Автор: Родоманова Лариса Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Детская художественная школа
Населённый пункт: Амурская область город Тында
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок по цветоведению "Волшебный лес"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительно образования
Детская художественная школа г. Тында
План -конспект открытого урока
Цветоведение.Гармония родственных цветов
«Волшебный лес» 2 класс
Преподаватель:
Родоманова Лариса Александровна
г.Тында
2025г.
Тема урока : Цветоведение. Гармония родственных цветов
Общее количество 6 часов
Образовательные технологии:
1.
Разноуровневое обучения.
2.
Информационно - коммуникационные технологии
3.
Поэтапная технология.
Планируемые образовательные результаты
Предметные в познавательной сфере - гармоничное сочетание цветовых
оттенков
в трудовой сфере - применять различные выразительные средства,
художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
в мотивационной сфере - развивать художественное мышление,
вкус,воображение.
в эстетической сфере - реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно - творческой деятельности, осуществлять самоопределение и
самореализацию личности на эстетическом уровне. Развивать художественно -
образное мышление.
в коммуникативной сфере - развитие коммуникативных навыков общения при
выполнении творческой работы.
Личностные
Формирование навыков самостоятельной работы, проявление
индивидуальности в творческой работе.
Цели
Образовательная -
понять диапазон расположения родственных цветов в
цветовом круге. Научиться использовать ограниченный спектр цветов.
Воспитательная
-
воспитание цветовых вкусов и умение цветом передавать
выразительность и настроение.
Развивающая
-
развитие технических навыков работы гуашью,работы с
палитрой.
Задачи:
1. Знать 4 группы родственных цветов.
2. Закрепить
умение
пользоваться
цветовым
кругом
при
нахождении
родственных цветов.
3. Научиться определять «цветовой тон картины»
Методы проведения занятия: продуктивный и частично поисковый.
Объект труда: крафтовая бумага чёного цвета А3,гуашь,палитра.
Материально-техническое оснащение: мольберты настольные , вода ,
освещение, гуашь,кисти,карандаш,ластик, группы родственных цветов для
выполнения задания, макет фонаря с градацией цвета и файл с иллюстрацией
тёмного на тёмном для высветления объектов.
Оформление классной комнаты : на партах у детей настольные мольберты на
них закреплены работы детей с предварительно проделанной работой по теме
урока.На столах пластиковая палитра, бумажная палитра, гуашь, модель
цветового круга,ёмкость с водой, кисти для гуаши.
Для работы педагога в классе три мольберта 1- этапы предварительной работы
проделанной детьми (герой, «Волшебный лес») 2 - цветовой круг, 3- модели
различных вариантов родственных групп цветов, 4 - пример выполнения работы
и подбора диапазона
родственных цветов для освещения пространства
«Волшебного леса».
Предварительная работа - продумывание стилизованного героя с фонарём в
руке, попавшего в «Волшебный лес» раскрашивание графичными материалами
(цветные
карандаши,
фломастеры,
линеры,
гелиевые
ручки).Стилизация
«Волшебного
леса»
продумывание
характера
растений
и
животных
наполняющих лес (тропики ,грибное царство,смешанный лес, дремучий лес,лес
у реки и т.п) создание эскиза,а затем перенос на чёрную крафтовую бумагу.
После нанесения карандашом ,находим место для нашего нарисованного героя
и определяем направление света фонаря .Затем обводим белым фломастером
рисунок леса до линии света от фонаря.
План урока:
1. Организационная часть
-5 минут.
2. Повторение пройденного материала -
10 мин.
В процессе работы опираемся
на приобретённые знания и умения на протяжении учебного процесса (работа с
цветовым кругом).Цветовой круг состоит из 24 цветов. При помощи цветового
круга возможно определение тёплые и холодные,контрастные цвета.Можно
подобрать гармонии цветов при помощи схем
3
Изложение нового материала
-_
15
мин
ут
.
_
Цветовой круг состоит из 24 цветов и содержит 8 групп родственных цветов:
жёлтые, жёлто - оранжевые, оранжево-красные, красно фиолетовые,фиолетово -
синие, синие, сине - зелёные ,зелёные.
Например,зелёная гамма содержит в своих смешениях в разных пропорциях два
основных цвета - синий и жёлтый.
Гармония родственных цветов - это сочетание цветов,которые расположены
рядом друг с другом в интервале 1/4 или 1/8 цветового круга.
Цветовая
гамма
каждой
группы
родственных
цветов
будет
мягкой
и
спокойной,как бы дружественной.Родственные цвета хорошо сочетаются друг с
другом.
К родственным также относятся все мягкие,тёмные и светлые оттенки этих
цветов.
