Напоминание

Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности инструктора по физкультуре в ДОУ


Автор: Прима Марина Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБОУ СКНШ-ДС№"2
Населённый пункт: г.Нерюнгри
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности инструктора по физкультуре в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение здоровьесберегающих технологий

в деятельности инструктора по физкультуре в условиях ДОУ

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных

процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право,

отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций,

способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм

оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием

повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального

государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного

образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в

соответствии с ФГОС ДО. Назрела необходимость собственных изменений.

«Актуальной задачей физического воспитания, - говориться в Концепции дошкольного

воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития

двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них

потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих

отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей

представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены

перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.

Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и

психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с

окружающими, с природой и с самим собой.

Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно-

нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится

залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем. Инструктор по физической культуре

в ДОУ может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач.

Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание

внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть

физически сильными и развитыми.

Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них -

физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств,

умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и

приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется

мной, как инструктором по физкультуре, а здоровьесберегающие технологии являются

ведущими во всей моей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.

С помощью здоровьесберегающих технологий инструктор по физкультуре в процессе

своей деятельности в ДОУ решает следующие задачи:

обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

содействие правильному физическому развитию детей;

укрепление здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами

физической культуры и двигательной активности;

формирование мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.

Применяя здоровьесберегающие технологии при планировании и ведении физкультурно-

оздоровительной

деятельности

в

ДОУ,

инструктору по

физкультуре

необходимо

соблюдать следующие правила:

1.

Использовать здоровьесберегающие технологии в комплексе и соответствии с

требованиями СанПин и ФГОС;

2.

Постоянно взаимодействовать с медицинским работником ДОУ, учитывать

состояние здоровья детей и результаты медицинских осмотров;

3.

Создавать оптимальное сочетание различных форм и методов физкультурно-

оздоровительной деятельности, чередовать их с расслаблением и отдыхом,

соблюдая при этом рациональную насыщенность занятий;

4.

Включать в занятия краткие разъяснения, связанные со здоровьем и строением

организма, способствующие формированию у дошкольников ценности здорового

образа жизни и потребности в нем;

5.

Применять методы и приёмы обучения, способствующие активизации инициативы

и творческого самовыражения дошкольников;

6.

Осуществлять

индивидуальный

подход

к

воспитанникам

и

учитывать

их

личностные и физические возможности;

7.

Создавать благоприятную атмосферу и положительный эмоциональный фон;

8.

Наблюдать, анализировать и оценивать свою деятельность в течение каждого

занятия или мероприятия, особенно в итоговой его части и на протяжении всего

учебно-воспитательного процесса.

9.

Не допускать травм и состояния переутомления у детей;

10. Помнить, что развивая физические качества, нельзя забывать про психическое,

социальное и духовно-нравственное воспитание ребенка.

11. Заботиться о здоровье детей необходимо каждый день и на каждом занятии, с

обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках физкультурно-

оздоровительных

мероприятий

и

непосредственно

в

учебно-воспитательной

работе;

12. Создавать искренние и доверительные взаимоотношений с воспитанниками - с

одной стороны понимать и вникать во внутренний мир каждого ребенка, и с другой

стороны, стремиться быть адекватно понятым детьми и каждым ребенком в

частности.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной

работе в условиях ДОУ мною, как инструктором по физкультуре используются

следующие формы и методы:

1. Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия и на

физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой, так и средней

степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и

приобретения двигательных навыков.

2.

Профилактические

упражнения –

используются

упражнения,

способствующие

профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки;

3. Стретчинг – включение упражнений на растяжку. Такие упражнения повышают

уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы;

4. Ритмопластика – включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их

музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне

физически и творчески развитой личности;

5. Пальчиковая гимнастика –применяется в заключительной части занятий или

для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику;

6. Су-Джок терапия - приёмам Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными

шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Применяется в заключительной части

занятия.

Упражнения

с

использованием

Су-Джок

обогащают

знания

ребёнка

о

собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев

рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему

укреплению организма.

7. Дыхательная гимнастика – может применяться как в заключительной части, так и

внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет

оздоравливающий эффект;

8. Фитбол-гимнастика – упражнения с использованием мячей фитболов. Способствует

укреплению мышц торса, что является профилактикой нарушений осанки.

9. Релаксация – необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия.

Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может

использоваться и внутри занятия;

10. Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в

форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и

пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;

11. Самомассаж – проводится с использованием массажных мячиков во время разминки

или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на

психику ребенка;

12. Активный отдых – проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов,

развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и

заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных

навыков и развитию творческих способностей;

13. Работа с родителями – проводятся в форме сообщений и консультаций на

родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных бесед с родителями и

размещения информации в тематических папках-передвижках и на стендах. Родители

должны стимулировать детей к занятиям физкультурой и спортом, приобщать их к

здоровому образу жизни;

14. Работа с воспитателями и специалистами ДОУ – проведение консультаций и

разъяснительной работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности на

педсоветах, семинарах и мастер-классах и личных беседах;

15. Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды - приобретение

спортивного оборудования, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек,

тренажёров

и

других

предметов,

необходимых

для

проведения

физкультурно-

оздоровительной

работы,

создание

различных

картотек,

разработка

специальных

оздоровительных комплексов.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность

и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и

формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.



В раздел образования