Автор: Чуркина Ольга Александровна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "СШОР"Фаворит"
Населённый пункт: Выборг
Наименование материала: Разработка и методическое обеспечение обеспечение спортивной программы для оздоровительных групп по плаванию
Тема: Разработка спортивной программы для оздоровительных групп по плаванию
Раздел: дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗРАБОТКА И
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП ПО ПЛАВАНИЮ»
I. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы.
Современный образ жизни, характеризующийся гиподинамией,
повышенными психоэмоциональными нагрузками и неблагоприятной
экологической обстановкой, обуславливает рост числа заболеваний,
связанных с опорно-двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой и
дыхательной системами. Плавание, как циклический вид физической
активности, протекающий в уникальной водной среде, представляет
собой одно из наиболее эффективных и доступных средств
оздоровления населения всех возрастов. Оздоровительное плавание
способствует компенсации дефицита двигательной активности,
укреплению мышечного корсета, улучшению функционального
состояния кардиореспираторной системы, снятию нервно-
психического напряжения и закаливанию организма.
Однако бессистемное, методически не обоснованное посещение
бассейна не позволяет в полной мере реализовать огромный
оздоровительный потенциал плавания. Отсутствие четких целей,
дозирования нагрузки и контроля за состоянием занимающихся может
не только снизить эффективность занятий, но и в отдельных случаях
нанести вред здоровью. В этой связи разработка научно
обоснованных спортивно-оздоровительных программ для различных
групп населения, адаптированных к их возрасту, физическому
состоянию и уровню подготовленности, является актуальной задачей
современной физической культуры и спортивной медицины.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: Формирование у слушателей комплекса
профессиональных компетенций, необходимых для самостоятельной
разработки, планирования и реализации спортивных программ
оздоровительной направленности по плаванию для различных
категорий населения.
Задачи программы:
Обучающие:
o
Сформировать систему знаний о теоретических основах
оздоровительного плавания.
o
Обучить принципам и методам построения тренировочного процесса в
оздоровительных группах.
o
Освоить методику обучения и совершенствования техники
прикладных способов плавания.
o
Изучить основы врачебно-педагогического контроля и самоконтроля в
оздоровительном плавании.
Развивающие:
o
Развить способности к диагностике исходного уровня
подготовленности занимающихся.
o
Сформировать умения проектировать индивидуальные и групповые
оздоровительные маршруты.
o
Развить навыки проведения занятий с использованием современных
средств и методов.
Воспитательные:
o
Сформировать ответственное отношение к обеспечению
безопасности на водных объектах.
o
Воспитать мотивацию к пропаганде здорового образа жизни и
систематическим занятиям плаванием.
1.3. Категория слушателей и формы контроля.
Программа предназначена для инструкторов по плаванию, тренеров-
преподавателей, учителей физической культуры, специалистов по
реабилитации и адаптивной физической культуре, а также для лиц,
имеющих высшее или среднее профессиональное образование в
сфере физической культуры и спорта.
Формы контроля:
Текущий контроль: устные опросы, обсуждение практических кейсов,
анализ предложенных ситуаций.
Итоговый контроль: защита итогового проекта – самостоятельно
разработанной спортивной программы для конкретной
оздоровительной группы.
1.4. Объем программы.
Общая трудоемкость программы составляет 36 академических часов,
включая лекционные, практические и самостоятельные занятия.
II. Учебно-тематический план
Раздел 1. Теоретические и организационные основы
оздоровительного плавания.
Тема 1.1. Оздоровительное плавание как социально-педагогическое
явление. Классификация оздоровительных групп (по возрасту, уровню
подготовленности, состоянию здоровья).
Тема 1.2. Влияние плавания на организм человека. Физиологические
аспекты адаптации к водной среде и физической нагрузке.
Тема 1.3. Нормативно-правовое и материально-техническое
обеспечение занятий оздоровительным плаванием. Требования к
безопасности.
Раздел 2. Методика построения тренировочного процесса в
оздоровительном плавании.
Тема 2.1. Принципы спортивной тренировки в оздоровительной
физической культуре (принципы доступности, систематичности,
постепенности, индивидуализации).
Тема 2.2. Структура и содержание занятия по оздоровительному
плаванию. Особенности построения подготовительной, основной и
заключительной частей.
Тема 2.3. Средства и методы развития физических качеств в воде:
выносливости, силы, гибкости, координации.
Тема 2.4. Планирование нагрузок в микро-, мезо- и макроциклах.
Дозирование интенсивности и объема плавательной нагрузки.
Раздел 3. Техническая подготовка в оздоровительном плавании.
Тема 3.1. Биомеханические основы техники спортивных и прикладных
способов плавания (кроль на груди и на спине, брасс).
Тема 3.2. Методика начального обучения плаванию взрослых.
Преодоление водобоязни. Упражнения для освоения с водой.
Тема 3.3. Методика совершенствования техники плавания у лиц,
имеющих базовые навыки. Коррекция типичных ошибок.
Тема 3.4. Использование вспомогательного оборудования (лопатки,
колобашки, ласты, доски) для решения оздоровительных задач.
Раздел 4. Врачебно-педагогический контроль и основы
профилактики травматизма.
Тема 4.1. Методы оценки физического состояния и функциональной
подготовленности занимающихся. Тесты и нормативы в
оздоровительном плавании.
Тема 4.2. Организация самоконтроля. Ведение дневника тренировок.
Учет субъективных и объективных показателей.
Тема 4.3. Противопоказания и ограничения к занятиям плаванием.
Особенности работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии
здоровья (остеохондроз, сколиоз, гипертоническая болезнь).
Тема 4.4. Профилактика травм и негативных состояний в
плавательном бассейне.
