Автор: Прима Марина Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБОУ СКНШ-ДС№"2
Населённый пункт: г.Нерюнгри
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности инструктора по физкультуре в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Применение здоровьесберегающих технологий
в деятельности инструктора по физкультуре в условиях ДОУ
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных
процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право,
отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций,
способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм
оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием
повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного
образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в
соответствии с ФГОС ДО. Назрела необходимость собственных изменений.
«Актуальной задачей физического воспитания, - говориться в Концепции дошкольного
воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития
двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них
потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих
отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей
представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены
перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.
Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и
психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с
окружающими, с природой и с самим собой.
Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно-
нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится
залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем. Инструктор по физической культуре
в ДОУ может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач.
Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание
внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть
физически сильными и развитыми.
Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них -
физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств,
умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и
приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется
мной, как инструктором по физкультуре, а здоровьесберегающие технологии являются
ведущими во всей моей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
С помощью здоровьесберегающих технологий инструктор по физкультуре в процессе
своей деятельности в ДОУ решает следующие задачи:
обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
содействие правильному физическому развитию детей;
укрепление здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами
физической культуры и двигательной активности;
формирование мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.
Применяя здоровьесберегающие технологии при планировании и ведении физкультурно-
оздоровительной
деятельности
в
ДОУ,
инструктору по
физкультуре
необходимо
соблюдать следующие правила:
1.
Использовать здоровьесберегающие технологии в комплексе и соответствии с
требованиями СанПин и ФГОС;
2.
Постоянно взаимодействовать с медицинским работником ДОУ, учитывать
состояние здоровья детей и результаты медицинских осмотров;
3.
Создавать оптимальное сочетание различных форм и методов физкультурно-
оздоровительной деятельности, чередовать их с расслаблением и отдыхом,
соблюдая при этом рациональную насыщенность занятий;
4.
Включать в занятия краткие разъяснения, связанные со здоровьем и строением
организма, способствующие формированию у дошкольников ценности здорового
образа жизни и потребности в нем;
5.
Применять методы и приёмы обучения, способствующие активизации инициативы
и творческого самовыражения дошкольников;
6.
Осуществлять
индивидуальный
подход
к
воспитанникам
и
учитывать
их
личностные и физические возможности;
7.
Создавать благоприятную атмосферу и положительный эмоциональный фон;
8.
Наблюдать, анализировать и оценивать свою деятельность в течение каждого
занятия или мероприятия, особенно в итоговой его части и на протяжении всего
учебно-воспитательного процесса.
9.
Не допускать травм и состояния переутомления у детей;
10. Помнить, что развивая физические качества, нельзя забывать про психическое,
социальное и духовно-нравственное воспитание ребенка.
11. Заботиться о здоровье детей необходимо каждый день и на каждом занятии, с
обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках физкультурно-
оздоровительных
мероприятий
и
непосредственно
в
учебно-воспитательной
работе;
12. Создавать искренние и доверительные взаимоотношений с воспитанниками - с
одной стороны понимать и вникать во внутренний мир каждого ребенка, и с другой
стороны, стремиться быть адекватно понятым детьми и каждым ребенком в
частности.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной
работе в условиях ДОУ мною, как инструктором по физкультуре используются
следующие формы и методы:
1. Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия и на
физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой, так и средней
степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и
приобретения двигательных навыков.
2.
Профилактические
упражнения –
используются
упражнения,
способствующие
профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки;
3. Стретчинг – включение упражнений на растяжку. Такие упражнения повышают
уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы;
4. Ритмопластика – включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их
музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне
физически и творчески развитой личности;
5. Пальчиковая гимнастика –применяется в заключительной части занятий или
для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику;
6. Су-Джок терапия - приёмам Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными
шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Применяется в заключительной части
занятия.
Упражнения
с
использованием
Су-Джок
обогащают
знания
ребёнка
о
собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев
рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему
укреплению организма.
7. Дыхательная гимнастика – может применяться как в заключительной части, так и
внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет
оздоравливающий эффект;
8. Фитбол-гимнастика – упражнения с использованием мячей фитболов. Способствует
укреплению мышц торса, что является профилактикой нарушений осанки.
9. Релаксация – необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия.
Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может
использоваться и внутри занятия;
10. Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в
форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и
пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;
11. Самомассаж – проводится с использованием массажных мячиков во время разминки
или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на
психику ребенка;
12. Активный отдых – проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов,
развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и
заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных
навыков и развитию творческих способностей;
13. Работа с родителями – проводятся в форме сообщений и консультаций на
родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных бесед с родителями и
размещения информации в тематических папках-передвижках и на стендах. Родители
должны стимулировать детей к занятиям физкультурой и спортом, приобщать их к
здоровому образу жизни;
14. Работа с воспитателями и специалистами ДОУ – проведение консультаций и
разъяснительной работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности на
педсоветах, семинарах и мастер-классах и личных беседах;
15. Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды - приобретение
спортивного оборудования, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек,
тренажёров
и
других
предметов,
необходимых
для
проведения
физкультурно-
оздоровительной
работы,
создание
различных
картотек,
разработка
специальных
оздоровительных комплексов.
Комплексное применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность
и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и
формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.