Автор: Леонтьева Ксения Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБСУСО "Тюменцевский психоневрологический детский дом интерант"
Населённый пункт: с. Тюменцево
Наименование материала: программа по реализации семейной гостиной
Тема: Программа семейной гостиной "Когда мы вместе"
Раздел: дополнительное образование
Введение
«Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта,
основанная на супружеском союзе и родственных связях, отношениях между
мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими
родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Н.Я.
Соловьев).
Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест,
где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение
своей значимости, уникальности. В семье дети получают первые уроки
любви, понимания, доверия, веры. В семье закладываются основы личности,
во взаимоотношениях с родителями ребенок учиться общению,
межличностному взаимодействию, осваивает поведенческие навыки.
Рождение ребенка с нарушениями в психическом и физическом развитии
является сильнейшей психологической травмой для родителей, так как
многие дети не способны соответствовать образу современного ребенка.
Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье.
Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими
членами семьи. К личностным переживаниям, связанным с проблемным
состоянием ребенка, у многих родителей добавляются чувства вины, стыда,
тревожности, смущения за ребенка, а также, может вызвать стремление
родителей к изоляции от общества.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях,
они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально
развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить
сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Поэтому, родители
принимают для себя тяжелое решение, отдавая на воспитание своих детей в
учреждения интернатного типа. При этом, к сожалению, часто родители,
«забывают» про них, просто перестают их навещать или видят ребенка лишь
на каникулах. В связи с этим у детей изменены или недостаточно
сформированы представления о семье, семейных ценностях и семейных
традициях.
Еще одной немаловажной проблемой учреждений интернатного типа
являются отношения между детьми-родственниками (сиблингами). Они,
конечно, осознают, что у них есть родные брат или сестра, но отсутствует,
либо слабо проявляется потребность в поддержке близких родственных
взаимоотношений. Старшие, как правило, помогают младшим по просьбе
воспитателя одеваться, проводить гигиенические процедуры, но не
проявляют интереса к дружескому общению с ними. Младшие тянутся к
старшим, ищут их внимания, но старшие часто отвергают или игнорируют
их. Крайне редко братья и сестры имеют какие-либо общие интересы и темы
для общения. Очень часто родные братья и сестры не умеют общаться между
собой: грубят, обзываются, не умеют вежливо высказать свою просьбу.
Педагоги интерната решили взять на себя миссию: повернуть родителей
лицом к детям, создать психологически комфортные условия для
эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Решено создать
комфортное пространство (семейная гостиная), в деятельности которого
примут участие все заинтересованные лица. В семейной гостиной
предусматривается использование разнообразных форм работы от
традиционных до инновационных. Все участники будут вовлечены в
мероприятия для семейного общения, в совместные формы работы -
конкурсы, игровые программы, праздники.
В уютной обстановке можно будет:
- пообщаться с родственниками и друзьями;
- реализовать и поделиться своими навыками и умениями;
- играть в популярные настольные игры.
Семейная гостиная поможет не только сплочению детско-родительского
коллектива, но и формированию у родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья адекватного образа собственного ребенка, а также
доброжелательных взаимоотношений между сиблингами.
Пояснительная записка
Представленная программа имеет практическое значение, так как
вопросы, поднятые и разработанные в ней, являются одними из важнейших
аспектов организации взаимодействия интерната и семьи.
Новизна и практическая значимость программы семейной гостиной
«Когда мы вместе» выражается в том, что её реализация способствует
созданию образовательно-воспитательной среды в интернате; развитию
психолого-педагогической компетентности родителей.
Одна из главных
задач
педагогов
интерната–сотрудничество,
расширение
совместного
позитивного общения семьи и ребенка, организация совместных дел
родителей и детей.
Необходимость
пристального
внимания
к
детско-родительским
отношениям при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
связана с тем фактом, что нарушение здоровья и развития ребёнка оказывают
иногда негативное воздействие на родителей, их эмоциональное состояние,
поведение и способность к творческому отношению в воспитании своего
ребёнка.
Разнообразие
форм-практикумы,
игровые
тренинги,
творческие
мастерские, досуговые и спортивные мероприятия, консультации, беседы,
практические занятия с использованием медийных пособий; работа с
дидактическим материалом (различные карточки с картинками, различные
предметы для классификации и др.) позволит познакомить родителей со
способами
взаимодействия
в
коллективе
единомышленников.
А
специалистам интерната
проанализировать те формы работы, которые
наиболее понравились родителям, принесли эффективность.
На занятиях
родители и дети не только получают теоретические знания, они обязательно
учатся применять их на практике.
Направления деятельности семейной гостиной :
1.
социально-коммуникативное
развитие
(развитие
общения
и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование
готовности к совместной деятельности, уважительного отношения ребенка со
взрослыми и сверстниками; эмоциональной отзывчивости, сопереживания
осуществляется посредством совместных игр, занятий и развлечений) в
форме клуба выходного дня.
2.
