Напоминание

Сезонные изменения в природе


Автор: Алексеева Елена Дмитриевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 13
Населённый пункт: Город Жигулёвск Самарской области
Наименование материала: презентация к уроку в 5 классе
Тема: Сезонные изменения в природе
Раздел: среднее образование





Назад




Водная среда обитания!

1.

Какие свойства воды делают её благоприятной для жизни

?

организмов

2.

?

Как плотность воды влияет на жизнь организмов

3.

?

Что такое планктон

4.

Почему способность воды быстро нагреваться и долго удерживать

?

тепло является благоприятным условием для жизни

5.

,

Назовите причины от которых зависит содержание кислорода в

.

воде

6.

Почему при передвижении организмов вода оказывает большее

,

?

сопротивление

чем воздух

7.

Почему живые организмы могут находиться в воде во взвешенном

?

состоянии

8.

Почему летом верхние слои водоёма имеют более высокую

,

,

?

температуру

чем нижние

а зимой наоборот

9.

,

Почему учёные считают

что жизнь на нашей планете зародилась в

?

водной среде

1.

?

Какие газы входят в состав воздуха

2.

?

Какое значение имеет воздух в жизни растений

3.

?

Как тепловой режим влияет на жизнь организмов

4.

-

Как живые организмы приспосабливаются к жизни в наземно

?

воздушной среде

5.

-

Чем условия обитания в наземно воздушной среде обитания

?

отличаются от условий обитания в водной среде

6.

,

Назовите причины от которых зависит перемещение воздуха

.

по вертикали

7.

-

Почему температура воздуха в наземно воздушной среде

?

может сильно меняться в течение суток

Наземно-воздушная среда обитания

1.

?

Из чего состоит почва

2.

?

Как определяют структуры почвы

3.

?

Почему гумус повышает плодородие почв

4.

?

Как живые организмы обитают в почве

5.

?

Чем питаются почвенные животные

6.

,

Назовите особенности почвы которые

.

сближают её с водной средой

7.

?

Почему плодородие почв является относительным

Почвенная среда обитания

1.

?

Что такое паразитизм

2.

?

Какие организмы называют хозяевами

3.

?

С чем связаны основные трудности в жизни паразитов

4.

Чем наружные паразиты отличаются от внутренних

?

паразитов

5.

?

Какие организмы являются паразитами паразитов

6.

Приведите примеры взаимовыгодных отношений между

.

организмами

Организменная среда обитания

§ 20. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ

:

ВСПОМНИТЕ

1. Как организмы реагируют на изменения

условий окружающей среды?

2. Какие сезонные изменения в жизни организмов

вам известны?

Фотопериодизм.

Длина светового дня в течение года изменяется

.

закономерно и не подвержена колебаниям Эти

изменения служат точным сигналом приближения

,

,

,

.

весны лета

осени зимы

Реакции организмов на

изменение длины дня называется фотопериодизмом.

Длина светового дня для

организмов имеет сигнальное

,

значение

свидетельствующее о

.

предстоящих изменениях в природе

,

Если день удлиняется

то организмы

начинают готовиться к росту и

.

размножению Если день

,

сокращается

организмы начинают

.

готовиться к зиме

На подготовку к зимнему периоду требуется длительное время для

физиологической перестройки организма и накопления необходимого

.

запаса питательных веществ

Такая подготовка начинается задолго до

.

наступления холодов

Годовые ритмы.

Сезонная периодичность относится к

числу наиболее общих явлений в

.

живой природе

Годовые ритмы это

сезонная периодичность позволяющая

организмам приспосабливаться к

сезонной смене природных условий

Регулярно повторяются как трудные

,

для выживания организмов периоды

.

так и благоприятные

Поэтому в жизни

организмов

,

периоды роста

,

размножения

глубокого покоя

закономерно

чередуются и

,

повторяются так

что

неблагоприятное

время года они

встречают в

наиболее

устойчивом

.

состоянии В

наиболее

благоприятный

сезон организмы

.

