Автор: Чуркина Ольга Александровна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "СШОР"Фаворит"
Населённый пункт: Выборг,Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация и методика проведения занятий плаванием в группах начальной подготовки"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ВИКТОРИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА
Методическая разработка на тему:
«Организация и методика проведения занятий
плаванием в группах начальной подготовки»
Автор:
Чуркина Ольга Александровна,
тренер-преподаватель
МАУ ДО ДЮСШ «Виктория»
Выборг-2025
Содержание
Введение
1
1
Аналитическая часть
4
1.1
Гигиенические требования к проведению занятий по
плаванию
4
1.2
Подготовка детей к занятиям
5
1.3
Организация занятий
6
1.4
Плавание в режиме дня
7
1.5
Работа с родителями
8
1.6
Инвентарь и оборудование
8
1.7
Безопасность на занятиях
9
2
Практическая часть
9
2.1
Этапы обучения плаванию детей в группах начальной
подготовки
10
2.2
Содержание занятий
10
2.3
Основы методики
12
2.4
Методика организации занятий
21
Заключение
26
Список использованной литературы
28
Приложения
29
Введение
В младшем школьном возрасте работоспособность мышц относительно
мала и происходит быстрое утомление при статических нагрузках. Детям
необходимо движение. Занятия плаванием для воспитанников в группах
начальной подготовки уникальны тем, что включают в себя упражнения,
нагрузка в которых, включает чередование напряжения и расслабления
определенных групп мышц во время правильного выполнения задания.
Младший школьный возраст характерен постоянным ростом и
развитием опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия в воде
позволяют снять напряжение и способствуют правильному формированию
стоп и позвоночника, развивают дыхательную и сердечно сосудистую
системы.
Занятия в бассейне, как правило, несут в себе положительный
эмоциональный заряд и способствуют положительному эмоциональному
подъему.
Для того, чтобы занятия оказывали благотворный эффект необходимо
соблюдать организационные и методические требования, учитывать
возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Процесс организации занятий основан на нормативно - правовых
документах, в которых указаны требования к оборудованию, квалификации
специалистов, порядку и нормам проведения непосредственно
образовательной деятельности. К таким документам можно отнести: закон об
образовании; СанПиН; устав образовательного учреждения.
Методы обучения выбираются и используются в соответствии с
возрастными, индивидуальными особенностями развития детей.
Разнообразие методов обучения обеспечивает результативность в ходе
1
педагогической работы, которая в свою очередь должна быть максимально
ориентирована на индивидуальность каждого воспитанника, для
качественного выполнения образовательных, воспитательных и
развивающих задач. Организации и методике обучения плаванию в группах
начальной подготовки необходимо уделить достаточно внимания для того,
чтобы обеспечить качественное и безопасное обучение детей младшего
школьного возраста плаванию, закаливанию и укреплению детского
организма.
Актуальность написания методической разработки:
Обучение плаванию - социально-значимый вид деятельности,
востребованный обществом, как важная часть педагогического процесса,
направленного на приобщение детей к активным занятиям спортом,
воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, увеличения
общего объёма двигательной активности, здоровом досуге. Необходимо
своевременно научить навыкам плавания детей младшего школьного
возраста, сформировать устойчивый интерес к систематическим занятиям
плаванием и здоровому образу жизни, создать условия для достижения
спортивных результатов.
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков.
Вместе с тем, данные наблюдений свидетельствуют о низком проценте
детей, умеющих плавать.
Несмотря на усилия по поиску наиболее эффективных средств,
целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в
процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут.
Процесс обучения плаванию занимает длительные сроки, достаточно высок
2
процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для
детей младшего школьного возраста, поскольку в данном периоде
происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела
человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия
собственных движений и управления ими. Успешное овладение
двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько
развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке
собственных движений, насколько адекватны его двигательные
представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в
большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом
движении, а плавание представляет собой циклические движения руками и
ногами с четко согласованным ритмом дыхания.
Обьект : Дети обучающиеся плаванию в раннем и школьном возрасте.
Предмет : Плавание как одно из лучших средств закаливания и укрепления
организма.
Цель методической разработки: Организация и правильное определение
методики проведения занятий плаванием в группах начальной подготовки.
Задачи методической разработки:
1. Проанализировать научно-методическую литературу и рассмотреть
требования к организации занятий по плаванию детей младшего школьного
возраста.
2. Установить влияние обучения плаванию детей на закаливание и
укрепление
организма в целом.
3
3. Определить основные этапы, принципы и методы обучения детей
младшего
школьного возраста плаванию, с учетом физиологических особенностей.
4. Сформировать у учащихся интереса к регулярным занятиям плаванием,
овладение основами техники плавания, укрепление здоровья, развитие
физических качеств и приобщение к здоровому образу жизни.
Практическая значимость. Работа может быть использована в
практической деятельности тренера , (инструктора) по плаванию и повысить
эффективность образовательного процесса.
1. Аналитическая часть
1.1 Гигиенические требования к проведению занятий по плаванию
«Залогом хорошего физического развития служат четкий режим дня,
полноценное питание, воспитание у детей навыков личной гигиены и др.»
(Е.Т. Смирнова, 1973 - с. 3). Воспитанию навыков личной гигиены
способствуют правильно организованные занятия плаванием.
Для того, чтобы детям было удобно и безопасно спускаться в воду и
подниматься после окончания занятия, в бассейне должна быть установлена
лестница. Удобнее всего, когда лестница установлена вертикально и
занимает минимальное пространство в ванне бассейна. Обязательным
условием является наличие поручней. Ступени лестницы должны быть
ребристыми и покрыты материалом, на котором не скользят мокрые ноги.
При выходе из воды укладывают резиновые коврики. При выходе из
душевой делают то же самое.
При бассейне должны быть раздевальные, в которых установлены
4
шкафчики или вешалки с полочками для одежды и полотенец, а также
душевые. В душевых должны лежать резиновые коврики.
В помещениях крытых бассейнов должна быть вентиляция, которая
позволяет поддерживать температуру в пределах нормы. В начальный период
обучения плаванию температура может быть выше, затем, по мере адаптации
детей к воде, ее можно уменьшать в целях закалки организма. Нормы
температурного режима для детей в группах начальной подготовки указаны в
СанПиНе.
Вода в бассейне обязательно проходит дезинфекцию, что является
важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Ванну бассейна дезинфицируют при каждом спуске воды. Регулярно
выполняется уборка и дезинфекция помещений, инвентаря.
1.2. Подготовка детей к занятиям
Прежде, чем приступить к занятиям с детьми проводят специальные
беседы, в которых рассказывают о правилах личной гигиены перед началом,
во время и после окончания занятия.
Детей необходимо ознакомить с правилами поведения в бассейне,
душевых, раздевальных. Дать представление о значении водных процедур,
плавания и купания для сохранения и укрепления здоровья. Рассказать о том,
что необходимо иметь на занятии (купальник, плавки, полотенце и т.п.).
Вещи для плавания должны приноситься каждый раз, когда у ребенка
планируется проведение занятия по плаванию. Они должны быть уложены в
сумку, для мыла и мочалки предусматривается отдельный непромокаемый
мешочек. Для занятий необходимы резиновые тапочки, в которых дети не
рискуют поскользнуться во время приема душа или переходя из помещения в
помещение.
5
Во время занятий плаванием у детей формируются навыки
общественной и личной гигиены, привычки к водным процедурам,
потребность в них, что благотворно влияет на развитие организма детей.
