Напоминание

Преемственности дошкольного и начального общего образования в воспитании интереса к родному языку


Автор: Курдина Нина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Начальная школа - детский сад МБОУ "Росток" г.о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Преемственности дошкольного и начального общего образования в воспитании интереса к родному языку
Раздел: дошкольное образование





Назад




Преемственности дошкольного и начального общего образования в

воспитании интереса к родному языку

Автор:

Курдина Нина Васильевна,

МБОУ «Росток» г.о. Самара

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в

воспитании интереса к родному языку, его звуковой стороне.

Детский сад и начальная школа – важные ступени непрерывного образования.

Преемственность между детским садом и школой – двухсторонний процесс, в котором на

школьной

ступени

образования

сохраняется

ценность

дошкольного

детства

и

формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой

успешности школьного обучения.

Вопрос подготовки дошкольников к обучению грамоте являются частью проблемы

подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания

школьных программ, становится все актуальнее. НОД – знакомящая детей дошкольного

возраста с основами грамоты – необходима.

В.А.Сухомлинский сказал, что игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности, поэтому во все занятия включаются всевозможные игры по обучению

грамоте, занимательные упражнения: фонематические, лексические, грамматические,

графические, игровые ситуации, подвижные игры, сказочные персонажи, сюрпризные

моменты.

Есть несколько компонентов, которые входят в процесс обучения грамоты:

1.Сформировать звуковую культуру речи, используя авторов: Фомичеву М.Ф.,

ТумаковуГ.А., проводить, фонематическую зарядку: четко произносить звуки.

2. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава слова

(слышать и видеть первые и последние согласные звуки в слове)

3.Знакомство

«звук», «слог», слово, предложение, звуки согласные, гласные,

твердые, мягкие, работа со схемами слов, предложений, с разрезной азбукой, навыки

послогового чтения.

По программе Варенцовой Натальи Сергеевны работаем с 1995г. Начинаем со

второй младшей группы, совершенствуем артикуляционный аппарат фонематическое

восприятие: провожу игры: «Узнай, что звучит», «Громко – тихо», правильно произносим

гласные звуки, согласные, кроме шипящих и свистящих. Через пальчиковые игры,

упражнения, развиваем умения управлять кистями и пальцами рук (10 занятий)

1.В средней группе – 16 занятий. Часто интегрированные. Вместе с детьми вводим

в волшебный мир звуков родного языка. При этом широко используем стихи, считалки,

поговорки, чистоговорки, «звуковые часы», игры, вызывающие интерес у детей. Делим

слова на части (не называя слово «слог»), находим длинные и короткие слова.

Слайд №1 («Незнайка» - 3мин.2) Произносим мягкие и твердые звуки

2.Произносим слова тихие и громкие, учимся составлять рифму.

Слайд №2(«Карлсон» - 2мин.32)

3.Определяем первые последние звуки в словах, подбираем слова с определенным

звуком, различаем твердые мягкие звуки.

Слайд №3 («Красная шапочка» - 3мин.38)

В старшей группе проходят 34 занятия. Проводим, как целым занятием, так и часть

занятия. Продолжаем работать над звучащим словом, измеряем структуру хлопками,

вводится графическая запись слогового деления, вводятся картины – схемы звукового

состава слов, обозначаются синими и зелеными фишками согласные твердые и мягкие,

красные – гласные, учим самостоятельно строить условно – символические модели

различной сложности от трехзвуковых , до пятизвуковых, знакомим со словом юла,

(секрет «й»), учим выделять ударный звук в словах.

В подготовительной группе проходят 50 занятий. Занятия целиковые. Дети учатся

делить речевой поток на предложения. Предложения на отдельные слова. Делать

графическую запись из 3 -5 слов, включая предлоги и союзы, усваивают правила

написания

предложений.

Знакомятся

с

буквами

русского

алфавита.

Овладевают

механизмом позиционного чтения прямых слогов ма – мя, овладевают навыком слогового

чтения с помощью пособия «окошечки» и в конце года дети овладевают слоговым и

слитным чтением. Проходит пропедевтика написания печатных букв (по точкам). Таким

образом, складывается весь комплекс готовности к письму. Но дети еще пропускают,

опускают звуки из –за несформированной системы звуков. Заменяют звуки, смешивают.

Работа в школе продолжится, но начало заложено и оно есть.



В раздел образования