размножаются

Периодичность в жизни организмов является приспособлением к

.

годичному изменению природных условий Она проявляется в

,

выработке ежегодного ритма в их жизнедеятельности связанного с

климатическими факторами

Во многих районах нашей страны

благоприятный для развития

организмов период обычно

6–7

.

продолжается

месяцев

Признаком ранней весны служит

.

таяние снега

В это время

-

начинается соко движение у

.

берёзы При повышении

+5 °

температуры до

С зацветает

,

берёза

распускаются почки у

,

большинства растений

,

прорастают семена

всю зиму

.

пролежавшие в почве

В разгар

,

весны цветут калина

фруктовые

.

деревья и кустарники

.

Для начала лета характерны самые продолжительные дни В это

,

,

время цветут малина

шиповник

кипрей и начинается ягодный

.

,

сезон В середине лета созревают плоды земляники красной и

,

.

чёрной смороды крыжовника

К концу лета созревают ягоды

.

брусники

С наступлением осени у растений

идёт усиленный отток питательных

,

веществ из листьев в стебли корни

.

и другие зимующие органы В это

время значительно сокращается

,

длина светового дня

снижается

.

температура воздуха

К осени в

клетках листьев замедляются и

постепенно прекращаются все

,

жизненные процессы накапливаются

.

ненужные вещества

С похолоданием вода в почве

замерзает и её поступление в корни

.

растения практически прекращается

Если бы листья остались на

растении и испарение с их

,

поверхности не прекращалось

то

.

растение погибло бы от иссушения

Поэтому

многие многолетние

растения с наступлением осени

сбрасывают листья. Этот

естественный процесс называют

листопадом

Если многолетнее

-

растение в течение какого то

времени находится в безлистном

,

состоянии его называют

.

листопадным Заканчивается осень

.

отмиранием и опаданием листьев

.

Наступает период зимнего покоя

Зелёными на зимний период

.

остаются ель и сосна

У этих

деревьев хвоинки имеют

небольшую поверхность и

.

покрыты толстой кутикулой

Поэтому зимой они испаряют

.

очень мало воды

У животных приспособления к

перенесению неблагоприятных

,

условий более многообразны чем у

.

растений Многие животные заранее

накапливают в организме

питательные вещества в связи с

уменьшением количества и

доступности корма в зимнее время

.

У птиц и зверей наблюдается

линька

смена шерстного и

.

перьевого покрова

Густая белая

-

шерсть отрастает к зиме у зайца

,

,

беляка

горностая

песца и других

.

зверей

.

Зимняя спячка происходит при

.

понижении температуры В период

спячки у животных значительно

снижается уровень обмена веществ

.

и потребление кислорода

Во время

спячки многие животные впадают в

.

глубокое оцепенение

В специально

подготовленных берлогах спят

.

бурые медведи

Своеобразным приспособлением к

перенесению неблагоприятных

сезонных явлений служит спячка

животных.

Различают летнюю и

.

зимнюю спячку

Летняя наблюдается

при слишком высоких температурах

.

и снижении влажности воздуха

Широко распространённым

приспособлением к неблагоприятным

условиям у многих животных являются

миграции — перемещения на

значительные расстояния, вызываемые

сменой условий существования

.

Осенью к

,

местам зимовки улетают скворцы

,

,

ласточки стрижи аисты и многие

другие птицы

1.

Какое значение для организмов имеет длина

?

светового дня

2.

Какие сезонные изменения происходят в

?

жизни растений

3.

Почему организмы размножаются в наиболее

?

благоприятный сезон

4.

Какие приспособления к перенесению

неблагоприятных условий существуют у

?

животных

5.

?

Что такое миграции

6.

,

Приведите примеры животных которые

.

впадают в зимнюю спячку

!

ПОДУМАЙТЕ

Почему длина светового дня является важнейшим

фактором сезонных изменений в жизни

организмов?

Домашнее задание

Выполнить тест на сайте решу ВПР биология



В раздел образования