В группах начальной подготовки дети должны осознанно и
самостоятельно выполнять все гигиенические процедуры.
Тренерам следует помнить, что залогом успешного усвоения правил
гигиены является закрепление навыков в семье, соответствующий внешний
вид и поведение взрослого и постоянство предъявляемых требований.
1.3. Организация занятий
«Организация обучения детей плаванию в группах начальной
подготовки осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами
физкультурно-оздоровительной работы, так, как только сочетание занятий в
бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать
положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании
организма.» (Н. Ж. Булгакова, 2001 - с. 336) Правильная организация занятий
имеет большое значение в формировании основ здорового образа жизни.
Процесс обучения в группах начальной подготовки выглядит как
совокупность организационных и методических действий.
Организация занятия начинается со своевременной подготовки детей к
занятию. Все действия начинаются вовремя и без опозданий. Приход детей
выполняется строго по расписанию. Находясь в групповом помещении, дети
переодеваются в одежду для занятия, наиболее удобной является легкая
майка, трусы, носки, резиновые тапочки и махровый халат. Следует обратить
внимание на то, что ногти на ногах и руках должны быть аккуратно
подстрижены.
Подготовившись к занятию, первая группа детей отправляется в
6
бассейн. Детей встречает тренер по плаванию. Занятия начинаются с
упражнений в сухом бассейне, а если такового нет, то в спортивном зале или
на обходных дорожках у бортика бассейна.
После этого дети отправляются в раздевальную. Занимающиеся
раздеваются и аккуратно убирают одежду, берут с собой чистые плавки и
идут в душевую. Там они моются с мылом под присмотром медсестры и
воспитателя. Затем идут с преподавателем в бассейн.
Важно проследить по окончанию занятия, чтобы дети как следует
вытерлись полотенцем.
1.4. Плавание в режиме дня
Занятия плаванием осуществляются в совокупности с прочими
формами физкультурно-оздоровительной работы. Между тем достижение
задач сохранения и укрепления здоровья ребенка возможно лишь при
правильной организации активной деятельности и отдыха ребенка.
Занятия плаванием проходят не ранее, чем через 40 минут после
приема пищи. Существует мнение, что утренние часы (7 ч 30 мин - 8 ч 30
мин) более удобны для проведения занятий в бассейне. Это не нарушает
режима дня, и дети успевают отдохнуть и высушить волосы за время
завтрака. В группах, которые занимаются в утреннее время редки опоздания,
ведь дети торопят родителей, потому что хотят заниматься в бассейне.
Важно предупредить родителей, если дети занимаются в ранние
утренние часы, что прием пищи должен ограничиться легким завтраком.
Минимальным количеством занятий в неделю, для того, чтобы можно
было говорить об эффективном обучении плаванию, считается два раза.
Количество занимающихся в бассейне зависит от возраста. Так в младшей
группе количество занимающихся должно составлять от 6 до 8 человек, а
7
более старшие группы состоят из 12 человек максимум.
Длительность занятий в каждой возрастной группе различна. На
раннем этапе обучения занятия короче по времени, потом же их
длительность можно увеличивать по мере освоения детей с водой.
1.5. Работа с родителями
«Первые воспитатели ребенка - мать и отец. Их вклад в его развитие
трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками, народная педагогика
донесла до сегодняшнего молодого поколения образ ответственного,
оберегающего родительства: «На плечах отца держится мир», «Материнская
молитва со дна моря поднимет». (Кудрявцева Е. А.)
Родители являются ключевыми фигурами в воспитании собственных
детей, потому их роль в процессе образования, воспитания и развития
сложно переоценить. При проведении занятий по плаванию необходимо
провести разъяснительные беседы с целью сделать доступным и понятным
весь процесс занятий в бассейне для того, чтобы избежать недопонимания и
неоправданных страхов. Необходимо заниматься активной пропагандой
плавания среди родителей.
Беседу можно организовать как обособленное мероприятие, так и в
совокупности с родительским собранием. По возможности необходимо
развернуто отвечать на все вопросы, которые возникают в ходе беседы или
отображены в анкетирование (которое тоже можно использовать). Врач
должен рассказать о пользе плавания, а тренеру непосредственно о самом
процессе обучения. В завершение беседы стоит раздать памятки с полезными
рекомендациями относительно плавания.
1.6. Инвентарь и оборудование
Важной и необходимой составляющей занятий является инвентарь и
8
оборудование специализированное для занятий в бассейне. Для обеспечения
правильного функционирования бассейна используются различные приборы
контроля за температурой воды, воздуха, влажности. Все они необходимы
для поддержания помещений в соответствующем гигиеническом состоянии.
Для обеспечения безопасности на занятиях используются различный
инвентарь и предметы. Так, перед лестницей в бассейн кладется резиновый
ребристый коврик, а для лучшей организации в больших бассейнах
используются разделительные поплавки.
Кроме инвентаря, который используется для обеспечения
безопасности, есть предметы для организации игровой деятельности и
процесса обучению техническим элементам плавания. Важно правильно
использовать вспомогательные средства, в противном случае развитие
нужных навыков будет затруднено. Использование соответствующего
инвентаря улучшает эмоциональную насыщенность упражнений.
1.7 Безопасность на занятиях
Для предупреждения несчастных случаев и травм на занятиях
необходимо соблюдать следующие требования и правила:
проводить занятия в местах, которые отвечают всем требованиям
гигиены и безопасности. Дети должны знать границы, в которых проводится
занятие и не заплывать за них (в тех случаях, когда занятия проводятся не в
бассейне); необходимо следить за соблюдением строгой дисциплины. Дети
должны выполнять требования тренера. Шум, столкновения, ложные крики о
помощи недопустимы; допуск к занятиям возможен только с разрешения
врача; дети должны уметь использовать спасательные средства; необходимо
видеть всю группу и каждого занимающегося в отдельности; на занятиях
должна присутствовать медсестра или врач; выводить ребенка из воды при
9
первых признаках переохлаждения; воспитывать осознанность безопасного
поведения на воде у ребенка.
2. Практическая часть
2.1 Этапы обучения плаванию детей в группах начальной
подготовки
Обучение воспитанников в группах начальной подготовки плаванию
условно можно разделить на четыре этапа. Первый берет свое начало со
знакомства ребенка с водой, ее свойствами. По окончании первого этапа
ребенок должен уверенно вести себя в воде, выполнять простейшие задания.
После овладения элементарными навыками и знаниями о воде ребенок
переходит на второй этап обучения. Он связан с приобретением чувства
надежности в водной среде, что соответствует улучшенным навыкам и
умениям в сравнении с первым этапом. Дети на втором этапе умеют
всплывать, лежать на воде, скользить, а также выполняют упражнения
вдохвыдох в воду несколько раз подряд.
На третьем этапе начинается разучивание плавания определенным
способом. Дети должны уметь проплыть дистанцию до 15 метров в условиях
глубины бассейна до 60 см, при этом сохраняется правильная координация
движения рук и ног с вдохом и выдохом.
Четвертый этап характеризуется совершенствованием ранее
разученных способов плавания с добавлением упражнений на поворот и
элементарных прыжков в воду.
2.2 Содержание занятий
Содержание занятий в своей основе составляют игры и физические
упражнения, которые способствуют формированию необходимых навыков и
10
умений в плавании.
