Напоминание

Разработка спортивной программы для оздоровительных групп по плаванию


Автор: Чуркина Ольга Александровна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "СШОР"Фаворит"
Населённый пункт: Выборг
Наименование материала: Разработка и методическое обеспечение обеспечение спортивной программы для оздоровительных групп по плаванию
Тема: Разработка спортивной программы для оздоровительных групп по плаванию
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗРАБОТКА И

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП ПО ПЛАВАНИЮ»

I. Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы.

Современный образ жизни, характеризующийся гиподинамией,

повышенными психоэмоциональными нагрузками и неблагоприятной

экологической обстановкой, обуславливает рост числа заболеваний,

связанных с опорно-двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой и

дыхательной системами. Плавание, как циклический вид физической

активности, протекающий в уникальной водной среде, представляет

собой одно из наиболее эффективных и доступных средств

оздоровления населения всех возрастов. Оздоровительное плавание

способствует компенсации дефицита двигательной активности,

укреплению мышечного корсета, улучшению функционального

состояния кардиореспираторной системы, снятию нервно-

психического напряжения и закаливанию организма.

Однако бессистемное, методически не обоснованное посещение

бассейна не позволяет в полной мере реализовать огромный

оздоровительный потенциал плавания. Отсутствие четких целей,

дозирования нагрузки и контроля за состоянием занимающихся может

не только снизить эффективность занятий, но и в отдельных случаях

нанести вред здоровью. В этой связи разработка научно

обоснованных спортивно-оздоровительных программ для различных

групп населения, адаптированных к их возрасту, физическому

состоянию и уровню подготовленности, является актуальной задачей

современной физической культуры и спортивной медицины.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: Формирование у слушателей комплекса

профессиональных компетенций, необходимых для самостоятельной

разработки, планирования и реализации спортивных программ

оздоровительной направленности по плаванию для различных

категорий населения.

Задачи программы:

Обучающие:

o

Сформировать систему знаний о теоретических основах

оздоровительного плавания.

o

Обучить принципам и методам построения тренировочного процесса в

оздоровительных группах.

o

Освоить методику обучения и совершенствования техники

прикладных способов плавания.

o

Изучить основы врачебно-педагогического контроля и самоконтроля в

оздоровительном плавании.

Развивающие:

o

Развить способности к диагностике исходного уровня

подготовленности занимающихся.

o

Сформировать умения проектировать индивидуальные и групповые

оздоровительные маршруты.

o

Развить навыки проведения занятий с использованием современных

средств и методов.

Воспитательные:

o

Сформировать ответственное отношение к обеспечению

безопасности на водных объектах.

o

Воспитать мотивацию к пропаганде здорового образа жизни и

систематическим занятиям плаванием.

1.3. Категория слушателей и формы контроля.

Программа предназначена для инструкторов по плаванию, тренеров-

преподавателей, учителей физической культуры, специалистов по

реабилитации и адаптивной физической культуре, а также для лиц,

имеющих высшее или среднее профессиональное образование в

сфере физической культуры и спорта.

Формы контроля:

Текущий контроль: устные опросы, обсуждение практических кейсов,

анализ предложенных ситуаций.

Итоговый контроль: защита итогового проекта – самостоятельно

разработанной спортивной программы для конкретной

оздоровительной группы.

1.4. Объем программы.

Общая трудоемкость программы составляет 36 академических часов,

включая лекционные, практические и самостоятельные занятия.

II. Учебно-тематический план

Раздел 1. Теоретические и организационные основы

оздоровительного плавания.

Тема 1.1. Оздоровительное плавание как социально-педагогическое

явление. Классификация оздоровительных групп (по возрасту, уровню

подготовленности, состоянию здоровья).

Тема 1.2. Влияние плавания на организм человека. Физиологические

аспекты адаптации к водной среде и физической нагрузке.

Тема 1.3. Нормативно-правовое и материально-техническое

обеспечение занятий оздоровительным плаванием. Требования к

безопасности.

Раздел 2. Методика построения тренировочного процесса в

оздоровительном плавании.

Тема 2.1. Принципы спортивной тренировки в оздоровительной

физической культуре (принципы доступности, систематичности,

постепенности, индивидуализации).

Тема 2.2. Структура и содержание занятия по оздоровительному

плаванию. Особенности построения подготовительной, основной и

заключительной частей.

Тема 2.3. Средства и методы развития физических качеств в воде:

выносливости, силы, гибкости, координации.

Тема 2.4. Планирование нагрузок в микро-, мезо- и макроциклах.

Дозирование интенсивности и объема плавательной нагрузки.

Раздел 3. Техническая подготовка в оздоровительном плавании.

Тема 3.1. Биомеханические основы техники спортивных и прикладных

способов плавания (кроль на груди и на спине, брасс).

Тема 3.2. Методика начального обучения плаванию взрослых.

Преодоление водобоязни. Упражнения для освоения с водой.

Тема 3.3. Методика совершенствования техники плавания у лиц,

имеющих базовые навыки. Коррекция типичных ошибок.

Тема 3.4. Использование вспомогательного оборудования (лопатки,

колобашки, ласты, доски) для решения оздоровительных задач.

Раздел 4. Врачебно-педагогический контроль и основы

профилактики травматизма.

Тема 4.1. Методы оценки физического состояния и функциональной

подготовленности занимающихся. Тесты и нормативы в

оздоровительном плавании.

Тема 4.2. Организация самоконтроля. Ведение дневника тренировок.

Учет субъективных и объективных показателей.

Тема 4.3. Противопоказания и ограничения к занятиям плаванием.

Особенности работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии

здоровья (остеохондроз, сколиоз, гипертоническая болезнь).

Тема 4.4. Профилактика травм и негативных состояний в

плавательном бассейне.

