Автор: Алексеева Елена Дмитриевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 13
Населённый пункт: Город Жигулёвск Самарской области
Наименование материала: презентация к уроку в 5 классе
Тема: Сезонные изменения в природе
Раздел: среднее образование
Водная среда обитания!
1.
Какие свойства воды делают её благоприятной для жизни
?
организмов
2.
?
Как плотность воды влияет на жизнь организмов
3.
?
Что такое планктон
4.
Почему способность воды быстро нагреваться и долго удерживать
?
тепло является благоприятным условием для жизни
5.
,
Назовите причины от которых зависит содержание кислорода в
.
воде
6.
Почему при передвижении организмов вода оказывает большее
,
?
сопротивление
чем воздух
7.
Почему живые организмы могут находиться в воде во взвешенном
?
состоянии
8.
Почему летом верхние слои водоёма имеют более высокую
,
,
?
температуру
чем нижние
а зимой наоборот
9.
,
Почему учёные считают
что жизнь на нашей планете зародилась в
?
водной среде
1.
?
Какие газы входят в состав воздуха
2.
?
Какое значение имеет воздух в жизни растений
3.
?
Как тепловой режим влияет на жизнь организмов
4.
-
Как живые организмы приспосабливаются к жизни в наземно
?
воздушной среде
5.
-
Чем условия обитания в наземно воздушной среде обитания
?
отличаются от условий обитания в водной среде
6.
,
Назовите причины от которых зависит перемещение воздуха
.
по вертикали
7.
-
Почему температура воздуха в наземно воздушной среде
?
может сильно меняться в течение суток
Наземно-воздушная среда обитания
1.
?
Из чего состоит почва
2.
?
Как определяют структуры почвы
3.
?
Почему гумус повышает плодородие почв
4.
?
Как живые организмы обитают в почве
5.
?
Чем питаются почвенные животные
6.
,
Назовите особенности почвы которые
.
сближают её с водной средой
7.
?
Почему плодородие почв является относительным
Почвенная среда обитания
1.
?
Что такое паразитизм
2.
?
Какие организмы называют хозяевами
3.
?
С чем связаны основные трудности в жизни паразитов
4.
Чем наружные паразиты отличаются от внутренних
?
паразитов
5.
?
Какие организмы являются паразитами паразитов
6.
Приведите примеры взаимовыгодных отношений между
.
организмами
Организменная среда обитания
§ 20. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ
:
ВСПОМНИТЕ
1. Как организмы реагируют на изменения
условий окружающей среды?
2. Какие сезонные изменения в жизни организмов
вам известны?
Фотопериодизм.
Длина светового дня в течение года изменяется
.
закономерно и не подвержена колебаниям Эти
изменения служат точным сигналом приближения
,
,
,
.
весны лета
осени зимы
Реакции организмов на
изменение длины дня называется фотопериодизмом.
Длина светового дня для
организмов имеет сигнальное
,
значение
свидетельствующее о
.
предстоящих изменениях в природе
,
Если день удлиняется
то организмы
начинают готовиться к росту и
.
размножению Если день
,
сокращается
организмы начинают
.
готовиться к зиме
На подготовку к зимнему периоду требуется длительное время для
физиологической перестройки организма и накопления необходимого
.
запаса питательных веществ
Такая подготовка начинается задолго до
.
наступления холодов
Годовые ритмы.
Сезонная периодичность относится к
числу наиболее общих явлений в
.
живой природе
Годовые ритмы это
сезонная периодичность позволяющая
организмам приспосабливаться к
сезонной смене природных условий
Регулярно повторяются как трудные
,
для выживания организмов периоды
.
так и благоприятные
Поэтому в жизни
организмов
,
периоды роста
,
размножения
глубокого покоя
закономерно
чередуются и
,
повторяются так
что
неблагоприятное
время года они
встречают в
наиболее
устойчивом
.
состоянии В
наиболее
благоприятный
сезон организмы
.
