Автор: Азаматова Зубаржат Сулеймановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Сулпылар" с.Абубакирово структурное подразделение д/с "Шишмэкэй"
Населённый пункт: с.Антинган
Наименование материала: самообразование
Тема: "Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Республика Башкортостан Хайбуллинсий район МДОБУ «Сулпылар» с.Абубакирово
структурное подразделение д/с «Шишмэкэй» с.Антинган
Тема по самообразованию:
«Мнемотехника как эффективное средство развития
связной речи у детей дошкольного возраста»
Воспитатель :Азаматова З.С.
2025 г.
Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у
детей дошкольного возраста»
Цель: Развитие связной речи посредством мнемотехники.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую форму речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и
рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице ;
развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность,
умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать мышление,
внимание, воображение, память;
3. Создать условия для развития связной речи: разработать и апробировать
серию занятий с использованием мнемотехники; создать наглядный
материал,
включающий в себя приемы мнемотехники;
5.Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
6.Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.
Предполагаемый результат
- У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
- Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
- Словарный запас выходит на более высокий уровень;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед
аудиторией;
- Родители вовлечены в процесс речевого развития детей.
Актуальность выбранной темы:
С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к
результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного
образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник
должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств, желаний. Речево развитие по-прежнему остается
наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО
речевого развития - это формирование устной речи и навыков речевого
общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из
основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как
личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами,
описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это
делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена
живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток
общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых
трудностей
детей
лишь
увеличивает
количество
дошкольников
с
недостатками речи.
В
речи
детей
существует
множество
проблем:
односложная
речь,
неспособность построить распространенное предложение; бедность речи,
недостаточный
словарный
запас;
трудности
в
построении
монолога( сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие
навыков культурной речи.
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения
интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не
превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми
приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе
оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и
увеличивающих
объём
памяти
путём
образования
дополнительных
ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование
мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной
«секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в
своём
воображении
соединяет
несколько
зрительных
образов,
мозг
фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из
образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной
природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд
совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие
возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного
текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А.
Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)
Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:
-Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация
творческих возможностей ребёнка;
-Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности,
доступен пониманию ребёнка;
-Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является
непреложной ценностью в процессе воспитания;
-Принцип
природосообразности:
учёт
возрастных
и
индивидуальных
особенностей, задатков, возможностей детей.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для
внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный
процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей
дошкольного возраста. А также развитие связной речи детей дошкольного
возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного
моделирования - мнемотаблицами.
1. В пересказе;
2. В составлении рассказов;
3. В заучивании стихотворений;
4. В формировании грамматически развитой речи.
Формы работы с детьми
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа с детьми
Перспективный план работы с детьми на 2025-2026 учебный год.
Дата проведения
Образовательная деятельность Задачи, содержание
Сентябрь
Заучивание стихотворения
В.Миронович «Листопад»
Составление
мнемотаблиц для
выразительного
чтения наизусть;
выразительно
читать наизусть
стихотворение,
интонационно
передавать
спокойную грусть
осенней природы.
Октябрь
Пересказ башкирской народной
сказки «Лиса-сирота»
Интонационно верно
передавать диалоги
персонажей,
опираясь на
мнемотаблицу;
использовать при
пересказе
выразительные
средства языка
Ноябрь
Пересказ сказки «Медведь и
пчелы»
Составление
мнемотаблицы для
пересказа; учить
передавать
текст точно,
последовательно,
выразительно;
пересказывать текст
Дидактическая игра
«Башкирская юрта»
Обогащение
словарного запаса,
развитие
логического
мышления
и долговременной
памяти.
нарисовать
картинки к каждому
названному им
слову.
Зрительный образ,
соответствующий
предметам возникает
легко,
поэтому детям
предлагается
«зашифровать»
слова, типа вкусный
суп,
радость и т.п.
Декабрь
Пересказ башкирской народной
сказки «Петух-батыр»
Продолжать
учить
передавать
текст
точно,
последовательно,
выразительно
с
опорой
на
мнемотаблицу;
пересказывать текст,
написанный от лица
автора, и переводить
его
при
этом
в
косвенную
речь.
Заучивание стихотворения Муса
Гали«Курай»
Способствовать
запоминанию
стихотворения
наизусть
используя
прием
мнемотехники.
Январь
Пересказ сказки «Три
поросенка»
Способствовать
умению
пересказывать
содержание сказки
точно,
последовательно,
выразительно;
(использование для
пересказа
готовые
мнемотаблицы)
Февраль
Пересказ русской народной
сказки «Жихарка»
Передавать текст
точно,
последовательно,
выразительно;
составление
мнемотаблиц для
пересказа; учить
пересказывать от
третьего лица
Март
Заучивание стихотворения
Т.Дмитриев «Весна пришла»
Использование
для
выразительного
чтения наизусть
готовые
мнемотаблицы;
интонационно
выразительно
передавать
любование картиной
весенней
природы
при чтении наизусть
стихотворения
Апрель
Пересказ сказки
«Кто сильнее»
Передавать текст
точно,
последовательно,
выразительно;
использование для
пересказа готовые
мнемотаблицы
Май
Пересказ знакомых сказок по
желанию детей (викторина)
Побуждать желание
рассказывать
знакомые сказки.
Развивать
связную речь.
Работа с родителями в течении года
1. Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у
детей».
2. «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
3. «Развитие речи детей средствами мнемотехник».
Работа с педагогами
1. Занятие по развитию речи: «Мненомотаблицы в работе педагога
дошкольного образования»
2. Передача опыта работы, картотека мнемотаблиц и т.д.
Предоставление отчета по работе
Форма отчетности: Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на
итоговом педсовете. Выступление на педсовете, мастер-класс по
составлению мнемотаблиц.
Изучение методической литературы по данной теме в течении года,
создание картотек
-Ф.Г.Азнабаева,М.И.Фаизова ,Е.Г.Азнабаева
Русский язык в
национальном дошкольном образовательном учреждении
.
-Я родину свою хочу познать !
-Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста»;
- Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;
- Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное
воспитание»;
- Изучение методик и технологий в интернет-ресурсах;
- Создание картотек: «Словесный каскад», «Составь рассказ», «Расскажи
стихотворение».