Напоминание

"Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении"


Автор: Вашкевич Екатерина Маратовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГБОУ школа 13 Приморского р-на
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении"
Раздел: среднее образование





Назад




ВАШКЕВИЧ Екатерина Маратовна

Учитель технологии и изобразительного искусства, педагог -

организатор

ГБОУ школы №13 Приморского района

Россия, г. Санкт – Петербург

E-mail: vem

1709@

mail

.

ru

Социализация детей с ограниченными возможностями

здоровья в образовательном учреждении.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья,

представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики.

Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных

(коррекционных)

школ испытывают трудности в определении своих

жизненных целей, своего места в обществе.

Причины затруднений социализации детей с ОВЗ связаны с тем, что их

познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися

сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого

спектра социальных, общественных и других форм жизни.

Особенно остро этот аспект значим в младшей школе.

Поэтому методики, хорошо работающие в обычных школах, для детей с ОВЗ

должны быть модифицированы, таким образом, чтобы

это было упрощение, но не примитивизация;

всегда в течение урока был получен видимый результат.

Кабинет технологии – зона повышенной опасности. Поэтому важно сразу

прививать правила безопасного поведения в кабинете. Первый урок всегда

должен быть посвящен правилам безопасности труда.

Но, чтобы правила вошли, что говорится, в плоть и кровь, я их зарифмовала,

и стали мы разучивать, а потом периодически повторять в начале урока

песенки про ножницы, клей, карандаши и т.д.

И если во время урока кто-то, увлекшись, начинал проявлять неосторожность

в обращении с инструментами, достаточно было произнести первую строку

песенки, чтобы ребенок тут же остановился. Таким образом, в большинстве

случаев достаточно сделать не прямое замечание, а косвенный намек, что

никогда не воспринимается с обидой или в штыки, и ребенок остается

психологически стабильным.

1

Важна атмосфера в кабинете – та социокультурная среда, которая

воспитывает уже сама по себе, если организована правильно.

У нас в кабинете атмосфера творческой мастерской: есть и удобно

расположенные рабочие места, и выставка лучших творческих работ.

Важным и действенным приемом является вовлечение в игру.

Не зря я представляюсь феей, называю кабинет своими владениями, своим

королевством.

И дети с удовольствием принимают эти условности.

Путем театрализации, игры я добиваюсь безстрессового, непринужденного

вовлечения учеников в тему урока. Я - фея, в моих владениях - особые

правила, и дети, благодаря игре, легко соглашаются выполнять их.

2

А

дети

у

нас

особенные,

поэтому,

будучи

даже

вовлеченными

и

увлеченными, некоторые из них неожиданно могут совершить весьма

опасные действия для себя и соседей (ткнуть карандашом, вылить клей,

махнуть ножницами). Поэтому очень важно взаимодействие с классными

руководителями, воспитателями - за один урок в неделю я не могу изучить

детей досконально, особенно в начале года.

Важно и взаимодействие с родителями. Чтобы они знали об успехах, о

проступках и адекватно оценивали то, что им дома говорит ребенок.

В тоже время, зная о неровном характере ребенка, я не могу отстранить его

от урока. Поэтому приходится принимать превентивные меры: правильно его

посадить (подальше от тех детей, с кем он может конфликтовать), успокоить

перед началом урока, индивидуально настроить на урок, найти, за что

похвалить. И постоянно держать в течение урока под контролем.

Недавно у меня побывали с ознакомительной экскурсией дети из нашего

структурного подразделения - детского сада. Это очень нужное мероприятие,

т.к. детей надо заранее готовить к школе, инициировать у них интерес к

обучению.

3

4

5

Кабинет у нас оборудован красиво, интересно, наверняка эта экскурсия им

запомнилась.

В старших классах идет уже в основном индивидуальная работа.

На уроке технологии я учу любое изделие начинать с разработки его эскиза в

цвете, а затем на основе эскиза приступать к работе в материале. Ребята

самостоятельно создают творческую работу. Я как педагог только помогаю и

подсказываю.

Ниже представлены работы детей. Они выполнены в одной технике

-

бумажный гобелен.

Замечу, что в младшей школе каждый модуль одной работы выполнялся

группой детей, здесь и формат небольшой и композиция простая, а затем мы

вместе объединяем их в единое целое. Получается достойная работа, готовая

к экспонированию.

В старших классах модуль одной работы выполняет целиком один ученик.

Затем под моим руководством модули так же собираются в единую

композицию.

6

Я стараюсь по возможности как можно чаще привлекать обучающихся к

участию в различных выставках и выставках-конкурсах – районных,

7

городских и всероссийских. Подготовка к конкурсам занимает много

времени, но я считаю это важным фактором социализации и повышения

самооценки моих учеников.

И у наших детей неплохие результаты: каждый год есть победители

районных, городских и всероссийских конкурсов.

Надеюсь, что полученный опыт участия в таких мероприятиях поможет

нашим детям в выборе своей будущей профессии.

Но не менее важным результатом я считаю и получаемый ими опыт

социализации.

Во-первых, подавляющее большинство выставок-конкурсов проводится с

участием на равноправной основе детей здоровых и детей с ОВЗ. И дети, и

их родители понимают, что их результат значим.

Во-вторых, дети учатся:

работать в команде, оказывать и принимать помощь друг друга, что

очень важно для их будущей жизни;

не комплексовать, верить в свои силы.

В третьих, они получают навыки, которые будут всегда полезны в быту.

8



В раздел образования