Занятия, построенные на играх в воде привлекают детей возможностью
применить свои знания и плавательные умения для решения конкретной
двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки. Такие
качества, как сила, ловкость, быстрота, выносливость, развиваются и
совершенствуются в процессе подвижных игр в воде, особенно с элементами
соревнования. Игры в воде способствуют разностороннему физическому
развитию ребенка, в программе они систематизируются по видам
плавательных движений; с ходьбой и бегом; со скольжением, нырянием,
подныриванием; с подпрыгиванием и прыжками в воду, а также игры на
ориентировку в водном пространстве. Они в свою очередь делятся на
сюжетные и бессюжетные.
Сюжетные игры в воде дают возможность детям отобразить свои
представления об окружающей жизни. Действие играющих зависит от той
роли, которую они выполняют.
Бессюжетные игры строятся на выполнении плавательных заданий -
действий с предметами (мяч, плавательные доски). Использование
предметов повышает интерес к действиям, а также облегчает выполнение
плавательного задания Такие занятия предназначены для закрепления
основных плавательных движений в новых условиях. Они обеспечивают
положительные эмоции у детей.
На тренировочном занятии закрепляются основные плавательные движения,
отрабатывается правильное дыхание. Такие занятия обеспечивают
возможность многократно повторить движения, потренироваться в технике
его выполнения. На тренировочные занятия целесообразно использовать
элементы соревновательной в командной форме эстафет. Эстафеты
11
способствуют физическому развитию, воспитанию физических качеств
(ловкость, быстрота, глазомер), обеспечивают разностороннее развитие
личности ребенка; воспитывают выдержку, настойчивость, решительность,
смелость, организованность, инициативность, самостоятельность,
творчество.
При выборе формы проведения внеклассного занятия важно подчинить их
общей цели научить детей правильным плавательным движениям,
правильному дыханию, привитию интереса к плаванию как жизненно
необходимому навыку.
Как правило для детей младшего школьного возраста рекомендуется
использовать обучение кролю на спине и на груди, а также упрощенные виды
этих способов.
2.3 Основы методики
Процесс обучения, который правильно организован, приводит к
развитию физических, морально-волевых качеств воспитанников,
увеличивает объем двигательных навыков, знаний, воспитывает эстетические
чувства (чувство красоты в движениях, оформлении бассейна), формирует
осознанное отношение к занятиям.
Методика обучения должна быть согласована с принципами
педагогики и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. К
общепедагогическим принципам относятся: сознательность и активность,
систематичность, наглядность, доступность.
Принцип сознательности и активности. Эффективность обучения
плаванию во многом определяется сознательным и активным отношением
занимающихся к занятиям, при этом степень сознательности зависит от
возрастных возможностей, особенностей восприятии и мышления.
12
Принцип сознательности диктует необходимость осмысленного отношения
занимающихся к изучаемому учебному материалу. Понимание учениками
сущности предлагаемой им тренировочной работы способствует большей
концентрации их внимания на выполнении каждого движения и упражнения
и повышает эффективность процесса обучения. Здесь необходимо вспомнить
о роли нервной системы в целом и коры головного
мозга в частности в процессе обучения конкретным двигательным актам.
Именно в коре головного мозга в результате афферентного синтеза (в том
числе - как следствие педагогических «установок») - формируется «образ»
(центральный интеграл эфферентных возбуждений и акцептор результата
действия) функциональной системы конкретного двигательного акта -
плавательного движения. И этот «образ» формируется гораздо быстрее
при осознанном восприятии воспитанниками учебного материала,
предлагаемого им преподавателем. (В. М. Смирнов, В. И. Дубровский, 2002.)
Активность - другая сторона сознательного отношения к обучению
технике плавания, позволяющая ученикам получать дополнительную
информацию об изучаемом предмете, что позволяет ускорить и повысить
эффективность формирования акцептора результата действия, а значит -
сделать более эффективными сам процесс обучения.
Принцип систематичности диктует необходимость построения системы
занятий, направленной на решение конкретных задач и достижения
конкретной цели. Основа этой системы - физиологически и педагогически
обоснованные: регулярность занятий, чередование с отдыхом,
целенаправленность каждого занятия. Именно «правильная»
(физиологически и педагогически обоснованная) система учебных занятий -
13
залог успешности формирования у каждого ребенка желаемой техники
плавания.
Для создания прочного навыка плавания у ребенка необходимо, чтобы
занятия носили систематический характер. Исследованиями показано, что
плавание реже 2-х раз в неделю не приносит желаемых результатов,
особенно в младшем возрасте. Продолжительность занятия в воде не должна
превышать 30 минут - для детей 5-6-ти лет, 45 минут - для детей 7-8-ми лет.
Принцип доступности тесно связан с принципом последовательности. Эти
два принципа наиболее полно раскрывают три методических правила: от
простого - к сложному, от частного - к общему, от известного - к
неизвестному. Доступность освоения более сложного определяется
«наличием» у данного индивидуума функциональных систем простых
двигательных актов, которые необходимы для формирования более сложной
функциональной системы движения. Теоретически возможно построение
сложных систем движения при «неготовности» у конкретного индивидуума
одного, двух функциональных компонентов, необходимых в числе многих
для построения более сложной конкретной функциональной системы
двигательного акта. Но на практике такой путь освоения технически
сложных движений чаще всего ведет к формированию устойчивых
погрешностей в технике движений, в дальнейшем с огромным трудом
поддающихся исправлению.
Принцип доступности предопределяет необходимость динамической
оценки также и текущих функциональных возможностей воспитанника.
Опора на эти динамически меняющиеся (как в положительную, так и в
отрицательную сторону) индивидуальные возможности каждого отдельного
ученика определяет характер и объем упражнений в каждом занятии.
14
Принцип наглядности при обучении технике плавания предопределяет
более широкое и полноценное «задействование» зрительного анализатора
воспитанника с целью повышения эффективности процесса формирования
центрального интеграла эфферентных возбуждений и акцептора результата
действия - создания в коре его головного мозга идеального «образа»
желаемого типа движения. (В. М. Смирнов, В. И. Дубровский, 2002.) При
реализации принципа наглядности необходимо учитывать возрастные
особенности восприятия и мышления, в соответствии с которыми и
выбираются варианты формы визуальной демонстрации и анализа
достигнутых результатов. То есть здесь вновь вступает в действие принцип
доступности.
Принцип индивидуализации при обучении технике плавания определенным
образом связан с принципом доступности. Но, прежде всего, реализация
этого принципа предполагает учет индивидуальных особенностей
занимающихся, в том числе, при выборе «основного» способа плавания, с
которого и следует начинать обучение плаванию. Так при тщательном отборе
среди значительного контингента новичков, приходящих в бассейн с
целью научиться плаванию, можно выявить небольшой процент
«врожденных брассистов», которые способны гораздо быстрее освоить
симметричные движения, характерные для способа «брасс». Выдающийся
американский тренер по плаванию Боб Кифут сказал, что каждый человек
при рождении «получает» свою собственную нервно-мышечную систему,
вследствие чего практически невозможно изменить предопределенную
структуру движений пловца, а стиль плавания так же индивидуален, как и
почерк. Но фенотипические проявления генотипа каждого индивидуума -
определяющие факторы при выборе не только способа,
15
которому его следует изначально обучать, но и при выборе индивидуальных
методов, дозировки и режима физической нагрузки.
Общепедагогические методы, используемые при обучении
плаванию.
Методы обучения - это способы и приемы работы педагога,
применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение
поставленной задачи - освоение навыка плавания. При обучении плаванию
используются три основные группы методов: словесные, наглядные и
практические.