размножаются
Периодичность в жизни организмов является приспособлением к
.
годичному изменению природных условий Она проявляется в
,
выработке ежегодного ритма в их жизнедеятельности связанного с
климатическими факторами
Во многих районах нашей страны
благоприятный для развития
организмов период обычно
6–7
.
продолжается
месяцев
Признаком ранней весны служит
.
таяние снега
В это время
-
начинается соко движение у
.
берёзы При повышении
+5 °
температуры до
С зацветает
,
берёза
распускаются почки у
,
большинства растений
,
прорастают семена
всю зиму
.
пролежавшие в почве
В разгар
,
весны цветут калина
фруктовые
.
деревья и кустарники
.
Для начала лета характерны самые продолжительные дни В это
,
,
время цветут малина
шиповник
кипрей и начинается ягодный
.
,
сезон В середине лета созревают плоды земляники красной и
,
.
чёрной смороды крыжовника
К концу лета созревают ягоды
.
брусники
С наступлением осени у растений
идёт усиленный отток питательных
,
веществ из листьев в стебли корни
.
и другие зимующие органы В это
время значительно сокращается
,
длина светового дня
снижается
.
температура воздуха
К осени в
клетках листьев замедляются и
постепенно прекращаются все
,
жизненные процессы накапливаются
.
ненужные вещества
С похолоданием вода в почве
замерзает и её поступление в корни
.
растения практически прекращается
Если бы листья остались на
растении и испарение с их
,
поверхности не прекращалось
то
.
растение погибло бы от иссушения
Поэтому
многие многолетние
растения с наступлением осени
сбрасывают листья. Этот
естественный процесс называют
листопадом
Если многолетнее
-
растение в течение какого то
времени находится в безлистном
,
состоянии его называют
.
листопадным Заканчивается осень
.
отмиранием и опаданием листьев
.
Наступает период зимнего покоя
Зелёными на зимний период
.
остаются ель и сосна
У этих
деревьев хвоинки имеют
небольшую поверхность и
.
покрыты толстой кутикулой
Поэтому зимой они испаряют
.
очень мало воды
У животных приспособления к
перенесению неблагоприятных
,
условий более многообразны чем у
.
растений Многие животные заранее
накапливают в организме
питательные вещества в связи с
уменьшением количества и
доступности корма в зимнее время
.
У птиц и зверей наблюдается
—
линька
смена шерстного и
.
перьевого покрова
Густая белая
-
шерсть отрастает к зиме у зайца
,
,
беляка
горностая
песца и других
.
зверей
.
Зимняя спячка происходит при
.
понижении температуры В период
спячки у животных значительно
снижается уровень обмена веществ
.
и потребление кислорода
Во время
спячки многие животные впадают в
.
глубокое оцепенение
В специально
подготовленных берлогах спят
.
бурые медведи
Своеобразным приспособлением к
перенесению неблагоприятных
сезонных явлений служит спячка
животных.
Различают летнюю и
.
зимнюю спячку
Летняя наблюдается
при слишком высоких температурах
.
и снижении влажности воздуха
Широко распространённым
приспособлением к неблагоприятным
условиям у многих животных являются
миграции — перемещения на
значительные расстояния, вызываемые
сменой условий существования
.
Осенью к
,
местам зимовки улетают скворцы
,
,
ласточки стрижи аисты и многие
другие птицы
1.
Какое значение для организмов имеет длина
?
светового дня
2.
Какие сезонные изменения происходят в
?
жизни растений
3.
Почему организмы размножаются в наиболее
?
благоприятный сезон
4.
Какие приспособления к перенесению
неблагоприятных условий существуют у
?
животных
5.
?
Что такое миграции
6.
,
Приведите примеры животных которые
.
впадают в зимнюю спячку
•
!
ПОДУМАЙТЕ
Почему длина светового дня является важнейшим
фактором сезонных изменений в жизни
организмов?
Домашнее задание
Выполнить тест на сайте решу ВПР биология