Автор: Чеснокова Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№6"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: "Традиции наставничества"
Раздел: полное образование
1
Традиции наставничества
Чеснокова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ№6» г.Нижневартовска
АННОТАЦИЯ. Статья раскрывает роль наставничества в адаптации
и
профессиональном
развитии
молодого
педагога.
Проанализирован
опыт
реализации
персонализированной
программы
наставничества
в
МБОУ
«СШ№6» г.Нижневартовска ХМАО-Югры
В МБОУ «СШ№6» пришли молодые, энергичные и позитивные учителя.
Первоочередная задача администрации школы — создать такие условия, при
которых
молодые
педагоги
будут
с
радостью
постигать
педагогические
премудрости,
испытывать
желание
к
постоянному
наращиванию
профессиональных компетенций, смогут увлечься педагогикой, задержаться в
профессии на долгие годы.
Восточная пословица гласит: «Если твои планы рассчитаны на год — сей
просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же
твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей!». Молодых специалистов
тоже нужно «растить», делясь с ними опытом, поддерживая эмоционально,
вместе шагая по школьным будням.
Чтобы учебные будни молодому педагогу приносили радость и позитив,
опытный
наставник
сопровождает
его,
оказывая
методическую поддержку.
В
рамках реализации персонализированной программы наставничества
в
начале
учебного
года
наставником
совместно
с
молодым
учителем
разработан план мероприятий.
2
Персонализированная программа наставничества
педагогических работников
в МБОУ «СШ№6»г. Нижневартовска
Наставник —
Наставляемый —
Пояснительная записка
Описание проблемы: интеграция молодого учителя в педагогическую профес-
сию.
Цели и задачи наставничества:
Цель: помощь молодому педагогу в нахождении своей траектории личностно-
профессионального роста на этапе вхождения в профессию и последующей
реализации в ней.
Задачи:
•
помочь молодому специалисту в сохранении интереса к педагогической
деятельности и закреплении его в МБОУ «СШ№6»
•
способствовать
формированию
у
молодого
учителя
потребности
заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
•
оптимизировать
процесс
личностно-профессионального
становления
педагога, способствовать развитию
его
способности самостоятельно и
качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой
должности;
•
оказывать
поддержку
молодому
специалисту
в
преодолении
профессиональных
затруднений,
возникших
при
выполнении
должностных обязанностей;
•
способствовать успешной адаптации молодого учителя к корпоративной
культуре,
правилам
поведения
и
выполнения
единых
требований
в
образовательной организации.
Описание
возможного
содержания
деятельности
наставника
и
наставляемого: наставник помогает молодому коллеге поставить и решить
проблемы собственной профессиональной деятельности начинающего учителя
на этапе вхождения в профессию и совершенствования в ней.
Срок реализации программы наставничества: 2024/2025 учебный год
.
3
Промежуточные и планируемые результаты:
•
успешная адаптация молодого педагога в организации;
•
повышение профессиональной компетентности молодого педагога в во-
просах обучения и воспитания;
•
совершенствование методов работы молодого педагога по развитию твор-
ческой и самостоятельной деятельности учащихся;
•
использование в работе начинающего педагога современных педагогиче-
ских технологий.
Расписание встреч: не менее трех раз в неделю.
Режим работы: очный.
Обучение: наставник прошел повышение квалификации по дополнительной
профессиональной программе «Наставник молодого педагога».
План мероприятий
на 2024/2025 учебный год
№
Направления
наставнической
деятельности
Конкретные меры и формы
мероприятий по устранению
профессиональных затруднений
Ориентировочные
сроки достиже-
ния промежу-
точных и конеч-
ных результатов
1
Психолого-
педагогическое
Первая встреча, беседа с молодым педагогом
Август
2
Экскурсия по школе. Знакомство с традици-
ями организации
Август
3
Анализ диагностических данных «Професси-
ональные затруднения. Степень комфортно-
сти нахождения в коллективе»
1 неделя
сентября
4
Час общения. Обмен мнениями
Еженедельно
5
Нормативное
правовое
Изучение локальных нормативных актов ор-
ганизации
Август —
сентябрь
6
Анализ обновленного ФГОС НОО с позиции
предстоящей деятельности педагога
Август —
сентябрь
7
Инструктаж о ведении школьной документа-
ции (заполнение, ведение и проверка элек-
тронного журнала, журналов внеурочной де-
ятельности, тетрадей, дневников учащихся)
Август —
сентябрь
8
Методическое
Практикум по разработке рабочих программ
по предметам с использованием Конструкто-
ра рабочих программ
Август —
сентябрь
9
Практикум по разработке рабочих программ
курсов внеурочной деятельности
Август —
сентябрь
4
10
Практикум
по
составлению
календарно-
тематического планирования с учетом осо-
бенностей класса
Август —
сентябрь
11
Практикум
по
разработке
Плана
воспита-
тельной работы
Август —
сентябрь
12
Методическое
Разработка индивидуального маршрута про-
фессионального развития молодого педагога
с учетом выявленных профессиональных де-
фицитов
Сентябрь
13
Методическое
Методическое
Посещение
уроков,
внеурочных
занятий,
воспитательных событий с целью оказания
методической
помощи
молодому
педагогу.
