Автор: Сенчукова Наталья Сидоровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г.Лабытнанги ЯНАО
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к ЕГЭ"
Раздел: среднее образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Актуализация индивидуальных психологических
особенностей подготовки к ЕГЭ»
Педагог-психолог Сенчукова Н.С.
Лабытнанги
2022
1
Пояснительная записка
Рабочая программа «Актуализация индивидуальных психологических особенностей
подготовки к ЕГЭ» составлена на основе авторской программы Е. А. Балабановой, Т. Е.
Павловой «Психологическая подготовка к ЕГЭ».
Актуальность
Введение
единого
государственного
экзамена
(далее —
ЕГЭ)
стало
для
старшеклассников
не просто
еще
одним
дополнительным
стрессовым
фактором,
но и основным в формировании тревожности в целом.
Понятие
«готовность»
имеет
два
значения:
«согласие
сделать
что-нибудь»
и «состояние, при котором все готово для чего-нибудь».
Во-первых, учащиеся испытывают чувство тревоги, страх потерять (упустить) шанс
самореализации, потому что от результата ЕГЭ зависит, как в дальнейшем сложится жизнь.
Во-вторых, учителя и родители искусственно нагнетают стрессовую ситуацию,
связанную с предстоящим тестированием.
В-третьих, сама процедура итогового экзамена имеет стрессогенный характер: жесткие
законодательные правила проведения (запрет мобильных телефонов, предварительный
досмотр учеников, информационные плакаты об ответственности за нарушение правил сдачи
экзамена и др.), присутствие в классе незнакомых людей (общественных наблюдателей)
и непривычная обстановка повышают уровень психофизиологического дискомфорта.
Совокупность этих факторов приводит к психическим и физиологическим перегрузкам,
отрицательно сказывается на здоровье. Немаловажным является тот факт, что в нашей стране
отмечены случаи суицида на фоне предстоящей или неуспешной сдачи ЕГЭ. Именно поэтому
в сложившейся ситуации большое значение имеет психологическое сопровождение учащихся
при подготовке к ЕГЭ.
Цель занятий: выработать психологические качества, умения и навыки, которые позволят
учащимся успешно вести себя во время экзамена и повысят эффективность сдачи ЕГЭ;
оказать психологическую помощь учителям и родителям.
Задачи:
развить уверенность в себе;
сформировать объективную самооценку;
развить коммуникативную компетентность;
обучить способам реагирования в стрессовой ситуации и методам саморегуляции;
развить навыки самоконтроля;
актуализировать ресурсное состояние;
повысить сопротивляемость стрессу.
Место рабочей программы в учебном плане
Программа рассчитана на четыре занятия по 45 мин. в рамках внеурочной занятий.
Каждый из этих занятий включает в себя набор определенных психологических упражнений,
при
этом
в
зависимости
от
уровня
класса
их
количество
и
длительность
могут
корректироваться.
И далее работа в данном направлении будет проводиться исходя из
запросов участников образовательных отношений.
Планируемые результаты
Учащийся, психологически готовый успешно сдать ЕГЭ:
уверен в своих силах;
постоянно поддерживает позитивный настрой на успех;
объективно оценивает свои способности;
извлекает положительное из критики в свой адрес, самокритичен;
ценит и развивает в себе пунктуальность, обязательность, аккуратность;
формирует вокруг себя интеллектуальную и творческую среду развития;
2
ставит адекватные учебные задачи и поэтапно их решает;
эффективно использует время, отведенное на подготовку к экзаменам;
доводит начатое дело до конца;
воспринимает успех или неудачу как жизненный урок.
В беседе о ЕГЭ такой учащийся спокойно может сказать:
«Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ»;
«Полагаю, что смогу правильно распределить время во время экзамена»;
«Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий»;
«Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене»;
«Считаю, что смогу получить на ЕГЭ высокий балл».
Тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Занятие1: Игра в ассоциации
1
2
Занятие2: Арт-терапия
1
3
Занятие3: Диагностика уровня осведомленности учащихся о
процедуре сдачи ЕГЭ
1
4
Занятие4: Мини тренинг обучающий способам релаксации
снятию физического напряжения.
1
Содержание
Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, арт-терапия.
Оборудование и материалы:
просторное помещение, стулья, доска или листы А4,
фломастеры, ручки и тетради для записей учащимися информации, полученной в ходе
мини-лекций.
Форма занятий: индивидуально- групповая.
