Автор: Синкевич Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ С.Восточное
Населённый пункт: Хабаровский край,Хабаровский район,село Восточное
Наименование материала: Проект
Тема: "Моя малая Родина"
Раздел: дошкольное образование
Приложение № 27
«Моя малая Родина»
(средняя группа).
По продолжительности: кратковременный (10.10.2024г.-24.10.2024г.).
Тип
проекта: информационно-творческий,
исследовательско-
творческий.
По характеру содержания: включает ребенка и семью
Объект: совместная деятельность детей, воспитателя, родителей.
Характеристика проекта:
Важной
составляющей
в
воспитании
подрастающего
поколения
является региональный компонент. Это знание не только своей страны, ее
истории, но и конкретное знание истории, природных и климатических
особенностей, национальной культуры населения того места, в котором
ребенок
проживает.
Чтобы
полноценно
сформировать
нравственно-
патриотический аспект в личности человека, необходимо начинать это
формирование еще в дошкольном возрасте. Те знания, которые детям даются
изначально, являются максимально упрощенными, но они и есть тот
фундамент, который в дальнейшем будет усложняться и даст ребенку те
знания, которые необходимы для формирования настоящего патриота своей
страны.
Одним из способов внедрения регионального компонента, является
непосредственная образовательная деятельность, в виде такого направления,
как краеведение. Краеведение включает в себя планомерное, регулярное
внедрение
знаний,
направленных,
на
знакомство
и
формирование
определенных знаний и представлений о родном крае, поселке, стране, о
национальной культуре, с учетом национальных особенностей, как страны,
так и в первую очередь – региона. А так же природных особенностей
растительного и животного мира.
Цель
проекта: всестороннее
изучение
Хабаровского
района
и
Хабаровского края, России.
Задача проекта:
Сформировать у детей представление о своем поселке, крае, стране.
Дать представление о родном поселке, крае, стране. Вызвать интерес к
жизни родного поселка, края;
Познакомить с историей и современностью Хабаровкого района,
Хабаровского края;
Познакомить детей с растительным и животным миром района, края,
региона и формировать духовно-нравственного отношения к ним;
Способствовать развитию, становлению детского коллектива, а также
семьи;
Способствовать развитию личностных качеств детей, посредством
получения знаний о родном поселке, крае.
Проблема:
Ребенок в процессе своего становления рано или поздно, начинает
проявлять интерес к своим корням, своей истории, истории места, где
Приложение № 27
проживает. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком, краем,
его природными и климатическими особенностями, национальным
колоритом, должен быть регулярным и разнообразным, более того, он
должен начинаться как можно раньше;
Мероприятия и занятия должны проходить без больших перерывов и
пауз. Для получения положительного результата в развитии целостного
отношения к родному краю можно достичь только систематической
работой;
Современные дети мало знают о родном поселке, стране. Поэтому в
последнее
время
все
большее
значение
имеет
нравственно-
патриотическое воспитание, оно становится приоритетным и одной из
главных задач дошкольного образовательного
Актуальность данной темы я вижу в том, что необходимо воспитать
настоящего гражданина, патриота современного общества, адаптированного
к условиям современной жизни, любящего не только свою страну, но и в
первую очередь свою малую Родину, а для этого необходимо иметь
определенную
информационную
базу,
подкрепленную
эмоциями
и
чувствами. Более того, материала по данному направлению не так много,
особенно по нашему Дальневосточному региону, также недостаточно
освещена методика работы с детьми в данном направлении. В последнее
время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ,
появилось равнодушное отношение к друг другу. Детям стали чужды такие
понятия как милосердие, сочувствие.
Под
патриотическим
воспитанием
понимается
взаимодействие
взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено
на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных
качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной
культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного
отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Формы и методы работы:
Тематические занятия, беседы, целевые прогулки, просмотр фильмов,
презентаций, заучивание стихов, наблюдения, чтение художественных
произведений, рассматривание иллюстраций.
Продукт проектной деятельности:
Выставка рисунков «Мое село»;
Выставка работ по аппликации «Лотос»;
Выставка работ по лепке «Амурский тигр»;
Подготовка и участие в онлайн-концерте посвященном юбилею села
«85 лет селу Восточное».
