Автор: Улитина Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Начальная школа - детский сад МБОУ "Росток" г.о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе "Герои земли русской
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в
подготовительной к школе группе «Герои земли русской».
Автор:
Улитина Людмила Николаевна,
воспитатели МБОУ «Росток» г.о. Самара.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических
чувств, уважения к защитникам Родины.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представления детей о героическом
прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –
защитниках земли русской. Закрепить названия элементов костюма русского
богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.
Развивающие:
Продолжать
расширять
представление
детей
о
Российской армии, защитниках Отечества. Развивать любознательность
детей, словарный запас, развивать слуховую память, зрительное внимание
Воспитательные:
Воспитывать уважение к защитникам Отечества;
воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических
чувств.
Активизация словаря: богатырь, былина, сказатель, нараспев, шлем,
щит, меч, кольчуга, наручи, поножи, палица, булава, доспехи, снаряжение,
оберег.
Методы и приемы: Наглядные: картина «Три богатыря»
Словесные: Художественное слово (пословицы).
Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»,
Словесные игры «Какие богатыри?» «Кто служит в армии»
Физминутка «Богатыри».
Проблемная ситуация.
Сюрпризный момент «Коробка с пазлами»
Предварительная
работа:
Рассматривание
иллюстраций
с
изображением вооружения (шлем шишак, меч и ножны, палица, щит, колчан
и стрелы, лук, копьё, кольчуга); репродукция картины «Три богатыря»;
чтение былин.
Материалы и оборудование: дидактическая игра «Собери богатыря в
дорогу», пазлы «Три богатыря» и «Солдат», прутики для эксперимента,
интерактивная доска, краски и кисти, баночки для воды, рисование богатыря.
Воспитатель:
Ребята
сегодня
к
нам
пришли
гости!
Давайте
поздороваемся с гостями.
Ход занятия
Воспитатель: Что это такое, кто размотал нитки и откуда они взялись?
А давайте попробуем пройти туда, куда нам показывает клубок? Посмотрите
ребята здесь какой –то сундучок (находим сундучок с пазлами). Мне
кажется кто -то их разобрал на части. А вы хотите узнать, что это за
картинки? Хотите мне помочь собрать картинки? Тогда давайте разделимся
на две команды и соберем картинки.
Дети собирают пазлы на круглом столе
Воспитатель: Кто изображен на картине?
Дети: На картинах изображены богатырь и российский солдат.
Воспитатель: Дети, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Какими качествами обладали богатыри?
Словесная игра «Какие богатыри?» (дети передают картинку богатыря
и называют качество богатыря)
Дети:
Сильные,
смелые,
отважные,
бесстрашные,
решительные,
героические, доблестные, храбрые, мужественные.
Воспитатель: Каких богатырей вы знаете? Дети называют богатырей, а
воспитатель выставляет картину богатыря.
Дети:
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита
Кожемяка, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович.
Воспитатель: Откуда мы с вами узнали о русских богатырях, которые
жили в далёкой старине и прославились своими подвигами, ведь тогда не
было ни радио, ни телевидения?
Дети: О богатырях мы узнали из былин, сказаний, стихотворений, книг.
Воспитатель: Что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал былины о богатырях?
Дети: Сказитель.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал былину?
Дети: Ходил сказитель из селения в селение с гуслями (это народный
инструмент) и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях,
об их подвигах. О победах богатырей, о том, как они защищали свою землю,
проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем богатырю собраться в дорогу.
Найдите те картинки-снаряжения, которые нужны богатырю. А теперь
российскому солдату.
Дидактическая
игра
«Собери
богатыря
в
дорогу»
(картинки
снаряжения богатырей и современного солдата)
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы с вами
живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: А что такое для нас Россия?
Дети: Россия – это наша Родина.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина
– место, где мы родились, живем, где живут наши
родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы нашего города.
Воспитатель: Ребята, очень давно нашу родину защищали богатыри, а
кто охраняет и защищает нас с вами, нашу Родину в настоящее время?
Дети: Наша российская армия.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Кто служит в армии?»