Игра в ассоциации
Занятие1 начинается с вводного слова педагога-психолога (не больше 5 мин), который
информирует группу о целях и формате занятий. Затем с учащимися проводится небольшое
упражнение-разминка.
“Ассоциации – 1”, в ходе которого школьники придумывают ассоциации на слово “ЕГЭ”,
отвечая на конкретные вопросы, например: “Если ЕГЭ – это мебель, то какая?”, “Если, одежда
– то, какая?” и т. д.
Цель упражнения:
активация психологической динамики группы;
создание позитивных установок у группы на дальнейшее обсуждение темы ЕГЭ;
актуализация самосознания старшеклассников на тему сдачи ЕГЭ.
После небольшой разминки педагог-психолог переходит к упражнению “Ассоциации
– 2”. Учащиеся придумывают по очереди ассоциации, которые у них вызывает слово “ЕГЭ”.
Полученные результаты записываются педагогом на доске, затем обсуждаются совместно с
учащимися. Ассоциации в идеале должны показать, что у ЕГЭ есть две стороны: позитивная
и негативная. Если в классе преобладает последняя, то психологу можно прибегнуть к таким
фразам-уловкам, как: “На результаты ЕГЭ не влияет субъективное мнение учителя”, “ЕГЭ –
это возможность показать свой потенциал”, “Сдал ЕГЭ в школе – не придется все лето бегать
по институтам и сдавать экзамены” и т. п.
Цели данного упражнения:
актуализация самосознания старшеклассников на тему сдачи ЕГЭ;
выявление иррациональных установок школьников, связанных с аттестацией в
форме ЕГЭ;
преобразование, по возможности, негативных установок в более позитивные._
_
3
Диагностика уровня тревожности учащихся в ситуациях проверки знаний.
После этого упражнения педагог может перейти к диагностике учащихся, чтобы
определить уровень их тревожности в ситуациях проверки знаний. Но прежде чем к ней
приступить, уместно дать некоторое научное обоснование чувству повышенной тревожности.
Например, педагог может сказать следующее: “Наверное, каждый человек хоть раз в жизни
испытывал чувство тревоги.
Диагностика уровня тревожности учащихся в ситуациях проверки знаний
проводится на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ)
Е.Е.Ромицына (приложение 1).
После диагностики психолог может дать классу общие рекомендации, как стать
оптимистом, для чего ученикам раздаются соответствующие памятки, подготовленные по
методу Г.В. Резапкиной (приложение 2).
“Позитивное отношение к жизни (оптимизм, активность и уверенность в себе) – это то,
что отличает “победителя”, “счастливчика” от неудачника. При этом успех и удача, конечно,
способствуют такому положительному отношению, но и само оно создает условия,
“приманивая” удачу и успех. Очень важно не путать такое позитивное отношение с
бездумным ожиданием подарков судьбы, роз с неба, причем даже без шипов. Основой такого
позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей” (А.М.
Прихожан);
“Пессимист видит трудности в каждой возможности; оптимист в каждой трудности
видит возможности” (У. Черчилль).
По окончании работы с памяткой первый урок можно закончить. В заключение
проводится рефлексия: педагог напоминает цель занятия, обобщает полученный опыт.
Арт-терапия
Занятие2 начинается с упражнения “Преодоление”, которое направлено на
визуализацию в рисунках. Упражнение учит школьников рефлексии скрытых эмоций, а также
формирует навык позитивной само мотивации.
Перед началом данного упражнения педагог напоминает классу, что это не “урок
рисования”, что нет “правильного” или “неправильного” рисунка, что существует
множество способов выразить свои мысли, чувства и идеи:
посредством символов;
предметного изображения;
различных форм, цветов и текстуры.
Обязательно стоит сказать ученикам, что получившиеся работы ни в коем случае не будут
оцениваться и комментироваться. Урок проходит в три этапа, на каждом школьникам
предлагается создать новый рисунок.
На первом этапе им нужно выразить в рисунке свои чувства на тему: “Как я сдаю
ЕГЭ”. Целью данного упражнения является формирование рефлексии скрытых (негативных)
эмоций. После того как рисунки будут выполнены, необходимо, чтобы ученики с помощью
скотча или магнитов разместили их на доске или стене. Затем, каждый из учащихся должен
прокомментировать свой рисунок (начинает любой желающий, затем продолжают по порядку
по часовой стрелке). В своих вопросах уточнениях к авторам рисунков психолог старается
прояснить, какие чувства, эмоции они пытались выразить. При этом педагогу важно не
допустить оценочных комментариев со стороны других учащихся. Помочь ему в этом могут
такие фразы, как: “Вы бы видели, как я рисую. Точно бы испугались!”, “Мы все здесь явно не
художники, поэтому мы и не комментируем, кто, что и как нарисовал, для нас важно,
какие здесь нарисованы чувства”.