познавательное развитие (формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества) леготека и игротека
LEGO-конструктор открывает обучающемуся новый мир, предоставляет
возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как
любознательность,
активность,
самостоятельность,
ответственность,
взаимопонимание,
навыки
продуктивного
сотрудничества.
Развивается
умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется
логическое, проектное мышление.
Игра – вечный спутник детства, «вечный двигатель» творчества, активной
деятельности, самопознания и самовыражения. Для детей игра является
ведущей деятельностью. С развитием игровой деятельности происходят
главнейшие изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются
психические процессы, подготавливающие его к переходу на новую ступень
его развития. Если у детей выпадает из жизни игровая деятельность как
таковая, это нарушает естественный ход его развития. Именно игра дает
ребенку возможность выражения чувств и влечений, которые не находят
выражения вне игры.
3.
художественно-эстетическое
развитие
(развитие
восприятия
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам
художественных
произведений
через
театральную
деятельность).
Для детей с ограниченными возможностями театральные игры - важное
занятие, в ходе которого развиваются их личностные качества. Театр - это
способ обучения творческому мышлению и культуре общения. Игровая среда
создает психологическую защиту и комфорт для ребенка, а сама театральная
деятельность
помогает
ребенку
с
ОВЗ
более
успешно
и
спокойно
преодолевать свои личные проблемы. Во время таких занятий педагог вместе
с ребенком получает возможность решать различные проблемные ситуации и
взаимодействовать со сверстниками, ребенок получает эмоциональную
поддержку, образец для подражания взрослого человека и опыт творческого
самовыражения.
4.
физическое развитие (развитие крупной и мелкой моторики,
подвижности
посредством
игр
на
развитие
координации
движений,
соотнесение речи с движением, пальчиковых игр и динамических пауз).
Актуальность
Специфика работы детского дома в том, что в нем воспитываются и
обучаются дети с нарушением интеллекта, дети со сложными
множественными нарушениями.
Приводя своего ребенка в интернат, родители испытывают, с одной
стороны, чувство ущемленного самолюбия, неудовлетворенности; они
психологически не подготовлены к этому. С другой стороны, родители
надеются, что здесь их ребенку будет оказана именно та помощь, в которой
он нуждается. Родителям необходима поддержка специалистов, верящих в
возможность помочь ребенку с любыми нарушениями. Суть взаимодействия
педагогов и семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, заключается в том, что обе
стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, коррекции,
развитии и социализации в общество. В основе такого взаимодействия лежат
принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи,
терпения и терпимости по отношению друг к другу.
В рамках программы реализуется технология социального партнерства:
создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных
отношений всех участников воспитательного и образовательного процесса,
включая педагогов, детей, родителей, администрацию.
Основные принципы социального партнерства:
1. Открытость дома – интерната для семьи.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным
фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных
педагогических ситуациях.
3. Индивидуальный подход.
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию,
настроение мамы или папы, здесь необходимо педагогическое умение
воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как
помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Динамичность.
Детский дом находится в режиме развития, он должен представлять собой
мобильную систему, быстро реагирующую на изменение образовательных
потребностей и воспитательных запросов.
Цель: создание условий для гармоничного развития личности ребенка с
ментальными нарушениями, их успешной адаптации и интеграции в
общество, совершенствование работы
в
области
творческого самовыражения,
свободного общения всех членов семьи и педагогов.
Задачи:
-
Содействие
развитию
творческого
взаимодействия
детей
и
взрослых, в процессе подготовки и проведения семейной гостиной.
-
Получение опыта позитивного, интересного общения детей,
родителей, педагогов.
-
Транслирование
опыта
работы
семейного
воспитания
в
организации досугов, сохранения истории семьи, продолжения семейных
традиций.
-
Развитие воспитательного потенциала семьи через совместную
деятельность.
- Организация участия родителей в досуговых мероприятиях.
Условия реализации программы
Реализация данной программы осуществляется в рамках
Семейной гостиной «Когда мы вместе» на базе КБГСУСО «Тюменцевский
детский психоневрологический интернат».
Программа «Когда мы вместе» ориентирована на обучаемых от
7 до 20 лет и их родственников (родители, бабушки, сестры и
братья).
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проходят во второй половине дня 2 раза в неделю,
длительность занятия 35 минут;
занятия будут проходить в групповой комнате, оснащенной необходимым
количеством столов и посадочных мест; семейной гостиной, актовом зале,
спортивном зале.
Группы формируются с учетом возрастных особенностей и интеллекта
детей. Оптимальное количество обучающихся в группе для успешного
освоения программы – 10-14 человек.
Кроме того, предусматривается проведение индивидуальных занятий с
учащимися.
Предложенная программа «Семейной гостиной «Когда мы вместе»
является
вариативной,
то
есть
при
возникновении
необходимости
допускается корректировка содержания и форм занятий.
Участники реализации программы:
Руководитель,
педагоги,
педагог-психолог,
социальный
педагог,
родственники, дети.
В ходе реализации программы используются различные формы и
методы
работы,
способствующие
сплочению
детей
и
родителей.
