Напоминание

Анализ адаптационных ресурсов разновозрастных групп школьников с умственной отсталостью, обучающихся по адаптированным образовательным программам


Автор: Ченцова Ирина Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Центр образования" г. Саратова
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Анализ адаптационных ресурсов разновозрастных групп школьников с умственной отсталостью, обучающихся по адаптированным образовательным программам
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АНАЛИЗ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

В

сложившихся

условиях

ставится

задача

по

изучению

закономерностей развития, становления процесса и выявления факторов,

влияющих на процесс адаптации детей с психическими недостатками

развития, которые формируются на разных возрастных этапах.

Поведение

детей

является,

с

одной

стороны,

результатом

разнонаправленных по содержанию процессов, происходящих в обществе в

целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в микросреде

(в семье, школе). Изучение влияния школьной микросреды на проявление

адаптации у разных возрастных групп детей позволяет нам лучше изучить

природу

этого

явления,

выявить

основные

механизмы

и

тенденции

функционирования адаптационных ресурсов детей младшего школьного

возраста, среднего школьного возраста и старшеклассников.

Актуальность исследования определила тему нашей работы «Анализ

адаптационных ресурсов разновозрастных групп школьников с умственной

отсталостью,

обучающихся

по

адаптированным

образовательным

программам».

Объект исследования: адаптационные ресурсы первоклассников,

новоприбывших

детей

в

начальные

классы,

пятиклассников

и

девятиклассников с умственной отсталостью.

Предмет исследования: особенности процессов адаптации умственно

отсталых детей на разных возрастных этапах.

Цель исследования: изучение особенностей адаптационных ресурсов

разновозрастных

групп

школьников

с

умственной

отсталостью,

обучающихся по адаптированным образовательным программам.

Гипотеза исследования:

Предполагаем,

что

факторы,

препятствующие

позитивным

адаптационным процессам, интенсивнее проявляются в младшем школьном

возрасте, по сравнению с другими возрастными периодами.

Ранняя

психологическая

диагностика

позволит

своевременно

организовать необходимую психолого-педагогическую помощь умственно

отсталому ребёнку при вхождении в новый и сложный вид деятельности,

каковой является обучение в школе.

Задачи исследования:

1. Провести

анализ

психолого-педагогической

и

специальной

литературы по проблеме исследования.

2. Изучить особенности психического развития у умственно отсталых

детей.

3. Разработать и реализовать диагностические программы по изучению

адаптационных ресурсов разновозрастных групп школьников с умственной

отсталостью.

4. Выделить в ходе эмпирического исследования группу риска детей с

низким

уровнем адаптации

разновозрастных

групп

школьников

с

умственной отсталостью.

5. Разработать коррекционную программу для детей с низким уровнем

адаптации с учетом возрастных особенностей, а так же рекомендации для

родителей,

педагогов

по

повышению

адаптационных

ресурсов

разновозрастных групп школьников с умственной отсталостью.

Методологическая основа исследования:

1. Теория о объективных и субъективных критериях объективности

(Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.М. Тромбах,Т.В. Дорожевец);

2.

Концепция

«о

единстве

закономерностей

нормального

и

аномального развития» (Л.С.Выгодский).

3. Феноменологическая психология (К.Роджерс).

4. Теория

механизмов

психической

адаптации

(Ю.А.

Александровский).

5. Теория процесса адаптации человека к условиям окружающей среды

(Ф.Б. Березин, А.А. Налчаджян).

Методы исследования:

Теоретические

методы:

теоретический

анализ

научной

и

методической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Результаты эмпирического исследования были получены с применением

диагностического инструментария:

Статистические

методы:

количественная

и

качественная

обработка результатов, полученных в ходе исследования.

Теоретическая

значимость

работы

состоит

в

обобщении

теоретических и методологических основ в области психологического

изучения адаптационных ресурсов умственно отсталых детей разных

возрастных

групп,

в

систематизации

материалов

эмпирических

и

экспериментальных исследований в русле данной проблемной области.

Практическая ценность данной работы заключается в возможности

использования

полученных

результатов

в

практике

социально-

психологического консультирования, а также в коррекционной работе с

детьми по превенции и интервенции дезадаптивных форм поведения.

Научная новизна

состоит в том, что в настоящем исследовании

продемонстрирована

возможность

проведения

экспериментальной

диагностики адаптации умственно отсталых детей на разных возрастных

этапах. Охарактеризованы особенности вхождения в новые социальные

условия умственно отсталых детей на разных возрастных этапах.

Результаты научно-исследовательской деятельности.

1.

Разработка и реализация диагностической программы по изучению

адаптационных ресурсов с учетом возрастных особенностей школьников с

умственной отсталостью.

2.

При диагностике подростковой группы уровень общей тревожности

у 82% опрошенных соответствует норме, и у 18% учащихся наблюдается

повышенный уровень. Это говорит о снижение общего эмоционального

состояния, связанного с различными формами включения учащихся в жизнь

школы. У 77% учащихся наблюдаются переживания, носящие социальный

контекст, с преобладанием доминирующих социальных мотивов в обучении.

3.

В ходе эмпирического исследования выявлены факторы, которые

интенсивнее проявляются в младшем школьном возрасте, по сравнению с

другими возрастными периодами. Так, в группу риска детей, имеющих

дезадаптивные формы поведения младшего школьного возраста, входят:

первоклассники - 27%; второклассники – 23%, третьеклассники – 7% и

четвероклассники – 5%. Главная особенность таких детей — это серьёзные

затруднения в учебной деятельности, инертность по отношению к заданиям

внеурочной деятельности.

4.

Была

разработана

внеурочная

профилактическая

программа,

направленная на раннюю коррекцию дезадаптивных форм поведения.

Список литературы:

1. Акимова О.И. Формирование социальных компетенций у школьников в

условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

//Глобальный

научный

потенциал.

Профессиональное образование. № 3 (72) 2017. С. 17-19.

2. Годовникова

Л.В.

Психолого-педагогическое

сопровождение

обучающихся с ОВЗ : учеб. пособие для вузов / Л.В. Годовникова. - 2-е изд. -

М. : Юрайт, 2020. - 218 с

3. Основы

специальной

психологии:

учебное

пособие

[По

ред.А.К.

Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина,

О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова];

под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. 335 с.

4. Селингман М., Дарлинг Р. Б. «Обычные семьи, особые дети. Системный

подход к помощи детям с нарушениями развития 2021

5. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе. / Д.Ю.

Соловьева. // Вопросы психологии. № 4 (87). 2012. С.23-32.



В раздел образования