К словесным методам относятся: описание, объяснение, рассказ,
беседа, методические указания, разбор и анализ действий, команды и
распоряжения, подсчет. С помощью этих методов педагог помогает
занимающимся создать представление об изучаемом движении, понять его
форму и характер, направленность воздействия, осмыслить и устранить
допущенные ошибки. Краткая, точная, образная, в достаточной степени
эмоциональная и понятная речь педагога способствует повышению
эффективности занятий.
В связи со специфическими особенностями плавания все необходимые
объяснения, разбор и оценка действий проводятся в подготовительной и
заключительной частях урока на суше. В воде применяются только
лаконичные команды, распоряжения и подсчет, поскольку для
занимающихся ухудшаются условия слышимости, а также возрастает
опасность переохлаждения.
Описание используется для создания предварительного представления
об изучаемом движении. Описываются наиболее характерные его элементы
без объяснения, почему надо делать именно так. При обучении детей
16
младшего возраста созданию представления о характере движения
способствует проговаривание вслух направления движения и его конечного
результата. Например: «Гребем назад - идем вперед; гребем вправо - идем
влево; гребем вниз - идем вверх» и т.д. Объяснение является методом
развития логического, сознательного отношения к учебному материалу.
Пониманию сущности движения способствует подсказка педагогом тех
ощущений, которые должны возникать у занимающихся при правильном
выполнении упражнения (например, опираться ладонью или стопой о воду,
как о плотный предмет).
Рассказ применяется преимущественно во время игр. Если игра
проводится с детьми младшего школьного возраста, речь педагога должна
быть образной, а задания - предметными. Беседа проводится в форме опроса,
что повышает самостоятельность и активность занимающихся, помогает
педагогу лучше узнать их. Разбор и анализ действий проводится после
выполнения какого-либо задания или при подведении итогов урока. Анализ и
обсуждение ошибок, допущенных при выполнении упражнений, а также
нарушений правил во время игры нацеливают занимающихся на
корректировку своих действий.
Методические указания акцентируют внимание занимающихся на
деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых
даст возможность правильно выполнить упражнение в целом. Методические
указания на уроках плавания даются для предупреждения и устранения
ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после его
выполнения. При этом уточняются не только отдельные элементы
упражнения, но и ощущения, которые должны возникать при этом. Так, при
выполнении
17
скольжения на спине даются такие указания: «живот выше»; «на воде нужно
лежать, а не сидеть».
При работе с детьми младшего возраста указания даются в форме
образных выражений и сравнений, что облегчает понимание сущности
выполняемого движения. Например, при обучении выдоху в воду - «дуй на
воду, как на горячий чай», «задуй горящую свечу»; при обучении движениям
руками и ногами - «делай движения руками, как мельница», «носки ног
должны быть оттянуты, как у балерины», «делай движения ногами, как
лягушка».
Команды и распоряжения применяются для управления группой и
процессом обучения на уроке плавания (как на суше, так и в воде). Команды
педагога определяют: начало и окончание движения; место для принятия
исходных положений при выполнении заданий; направление, темп и
продолжительность выполнения движений. Команды делятся на
предварительные и исполнительные, они подаются громко, четко, в
повелительном тоне.
На занятиях предварительные команды не применяются. В этих
случаях вместо предварительных команд даются распоряжения. Например,:
«опустить лицо в воду»; «наклониться вперед, плечи и подбородок в воду»;
«сделать глубокий вдох», «положить руки на доску».
Подсчет - применяется для создания необходимого ритма выполнения
движений, а также для мобилизации внимания занимающихся на отдельных
ключевых моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет
осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями. При
необходимости акцентировать внимание на какой-то определяющей детали
упражнения подсчет ведется с определенной интонацией. Например, при
18
изучении движений ногами брассом применяется счет «раз-и-два и три
четыре»: «раз-и-два» произносится спокойно, так как соответствует
медленному подтягиванию ног; «и» означает момент разведения носков в
стороны (важнейший элемент движения в брассе) и подчеркивается
интонацией; «три-четыре» произносится энергично, так как соответствует
рабочему толчку ногами. При обучении кролю используют счет «раз-дватри»
(в ритме вальса). Подсчет применяется только на начальных этапах
обучения плаванию. К наглядным методам обучения относятся: показ
преподавателем или спортсменом изучаемого движения (или техники
плавания); использование учебных наглядных пособий; применение
жестикуляции. Использование наглядных методов помогает создать у
занимающихся конкретные представления об изучаемом движении и
является наиболее эффективной формой обучения детей, которых в силу
возрастных особенностей выражена склонность к подражанию.
Показ изучаемого движения (или техники способа плавания в целом)
применяется на протяжении всего курса обучения. Для показа техники
можно использовать видео материал и мультимедийное оборудование. Таким
образом, занимающимся предоставляется возможность видеть движения
пловца, а также отчетливо слышать сопутствующие объяснения
педагога. По указанию педагога дети обращают внимание на наиболее
существенные элементы техники, появляется возможность показывать их в
медленном темпе, с остановкой. Наряду с целостным показом техники
плавания применяется показ учебных вариантов с разделением движения на
части. При раздельном показе выделяются главные фазы
движения (например, гребка), выполняются упражнения с фиксацией
амплитуды движения (например, с остановками руки в основных фазах
19
гребка).
Условия работы в бассейне (повышенный шум, возникающий при
выполнении упражнений и плавании в результате плеска воды, брызг и др.)
затрудняют восприятие занимающимися команд и указаний педагога.
Поэтому преподаватели, тренеры по плаванию применяют большой арсенал
условных сигналов, специальных терминов и жестов, позволяющих им
установить более тесный контакт с группой. Условные сигналы и жесты не
только могут заменить команды преподавателя (о чем необходимо
предварительно договориться с обучаемыми), но и помогают уточнить
технику выполнения движений, предупредить или исправить возникающие
ошибки.
В группу практических методов входят: метод практических
упражнений,
соревновательный и игровой. Метод практических упражнений - основной
метод обучения технике плавания. От того, насколько верно выбраны
средства из арсенала данного метода зависит успешность овладения тем или
иным способом плавания. Наряду с освоением техники, с помощью
практических методов обучения достигается совершенствование
специальных двигательных качеств.
Соревновательный метод позволяет научиться реализовывать свои
возможности в соперничестве. И хотя некоторые специалисты считают, что
этот метод больше относится к тренировке, есть мнение, что применение в
условиях детского сада будет способствовать формированию положительной
мотивации к совершенствованию навыков плавания.
Игровой метод повышает эмоциональность занятий, являясь хорошим
средством переключения с однообразных, монотонных плавательных
20
движений.
2.4 Методика организации занятий
Продолжительность занятий, за время которых ребенок может овладеть
основными навыками плавания и выполнить определенные нормативы,
зависит от трех основных факторов: от профессиональной подготовки и
педагогического мастерства тренера-преподавателя (инструктора), от уровня
развития юных спортсменов и от внешних условий.
Тренер (инструктор) прежде всего должен подготовить такой комплекс
упражнений и в такой последовательности, чтобы они обеспечили
систематическое совершенствование плавательных навыков, способствовали
развитию моторики у ребенка и стимулировали рост его спортивных
достижений.
Следует всегда тщательно продумывать, как разговаривать с детьми, как
пробудить в них интерес к занятиям, как построить урок физической и
психической точек зрения.
Все это нужно для того, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом.
Интересные и разнообразные занятия помогут тренеру (инструктору) в деле
обучения детей плаванию.
Все объяснения должны быть краткими, простыми и понятными для ребенка,
а задания - четко сформулированными. При этом необходимо всегда
использовать спортивную терминологию и воздерживаться жаргонных
словечек, т.к. они будут затруднять последующую работу с детьми.
