Напоминание

"Традиции наставничества"


Автор: Чеснокова Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№6"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: "Традиции наставничества"
Раздел: полное образование





Назад




1

Традиции наставничества

Чеснокова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ№6» г.Нижневартовска

АННОТАЦИЯ. Статья раскрывает роль наставничества в адаптации

и

профессиональном

развитии

молодого

педагога.

Проанализирован

опыт

реализации

персонализированной

программы

наставничества

в

МБОУ

«СШ№6» г.Нижневартовска ХМАО-Югры

В МБОУ «СШ№6» пришли молодые, энергичные и позитивные учителя.

Первоочередная задача администрации школы — создать такие условия, при

которых

молодые

педагоги

будут

с

радостью

постигать

педагогические

премудрости,

испытывать

желание

к

постоянному

наращиванию

профессиональных компетенций, смогут увлечься педагогикой, задержаться в

профессии на долгие годы.

Восточная пословица гласит: «Если твои планы рассчитаны на год — сей

просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же

твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей!». Молодых специалистов

тоже нужно «растить», делясь с ними опытом, поддерживая эмоционально,

вместе шагая по школьным будням.

Чтобы учебные будни молодому педагогу приносили радость и позитив,

опытный

наставник

сопровождает

его,

оказывая

методическую поддержку.

В

рамках реализации персонализированной программы наставничества

в

начале

учебного

года

наставником

совместно

с

молодым

учителем

разработан план мероприятий.

2

Персонализированная программа наставничества

педагогических работников

в МБОУ «СШ№6»г. Нижневартовска

Наставник —

Наставляемый —

Пояснительная записка

Описание проблемы: интеграция молодого учителя в педагогическую профес-

сию.

Цели и задачи наставничества:

Цель: помощь молодому педагогу в нахождении своей траектории личностно-

профессионального роста на этапе вхождения в профессию и последующей

реализации в ней.

Задачи:

помочь молодому специалисту в сохранении интереса к педагогической

деятельности и закреплении его в МБОУ «СШ№6»

способствовать

формированию

у

молодого

учителя

потребности

заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

оптимизировать

процесс

личностно-профессионального

становления

педагога, способствовать развитию

его

способности самостоятельно и

качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой

должности;

оказывать

поддержку

молодому

специалисту

в

преодолении

профессиональных

затруднений,

возникших

при

выполнении

должностных обязанностей;

способствовать успешной адаптации молодого учителя к корпоративной

культуре,

правилам

поведения

и

выполнения

единых

требований

в

образовательной организации.

Описание

возможного

содержания

деятельности

наставника

и

наставляемого: наставник помогает молодому коллеге поставить и решить

проблемы собственной профессиональной деятельности начинающего учителя

на этапе вхождения в профессию и совершенствования в ней.

Срок реализации программы наставничества: 2024/2025 учебный год

.

3

Промежуточные и планируемые результаты:

успешная адаптация молодого педагога в организации;

повышение профессиональной компетентности молодого педагога в во-

просах обучения и воспитания;

совершенствование методов работы молодого педагога по развитию твор-

ческой и самостоятельной деятельности учащихся;

использование в работе начинающего педагога современных педагогиче-

ских технологий.

Расписание встреч: не менее трех раз в неделю.

Режим работы: очный.

Обучение: наставник прошел повышение квалификации по дополнительной

профессиональной программе «Наставник молодого педагога».

План мероприятий

на 2024/2025 учебный год

Направления

наставнической

деятельности

Конкретные меры и формы

мероприятий по устранению

профессиональных затруднений

Ориентировочные

сроки достиже-

ния промежу-

точных и конеч-

ных результатов

1

Психолого-

педагогическое

Первая встреча, беседа с молодым педагогом

Август

2

Экскурсия по школе. Знакомство с традици-

ями организации

Август

3

Анализ диагностических данных «Професси-

ональные затруднения. Степень комфортно-

сти нахождения в коллективе»

1 неделя

сентября

4

Час общения. Обмен мнениями

Еженедельно

5

Нормативное

правовое

Изучение локальных нормативных актов ор-

ганизации

Август —

сентябрь

6

Анализ обновленного ФГОС НОО с позиции

предстоящей деятельности педагога

Август —

сентябрь

7

Инструктаж о ведении школьной документа-

ции (заполнение, ведение и проверка элек-

тронного журнала, журналов внеурочной де-

ятельности, тетрадей, дневников учащихся)

Август —

сентябрь

8

Методическое

Практикум по разработке рабочих программ

по предметам с использованием Конструкто-

ра рабочих программ

Август —

сентябрь

9

Практикум по разработке рабочих программ

курсов внеурочной деятельности

Август —

сентябрь

4

10

Практикум

по

составлению

календарно-

тематического планирования с учетом осо-

бенностей класса

Август —

сентябрь

11

Практикум

по

разработке

Плана

воспита-

тельной работы

Август —

сентябрь

12

Методическое

Разработка индивидуального маршрута про-

фессионального развития молодого педагога

с учетом выявленных профессиональных де-

фицитов

Сентябрь

13

Методическое

Методическое

Посещение

уроков,

внеурочных

занятий,

воспитательных событий с целью оказания

методической

помощи

молодому

педагогу.

