Автор: Вашкевич Екатерина Маратовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГБОУ школа 13 Приморского р-на
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении"
Раздел: среднее образование
ВАШКЕВИЧ Екатерина Маратовна
Учитель технологии и изобразительного искусства, педагог -
организатор
ГБОУ школы №13 Приморского района
Россия, г. Санкт – Петербург
E-mail: vem
1709@
.
ru
Социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательном учреждении.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья,
представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики.
Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных
(коррекционных)
школ испытывают трудности в определении своих
жизненных целей, своего места в обществе.
Причины затруднений социализации детей с ОВЗ связаны с тем, что их
познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися
сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого
спектра социальных, общественных и других форм жизни.
Особенно остро этот аспект значим в младшей школе.
Поэтому методики, хорошо работающие в обычных школах, для детей с ОВЗ
должны быть модифицированы, таким образом, чтобы
это было упрощение, но не примитивизация;
всегда в течение урока был получен видимый результат.
Кабинет технологии – зона повышенной опасности. Поэтому важно сразу
прививать правила безопасного поведения в кабинете. Первый урок всегда
должен быть посвящен правилам безопасности труда.
Но, чтобы правила вошли, что говорится, в плоть и кровь, я их зарифмовала,
и стали мы разучивать, а потом периодически повторять в начале урока
песенки про ножницы, клей, карандаши и т.д.
И если во время урока кто-то, увлекшись, начинал проявлять неосторожность
в обращении с инструментами, достаточно было произнести первую строку
песенки, чтобы ребенок тут же остановился. Таким образом, в большинстве
случаев достаточно сделать не прямое замечание, а косвенный намек, что
никогда не воспринимается с обидой или в штыки, и ребенок остается
психологически стабильным.
1
Важна атмосфера в кабинете – та социокультурная среда, которая
воспитывает уже сама по себе, если организована правильно.
У нас в кабинете атмосфера творческой мастерской: есть и удобно
расположенные рабочие места, и выставка лучших творческих работ.
Важным и действенным приемом является вовлечение в игру.
Не зря я представляюсь феей, называю кабинет своими владениями, своим
королевством.
И дети с удовольствием принимают эти условности.
Путем театрализации, игры я добиваюсь безстрессового, непринужденного
вовлечения учеников в тему урока. Я - фея, в моих владениях - особые
правила, и дети, благодаря игре, легко соглашаются выполнять их.
2
А
дети
у
нас
особенные,
поэтому,
будучи
даже
вовлеченными
и
увлеченными, некоторые из них неожиданно могут совершить весьма
опасные действия для себя и соседей (ткнуть карандашом, вылить клей,
махнуть ножницами). Поэтому очень важно взаимодействие с классными
руководителями, воспитателями - за один урок в неделю я не могу изучить
детей досконально, особенно в начале года.
Важно и взаимодействие с родителями. Чтобы они знали об успехах, о
проступках и адекватно оценивали то, что им дома говорит ребенок.
В тоже время, зная о неровном характере ребенка, я не могу отстранить его
от урока. Поэтому приходится принимать превентивные меры: правильно его
посадить (подальше от тех детей, с кем он может конфликтовать), успокоить
перед началом урока, индивидуально настроить на урок, найти, за что
похвалить. И постоянно держать в течение урока под контролем.
Недавно у меня побывали с ознакомительной экскурсией дети из нашего
структурного подразделения - детского сада. Это очень нужное мероприятие,
т.к. детей надо заранее готовить к школе, инициировать у них интерес к
обучению.
3
4
5
Кабинет у нас оборудован красиво, интересно, наверняка эта экскурсия им
запомнилась.
В старших классах идет уже в основном индивидуальная работа.
На уроке технологии я учу любое изделие начинать с разработки его эскиза в
цвете, а затем на основе эскиза приступать к работе в материале. Ребята
самостоятельно создают творческую работу. Я как педагог только помогаю и
подсказываю.
Ниже представлены работы детей. Они выполнены в одной технике
-
бумажный гобелен.
Замечу, что в младшей школе каждый модуль одной работы выполнялся
группой детей, здесь и формат небольшой и композиция простая, а затем мы
вместе объединяем их в единое целое. Получается достойная работа, готовая
к экспонированию.
В старших классах модуль одной работы выполняет целиком один ученик.
Затем под моим руководством модули так же собираются в единую
композицию.
6
Я стараюсь по возможности как можно чаще привлекать обучающихся к
участию в различных выставках и выставках-конкурсах – районных,
7
городских и всероссийских. Подготовка к конкурсам занимает много
времени, но я считаю это важным фактором социализации и повышения
самооценки моих учеников.
И у наших детей неплохие результаты: каждый год есть победители
районных, городских и всероссийских конкурсов.
Надеюсь, что полученный опыт участия в таких мероприятиях поможет
нашим детям в выборе своей будущей профессии.
Но не менее важным результатом я считаю и получаемый ими опыт
социализации.
Во-первых, подавляющее большинство выставок-конкурсов проводится с
участием на равноправной основе детей здоровых и детей с ОВЗ. И дети, и
их родители понимают, что их результат значим.
Во-вторых, дети учатся:
работать в команде, оказывать и принимать помощь друг друга, что
очень важно для их будущей жизни;
не комплексовать, верить в свои силы.
В третьих, они получают навыки, которые будут всегда полезны в быту.
8