Раздел 5. Проектирование и защита итоговой программы.

Тема 5.1. Алгоритм разработки авторской спортивно-оздоровительной

программы.

Тема 5.2. Индивидуальная работа над проектом.

Тема 5.3. Публичная защита и экспертная оценка разработанных

программ.

III. Содержание программы

Раздел 1. Теоретические и организационные основы

оздоровительного плавания.

Программа рассматривает оздоровительное плавание как

комплексный процесс, направленный на укрепление здоровья и

повышение уровня физической кондиции. Анализируются особенности

работы с разными возрастными группами: детьми, взрослыми,

людьми зрелого и пожилого возраста. Изучается положительное

влияние плавания на сердечно-сосудистую систему (увеличение

ударного и минутного объема сердца, снижение частоты сердечных

сокращений в покое), дыхательную систему (увеличение жизненной

емкости легких, эффективности потребления кислорода), опорно-

двигательный аппарат (разгрузка позвоночника и суставов,

укрепление мышц). Особое внимание уделяется созданию безопасных

условий проведения занятий, включая санитарно-гигиенические

нормы, правила поведения в бассейне и оказания первой помощи.

Раздел 2. Методика построения тренировочного процесса в

оздоровительном плавании.

Данный раздел посвящен дидактическим и методическим принципам

построения занятий. Рассматривается классическая трехчастная

структура урока: подготовительная часть на суше (сухое плавание) и в

воде (разминка), основная часть (решение главных задач урока) и

заключительная часть (восстановление, снижение нагрузки).

Подробно разбираются методы строго регламентированного

упражнения (равномерный, переменный, повторный, интервальный),

их адаптация для оздоровительных целей. Слушатели учатся

рассчитывать тренировочную нагрузку, определяя ее объем (метраж,

время) и интенсивность (частота сердечных сокращений, темп).

Вводится понятие о зонах интенсивности нагрузок (аэробная,

смешанная, анаэробная) и их влиянии на организм.

Раздел 3. Техническая подготовка в оздоровительном плавании.

Акцент в данном разделе делается не на достижении спортивного

результата, а на формировании энергетически экономичной и

биомеханически рациональной техники, минимизирующей риск

перенапряжения и травм. Изучаются ключевые элементы техники

кроля на груди и на спине, брасса. Разбирается методика обучения,

начиная с упражнений на дыхание, скольжение, работу ног, и

заканчивая полной координацией движений. Анализируются типичные

ошибки (например, высокое положение головы, отсутствие вращения

корпуса в кроле, несвоевременный вдох) и методы их исправления.

Практикуется использование специального оборудования: ласты для

постановки работы ног, колобашка для концентрации на гребке,

лопатки для развития «чувства воды».

Раздел 4. Врачебно-педагогический контроль и основы

профилактики травматизма.

Слушатели осваивают простейшие методы контроля за состоянием

занимающихся: подсчет пульса, измерение артериального давления,

проведение функциональных проб (ортостатическая, проба Штанге).

Изучаются методы антропометрических измерений и проведения

педагогических тестов (проплывание дистанции на время, оценка

техники). Важное место отводится обучению навыкам самоконтроля:

отслеживание субъективных ощущений (настроение, сон, аппетит,

утомление), ведение дневника тренировок. Рассматриваются

основные противопоказания к занятиям и особенности построения

тренировок при распространенных заболеваниях. Даются

рекомендации по профилактике переохлаждения, мышечных судорог,

заболеваний лор-органов.

Раздел 5. Проектирование и защита итоговой программы.

Заключительный раздел носит практико-ориентированный характер.

Слушатели под руководством преподавателя разрабатывают

собственную программу на 3 месяца (мезоцикл) для выбранной

целевой группы (например, «Плавание для офисных работников с

синдромом хронической усталости», «Оздоровительное плавание для

женщин 40-50 лет», «Программа улучшения осанки у подростков

средствами плавания»). Программа должна включать пояснительную

записку с обоснованием, цели и задачи, план-график на весь период,

конспекты нескольких типовых занятий, систему контроля и

ожидаемые результаты.

IV. Методическое обеспечение программы

Программа реализуется с использованием современных

образовательных технологий, включая:

Проблемное обучение: разбор сложных случаев из практики, анализ

причин неудач в организации занятий.

Проектная деятельность: основой обучения является работа над

итоговым проектом программы.

Интерактивные методы: проведение круглых столов, дискуссий по

спорным вопросам методики, мастер-классы по технике плавания.

Кейс-метод: работа с картами здоровья условных занимающихся, на

основе которых требуется разработать фрагмент индивидуальной

программы.

Рекомендуемая литература:

1. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: АСТ, 2018.

2. Викулов А.Д. Развитие физических способностей в плавании. -

Ярославль: ЯГПУ, 2020.

3. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. - Ростов н/Д: Феникс,

2019.

4. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и

младших школьников. - М.: Айрис-пресс, 2021.

V. Ожидаемые результаты

По завершении обучения слушатель будет знать:

теоретические основы влияния плавания на организм человека;

принципы и методы построения тренировочного процесса

оздоровительной направленности;

основы техники спортивных способов плавания и методику обучения;

правила безопасности и основы врачебно-педагогического контроля.

Слушатель будет уметь:

проводить диагностику исходного уровня подготовленности

занимающихся;

разрабатывать программы оздоровительных занятий плаванием для

различных групп населения;

планировать и проводить занятия, используя адекватные средства и

методы;

осуществлять текущий контроль и коррекцию тренировочного

процесса.

Слушатель овладеет навыками:

анализа и исправления технических ошибок в плавании;

дозирования физической нагрузки в воде;

обеспечения безопасности жизнедеятельности на водных объектах;

пропаганды здорового образа жизни и систематических занятий

плаванием.



В раздел образования