Автор: Курдина Нина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Начальная школа - детский сад МБОУ "Росток" г.о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Преемственности дошкольного и начального общего образования в воспитании интереса к родному языку
Раздел: дошкольное образование
Преемственности дошкольного и начального общего образования в
воспитании интереса к родному языку
Автор:
Курдина Нина Васильевна,
МБОУ «Росток» г.о. Самара
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в
воспитании интереса к родному языку, его звуковой стороне.
Детский сад и начальная школа – важные ступени непрерывного образования.
Преемственность между детским садом и школой – двухсторонний процесс, в котором на
школьной
ступени
образования
сохраняется
ценность
дошкольного
детства
и
формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой
успешности школьного обучения.
Вопрос подготовки дошкольников к обучению грамоте являются частью проблемы
подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания
школьных программ, становится все актуальнее. НОД – знакомящая детей дошкольного
возраста с основами грамоты – необходима.
В.А.Сухомлинский сказал, что игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности, поэтому во все занятия включаются всевозможные игры по обучению
грамоте, занимательные упражнения: фонематические, лексические, грамматические,
графические, игровые ситуации, подвижные игры, сказочные персонажи, сюрпризные
моменты.
Есть несколько компонентов, которые входят в процесс обучения грамоты:
1.Сформировать звуковую культуру речи, используя авторов: Фомичеву М.Ф.,
ТумаковуГ.А., проводить, фонематическую зарядку: четко произносить звуки.
2. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава слова
(слышать и видеть первые и последние согласные звуки в слове)
3.Знакомство
«звук», «слог», слово, предложение, звуки согласные, гласные,
твердые, мягкие, работа со схемами слов, предложений, с разрезной азбукой, навыки
послогового чтения.
По программе Варенцовой Натальи Сергеевны работаем с 1995г. Начинаем со
второй младшей группы, совершенствуем артикуляционный аппарат фонематическое
восприятие: провожу игры: «Узнай, что звучит», «Громко – тихо», правильно произносим
гласные звуки, согласные, кроме шипящих и свистящих. Через пальчиковые игры,
упражнения, развиваем умения управлять кистями и пальцами рук (10 занятий)
1.В средней группе – 16 занятий. Часто интегрированные. Вместе с детьми вводим
в волшебный мир звуков родного языка. При этом широко используем стихи, считалки,
поговорки, чистоговорки, «звуковые часы», игры, вызывающие интерес у детей. Делим
слова на части (не называя слово «слог»), находим длинные и короткие слова.
Слайд №1 («Незнайка» - 3мин.2) Произносим мягкие и твердые звуки
2.Произносим слова тихие и громкие, учимся составлять рифму.
Слайд №2(«Карлсон» - 2мин.32)
3.Определяем первые последние звуки в словах, подбираем слова с определенным
звуком, различаем твердые мягкие звуки.
Слайд №3 («Красная шапочка» - 3мин.38)
В старшей группе проходят 34 занятия. Проводим, как целым занятием, так и часть
занятия. Продолжаем работать над звучащим словом, измеряем структуру хлопками,
вводится графическая запись слогового деления, вводятся картины – схемы звукового
состава слов, обозначаются синими и зелеными фишками согласные твердые и мягкие,
красные – гласные, учим самостоятельно строить условно – символические модели
различной сложности от трехзвуковых , до пятизвуковых, знакомим со словом юла,
(секрет «й»), учим выделять ударный звук в словах.
В подготовительной группе проходят 50 занятий. Занятия целиковые. Дети учатся
делить речевой поток на предложения. Предложения на отдельные слова. Делать
графическую запись из 3 -5 слов, включая предлоги и союзы, усваивают правила
написания
предложений.
Знакомятся
с
буквами
русского
алфавита.
Овладевают
механизмом позиционного чтения прямых слогов ма – мя, овладевают навыком слогового
чтения с помощью пособия «окошечки» и в конце года дети овладевают слоговым и
слитным чтением. Проходит пропедевтика написания печатных букв (по точкам). Таким
образом, складывается весь комплекс готовности к письму. Но дети еще пропускают,
опускают звуки из –за несформированной системы звуков. Заменяют звуки, смешивают.
Работа в школе продолжится, но начало заложено и оно есть.