Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ДЕФЕКТОЛОГА


Автор: Загдай Елена Васильевна
Должность: учитель- логопед, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ РАООП "Старогородковская специальная коррекционная школа-интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В."
Населённый пункт: Старый городок
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ДЕФЕКТОЛОГА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ

ЛОГОПЕДА И ДЕФЕКТОЛОГА»

Введение

Современная логопедия и дефектология переживают период

интеграции с нейронауками, что позволяет переосмыслить

традиционные подходы к коррекции нарушений развития. В контексте

повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения

детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и речевыми

нарушениями особую актуальность приобретают методы,

направленные не на симптоматическое преодоление трудностей, а на

развитие базовых основ психической деятельности.

Нейропсихологический подход, основанный на представлениях о

системной динамической локализации высших психических функций

(ВПФ), предлагает действенный инструментарий для решения этой

задачи. Использование специально организованных игр и упражнений,

направленных на стимуляцию работы различных блоков мозга,

позволяет оптимизировать формирование речевых, когнитивных и

регуляторных компонентов деятельности. Данная методическая

разработка раскрывает теоретические основания и практические

аспекты применения нейропсихологических технологий в

деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога, ориентируясь

на принципы доказательности и индивидуально-

дифференцированного подхода.

1. Теоретико-методологические основы нейропсихологического

подхода в коррекционной педагогике

Фундаментом для интеграции нейропсихологических методов в

логопедическую и дефектологическую практику служит теория трех

функциональных блоков мозга, разработанная А.Р. Лурия. Согласно

этой теории, любая сознательная деятельность, включая речевую,

обеспечивается слаженной работой трех блоков:

1. Энергетический блок (первый блок, блок регуляции тонуса и

бодрствования). Локализуется в стволовых и подкорковых структурах

мозга. Отвечает за общий уровень активности нервной системы,

поддержание оптимального тонуса коры, необходимого для

осуществления целенаправленной деятельности. Его

несформированность проявляется в быстрой утомляемости,

колебаниях внимания, эмоциональной лабильности, нарушениях сна и

бодрствования.

2. Блок приема, переработки и хранения информации (второй блок,

когнитивный блок). Расположен в задних отделах коры больших

полушарий (затылочные, теменные, височные доли). Обеспечивает

процессы восприятия (зрительного, слухового, кинестетического),

обработки и хранения сенсорной информации. Дисфункция данного

блока лежит в основе трудностей пространственных представлений,

фонематического слуха, зрительно-моторной координации,

мнестических процессов.

3. Блок программирования, регуляции и контроля (третий блок,

регуляторный блок). Связан с префронтальными отделами лобных

долей. Обеспечивает программирование, произвольную регуляцию и

контроль над протеканием психической деятельности, поведением и

речью. Его недостаточность приводит к импульсивности, трудностям

планирования, нарушениям контроля, несформированности

произвольного внимания и регуляторных компонентов речи.

Нарушения речевого развития (алалия, дизартрия, общее

недоразвитие речи) и сложные структуры дефекта при задержке

психического развития (ЗПР), расстройствах аутистического спектра

(РАС), умственной отсталости часто имеют в своей основе не

локальное поражение «речевых зон», а системную недостаточность

одного или нескольких из этих блоков. Следовательно, коррекционная

работа, направленная исключительно на «постановку» звуков или

расширение словаря, без предварительного «налаживания» работы

базовых нейропсихологических факторов, часто оказывается

малоэффективной. Нейропсихологические игры и упражнения

представляют собой инструмент для целенаправленного воздействия

на эти глубинные факторы развития.

2. Классификация и содержание нейропсихологических игр и

упражнений

Комплекс нейропсихологических техник, адаптированных для

использования логопедом и дефектологом, можно систематизировать

в соответствии с целевым блоком мозга.

2.1. Игры и упражнения для развития первого блока мозга

(энергетизация и стабилизация состояния)

Цель: нормализация тонуса, снижение истощаемости, улучшение

вегетативного обеспечения деятельности.

Дыхательные упражнения: Направлены на регуляцию дыхательного

ритма, что напрямую влияет на состояние нервной системы. «Шарик»

(медленное надувание воображаемого шарика в животе), «Свеча»

(медленное задувание воображаемого пламени), «Дышим как...»

(имитация дыхания спящего котика, уставшей собачки). Важно

добиваться плавного, глубокого выдоха.

Растяжки и самомассаж: Помогают снять мышечное напряжение,

улучшить тело-ориентацию. Упражнения на попеременное

напряжение и расслабление частей тела («Деревянные и тряпичные

куклы»), массаж ушных раковин, пальцев рук, ладоней с помощью

массажных мячиков, щеточек.

Упражнения на ритмизацию: Восприятие и воспроизведение

ритмических структур. Отхлопывание/оттопывание простых ритмов по

образцу, маршировка под барабан, игры типа «Повтори ритм». Это

стабилизирует общую активность и готовит почву для формирования

слоговой структуры слова.

Глазодвигательные упражнения: Плавное слежение за предметом в

разных направлениях без поворота головы. Улучшают тонус

глазодвигательных нервов, что важно для формирования зрительного

внимания и прослеживания строки при чтении.

2.2. Игры и упражнения для развития второго блока мозга

(сенсомоторная и когнитивная интеграция)

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, тактильного,

кинестетического, зрительного и слухового восприятия,

пространственных представлений.

Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Кулак-ладонь-

ребро» (последовательная смена поз рук), «Ухо-нос» (левой рукой

взяться за правое ухо, правой – за нос, и наоборот по команде),

«Зеркальное рисование» (рисование одновременно двумя руками

симметричных фигур). Эти упражнения улучшают нейродинамику,

способствуют интеграции работы полушарий, что критически важно

для устной и письменной речи.