Имеются еще некоторые факторы, существенные с педагогической точки
зрения. ЕСЛИ, например, разучивать новое движение или новый вариант уже
знакомого движения, то в начале это движение ребенку должен правильно
показать тренер (инструктор). Если в группе имеется один ребенок или
21
несколько детей, которые уже усвоили это упражнение, то их нужно
привлечь для показа.
Все упражнения, требующие смелости или ловкости, сначала выполняют
наиболее подготовленные дети. Однако тренеру (инструктору) не
рекомендуется выдвигать одних и тех же детей и только их ставить в пример.
Это может развить у них ненужное чувство превосходства, другие же могут
утратить веру в свои силы, что нанесет вред всему коллективу.
Стоит ребенку преодолеть какую - либо трудность, как это тотчас скажется
на его поведении. Тренер (инструктор) должен обязательно заметить успех
ребенка, чтобы ребенок мог осознать свои достижения. Подбадривание
необходимо также и отстающим детям. Похвала поможет им
концентрировать свои усилия на выполнении задания тренера. Часто
своевременная похвала помогает отстающим детям, заставляет их
целеустремлённые заниматься и способствует развитию у них волевых
качеств.
Специалистам до детской педагогики известно, что основной формой
деятельности ребенка является игра. Это должен твердо усвоить тренер
(инструктор). Поэтому ему необходимо так составить свой план занятий,
чтобы игровой элемент постоянно присутствовал, и занятия были
интересными. Это в значительной степени поможет детям в усвоении
заданных упражнений.
Различные игры, знакомые многим детям, можно проводить в воде, внося в
них незначительные изменения. Это позволит тренеру (инструктору) внести
разнообразие в занятия, сделать интересным процесс обучения. Однако игры
надо выбирать с таким расчетом, чтобы они требовали от ребят постоянного
движения - тогда дети не будут мерзнуть. Кроме того, очень важно
22
разъяснить детям задачу игры и выбрать ее соответственно их возрасту, если
вводится новая игра, то необходимо ее сначала разучить на суше, чтобы
облегчить детям запоминание правил.
Для того, чтобы достигнуть частной или общей задачи при начальном
обучении плаванию, дети должны выполнить значительное количество
тренировочных упражнений. При этом большую роль играет как
продолжительность пребывания в воде, так и количество повторений
отдельных упражнений.
При развитии двигательных навыков большое значение имеет и развитие
двигательных качеств. Повышенные нагрузки на сердечно-сосудистую
Систему и на двигательный аппарат помогают вырабатывать выносливость,
силу и ловкость.
К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ КРОЛЕМ НА СПИНЕ.
Как показывает опыт, маленькие пловцы без особого труда овладевают
навыком попеременно - ударных движений ногами и уже на первом этапе
обучения добиваются сравнительно хороших результатов. Увеличение
объема упражнений укрепляет этот навык и повышает общую выносливость.
Движения ногами разучивают сначала с помощью плавательной доски, а
затем и без нее - после отталкивания от стенки бассейна. Вначале следует
стремиться к тому, чтобы дети держали руки свободно опущенными вдоль
туловища и не подгребали ладонями, т.к. при этом возникают вредные
навыки.
В другом, более сложном упражнении - одна рука вытягивается вдоль тела, а
вторая выносится вперед в направлении движения. Положения рук
периодически меняются. Затем упражнение усложняют: пловец вытягивает
вверх обе руки и при этом соединяет большие пальцы рук. Можно
23
рекомендовать с крестное положение кистей; когда тыльная сторона правой
кисти обращена влево, а тыльная сторона левой кисти - вправо (при этом оба
мизинца направлены вниз).
При обучении новичка попеременным гребковым движениям рук при
плавании на спине иногда применяются следующие упражнения: плавание на
спине, партнер удерживает пловца за ноги. При этом важно, чтобы пловец
правильно проводил руку в рабочих фазах гребка и энергично выносил руку
из воды для очередного проноса.
Движения руками и ногами постепенно начинают выполняться с полной
координацией. Чтобы помочь маленькому пловцу овладеть ритмом
движений, применяется счет вслух и про себя. Упражнения сначала
выполняются на коротких отрезках многократно, а по мере улучшения
техники дистанция увеличивается. Однако ради увеличения дистанции не
следует пренебрегать качеством движений, т.к. при этом могут закрепиться
неправильные навыки.
Дыхание включается в общую координацию движений как последний
элемент техники. При этом целесообразно ориентировать детей на движения
одной руки: во время рабочего движения делать выдох, а во время движения
над водой - вдох.
К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ КРОЛЕМ.
Методика обучения плаванию кролем схожа с методикой обучения плаванию
на спине.
Однако движения ногами при плавании кролем несколько сложнее, чем при
плавании на спине. При разучивании движений ногами без плавательной
доски нужно обратить внимание на то, чтобы руки были вытянуты вперед, а
кисти наложены одна на другую. Тем самым облегчается вытянутое
24
положение тела и создается поддержка для головы.
При отработке движений руками можно пользоваться указаниями, которые
применяются при обучении на спине. Для повторения периодически
включают более простые упражнения. Это целесообразно в тех случаях,
когда ребенок не может понять характер приложения усилий в гребке или
когда он вновь сталкивается с трудностями дыхания при полной
координации движений.
При плавании с полной координацией движений следует обратить внимание
на то, чтобы дети плавали вначале на коротких отрезках, где нет
необходимости поворачивать голову в сторону для вдоха. Дети могут
проплыть без дыхания до 8 метров.
При подключении дыхания к общей координации движений целесообразно
вернуться к знакомым более простым упражнениям, в которых дыхание было
связано с поворотом головы. Например, к упражнению, где дыхание
согласуется с движениями рук, когда пловец стоит на дне бассейна.
Поворачивается только голова и лишь настолько, чтобы рот для вдоха
показался над поверхностью воды. Нужно напомнить детям, что поворот
тела является серьезной ошибкой. Очень часто маленьким пловцам кажется
удобным выполнять цикл дыхания (вдох-выдох). Это можно разрешить.
Чтобы у детей не выработалась привычка поворачивать голову для вдоха
только в одну сторону, необходимо регулярно менять сторону для вдоха. В
дальнейшем маленькие пловцы должны изучить дыхание, выполняемое через
три гребка.
25
Заключение
Конечной целью организации и методики обучения плаванию в группе
начальной подготовки является сохранение и укрепление здоровья
воспитанников. Организуя занятия и используя различные методы обучения,
тренер должен учитывать особенности развития детей возраста 6-7-8 лет. А
именно: активный рост и развитие всех систем организма ребенка;
индивидуальные особенности; несформировавшийся, податливый к внешним
влияниям опорно-двигательный аппарат.
Так же организация процесса обучения регламентируется нормативно -
правовой базой, начиная от конвенции о правах ребенка.
Важнейшим условием сохранения здоровья детей является обеспечение
надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений для занятий
плаванием. В подготовку детей к занятиям включено гигиеническое
воспитание, которое направлено на формирование основ общественной и
личной гигиены. На тренера по плаванию, медсестру возлагаются
обязанности по контролю за состоянием здоровья детей до, во время и после
занятий.
В соответствии с возрастом воспитанников требуется воспитывать в
детях осознанность к процессу обучения, стремление к организованности,
самостоятельность. В совокупности с различными формами физкультурно
оздоровительной работы проводятся занятия по плаванию, что является
правильно и целесообразно, ведь именно в рациональном режиме
организации активной деятельности и отдыха ребенка лежит залог успеха в
образовательной, воспитательной и развивающей деятельности
образовательного учреждения.