На втором этапе – учащиеся должны изобразить то, как они готовятся к ЕГЭ. Это
могут быть эмоции, чувства или просто образ. Цель этого упражнения: сформировать
активную ученическую позицию к подготовке к ЕГЭ и обменяться опытом. Готовые рисунки
также размещаются на доске (стене) и обсуждаются всем коллективом.
4
На этом этапе можно организовать некоторое подобие “мозгового штурма”, который
в итоге должен привести к созданию копилки способов (рецептов) подготовки к ЕГЭ. В
процессе обсуждения педагог старается перевести негативные эмоции учащихся, выраженные
в первом рисунке (если таковые имели место), в конструктивные.
Тема третьего этапа “Я уже сдал ЕГЭ (успешно)”.
Цель этого упражнения – создание позитивного образа, ощущения того, что это препятствие
преодолимо, самосознание цели сдачи ЕГЭ. На этом этапе педагог просит учащихся
разместить на доске (стене) все три созданных ими в ходе урока рисунка и составить краткий
рассказ о своих переживаниях при подготовке к ЕГЭ, в период его сдачи и о своей радости от
того, что аттестация прошла успешно. Школьники по очереди рассказывают о своих
рисунках, прогнозируя, по сути, программу успешной сдачи ЕГЭ.
Для учеников составление рассказа является крайне увлекательным и позитивным
упражнением. Роль педагога-психолога здесь заключается в сглаживании “острых углов” и
переводе негативных установок учеников, которые могут обнаружиться в ходе этого
упражнения, в позитивные.
Далее обсуждается по очереди, какие чувства испытывают учащиеся по поводу своей
истории о позитивном образе человека, успешно сдавшего ЕГЭ. На этой позитивной ноте
необходимо закончить урок. В заключение проводится рефлексия, подводятся итоги.
Диагностика уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ.
Занятие 3 посвящен определению уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи
ЕГЭ. В начале занятия ученикам предлагается соответствующий тест О.В.Ереминой
(приложение 3).
Психолог раздает всем ребятам бланк с текстом теста и поясняет инструкцию к нему.
По окончании тестирования, каждый ученик, не подписывая свой бланк, в индивидуальном
порядке сдает его психологу, который в своем общем регистрационном бланке записывает
Ф.И.О. ученика и присваивает его бланку с ответами номер-шифр. После того как психолог
собрал все бланки, он их перемешивает и снова раздает классу, поясняя, что теперь ученики
должны выступить в роле экспертов и оценить ответы друг друга, так же как будут
оцениваться в реальной жизни их тесты по ЕГЭ. Классу раздаются ответы к тесту,
объясняются критери и оценивания. Когда оценки будут выставлены, бланки передаются
обратно психологу, который опираясь на шифр-код своего регистрационного листа, раздает
их авторам. Полученные результаты педагог обсуждает совместно с классом и разъясняет
вопросы, в которых возникли затруднения. В конце занятия, традиционно проводится
рефлексия, обобщается полученный опыт.
Занятие 4
Мини тренинг обучающий способам релаксации и снятию эмоционального и
физического напряжения.
Цель:
- отработка навыков психологической подготовки к экзаменам,
- повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Задачи:
1.
Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и
физического напряжения.
2.
Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего
самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.
Оборудование – мягкая игрушка
Ход работы:
Разогрев
Упражнение « Самое трудное».
Правила составления формулы аутотренинга.
Медитативно-релаксационное упражнение – «Храм тишины».
5
Упражнение «Уверенность на экзамене».
Упражнение « Мои ресурсы».
Заключительное слово психолога.
Литература
1.
Андреев О.А. Техника быстрого чтения/ О.А.Андреев- Ростов на Дону.Феникс,2003г.
2.
Андреев О.А. Тренируем свою память/ О.А. Андреев- Минск: Университетская 2003г.
3.
Андреев О.А. Учимся быть внимательными./ О.А. Андреев- Минск: Университетская
2001г.
4.
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М.: «Ось-89», 1999.
5.
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М.: НФ «Класс», 1993.
6.
Психогимнастика в тренинге. – Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Ювента», 1999.