Совместный
анализ
проведенных
уроков,
внеурочных занятий, воспитательных собы-
тий. Выработка наставником рекомендаций
Еженедельно
14
Посещение молодым педагогом уроков, вне-
урочных
занятий,
воспитательных
событий
учителя-наставника.
Заполнение
молодым
специалистом
карты
эффективности
урока/
внеурочного занятия /воспитательного собы-
тия
Еженедельно
Методические консультации
Еженедельно
15
Методическое
Изучение молодым педагогом памяток:
«Как организовать дисциплину в классе и
завоевать авторитет?»,
«8 способов удержать внимание»,
«Организация
внеурочной
деятельности
школьников»,
«В помощь молодому классному
руководителю»,
«Подготовка и проведение воспитательного
события»,
«Подготовка и проведение родительского
собрания»
Август —
сентябрь
16
Научно-
теоретическое
Изучение молодым педагогом материалов по
теме «Теоретические основы построения со-
временного урока»
Октябрь
17
Методическое
Интенсив «Современный урок в начальной
школе»
Октябрь
18
Методическое
Изучение молодым педагогом памятки «Са-
моанализ урока»
Октябрь
19
Методическое
Творческая
лаборатория
«Формирующее
оценивание как современный подход к оцен-
ке учебных достижений обучающихся»
Октябрь
20
Методическое
Практикум «Технологическая карта урока»
Октябрь
5
21
Методическое
Презентация «Портфолио учителя»
Ноябрь
22
Научно-
теоретическое
Изучение молодым педагогом материалов по
теме
«Теоретические
основы
современных
образовательных технологий»
Ноябрь —
декабрь
23
Методическое
Педагогические
мастерские
«Современные
образовательные технологии»
Ноябрь —
декабрь
24
Научно-
теоретическое
Изучение молодым педагогом материалов по
теме «Теоретические основы формирования
функциональной грамотности младших
школьников»
Январь —
апрель
25
Методическое
Педагогические мастерские «Формирование
функциональной
грамотности
младших
школьников»:
-
формирование
естественно-научной
гра-
мотности;
-
формирование
математической
грамотно-
сти;
-
формирование читательской грамотности;
-
формирование финансовой грамотности
Январь
Февраль
Март
Апрель
26
Методическое
Неделя
молодого
специалиста.
Подготовка
открытого урока и выступления-презентации
Март
27
Научно-
теоретическое
Изучение молодым педагогом материалов по
теме
«Теоретические
основы
воспитания
младших школьников»
Май
28
Методическое
Творческая лаборатория «Организация вос-
питательной работы в начальной школе»
Май
29
Научно-
теоретическое
Изучение молодым педагогом материалов по
теме
«Теоретические
основы
деятельности
классного руководителя»
Май
30
Методическое
Педагогическая
мастерская
«Деятельность
классного руководителя в начальной школе»
Май
31
Психолого-
педагогическое
Диагностика
«Профессиональные
затрудне-
ния. Степень комфортности нахождения в
коллективе»
Май
32
Методическое
Проект
плана
мероприятий
персонализиро-
ванной
программы
наставничества
на
2025/2026 учебный год по результатам диа-
гностических данных
Май
«03» сентября 2024 г.
Подпись наставляемого
/
Подпись наставника
/
6
Для начинающего педагога важно всё: как завладеть вниманием класса
с
первых мгновений урока, как вовремя организовать смену деятельности,
снять
напряжение,
усталость,
провести
рефлексию?
В
процессе
обучения
существуют две равноправные стороны — учитель и ученик. В современном
уроке учитель — соавтор образовательного продукта, а ученик — активный
участник образовательного процесса. Задача наставника — оказать помощь
молодому учителю в проектировании урока деятельностного типа, обращая
внимание на создание проблемной ситуации, обсуждение решения проблемы
учащимися, актуализацию, применение и закрепление ими знаний.
На
первых
порах
наставник
и
молодой
педагог
вместе
подробно
обговаривают детали урока: его ход и этапы, применение активных методов
обучения, приемов мотивации учащихся, проектирование учебных ситуаций,
управление
целеполаганием
и
учебной
деятельностью
школьников,
использование ИКТ, наглядного материала и т.д.
Наставник в текущей деятельности проводит с наставляемым беседы,
консультации,
педагогические
мастерские,
помогает
разработать
индивидуальный маршрут профессионального развития и составить портфолио
достижений,
оказывает
практическую
помощь
в
подготовке
к
урокам,
внеурочным занятиям, воспитательным событиям.
В
МБОУ
«СШ№6»
г.
Нижневартовска
живут
хорошие
традиции
наставничества.
Сотрудничество,
взаимопомощь,
поддержка,
доверие,
взаимопонимание,
диалог,
высокая
ответственность,
творческие
поиски
и
инициативы
способствуют
развитию
у
молодых
педагогов
интереса
к
профессии,
оказывают
положительное
влияние
на
их
профессиональное
становление.