Раздел 5. Проектирование и защита итоговой программы.
Тема 5.1. Алгоритм разработки авторской спортивно-оздоровительной
программы.
Тема 5.2. Индивидуальная работа над проектом.
Тема 5.3. Публичная защита и экспертная оценка разработанных
программ.
III. Содержание программы
Раздел 1. Теоретические и организационные основы
оздоровительного плавания.
Программа рассматривает оздоровительное плавание как
комплексный процесс, направленный на укрепление здоровья и
повышение уровня физической кондиции. Анализируются особенности
работы с разными возрастными группами: детьми, взрослыми,
людьми зрелого и пожилого возраста. Изучается положительное
влияние плавания на сердечно-сосудистую систему (увеличение
ударного и минутного объема сердца, снижение частоты сердечных
сокращений в покое), дыхательную систему (увеличение жизненной
емкости легких, эффективности потребления кислорода), опорно-
двигательный аппарат (разгрузка позвоночника и суставов,
укрепление мышц). Особое внимание уделяется созданию безопасных
условий проведения занятий, включая санитарно-гигиенические
нормы, правила поведения в бассейне и оказания первой помощи.
Раздел 2. Методика построения тренировочного процесса в
оздоровительном плавании.
Данный раздел посвящен дидактическим и методическим принципам
построения занятий. Рассматривается классическая трехчастная
структура урока: подготовительная часть на суше (сухое плавание) и в
воде (разминка), основная часть (решение главных задач урока) и
заключительная часть (восстановление, снижение нагрузки).
Подробно разбираются методы строго регламентированного
упражнения (равномерный, переменный, повторный, интервальный),
их адаптация для оздоровительных целей. Слушатели учатся
рассчитывать тренировочную нагрузку, определяя ее объем (метраж,
время) и интенсивность (частота сердечных сокращений, темп).
Вводится понятие о зонах интенсивности нагрузок (аэробная,
смешанная, анаэробная) и их влиянии на организм.
Раздел 3. Техническая подготовка в оздоровительном плавании.
Акцент в данном разделе делается не на достижении спортивного
результата, а на формировании энергетически экономичной и
биомеханически рациональной техники, минимизирующей риск
перенапряжения и травм. Изучаются ключевые элементы техники
кроля на груди и на спине, брасса. Разбирается методика обучения,
начиная с упражнений на дыхание, скольжение, работу ног, и
заканчивая полной координацией движений. Анализируются типичные
ошибки (например, высокое положение головы, отсутствие вращения
корпуса в кроле, несвоевременный вдох) и методы их исправления.
Практикуется использование специального оборудования: ласты для
постановки работы ног, колобашка для концентрации на гребке,
лопатки для развития «чувства воды».
Раздел 4. Врачебно-педагогический контроль и основы
профилактики травматизма.
Слушатели осваивают простейшие методы контроля за состоянием
занимающихся: подсчет пульса, измерение артериального давления,
проведение функциональных проб (ортостатическая, проба Штанге).
Изучаются методы антропометрических измерений и проведения
педагогических тестов (проплывание дистанции на время, оценка
техники). Важное место отводится обучению навыкам самоконтроля:
отслеживание субъективных ощущений (настроение, сон, аппетит,
утомление), ведение дневника тренировок. Рассматриваются
основные противопоказания к занятиям и особенности построения
тренировок при распространенных заболеваниях. Даются
рекомендации по профилактике переохлаждения, мышечных судорог,
заболеваний лор-органов.
Раздел 5. Проектирование и защита итоговой программы.
Заключительный раздел носит практико-ориентированный характер.
Слушатели под руководством преподавателя разрабатывают
собственную программу на 3 месяца (мезоцикл) для выбранной
целевой группы (например, «Плавание для офисных работников с
синдромом хронической усталости», «Оздоровительное плавание для
женщин 40-50 лет», «Программа улучшения осанки у подростков
средствами плавания»). Программа должна включать пояснительную
записку с обоснованием, цели и задачи, план-график на весь период,
конспекты нескольких типовых занятий, систему контроля и
ожидаемые результаты.
IV. Методическое обеспечение программы
Программа реализуется с использованием современных
образовательных технологий, включая:
Проблемное обучение: разбор сложных случаев из практики, анализ
причин неудач в организации занятий.
Проектная деятельность: основой обучения является работа над
итоговым проектом программы.
Интерактивные методы: проведение круглых столов, дискуссий по
спорным вопросам методики, мастер-классы по технике плавания.
Кейс-метод: работа с картами здоровья условных занимающихся, на
основе которых требуется разработать фрагмент индивидуальной
программы.
Рекомендуемая литература:
1. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: АСТ, 2018.
2. Викулов А.Д. Развитие физических способностей в плавании. -
Ярославль: ЯГПУ, 2020.
3. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. - Ростов н/Д: Феникс,
2019.
4. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и
младших школьников. - М.: Айрис-пресс, 2021.
V. Ожидаемые результаты
По завершении обучения слушатель будет знать:
теоретические основы влияния плавания на организм человека;
принципы и методы построения тренировочного процесса
оздоровительной направленности;
основы техники спортивных способов плавания и методику обучения;
правила безопасности и основы врачебно-педагогического контроля.
Слушатель будет уметь:
проводить диагностику исходного уровня подготовленности
занимающихся;
разрабатывать программы оздоровительных занятий плаванием для
различных групп населения;
планировать и проводить занятия, используя адекватные средства и
методы;
осуществлять текущий контроль и коррекцию тренировочного
процесса.
Слушатель овладеет навыками:
анализа и исправления технических ошибок в плавании;
дозирования физической нагрузки в воде;
обеспечения безопасности жизнедеятельности на водных объектах;
пропаганды здорового образа жизни и систематических занятий
плаванием.