Тактильные и кинестетические игры: «Волшебный мешочек»

(узнавание предметов на ощупь), рисование на спине или ладони с

последующим угадыванием нарисованного, лепка с закрытыми

глазами. Развивают сенсорную основу речи, тонкую моторику,

способствуют формированию схемы тела.

Пространственные игры: «Графические диктанты», ориентировка в

схеме собственного тела и в окружающем пространстве («Положи

карандаш справа от тетради»), конструирование по образцу и по

словесной инструкции, игры с лабиринтами. Формируют базис для

понимания логико-грамматических конструкций, предлогов,

правильного оформления фразы.

Слухомоторные координации: «Звуковые дорожки» (ребенок стучит

молоточком или хлопает в ладоши столько раз, сколько услышал

звуков/слогов), подбор картинок на заданный звук. Упражнения служат

профилактикой дисграфии и дислексии.

2.3. Игры и упражнения для развития третьего блока мозга

(произвольная регуляция и контроль)

Цель: формирование функций программирования, регуляции и

контроля деятельности, включая речевую.

Игры с правилами и инструкциями: «Съедобное-несъедобное», «Да

и нет не говорите», «Симон говорит» (выполнение команды только при

наличии ключевой фразы). Требуют от ребенка удержания правила,

торможения импульсивной реакции, переключения.

Сюжетно-ролевые игры и инсценировки: Ребенок должен

удерживать роль, планировать последовательность действий,

контролировать свое поведение в соответствии с сюжетом. Это

высшая форма развития произвольности.

Метод «Шапка мышления»: Надевая условную «шапку», ребенок

переходит в режим обдумывания своих действий перед их

выполнением (например, перед составлением рассказа или решением

задачи). Это материализованный стимул для запуска функции

контроля.

Упражнения на серийную организацию движений и

речи: Повторение и самостоятельное воспроизведение

последовательности движений («плечо-кисть-палец») или слов (дни

недели, времена года в прямом и обратном порядке). Это формирует

основу для программирования развернутого речевого высказывания.

3. Алгоритм включения нейропсихологических игр в

коррекционное занятие

Эффективность применения данных техник зависит от соблюдения

определенной последовательности и принципов.

1. Диагностический этап. Проведение нейропсихологической (или с

использованием нейропсихологических проб) диагностики для

выявления сильных и слабых звеньев в развитии ВПФ ребенка.

Определение «мишени» коррекционного воздействия.

2. Построение коррекционного маршрута. На основе диагностики

составляется индивидуальная программа, в которой определяется

приоритетное направление работы (например, при дизартрии

первоочередное внимание может уделяться первому блоку –

стабилизации тонуса и дыхания, а также сенсомоторным основам –

второму блоку).

3. Структура занятия. Нейропсихологические игры являются не

заменой, а основой и обязательным компонентом традиционного

логопедического/дефектологического занятия. Их рекомендуется

включать в начало занятия как «разминку» для мозга (5-7 минут) для

активации необходимых функций, а также использовать в середине

для смены деятельности и профилактики утомления.

o

Начало: Упражнения из первого блока (дыхательные, растяжки,

массаж) для настройки на работу.

o

Основная часть: Упражнения из второго и третьего блоков, логично

переходящие в основную тему занятия. Например, после

графического диктанта (пространственные представления) перейти к

изучению предлогов; после игры на ритмизацию – к отработке

слоговой структуры слова.

o

Окончание: Упражнения на релаксацию и саморегуляцию из первого

блока.

4. Принципы работы:

o

От простого к сложному: Поэтапное усложнение инструкций и самих

упражнений.

o

Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин):

от материализованного действия (предметы, картинки) через речевой

план к умственному.

o

Системность и регулярность: Занятия должны проводиться

регулярно, так как эффект имеет кумулятивный характер.

o

Положительный эмоциональный фон: Игровая форма, поддержка

и вера в успех ребенка являются обязательными условиями.

4. Ожидаемые результаты и критерии эффективности

Систематическое использование нейропсихологических игр и

упражнений в коррекционной работе позволяет достичь следующих

результатов:

На уровне первого блока: Повышение работоспособности, снижение

утомляемости, улучшение эмоциональной стабильности.

На уровне второго блока: Развитие тонкой моторики и

графомоторных навыков, улучшение фонематического восприятия,

преодоление пространственных трудностей, что ведет к уменьшению

ошибок на письме и при чтении.

На уровне третьего блока: Формирование умения планировать свои

действия, контролировать их течение и результат, повышение

произвольности внимания и речи, что проявляется в улучшении

качества связного высказывания, способности к построению

внутреннего плана действия.

Критериями эффективности служат не только данные повторной

диагностики, но и качественные изменения в поведении и

деятельности ребенка: повышение учебной мотивации, рост

самостоятельности, улучшение способности к обучению в целом.

Заключение

Интеграция нейропсихологического подхода в практику логопеда и

дефектолога через использование специализированных игр и

упражнений представляет собой мощный ресурс для повышения

эффективности коррекционно-развивающей работы. Этот подход

позволяет перейти от симптоматической коррекции к воздействию на

глубинную, причинную основу нарушений, обеспечивая тем самым

прочность и системность формируемых навыков.

Нейропсихологические технологии, будучи встроенными в структуру

занятия, создают необходимый сенсомоторный и регуляторный

фундамент, на котором успешно строится развитие речи,

познавательной деятельности и личности ребенка в целом. Владение

этим инструментарием становится неотъемлемым компонентом

профессиональной компетентности современного специалиста,

работающего с детьми с особыми образовательными потребностями.



В раздел образования