Автор: Ченцова Ирина Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Центр образования" г. Саратова
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Анализ адаптационных ресурсов разновозрастных групп школьников с умственной отсталостью, обучающихся по адаптированным образовательным программам
Раздел: среднее профессиональное
АНАЛИЗ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
В
сложившихся
условиях
ставится
задача
по
изучению
закономерностей развития, становления процесса и выявления факторов,
влияющих на процесс адаптации детей с психическими недостатками
развития, которые формируются на разных возрастных этапах.
Поведение
детей
является,
с
одной
стороны,
результатом
разнонаправленных по содержанию процессов, происходящих в обществе в
целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в микросреде
(в семье, школе). Изучение влияния школьной микросреды на проявление
адаптации у разных возрастных групп детей позволяет нам лучше изучить
природу
этого
явления,
выявить
основные
механизмы
и
тенденции
функционирования адаптационных ресурсов детей младшего школьного
возраста, среднего школьного возраста и старшеклассников.
Актуальность исследования определила тему нашей работы «Анализ
адаптационных ресурсов разновозрастных групп школьников с умственной
отсталостью,
обучающихся
по
адаптированным
образовательным
программам».
Объект исследования: адаптационные ресурсы первоклассников,
новоприбывших
детей
в
начальные
классы,
пятиклассников
и
девятиклассников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности процессов адаптации умственно
отсталых детей на разных возрастных этапах.
Цель исследования: изучение особенностей адаптационных ресурсов
разновозрастных
групп
школьников
с
умственной
отсталостью,
обучающихся по адаптированным образовательным программам.
Гипотеза исследования:
Предполагаем,
что
факторы,
препятствующие
позитивным
адаптационным процессам, интенсивнее проявляются в младшем школьном
возрасте, по сравнению с другими возрастными периодами.
Ранняя
психологическая
диагностика
позволит
своевременно
организовать необходимую психолого-педагогическую помощь умственно
отсталому ребёнку при вхождении в новый и сложный вид деятельности,
каковой является обучение в школе.
Задачи исследования:
1. Провести
анализ
психолого-педагогической
и
специальной
литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности психического развития у умственно отсталых
детей.
3. Разработать и реализовать диагностические программы по изучению
адаптационных ресурсов разновозрастных групп школьников с умственной
отсталостью.
4. Выделить в ходе эмпирического исследования группу риска детей с
низким
уровнем адаптации
разновозрастных
групп
школьников
с
умственной отсталостью.
5. Разработать коррекционную программу для детей с низким уровнем
адаптации с учетом возрастных особенностей, а так же рекомендации для
родителей,
педагогов
по
повышению
адаптационных
ресурсов
разновозрастных групп школьников с умственной отсталостью.
Методологическая основа исследования:
1. Теория о объективных и субъективных критериях объективности
(Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.М. Тромбах,Т.В. Дорожевец);
2.
Концепция
«о
единстве
закономерностей
нормального
и
аномального развития» (Л.С.Выгодский).
3. Феноменологическая психология (К.Роджерс).
4. Теория
механизмов
психической
адаптации
(Ю.А.
Александровский).
5. Теория процесса адаптации человека к условиям окружающей среды
(Ф.Б. Березин, А.А. Налчаджян).
Методы исследования:
Теоретические
методы:
теоретический
анализ
научной
и
методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование.
Результаты эмпирического исследования были получены с применением
диагностического инструментария:
Статистические
методы:
количественная
и
качественная
обработка результатов, полученных в ходе исследования.
Теоретическая
значимость
работы
состоит
в
обобщении
теоретических и методологических основ в области психологического
изучения адаптационных ресурсов умственно отсталых детей разных
возрастных
групп,
в
систематизации
материалов
эмпирических
и
экспериментальных исследований в русле данной проблемной области.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности
использования
полученных
результатов
в
практике
социально-
психологического консультирования, а также в коррекционной работе с
детьми по превенции и интервенции дезадаптивных форм поведения.
Научная новизна
состоит в том, что в настоящем исследовании
продемонстрирована
возможность
проведения
экспериментальной
диагностики адаптации умственно отсталых детей на разных возрастных
этапах. Охарактеризованы особенности вхождения в новые социальные
условия умственно отсталых детей на разных возрастных этапах.
Результаты научно-исследовательской деятельности.
1.
Разработка и реализация диагностической программы по изучению
адаптационных ресурсов с учетом возрастных особенностей школьников с
умственной отсталостью.
2.
При диагностике подростковой группы уровень общей тревожности
у 82% опрошенных соответствует норме, и у 18% учащихся наблюдается
повышенный уровень. Это говорит о снижение общего эмоционального
состояния, связанного с различными формами включения учащихся в жизнь
школы. У 77% учащихся наблюдаются переживания, носящие социальный
контекст, с преобладанием доминирующих социальных мотивов в обучении.
3.
В ходе эмпирического исследования выявлены факторы, которые
интенсивнее проявляются в младшем школьном возрасте, по сравнению с
другими возрастными периодами. Так, в группу риска детей, имеющих
дезадаптивные формы поведения младшего школьного возраста, входят:
первоклассники - 27%; второклассники – 23%, третьеклассники – 7% и
четвероклассники – 5%. Главная особенность таких детей — это серьёзные
затруднения в учебной деятельности, инертность по отношению к заданиям
внеурочной деятельности.
4.
Была
разработана
внеурочная
профилактическая
программа,
направленная на раннюю коррекцию дезадаптивных форм поведения.
Список литературы:
1. Акимова О.И. Формирование социальных компетенций у школьников в
условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
//Глобальный
научный
потенциал.
Профессиональное образование. № 3 (72) 2017. С. 17-19.
2. Годовникова
Л.В.
Психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся с ОВЗ : учеб. пособие для вузов / Л.В. Годовникова. - 2-е изд. -
М. : Юрайт, 2020. - 218 с
3. Основы
специальной
психологии:
учебное
пособие
[По
ред.А.К.
Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина,
О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова];
под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. 335 с.
4. Селингман М., Дарлинг Р. Б. «Обычные семьи, особые дети. Системный
подход к помощи детям с нарушениями развития 2021
5. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе. / Д.Ю.
Соловьева. // Вопросы психологии. № 4 (87). 2012. С.23-32.