Важнейшим моментом в образовательном процессе является
26
взаимодействие родителей и тренера по плаванию. Для того, чтобы избежать
недопонимания, прийти к осознанному подходу в обучении ребенка
плаванию и получить необходимую поддержку в любой форме со стороны
родителей, необходимо провести беседу с ними. Для пропаганды
рекомендуется проводить открытые занятия в бассейне.
Очевидна необходимость в качественном инвентаре и оборудовании,
которое позволит обеспечить безопасность детей, а также создать
благоприятный эмоциональный фон.
Соблюдение правил и требований безопасности обязательно на всех
этапах обучения плаванию.
Для качественного выполнения образовательных, воспитательных и
развивающих задач необходимо придерживаться методики обучения.
Условно можно выделить четыре этапа обучения. Первый этап
начинается с ознакомления с водой. Второй связан с приобретением умений
и навыков для ощущения надежности в воде. На третьем этапе дети
проплывают до 15 метров. И на четвертом этапе продолжается освоение и
совершенствование техники плавания определенным способом, как правило
это кроль на груди и спине.
Методика обучения базируется на общепедагогических принципах:
сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности.
Успешность выполнения образовательных, воспитательных и развивающих
задач зависит от правильности применения этих принципов. Успешность
выражается в увеличении объема двигательных навыков, знаний, развитии
физических качеств и умственных способностей, волевых качеств и
осознанности в поступках.
27
Список литературы
1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология:
физиология развития ребенка. - М., 2002.
2. Булгакова Н.Ж. Физкультура и спорт. Плавание. - М., 2001.
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы.
- М , 2015.
4. Еремеева Л. Ф. Научите ребёнка плавать. - СПб., 2005.
5. Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание. Игровой
метод обучения. - М., 2006.
6. Кудрявцева Е. А., Детский сад и семья. Методика работы с родителями.
-М ., 2007.
7. Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду. - М., 1991.
8. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания
и спорта: Учеб, для студ. сред, и высш. учебных заведений. - М., 2002.
9. Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в учреждениях. - М.,
1973.
10. Фирсов 3. П. Плавание для всех. - М., 1983.
28
Приложение 1
Рекомендации к проведению занятий
1. Начальный этап
При организации занятий следует обратить внимание на спуск и
подъем по лестнице. Это действие вызывает затруднение у детей этого
возраста и здесь необходима помощь педагога.
Важно проконтролировать первый заход каждого ребенка, чтобы он
почувствовал уверенность. Заходя в бассейн вместе с малышом его нужно
взять за руки и смотреть на него, а он должен смотреть на вас. После того,
как вы остановились, начинаете медленно отходить назад и манить ребенка к
себе.
Побуждать к действию в бассейне легче всего используя игрушки. Их
можно разложить по всей поверхности воды и по периметру бассейна.
Несмелым ребятам следует уделить повышенное внимание и
позаниматься с ними отдельно.
В работе следует использовать мягкий и добрый голос, показывать
личным примером правильные движения, не забывая о дисциплине. Педагог
должен быть внимателен и в любой момент прийти на помощь ребенку.
2. Второй этап
Педагог находится в воде лишь до тех пор, пока дети не освоятся в воде
достаточно хорошо или того потребует сложившаяся ситуация.
Выслушав задание на суше, дети отправляются выполнять его в воде.
Этот прием приобретает значение в этом возрасте.
Необходимым условием успешного разучивания движений является
повторение материала и показ. Показ должен быть четким, понятным и
легким.
29
Мышление детей в группе образно, а потому следует использовать
образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений. Но чрезмерное
использование этого приема может негативно отразиться на четкости
выполнения упражнения. Надо учить детей организованности.
3. Третий этап
Начинаем осваивать умения и навыки определенных стилей плавания,
технику выполнения. Как правило в обучении используется кроль на груди и
спине. Нужно учитывать различный уровень подготовки детей. В группе с
детьми без предварительной подготовки по плаванию начинаются занятия с
освоения в воде и только после того, как они смогут уверенно передвигаться
в воде, скользить, правильно дышать, можно переходить к разучиванию
способа плавания в целом.
Большое значение имеет показ упражнения в целом и отдельных его
элементов. Показ нужно выполнять перед самим выполнением упражнения
детьми. Можно привлекать помощников.
При выполнении упражнения с ошибками, следует указать на
основную. Исправление основной ошибки часто ведет к устранению
второстепенных. Не нужно пытаться устранить сразу несколько ошибок, это
рассеивает внимание детей.
Во время занятий так же эффективно используются игры, которые
направлены на техничное выполнение скрытых подводящих упражнений.
4.Четвертый этап
И на четвертом этапе продолжается освоение и совершенствование
техники плавания определенным способом, как правило это кроль на груди и
спине. Общим правилом при обучении всем спортивным способам плавания
является методическая последовательность: «движения ногами - движения
30
руками - полная координация движений -дыхание» Эта принципиальная
последовательность не исключает, однако, одновременного изучения
дыхания и движений рук и ног.
Изучение каждого движения начинается с его показа. Показ помогает
маленькому пловцу лучше понять структуру и ритм разучиваемых движений.
Ребенок получает первое зрительное представление о движении и стремится
его воспроизвести. Однако полное представление о движении получит
только после того, как сам выполнит его, ощутив влияние воды. Благодаря
постоянному повторению упражнений закрепляется чередование напряжений
и расслаблений мышц и в результате движения пловца становятся более
экономичными.
Приложение 2
Игры и физические упражнения на воде.
Игры бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные.
Командные игры— участники делятся на команды, и действия каждого
играющего, его умения направлены на победу коллектива.
Некомандные — участники не делятся на команды; каждый играющий
самостоятельно решает поставленные задачи.
Сюжетные игры - основаны на определенной тематике: например, «Караси и
карпы», «Рыбаки и рыбки» и т. д.
Бессюжетные— основаны на выполнении упражнений в соревновательной
форме: «Кто первый?», «Кто дальше?», «Кто дольше?» и т. д.
По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся
на следующие основные группы:
• Для ознакомления со свойствами воды.
31
• Для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники.
• Для ознакомления с элементами прикладного плавания.
• Для развития физических качеств. 5. Для эмоционального воздействия.
Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде
1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны,
доступны
и интересны детям любой возрастной группы.
2. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и
физического развития детей.
3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
5. Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования
физической и психической нагрузки.
7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы
техники.
8. В каждой игре участники должны получать активную физическую
нагрузку.
9. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры:
правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. д.
10. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль
педагога.
11 .Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.
Целесообразность и возможность применения той или иной игры
определяются:
• задачами каждого конкретного урока;
32
• возрастом занимающихся; в) подготовленностью занимающихся, стажем
занятий плаванием;
• условиями проведения (открытый, крытый бассейн, его размеры,
температура окружающей среды, наличие инвентаря и т. д.).
Игра может быть интересной лишь в том случае, если она содержит
двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения.
Если игра проводится впервые или же содержит, хотя и несложные, но
незнакомые упражнения (движения), она должна предварительно
проводиться на суше. Подвижные игры в воде в основном направлены на
совершенствование движений и упражнений; изучение же движений
осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми —
непременно в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств
обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную
трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях.
Но повторяю: это одно и то же движение или, например, элемент техники.
Очень важный момент в подготовке и проведении игр - назначение
капитанов команд. Здесь не всегда оправданно волевое решение педагога.
