слова»,

«Вордбол»,

«Составление

предложений»,

«Найди

одинаковые

и

отличающиеся», «Назови предмет», «Покажи одинаковые».

6.

Упражнения

на

развитие

пространственных

представлений:

«Раскрась

правильно», «Определи фигуру», «Переверни рисунок», «Найди одинаковые», «Выполни

правильно», «Живые цепочки», «Поставь значки», «Говори правильно», «Где спрятались

игрушки?».

7.

Упражнения на развитие самоконтроля и произвольности: «Образец и правило»,

«Учитель — ученик, ученик — учитель», «Назови и проверь постукиванием», «Перепутанные

линии».

8.

Упражнения на развития зрительно- двигательной координации: «Где этот

домик?», «Проведи, не касаясь!», «Спящий дракон», «Молния» и «Речка».

9.

Упражнения на развития артикуляции: «Произнеси чисто».

Программа коррекционно-развивающих занятий.

заня

тия

Тема занятия

Дата

проведения

Место проведения

занятия,форма

1

Вводное занятие. Знакомство с программой,

планом работы. Игры «Интервью»,

«Молекулы», «Меняемся местами».

02.09.-06.09

Занятие в сенсорной

комнате

Раздел 1. Ощущения (4 часа)

1.

2.

Развитие слуховых ощущений.

09.09.-13.09

Занятие в сенсорной

комнате

3.

4.

Развитие произвольного внимания.

Развитие зрительных ощущений.

16.09.-20.09

Занятие в сенсорной

комнате

Раздел 2. Восприятие (8 часов)

1.

2.

Развитие пространственных представлений

(усвоение понятий «следует за», «находится

перед», «слева», «справа», «между», «сверху»,

«снизу»).

23.09.-27.09

Занятие в сенсорной

комнате

3.

4.

Развитие пространственных представлений

(усвоение понятий «следует за», «находится

перед», «слева», «справа», «между», «сверху»,

«снизу»).

30.09.-04.10.

Занятие в сенсорной

комнате

5.

6.

Развитие

пространственных

представлений

(определение

местоположение

объекта

в

строке и столбце).

Развитие понятийного мышления.

07.10.-11.10

Занятие в сенсорной

комнате

7.

8.

Развитие

зрительного

восприятия

(выделение формы).

Развитие осязательных ощущений.

14.10.-18.10

Занятие в сенсорной

комнате

Раздел 3. Внимание (12 часов)

1.

2.

Развитие объема внимания.

Развитие осязательных ощущений

21.10.-25.10

Занятие в сенсорной

комнате

3.

4.

5.

6.

Развитие слухового внимания.

Развитие

непосредственной

вербальной

памяти.

05.11.-08.11

11.11.-15.11

Занятие в сенсорной

комнате

7.

8.

Развитие произвольного внимания

(устойчивость и переключение).

18.11.-22.11

Занятие в сенсорной

комнате

9.

10.

Развитие внимания в условиях

коллективной деятельности.

Развитие умения копировать образец.

25.11.-29.11

Занятие в сенсорной

комнате

11.

Развитие произвольного внимания. Развитие

02.12.-06.12

Занятие в сенсорной

12.

точности движений (макродвижений).

комнате

Раздел 4. Память (4 часа)

1.

2.

Развитие зрительной памяти.

Развитие понятийного мышления.

09.12.-13.12.

Занятие в сенсорной

комнате

3.

4.

Развитие зрительной памяти.

Развитие понятийного мышления.

16.12.-20.12.

Занятие в сенсорной

комнате

Раздел 5. Мышление (16 часов)

1.

2.

Развитие понятийного мышления.

Развитие

памяти

на

последовательность

действий.

23.12.-27.12

Занятие в сенсорной

комнате

3.

4.

Развитие мышления (процессы синтеза).

Умение устанавливать закономерности.

08.01.-17.01.

Занятие в сенсорной

комнате

5.

6.

Развитие гибкости мышления.

Развитие произвольного внимания

(распределение).

20.01.-24.01

Занятие в сенсорной

комнате

7.

8.

Развитие

процессов

анализа

и

синтеза

(анаграммы).

Развитие произвольного внимания

(переключение, устойчивость).

27.01.-31.01

Занятие в сенсорной

комнате

9.

10.

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие

непосредственной

зрительной памяти.

03.02.-07.02

Занятие в сенсорной

комнате

11.

12.

Развитие зрительного анализа.

Развитие понятийного мышления.

10.02.-14.02

Занятие в сенсорной

комнате

13.

14.

Развитие умения сравнивать.

Развитие

непосредственной

зрительной памяти.

17.02.-21.02

Занятие в сенсорной

комнате

15.

16.

Развитие мышления (процессы синтеза).

Развитие

зрительно-двигательных

координации.

24.02.-28.02

Занятие в сенсорной

комнате

Раздел 6. Пространственные представления (6 часов)

1.

2.

Развитие пространственных представлений

(направления движения).

Развитие понятийного мышления.

03.03.-07.03

Занятие в сенсорной

комнате

3.

4.

Развитие зрительного анализа.

Развитие пространственных представлений.

10.03.-14.03

Занятие в сенсорной

комнате

5.

6.

Развитие произвольного внимания (объем).

Развитие пространственных представлений

(усвоение словесных обозначений).

17.03.-21.03.

Занятие в сенсорной

комнате

Раздел 7. Самоконтроль (4 часа)

1.

2.

Развитие умения воспринимать словесные

указания и подчинять им свою деятельность.

Развитие зрительных ощущений.

31.03.-04.04

Занятие в сенсорной

комнате

3.

4.

Развитие

умения

выполнять

словесные

поручения.

Развитие слуховых ощущений.

07.04.-11.04

Занятие в сенсорной

комнате

Раздел 8. Произвольность (4 часа)

1.

2.

Формирование процессов саморегуляции.

Развитие зрительного восприятия

(восприятие формы).

14.04.-18.04

Занятие в сенсорной

комнате

3.

Развитие мотивации

21.04.-25.04

Занятие в сенсорной

4.

комнате

Раздел 9. Зрительно-двигательные координации (6 часов)

1.

2.

Развитие

умения

воспроизводить

образец.

Развитие слуховых ощущений.

28.04.-02.05.

Занятие в сенсорной

комнате

3.

4.

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие

зрительно

-двигательных

координации.

05.05.-08.05

Занятие в сенсорной

комнате

5.

6.

Развитие произвольного внимания. Развитие

точности движений (макродвижений).

12.05.-16.05

Занятие в сенсорной

комнате

Раздел 10. Артикуляция (2 часа)

1.

Упражнения для дикции

19.05.-23.05

Занятие в сенсорной

комнате

3.

Артикуляционная гимнастика

26.05.-27.05

Занятие в сенсорной

комнате

Учебно-методическая обеспечение

1. Затвьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти,

внимания, мышления и воображения. – М.: АРКТИ, - 2008.

2. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития (психологическая программа

развития познавательных процессов учащихся 5-9 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е

изд., стер. – М., 2008.

3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников

(психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 5-9 классов). Часть 2.

Материалы к урокам психологического развития. – 4-е изд., стер. – М., 2008.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения -

практическое пособие для педагогов и школьных психологов.

Часть 1. Перевод с немецкого. –– Москва: Генезис, 2000.



В раздел образования