Совместный

анализ

проведенных

уроков,

внеурочных занятий, воспитательных собы-

тий. Выработка наставником рекомендаций

Еженедельно

14

Посещение молодым педагогом уроков, вне-

урочных

занятий,

воспитательных

событий

учителя-наставника.

Заполнение

молодым

специалистом

карты

эффективности

урока/

внеурочного занятия /воспитательного собы-

тия

Еженедельно

Методические консультации

Еженедельно

15

Методическое

Изучение молодым педагогом памяток:

«Как организовать дисциплину в классе и

завоевать авторитет?»,

«8 способов удержать внимание»,

«Организация

внеурочной

деятельности

школьников»,

«В помощь молодому классному

руководителю»,

«Подготовка и проведение воспитательного

события»,

«Подготовка и проведение родительского

собрания»

Август —

сентябрь

16

Научно-

теоретическое

Изучение молодым педагогом материалов по

теме «Теоретические основы построения со-

временного урока»

Октябрь

17

Методическое

Интенсив «Современный урок в начальной

школе»

Октябрь

18

Методическое

Изучение молодым педагогом памятки «Са-

моанализ урока»

Октябрь

19

Методическое

Творческая

лаборатория

«Формирующее

оценивание как современный подход к оцен-

ке учебных достижений обучающихся»

Октябрь

20

Методическое

Практикум «Технологическая карта урока»

Октябрь

5

21

Методическое

Презентация «Портфолио учителя»

Ноябрь

22

Научно-

теоретическое

Изучение молодым педагогом материалов по

теме

«Теоретические

основы

современных

образовательных технологий»

Ноябрь —

декабрь

23

Методическое

Педагогические

мастерские

«Современные

образовательные технологии»

Ноябрь —

декабрь

24

Научно-

теоретическое

Изучение молодым педагогом материалов по

теме «Теоретические основы формирования

функциональной грамотности младших

школьников»

Январь —

апрель

25

Методическое

Педагогические мастерские «Формирование

функциональной

грамотности

младших

школьников»:

-

формирование

естественно-научной

гра-

мотности;

-

формирование

математической

грамотно-

сти;

-

формирование читательской грамотности;

-

формирование финансовой грамотности

Январь

Февраль

Март

Апрель

26

Методическое

Неделя

молодого

специалиста.

Подготовка

открытого урока и выступления-презентации

Март

27

Научно-

теоретическое

Изучение молодым педагогом материалов по

теме

«Теоретические

основы

воспитания

младших школьников»

Май

28

Методическое

Творческая лаборатория «Организация вос-

питательной работы в начальной школе»

Май

29

Научно-

теоретическое

Изучение молодым педагогом материалов по

теме

«Теоретические

основы

деятельности

классного руководителя»

Май

30

Методическое

Педагогическая

мастерская

«Деятельность

классного руководителя в начальной школе»

Май

31

Психолого-

педагогическое

Диагностика

«Профессиональные

затрудне-

ния. Степень комфортности нахождения в

коллективе»

Май

32

Методическое

Проект

плана

мероприятий

персонализиро-

ванной

программы

наставничества

на

2025/2026 учебный год по результатам диа-

гностических данных

Май

«03» сентября 2024 г.

Подпись наставляемого

/

Подпись наставника

/

6

Для начинающего педагога важно всё: как завладеть вниманием класса

с

первых мгновений урока, как вовремя организовать смену деятельности,

снять

напряжение,

усталость,

провести

рефлексию?

В

процессе

обучения

существуют две равноправные стороны — учитель и ученик. В современном

уроке учитель — соавтор образовательного продукта, а ученик — активный

участник образовательного процесса. Задача наставника — оказать помощь

молодому учителю в проектировании урока деятельностного типа, обращая

внимание на создание проблемной ситуации, обсуждение решения проблемы

учащимися, актуализацию, применение и закрепление ими знаний.

На

первых

порах

наставник

и

молодой

педагог

вместе

подробно

обговаривают детали урока: его ход и этапы, применение активных методов

обучения, приемов мотивации учащихся, проектирование учебных ситуаций,

управление

целеполаганием

и

учебной

деятельностью

школьников,

использование ИКТ, наглядного материала и т.д.

Наставник в текущей деятельности проводит с наставляемым беседы,

консультации,

педагогические

мастерские,

помогает

разработать

индивидуальный маршрут профессионального развития и составить портфолио

достижений,

оказывает

практическую

помощь

в

подготовке

к

урокам,

внеурочным занятиям, воспитательным событиям.

В

МБОУ

«СШ№6»

г.

Нижневартовска

живут

хорошие

традиции

наставничества.

Сотрудничество,

взаимопомощь,

поддержка,

доверие,

взаимопонимание,

диалог,

высокая

ответственность,

творческие

поиски

и

инициативы

способствуют

развитию

у

молодых

педагогов

интереса

к

профессии,

оказывают

положительное

влияние

на

их

профессиональное

становление.



В раздел образования