Этапы проекта:
1 этап подготовительный:
составление паспорта проекта;
подбор
детской
художественной
литературы
для
чтения,
для
заучивания стихотворений наизусть;
Приложение № 27
изучение методической литературы по теме проекта;
подбор материалов для презентации;
подбор наглядного материала по теме;
2 этап выполнение проекта:
беседы с детьми;
Рассматривание иллюстраций о Хабаровском крае: города, рыбы
Амура, улицы Хабаровска, памятники Хабаровска.
Ознакомление с природой «Мой край родной – заповедные места».
Растения Хабаровского края
Чтение стихов Хабаровских поэтов.
Знакомство с петроглифами Секачи-Аляна: фото, видео, иллюстрации;
Заучивание стихотворений;
Чтение художественной литературы;
Проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;
рисование рисунков «Мое Село», Амурский тигр»;
НОД аппликация «Лотос»;
НОД по лепке «Амурский тигр»;
3
заключительный этап проекта:
Выставка всех работ;
Участие в онлайн-концерте посвященном юбилею села «85 лет селу
Восточное».
Схема реализации проекта:
беседы с детьми «Уголок планеты, где мы живём»;
Рассматривание иллюстраций о Хабаровском крае: города, рыбы
Амура, улицы Хабаровска, памятники Хабаровска.
Ознакомление с природой «Мой край родной – заповедные места».
Растения Хабаровского края
Чтение стихов Хабаровских поэтов Е.Кохан, Б.Копалыгин, В.Рыбин.
Знакомство с петроглифами Сикачи-Алян: фото, видео, иллюстрации;
Дидактические игры: «Кто больше назовет дальневосточных рек»,
«Назови дальневосточные города», «Какие рыбы водятся в Амуре».
Заучивание стихотворений П. Комарова «Приамурье моё», «Мое село».
Чтение художественной литературы;
Проведение сюжетно-ролевых и подвижных игр;
Рисование рисунков «Мое Село», Амурский тигр»;
НОД аппликация «Лотос»;
НОД по лепке «Амурский тигр»;
Результаты практической деятельности:
Приложение № 27
Уголок планеты, где мы живём.
Рисование рисунков «Мое Село»:
Рисование рисунков «Амурский тигр»:
Приложение № 27
Аппликация «Лотос»:
Лепка «Амурский тигр»:
Приложение № 27
Список литературы:
1.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа
работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного
возраста (Текст) – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. // ISBN 978 – 5 – 89814 –
340 – 4.
2.
Жуковская Р. И. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада; - 2-е
изд. Перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
3.
Ковалева Веселые игры на свежем воздухе для детей и их родителей –
М.:ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ XXI век»,
2007. ISBN 978 – 5 -7905 – 4426 – 2, ISBN 978 – 5 – 91213 – 003 – 8.
Корнеева И. В. Амурская сокровищница. /Сборник сценариев. – Хабаровск,
КТО «Культура», 1994.
4.
Латыина Д. И. Родная история. Живая Русь. – быт, культура, обычаи
русского народа с древних времен./Учебное пособие по чтению для 2 (3)
класса. Кн. 1. Ч. 2. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
5.
Лопатина А. А., Скребцова М. В. 600 творческих игр для больших и
маленьких/ - 3-изд-е. – М.: Амрита-Русь, 2009. ISBN 978 – 5 -9787 – 0124 – 1.
6.
Лукошко: Хрестоматия по дальневосточной литературе для детей
дошкольного возраста/Сост.М. Н. Ходаковская; Хабаровск: Издательский
дом «Приамурские ведомости», 2012. ISBN 978 – 5 – 8003 – 0295 – 0.
7.
Лукошко. Хрестоматия по дальневосточной литературе. – Владивосток:
Издательство «Уссури», 1997. ISBN 5 – 85832 – 092 – 9.
8.
Сказания, песни, пословицы, игры народов России/сост. И лит. Обработка Г.
М. Науменко. – М.: Астрель: АСТ, 2007. ISBN 978 – 5 – 17 – 042063 – 6.
9.
Твой родной край. Книга для внеклассного чтения младших школьников
Хабаровского края. / Сост. А. Е.Тихонова. – Хабаровск: кН. изд.-во, 1982.