7.
Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: «Прогресс», 1993.
8.
Рябцев В.К. Развитие рефлексивных способностей средствами организационно-
деятельностный игры. Дисс. канд.психол.н. – М., 1995.
9.
Ряшина В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в раннем юношеском
возрасте. Дисс. … канд.психол.н. – М., 1996.
10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: «Школа-Пресс»,
2000.
11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: «Школа-Пресс», 1995.
12. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: «Генезис», 1999.
13. Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. – М.: «Интердиалект», 1999.
14. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: «Интерпракс», 1995.
15. Я провожу тренинг. Методические рекомендации. Ред. - Камалдинов Д. и др.–
Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001.
Приложения
Приложение1
ДИАГНОСТИКА
“Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний”
Инструкция: Ребята, следующее задание позволит вам узнать свой уровень тревожности в
ситуациях проверки знаний. Для этого поставьте в колонку с ответами “+” (если, вы
согласны с утверждением) или “–” (если не согласны). Затем посчитайте количество
“+”,учитывая, что один плюс равен одному баллу.
Утверждения Ответы
(“+” / “–”)
1.Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько
хорошо ты знаешь материал?
2.Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?
3.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
4.Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
5.Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь
ясно произнести ни одного слова?
6.Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена?
7.Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того,
что волнуешься и теряешься при ответе?
6
8.Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот
расплачешься?
9.Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных
заданий?
10.Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу
проверочную работу?
Спасибо!
Обработка результатов
У мальчиков низкой уровень тревожности при проверке знаний, если набрано 0 баллов;
средний уровень, если набрано от 1 до 4 баллов;
повышенный уровень – от 5 до 6 баллов;
крайне высокий уровень – от 7 до 10.
У девочек низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано от 0 до 1
балла;
средний уровень, если набрано от 2 до 6 баллов;
повышенный уровень – 7–8 баллов;
крайне высокий уровень – от 9 до 10.
Интерпретация результатов
Низкий уровень. Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний вам не
свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей вас не
смущает. Напротив, вы стремитесь вызвать как можно более бурную реакцию со стороны
окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или
шокировать одноклассников. Вы любите быть на виду вне зависимости от того, какое
впечатление вы производите на окружающих. У вас, по всей видимости, учеба и отношение к
ней стоят не на первом месте в списке п риоритетов. Вероятно, этот вид деятельности
конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно
предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и
уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независ имость. Также не
следует исключать и нежелание искренне отвечать на тест.
Средний уровень.
Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний,
необходимый
для
адаптации
и
продуктивной
деятельности.
Ваши
эмоциональные
переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный
характер. Вы достаточно ответственно относитесь к подобным ситуациям, объективно
оценивая свои возможности. Для вас характерны адекватность самооценки,уравновешенность
поведения,
отсутствие
повышенной
чув
ствительности,
социальной
зависимости
и
сверхконтроля.
В
поведении
можно
наблюдать
черты
уверенности,решительности,
самостоятельности. Вы достаточно спокойно чувствуете себя у классной доски, демонстрируя
свои знания и возможности.
Повышенный уровень. Вы можете испытывать негативное отношение к
демонстрации своих знаний, не любить “устные” предметы, предпочитая отвечать письменно.
Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений,
возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима для
вас. Сама по себе учеба для вас нетрудна, но вы, возможно, боитесь отвечать у доски, т. к.
теряетесь, и поэтому ничего не можете вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией
своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время вы
достаточно успешно справляетесь с письменными заданиями,контрольными и внеклассными
работами, поскольку здесь отсутствует так называемая“публичная оценка”.
7
Крайне высокий уровень. Очень высокий уровень тревожности в ситуациях
проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при
выполнении индивидуальных и письменных работ. Вы испытываете резко негативное
отношение к демонстрации своих знаний, боитесь отвечать перед классом и особенно у доски.
Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний,достижений,
возможностей порой бывает неадекватно сильным. У вас иногда может появляться слабость и
дрожь в ногах и руках, иногда не можете связно произнести ни одного слова.
Экзаменационная ситуация с ее помпезностью, нервозностью родителей, предварительной
“накачкой”, с непременным ожиданием своей очереди за дверью становится для вас серьезной
психотравмой. У вас могут рано формироваться чувства долга, ответственности, высокие
моральные и этические требования к себе. Именно у себя вы находите массу недостатков. Вас
отличает склонность к детальному анализу своего поведения и реакций и высокому
интеллектуальному контролю над ними. Данные особенности могут обусловливать такие
изменени я в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости
внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.