Хотя, с другой стороны, если спросить детей: «Кто будет капитаном?», —
почти все они закричат: «Я!». Оправдывает себя, судя по опыту работы с
дошкольниками, конкурс «на капитана», участники которого должны
проявить смелость, ловкость, сообразительность, быстроту мышления,
организаторские способности. Выбранных капитанов нужно ознакомить с их
обязанностями.
Продолжительность каждой игры определяется: типом урока, задачами
урока в целом и каждой его части в отдельности; уровнем подготовленности
занимающихся; условиями проведения игры.
33
Рекомендуемые игры:
«Цапли»
Задача — освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде.
Описание игры: Две команды располагаются у противоположных (коротких)
бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на
носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет
установленной отметки, та команда и объявляется победительницей.
Методические указания: Предварительно игра проводится на суше; во время
игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук
произвольное или регламентированное — в стороны, вперед, к плечам, на
пояс и т. д.
«Мостик»
Задача - освоение исходного положения для выполнения движений ногами.
Описание игры: Расположившись по кругу, играющие садятся на дно в
положение упора сзади и по сигналу при дают телу прямое положение у
поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх — «Кто быстрее?»);
фиксировать данное положение по заданию педагога. Повторить 3—4 раза.
По повторному сигналу начинать движения ногами кролем на спине.
Методические указания: Освоив это положение, можно передвигаться на
руках вперед и назад, вначале без движений, а затем и с движениями ногами
в соревновательной форме. Темп движений регулируется голосом педагога
или музыкальным сопровождением.
«Оттолкнись пятками»
Задача — освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление
склонностей к симметричным движениям ногами.
Описание игры: Играющие произвольно располагаются в бассейне и по
34
сигналу начинают прыжки вверх, отталкиваясь пятками, — «Кто выше?».
Методические указания: До проведения игры (на суше) дети должны
научиться приседать и удерживать стопу «клюшкой», а пальцы ног—
«растопырили». В воде во время приседаний колени разводить, стопы при
прыжке держать «клюшкой», отталкиваться только пятками.
«Кузнечики»
Задача — развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.
Описание игры: Может быть командной (если позволяют размеры бассейна)
и некомандной. Побеждает участник (команда), который прыжками на обеих
ногах (положение рук произвольное или регламентированное) быстрее
достигнет установленного ориентира.
Методические указания: Во время игры нельзя бежать, толкать друг друга.
Положение рук меняется только с целью усложнения передвижения. Если в
игре участвуют две команды, то начинают ее от противоположных коротких
бортов бассейна к середине. Численность играющих регламентируется
размерами бассейна.
«Рыбаки и рыбки»
Задача — развитие ориентировки в воде и освоение погружений с головой.
Описание игры: Три-четыре участника («рыбаки»), держась за руки,
продвигаются по бассейну, стараясь окружить («поймать в сеть») убегающих
«рыбок». Пойманная «рыбка» становится «рыбаком». Игра заканчивается,
когда будут пойманы все «рыбки», причем последняя считается самой
проворной.
Методические указания: Нельзя ловить «рыбок» «разорванной» сетью. Если
«рыбка» во время преследования погрузится в воду с головой или нырнет, то
она считается непойманной.
35
«Пятнашки»
Задача — изучение и совершенствование погружений в воду с головой.
Описание игры: Играющие располагаются произвольно. По сигналу ловец
(определяется по жребию или назначается педагогом) начинает
преследование играющих; стараясь кого-либо запятнать. Запятнанный игрок
становится ловцом.
Методические указания: Спасаясь от преследователя, дети могут приседать,
погружаясь в воду с головой, или нырять; в этих случаях пятнать нельзя.
Запятнанным считается тот играющий, которого ловец настиг до
погружения; нельзя преследовать одного и того же играющего
продолжительное время, ждать, пока погрузившийся вынырнет, удерживать
друг друга под водой.
«Мяч в воздухе»
Задача — развитие ориентировки в воде.
Описание игры: Играющие делятся на две команды и располагаются
напротив друг друга в две шеренги на небольшом расстоянии. Педагог
подбрасывает большой легкий мяч между шеренгами; играющие стараются
овладеть им, не отдавать соперникам, для чего передают участникам своей
команды. Мяч не должен касаться воды — проигрывает та команда, по вине
игроков которой он упадет на воду.
«Спрячься в воду»
Задача — совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки
в воде.
Описание игры: Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в
середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над
головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро
36
погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не
коснется ни разу.
Методические указания: По ходу игры темп вращения мяча меняется— от
очень медленного к быстрому и очень быстрому, что регламентируется
уровнем подготовленности детей. Играющим нельзя отходить в стороны,
наклоняться и т. д. Один из вариантов этой игры — выполнять погружения с
выдохом в воду.
Приложение 3
Подготовительные упражнения для освоения с водой
1. Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик
бассейна.
2. Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно - сначала шагом,
потом бегом.
3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег, со сменой направления
движения.
4. Ходьба приставными шагами (левым и правым боком) без помощи рук с
переходом на бег.
5. Ходьба по дну, наклонившись вперед: руки вытянуты вперед, кисти
соединены.
6. «Кто выше выпрыгнет из воды?» Присесть, оттолкнуться ногами и руками
от воды и выпрыгнуть вверх.
7. Поочередные движения ногами (как удар в футболе), отталкивая воду
подъемом стопы и передней поверхностью голени.
8. Поочередные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной
стопы) брассом.
9. Бег вперед с помощью попеременных или одновременных гребковых
37
движений руками.
10. То же вперед спиной.
11. Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки;
ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми
пальцами.
12. «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять движения руками
вправовлево, вперед-назад с изменением темпа движений.
13. «Пишем восьмерки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками
по криволинейным траекториям.
14. Стоя на дне, вытянув руки вперед, повернуть кисти ладонями наружу и
развести руки в стороны («раздвинуть» воду в стороны); затем повернуть
кисти ладонями вниз и соединить перед грудью.
15. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона,
отгребая воду в стороны-назад без выноса рук из воды.
16. Опустившись в воду до подбородка и стоя в наклоне, выполнять
попеременные гребковые движения руками.
17. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона,
помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
Погружения в воду с головой, подначивания и открывание глаз в воде
Задачи:
• устранение инстинктивного страха перед погружением в воду;
ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды;
• обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.
Упражнения
Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза
руками.
38
1. Набрать в ладони воду и умыть лицо.
2. Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до
уровня носа.
3. Сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться в воду, опустив лицо до
уровня глаз.
4. Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в
воду.
5. То же, держась за бортик бассейна.
6. «Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду,
попытаться сесть на дно.
7. Подначивания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску)
при передвижении по дну бассейна.
8. Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество
облицовочных плиток до дна бассейна.
9. «Достань клад». Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти
игрушку (шапочку), брошенную на дно бассейна.
10. Упражнение в парах «водолазы». Погрузившись в воду, открыть глаза и
сосчитать количество пальцев на руке партнера, поднесенных к лицу.
12. Упражнение в парах. Стоя лицом друг к другу, сделать вдох, погрузиться
в воду и поднырнуть между широко расставленными ногами партнера.
Всплывания и лежания на воде
Задачи:
• ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;
• освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;
• освоение возможного изменения положения тела в воде.
Упражнения
39
1. Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду
(подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к
поверхности воды.
2. То же, что и предыдущее упражнение, но после того, как ноги и таз
приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться кистями от бортика.
3. «Поплавок». Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно
погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок
упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти,
всплыть на поверхность.
4. «Медуза». Выполнив упражнение «поплавок», расслабить руки и ноги.
