Напоминание

"Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"


Автор: Азаматова Зубаржат Сулеймановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Сулпылар" с.Абубакирово структурное подразделение д/с "Шишмэкэй"
Населённый пункт: с.Антинган
Наименование материала: самообразование
Тема: "Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Республика Башкортостан Хайбуллинсий район МДОБУ «Сулпылар» с.Абубакирово

структурное подразделение д/с «Шишмэкэй» с.Антинган

Тема по самообразованию:

«Мнемотехника как эффективное средство развития

связной речи у детей дошкольного возраста»

Воспитатель :Азаматова З.С.

2025 г.

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у

детей дошкольного возраста»

Цель: Развитие связной речи посредством мнемотехники.

Задачи:

1. Совершенствовать диалогическую форму речи;

2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и

рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице ;

развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность,

умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать мышление,

внимание, воображение, память;

3. Создать условия для развития связной речи: разработать и апробировать

серию занятий с использованием мнемотехники; создать наглядный

материал,

включающий в себя приемы мнемотехники;

5.Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

6.Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.

Предполагаемый результат

- У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

- Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

- Словарный запас выходит на более высокий уровень;

- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед

аудиторией;

- Родители вовлечены в процесс речевого развития детей.

Актуальность выбранной темы:

С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к

результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного

образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник

должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения

своих мыслей, чувств, желаний. Речево развитие по-прежнему остается

наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО

речевого развития - это формирование устной речи и навыков речевого

общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из

основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как

личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами,

описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это

делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена

живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток

общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых

трудностей

детей

лишь

увеличивает

количество

дошкольников

с

недостатками речи.

В

речи

детей

существует

множество

проблем:

односложная

речь,

неспособность построить распространенное предложение; бедность речи,

недостаточный

словарный

запас;

трудности

в

построении

монолога( сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие

навыков культурной речи.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения

интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не

превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми

приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе

оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и

увеличивающих

объём

памяти

путём

образования

дополнительных

ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование

мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной

«секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в

своём

воображении

соединяет

несколько

зрительных

образов,

мозг

фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из

образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной

природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд

совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие

возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного

текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А.

Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:

-Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация

творческих возможностей ребёнка;

-Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности,

доступен пониманию ребёнка;

-Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является

непреложной ценностью в процессе воспитания;

-Принцип

природосообразности:

учёт

возрастных

и

индивидуальных

особенностей, задатков, возможностей детей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для

внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный

процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей

дошкольного возраста. А также развитие связной речи детей дошкольного

возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного

моделирования - мнемотаблицами.

1. В пересказе;

2. В составлении рассказов;

3. В заучивании стихотворений;

4. В формировании грамматически развитой речи.

Формы работы с детьми

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа с детьми

Перспективный план работы с детьми на 2025-2026 учебный год.

Дата проведения

Образовательная деятельность Задачи, содержание

Сентябрь

Заучивание стихотворения

В.Миронович «Листопад»

Составление

мнемотаблиц для

выразительного

чтения наизусть;

выразительно

читать наизусть

стихотворение,

интонационно

передавать

спокойную грусть

осенней природы.

Октябрь

Пересказ башкирской народной

сказки «Лиса-сирота»

Интонационно верно

передавать диалоги

персонажей,

опираясь на

мнемотаблицу;

использовать при

пересказе

выразительные

средства языка

Ноябрь

Пересказ сказки «Медведь и

пчелы»

Составление

мнемотаблицы для

пересказа; учить

передавать

текст точно,

последовательно,

выразительно;

пересказывать текст

Дидактическая игра

«Башкирская юрта»

Обогащение

словарного запаса,

развитие

логического

мышления

и долговременной

памяти.

нарисовать

картинки к каждому

названному им

слову.

Зрительный образ,

соответствующий

предметам возникает

легко,

поэтому детям

предлагается

«зашифровать»

слова, типа вкусный

суп,

радость и т.п.

Декабрь

Пересказ башкирской народной

сказки «Петух-батыр»

Продолжать

учить

передавать

текст

точно,

последовательно,

выразительно

с

опорой

на

мнемотаблицу;

пересказывать текст,

написанный от лица

автора, и переводить

его

при

этом

в

косвенную

речь.

Заучивание стихотворения Муса

Гали«Курай»

Способствовать

запоминанию

стихотворения

наизусть

используя

прием

мнемотехники.

Январь

Пересказ сказки «Три

поросенка»

Способствовать

умению

пересказывать

содержание сказки

точно,

последовательно,

выразительно;

(использование для

пересказа

готовые

мнемотаблицы)

Февраль

Пересказ русской народной

сказки «Жихарка»

Передавать текст

точно,

последовательно,

выразительно;

составление

мнемотаблиц для

пересказа; учить

пересказывать от

третьего лица

Март

Заучивание стихотворения

Т.Дмитриев «Весна пришла»

Использование

для

выразительного

чтения наизусть

готовые

мнемотаблицы;

интонационно

выразительно

передавать

любование картиной

весенней

природы

при чтении наизусть

стихотворения

Апрель

Пересказ сказки

«Кто сильнее»

Передавать текст

точно,

последовательно,

выразительно;

использование для

пересказа готовые

мнемотаблицы

Май

Пересказ знакомых сказок по

желанию детей (викторина)

Побуждать желание

рассказывать

знакомые сказки.

Развивать

связную речь.

Работа с родителями в течении года

1. Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у

детей».

2. «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

3. «Развитие речи детей средствами мнемотехник».

Работа с педагогами

1. Занятие по развитию речи: «Мненомотаблицы в работе педагога

дошкольного образования»

2. Передача опыта работы, картотека мнемотаблиц и т.д.

Предоставление отчета по работе

Форма отчетности: Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на

итоговом педсовете. Выступление на педсовете, мастер-класс по

составлению мнемотаблиц.

Изучение методической литературы по данной теме в течении года,

создание картотек

-Ф.Г.Азнабаева,М.И.Фаизова ,Е.Г.Азнабаева

Русский язык в

национальном дошкольном образовательном учреждении

.

-Я родину свою хочу познать !

-Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста»;

- Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;

- Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное

воспитание»;

- Изучение методик и технологий в интернет-ресурсах;

- Создание картотек: «Словесный каскад», «Составь рассказ», «Расскажи

стихотворение».



В раздел образования