ПАМЯТКА
“Как стать оптимистом”
1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.
2. Никогда не говорите о себе плохо.
3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по
душе.
4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!
5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
6. Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы
– творец своей жизни.
ПАМЯТКА
“Как стать оптимистом”
1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.
2. Никогда не говорите о себе плохо.
3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по
душе.
4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!
5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
6. Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы
– творец своей жизни.
ПАМЯТКА
“Как стать оптимистом”
1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.
2. Никогда не говорите о себе плохо.
3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по
душе.
4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!
5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
8
6. Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы
– творец своей жизни.
Приложение 2
ПАМЯТКА
“Как стать оптимистом”
1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.
2. Никогда не говорите о себе плохо.
3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по
душе.
4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!
5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
6. Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы
– творец своей жизни.
Приложение 3
ТЕСТ
“Определение уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ”
Инструкция: Ребята, внимательно выполните все задания теста.
A1. Чем нельзя пользоваться на экзамене?
1. Мобильным телефоном
2. Гелевой черной ручкой
3.Тестовым материалом (КИМ)
A2. На экзамен необходимо принести:
1. Учебник
2. Паспорт
3. Персональный компьютер
А3. При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена,
учащийся:
1. Встает в угол
2. Удаляется с экзамена
3. Платит штраф
А4. Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:
1. К организатору
2. К Президенту РФ
3. К другу
А5. Во избежание ошибок, лучше сначала записать номера ответов:
1. На ладони
2. На полях бланка
3. На черновике
А6. Если в задании группы “В” вместо слова нужно написать другое, то старое слово
зачеркивается:
9
1. Одной чертой
2. Двумя чертами
3. Тремя чертами
А7. После выполнения задания группы “А” необходимо выбрать номер правильного
ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа: 1. Галочку (?)
2. Звездочку (*)
3. Крестик (?)
А8. При заполнении бланков ответов группы “C” нужно отступать от рамки:
1. 2–3 мм
2. 4–5 мм
3. 10 мм
A9. Если при заполнении бланков у обучающегося возникнет какое-либо сомнение, то
надо:
1. Хлопнуть в ладоши
2. Топнуть ногой
3. Поднять руку
А10. Для подачи апелляции необходимо обратиться:
1. К ответственному организатору
2. К дежурному по этажу
3. К Министру образования РФ
В1. Чем нужно заполнять бланк?
В2. Каким цветом нужно заполнять бланк?
В3. Разрешаются ли исправления в ответах?
В4. Кто раздает бланки ответов?
В5. Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой:
1. Если в задании группы “B” вместо слова нужно написать другое, то старое слово
зачеркивается.
2. Если в задании группы “B” вместо слова нужно написать другое, то старое слово
заштриховывается.
3. Если в задании группы “B, вместо слова нужно написать другое, то старое слово
замазывается.
B6. Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой:
1.Заполнять бланк нужно на русском языке.
2. Заполнять бланк нужно на иностранном языке.
3. Заполнять бланк нужно на любом языке.
В7. Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой:
1. Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.
2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записей в виде
формул).
3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.
В8. Запишите пропущенное слово. Если нужно исправить один ………, то новый рисуется
поверх старого.
B9. Запишите пропущенное слово. По окончании экзамена Вы можете подать ……… о
нарушении проц едуры проведения экзамена.
B10. Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле?
С1. Опишите проблему, возникшую в результате нарушения учащимся одного из правил
проведения экзамена.
10
С2. Опишите жизненную ситуацию учащегося, успешно сдавшего ЕГЭ.
С3.
Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего недостаточное количество
баллов для поступления в выбранный им вуз.
Спасибо!
Ответы к тестам
Номер
задания
Ответ
Номер задания
Ответ
A1
В1
A2
В2
A3
В3
A4
В4
А5
В5
А6
В6
А7
В7
А8
В8
А9
В9
А10
В10
Обработка результатов
За каждый верный ответ части “А” эксперт ставит 1 балл, части “В” – 2 балла. Задания
группы ”С” оцениваются от 5 до 10 баллов, по таким критериям, как: развернутость
ответа, его подробность (детализированность), последовательность и глубина
(философский смысл). Эксперт подсчитывает общее количество баллов и переводит их в
оценку:
“3” – если набрано от 8 до 10 баллов;
“4” – от 12 до 28 баллов;
“5” – от 30 до 60 баллов.
11