5. «Звездочка». Из положения «поплавок» развести ноги и руки в стороны
(или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в
стороны).
6. «Звездочка» в положении на груди: несколько раз свести и развести руки и
ноги.
7. Держась рукой за низкий бортик (руку партнера), лечь на спину (другая
рука вдоль тела), затем медленно опустить руку от бортика.
8. «Звездочка» в положении на спине: опуститься по шею в воду затем
опустив затылок в воду (смотреть строго вверх; уши должны быть в воде),
оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны.
9. В том же исходном положении несколько раз свести и развести руки и
ноги.
10. «Звездочка» в положении на спине; затем ноги и руки свести (вдох с
задержкой дыхания) и перевернуться на грудь - «звездочка» в положении на
груди.
Выдохи в воду
40
Задачи:
• освоение навыка задержки дыхания на вдохе;
• умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;
• освоение выдохов в воду.
Упражнения
1. Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом
сдуть воду.
2. Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как
дуют на горячий чай).
3. Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду - выдох.
4. То же, опустив лицо в воду.
5. То же, погрузившись в воду с головой.
6. Сделать 20 выдохов в воду, поднимая и погружая лицо в воду.
7. Упражнение в парах - «насос». Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки,
по очереди выполнять выдох в воду.
8. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи-выдохи (для
вдоха поднимать голову вперед).
9. Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха налево.
10. То же, поворачивая голову для вдоха направо.
11. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, дышать, поворачивая голову
для вдоха налево.
12. То же, поворачивая голову для вдоха направо.
Скольжения
Задачи:
•освоение равновесия и обтекаемого положения тела;
• умение вытягиваться вперед в направлении движения;
41
• освоение рабочей позы пловца и дыхания.
Упражнения
1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна,
поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в
воду и оттолкнуться ногами.
2. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
3. То же, поменяв положение рук.
4. То же, руки вдоль туловища.
5. Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у бедра.
6. Скольжение на спине, руки вдоль туловища.
7. То же, правая рука впереди, левая вдоль туловища.
8. То же, поменяв положение рук.
9. То же, руки вытянуты вперед.
10. Скольжение с круговыми вращениями тела - «винт».
11. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения
сделать выдох-вдох, подняв голову вперед.
12. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине
скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.
13. То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону/
14. Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый
выдох-вдох.
15. То же на левом боку.
Учебные прыжки в воду
Задачи:
• Устранение инстинктивного страха перед водой и быстрое освоение с
непривычной средой;
42
• подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементов
прикладного плавания.
Упражнения
1. Сидя на бортике и упарившись в него одной рукой, по сигналу педагога
спрыгнуть в воду ногами вниз.
2. Сидя на бортике и упарившись ногами в сливной желоб, поднять руки
вверх (голова между руками), сильно наклониться вперед, опираясь грудью о
колени и оттолкнувшись ногами, упасть в воду.
3. Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, принять
положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками),
наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
4. В том же исходном положении (руки прижаты к туловищу) вынести
вперед над водой одну ногу, присоединить к ней другую и выполнить соскок
в воду. То же, вытянув руки вверх.
5. В том же исходном положении согнуть ноги в коленных суставах,
оттолкнуться вверх и спрыгнуть в воду вниз ногами. Сначала руки вытянуты
вдоль туловища, потом вверху.
6. Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальцами ног,
поднять руки вверх (голова между руками), наклониться вперед-вниз и,
потеряв равновесие, упасть в воду.
7. То же, что и в предыдущем упражнении, но согнуть ноги в коленях и
оттолкнуться от бортика.
Приложение 4
Упражнения для изучения способов плавания :
- обучение держаться на воде - на спине и на груди,
- работа ногами «кролем», держась за бортик бассейна,
43
- работа руками «кроль на спине» и «кроль на груди», стоя по пояс в воде и
лежа на воде.
Содержание:
- учить самостоятельно прыгать в воду с бортика бассейна,
- прыгать с продвижением вперед, помогая себе руками,
- приседать в воду с головой,
- брызгать друг на друга, не вытирая лицо руками,
- опускать лицо в воду, сделав вдох,
- задерживать дыхание,
- учить открывать глаза в воде, разглядывая игрушку,
- приседать в парах и смотреть друг на друга,
- учить выдоху в воду,
-двигать руками и ногами, как при способе плавания кроль, держась за
бортик бассейна.
Задачи:
1. Расширять представления детей об оздоровительном и прикладном
значении
плавания.
2. Рассказать о технике плавания кролем на груди и на спине.
3. Совершенствовать навыки скольжения на груди и на спине без помощи
движения ног.
4. Учить выполнять движения ногами при плавании с доской на груди и на
спине.
5. Осваивать дыхание с поворотом головы в сторону, в сочетании с
движениями ног, как при плавании кролем.
44
6. Совершенствовать движения рук, как при плавании кролем на суше и в
воде,
7. Учить плавать кролем на груди с задержкой дыхания.
Содержание:
- беседы о технике плавания способом кроль на груди и на спине,
- совершенствовать у детей навыки скольжения на груди и на спине
(упражнение «Стрелочка») с выдохом и с задержкой дыхания,
- учить выполнять движения рук, как при способе плавания кроль на груди и
на спине,
- учить чередовать вдохи и выдохи в воду с поворотом головы, согласовывая
с движением рук,
- учить движениям ног, как при плавании кролем на груди на спине в
скольжении с задержкой дыхания и с выдохом в воду (с доской и без нее),
Учить плавать кролем на груди и на спине в полной координации 10-15
минут.
Упражнения для изучения способов плавания кроль на груди и на спине.
1. Плавание способом кроль на груди с работой ногами, держась за доску с
выдохом в воду.
2. Упражнения «Стрелочка на животе» и «Торпеда на животе».
3. Упражнения «Стрелочка на спине» и «Торпеда на спине».
4. Плавание способом кроль на спине с работой только ногами, руки вдоль
туловища.
5. Плавание способом кроль на спине с полной координацией работы ног и
рук.
6. Плавание способом кроль на груди с работой ногами и руками, без
дыхания.
7. Упражнение: ноги работают кролем на груди, одной вытянутой рукой
45
держаться за доску, другая выполняет гребки кролем, вдох под гребущую
руку.
8. То же, но без доски.
9. Плавание способом кроль на груди с полной координацией движений ног,
рук и дыхания.
Задачи:
1. Закрепить у детей знания о правилах безопасности на воде.
2. Совершенствовать технику плавания кролем на груди и на спине.
3. Учить плавать способом брас.
Содержание:
- беседы о правилах поведения на воде, о различных способах плавания,
- беседы и показ техники плавания способом брасс.
Упражнения для изучения способа брасс:
1. Глубокие выдохи в воду.
2. Ныряние с выдохом в воду и задержкой дыхания под водой на 3 - 5 сек.
3. Плавание способом брасс, работают только ноги, руки вытянуты вперед с
плавательной доской.
4. Плавание способом брасс, работают только ноги, руки вытянуты вперед в
согласовании в дыханием.
5. Плавание способом брасс, работают только руки.
6. Плавание способом брасс с полной координацией движения рук, ног и
дыхания.
7. Плавание способом кроль на спине с полной координацией движения рук,
ног и дыхания.
8. Плавание способом кроль на груди с полной координацией движений ног,
рук и дыхания.
46
9. Свободное купание, эстафеты, игры на воде.
Разработанный материал направлен на развитие и совершенствование
стойких плавательных способностей, умений и навыков у детей.
Способствует приобретению знаний по безопасному поведению на воде,
47