Рассмотрим примеры гармонии родственных цветов в произведениях живописи
на примере картин И.И.Левитана (Лето) и А.А.Рылова( Над рекой).
На картинах Исаака Левитана «Лето» и Аркадия Рылова «Над рекой» мы
видим,как раз колористическое построение на основе гармонии родственных
цветов.Здесь различная градация оттенков зелёного - от светлых тёплых
оттенков до глубоких холодных тёмных зелёных тонов. Сочетаются оттенки
зелёного с рядом стоящими с цветовом круге жёлтым и голубым.
Излюбленный мотив с мостиком и лилиями французского художника Клода
Моне также служит примером гармонии родственных цветов.
На картине Моне изображён пруд с водяными
лилиями, над которым
раскинулся изящный зелёный мостик.
Художник рисовал пруд в разное время года, в разных ракурсах и при разном
освещении. Живописец работал сразу над несколькими изображениями пруда с
учётом постоянно изменяющегося освещения. Клод Моне использовал большое
количество оттенков зелёного и синего цветов,плавно перетекающих друг в
друга. Водная гладь отражает японский мостик сине-зелёными бликами.
Пейзаж «Красный закат» Архипа Куинджи изображает момент гаснущего неба
на закате. Художник использовал природные цвета жёлтого,оранжевого и
красного оттенков. Гармония родственных цветов создаёт в картине ощущение
мягкого вечернего покоя.
В живописи термин цветовой тон картины применяется по отношению к
колориту в пределах одного цвета, например: «коричневый» тон картины.
Гармония родственных цветов.
Такая
гармония
-
сильное
выразительное
средство,которое
применяет
художник,создавая живописное произведение и стремясь наиболее ярко
выразить свой замысел.
Поиск
выразительности
цвета
в
живописном
произведении
-сложный
процесс,основанный
на
знании
цветоведения,
понимании
особенностей
психологического восприятия цвета и на творческом видении художника.
Задание - Педагог предлагает ученикам выбрать группу родственных цветов
соответствующих выше перечисленным картинам.
Вопросы для закрепления материала:
1. В каком диапазоне цветового круга расположены родственные цвета?
2. Приведите примеры произведений художников,в которых использованы
разные группы родственных цветов.
3. Сколько групп родственных цветов содержит цветовой круг? Назовите эти
группы цветов.
4. Что такое «цветовой тон картины»?
Определение темы практического задания .
И так ребята мы подошли к выполнению творческого задания .
Мы с вами проделали большую предварительную работу (придумали нашего
героя
и «волшебный лес» в создании которого мы применяли принцип
стилизации растений деревьев и животных, которые его населяют и чтоб
завершить интересное путешествие нашего героя нам осталось включить
фонарик в его руке и высветлить лучом часть леса ,но как вы уже догадались
сделаем мы это особенным способом.
Учитывая все выше сказанное кто сможет сформулировать тему нашего
творческого задания ,какие цвета мы должны взять для его выполнения?
Предположительный ответ ученика - Для выполнения задания мы выберем
родственные цвета ,которые находятся рядом с друг другом в цветовом круге.
Совершенно верно,но есть ещё несколько особенностей цвета которые нам
помогут передать эффект света фонаря в тёмном лесу.
Давайте представим ,что мы светим фонарём в тёмном пространстве. Всё что
попадает в луч света у самого фонаря очень светлое (высветление белым) ,а чем
дальше от фонаря окрашены более насыщенно (с добавлением чёрного).Педагог
показывает на примере игры (фаил с двойным рисунком и фонариком
нарисованным).
Педагог предлагает детям выбрать на цветовом круге группу родственных
цветов.
Затем для расширения диапазона цветов предлагает формулы смешения цветов
родственных групп (таблица в приложении ).У вас есть для этого ваши палитры.
Вот теперь вы готовы к выполнению творческого задания.
4. Вводный инструктаж 5 мин
ут
-
правильное расположение красок и ёмкости
с водой, дистанция рабочих мест работа с красками кистями и палитрой.
5. Самостоятельная работа учащихся - 145 мин (-10 мин перемена)
Работа выполняется поэтапно на основе предварительно проделанной работы.
Ход работы.
1 этап
:
выбор группы родственных цветов на цветовом круге.
2 этап
:
работа на палитре
3 этап
:
выполнение работы начиная от фонаря к затемнению (насыщенности)
6. Подведение итогов урока 10 минут - просмотр работ всего класса выделяем
наиболее лучшие работы индивидуально рассматриваем каждую работу
ставим задачу на которую почаще обращать внимание. Проставление оценок.
7. Уборка рабочих мест-10 мин.
Рефлексия: «Чудо рыбка»
Приложение 1
Приложение 2