Самолет –летчик, танк–танкист, разведка –разведчик, пехота –
пехотинец, артиллерия – артиллерист, десантные войска – десантник,
граница – пограничник, подводная лодка – подводник, военный корабль –
моряк.
Воспитатель: Как по-другому мы можем назвать наших солдат?
Дети: Защитники Отечества.
Воспитатель: В декабре в России отмечают замечательный праздник –
день Героев Отечества. Ребята, как вы думаете, кого можно назвать героем?
Дети: Герой – это человек, который совершает подвиг.
Воспитатель: Скажите, ребята, а что такое подвиг?
Дети: Подвиг – это смелый поступок.
Воспитатель: У каждого народа есть заветные страницы истории, есть
они и у нас – россиян. Мы должны помнить героические имена, и никогда не
забывать о том, что благодаря героям мы можем счастливо жить в своей
стране. И наша обязанность помнить о них и передавать эту память будущим
поколениям. Ребята, чтобы люди не забывали о своих героях, по всей стране
композиторы пишут песни, их именами называют города, села, улицы,
микрорайоны, учебные заведения, о них снимают фильмы, пишут книги, им
возводят памятники
Просмотр презентации «Памятники героям»
Воспитатель: Как вы думаете, что это за памятник? Как он называется?
Дети: Могила неизвестного солдата.
Воспитатель: А что значит могила Неизвестного солдата?
Дети: Это памятник тем, кто погиб на полях сражений.
Воспитатель:
Самый
главный
памятник
неизвестному
солдату
находится в Москве, на Красной площади. Там всегда горит Вечный огонь.
Он символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.
Ребята, а вы хотите стать такими сильными, как наши богатыри, солдаты?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте немного разомнемся.
Музыкальная физминутка «Богатыри»
Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам представим, (правую руку подносят козырьком к
глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо (руки на поясе, наклон влево – вправо)
Получается на славу!
Воспитатель: Ну вот и размялись немножечко, тогда продолжим.
Воспитатель: Народ придумал очень много красивых, умных поговорок
и пословиц о Родине, о любви к ней. Какие вы знаете пословицы.
Дети: Человек без Родины, что соловей без песни.
– Нет в мире краше Родины нашей.
– Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
– Жить – Родине служить.
– Если дружба велика, будет Родина крепка.
– Родина поучает – Родина выручает.
Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы?
Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее
защищать от врагов.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете значение пословицы «Один в
поле не воин»?
Дети: Один воин не справится с врагами. Без друзей никак нельзя,
друзья всегда помогут в беде.
Воспитатель: А хотите я вам это докажу?
Эксперимент
Воспитатель: Ребята, у меня в руках прутик. Легко ли сломать один
прутик?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что один прутик.
Воспитатель: У меня в руках много прутиков, как вы думаете, легко ли
я сломаю связку прутиков?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Какой вывод мы можем с вами сделать?
Вывод: Когда я один – меня легко сломать «Один в поле не воин».
Когда нас много, никто не сможет нас сломить «Когда мы вместе – мы сила»
Воспитатель: И в мирное время на страже Родины стоят наши солдаты,
чтобы мы с вами спокойно могли ходить на работу, в школу, в детский сад.
Я предлагаю, ребята, вам нарисовать богатыря и отправить нашим солдатам.
Пожелаем нашим воинам здоровья, мирного неба над головой, и скорейшего
возвращения живыми домой. И прежде чем приступить к рисованию давайте
сделаем пальчиковую гимнастику:
1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по
столу
«ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).
Звучит спокойная музыка и дети рисуют богатырей.
ИТОГ: Воспитатель: Что сегодня нового вы узнали? Ответы детей.
Воспитатель: Что вам понравилось? Ответы детей.
Воспитатель: А хотели бы вы быть похожими на богатырей?
Ответы детей
Воспитатель:
Скажите, ребята, а мы можем назвать наших солдат
богатырями? Ребята, мне очень понравилось с вами заниматься, вы большие
молодцы. Спасибо вам. И на память о нашем занятии я бы хотела вам
подарить вот такие медальки с нашими замечательными защитниками земли
русской – богатырями.