Это творческие мастерские, праздники, досуговые мероприятия, беседы. Все
они
направлены на повышение творческого потенциала, формирование
активной жизненной позиции, добрых и открытых родительско-детских
отношений, а главное - сплочению семьи. Занятия способствуют активизации
творческого воображения участников и их личностному росту. Дети
раскрывают свое понимание и видение Мира, а родители открывают для себя
видение Мира глазами своих детей.
Методические средства, используемые в программе:
коммуникативные игры, совместная деятельность родителей и детей
(рисование, конструирование, досуговые мероприятия), ролевое
моделирование.
На занятии необходимо поддерживать спокойную, доброжелательную
атмосферу.
Обязательными элементами каждого занятия являются:
- упражнения на развитие и коррекцию творческих способностей;
-физкультминутки;
- релаксационные минутки, направленные на сохранение психического
здоровья учащихся и установление положительного эмоционального настроя.
Эмоции могут служить способом познания мира общения, насыщают жизнь
красотой и богатством переживаний.
Методические приемы:
наглядный;
словесный;
групповой;
индивидуальный;
практический.
проблемный
проблемно-поисковый
Виды занятий:
совместная деятельность с педагогом;
беседы;
игры;
практические упражнения;
просмотр телепередач, слайдов.
театрализованные постановки
праздничные посиделки в кругу семьи
Направления работы:
1.
Познавательное направление.
–
позволяет
обогатить
родителей
знаниями
в
вопросах
развития,
воспитания, социализации детей с особыми возможностями здоровья.
Более
подробную
информацию
родители
получают
в
процессе
консультаций с различными специалистами. Например, у специалистов по
социальной
работе
по
вопросам
социально-правового
характера,
у
воспитателей по вопросам воспитания детей, у педагогов – психологов по
вопросам коррекции и развитии ребенка, у педагога дополнительного
образования по вопросам организации данной деятельности в домашних
условиях, у специалистов медицинской службы по вопросам здоровья.
2. Наглядно-информационное направление.
- информационные стенды, фотовыставки, издание печатной продукции для
родителей, работу сайта, где подробно освещается жизнь детского дома.
3. Досуговое направление.
Досуговое направление является самым привлекательным, востребованным,
полезным, но и самым трудным в организации. Оно направлено на
организацию совместной деятельности родителей и детей. У родителей
появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным
примером, обогатиться новыми впечатлениями. Данное направление
организуется через посещение родителями детских общих и групповых
мероприятий и праздников (Новый год, 23 февраля, 8 марта, дни рождения,
спортивные мероприятия), в которых родители задействованы частично или
в качестве зрителей.
Ожидаемые результаты
Работа гостиной позволит:
-
повысить
родительскую
компетентность
в
вопросах
воспитания
и
образования;
- оптимизировать детско-родительские и братско-сестринские отношения;
- установить прочные партнерские взаимоотношений между интернатом и
семьей.
Результатом сотрудничества могут стать практические материалы:
альбомы советов для родителей, дидактические материалы по оздоровлению
ребенка, дидактические пособия и рекомендаций по организации игровой,
коммуникативной, познавательно – исследовательской и художественно -
продуктивной деятельности детей.
Принцип мониторинга результативности деятельности участников
целевой группы, предлагается изучение личности с помощью методик и
диагностик:
творческих,
сенсорных
способностей,
развитие
мелкой
моторики, а также диагностика развития коммуникативных навыков (см.
приложение).
Для
каждого
участника
методика
диагностирования
подбирается индивидуально, в зависимости от его способностей и умений.
Диагностика проводится 3 раза в год: в начале учебного года
(сентябрь), промежуточная (декабрь) и итоговая (август). Цель
диагностики - выявление уровня развития коммуникативных и
познавательных способностей, усвоение детьми системы значимых
социальных и межличностных отношений, (семья, семейные
взаимоотношения) ценностно-смысловых установок общества.
Тематический план работы
№
тема
Форма проведения
цель
Сентябрь
1.
Диагностика
2.
«Моя семья»
беседа
Познакомить с
понятием семья,
значением семьи в
жизни человека.
3.
«Понятие - мама и папа»
беседа
Расширять
представления
воспитанников о
роли родителей в
семье.
4.
Грибная семейка
Аппликация
Развитие
творческих
способностей
детей.
5.
Театр. Понятие, виды
театра.
беседа
Знакомство с
понятием театр,
виды театра.
6.
Кукольный театр
(знакомство с куклой)
Подготовка
Изучение сюжета,
распределение
ролей
7.
Дом, в котором я живу
Конструирование из
лего
Развитие мелкой
моторики,
формирование
пространственных
представлений,
восприятие формы
и размера объекта.
8.
Правила поведения на
празднике, поздравления,
пожелания
Кл.час
Знакомство детей
с правилами
поведения во
время проведения
праздников,
досугов.
Октябрь
1.
«Бабушки и дедушки –
хранители семейных
традиций»
(День пожилого человека)
круглый стол, беседа
Расширять
представление о
семье.
Познакомить с
родственниками 1,
2, 3поколения.
2.
Поздравительная открытка
для бабушки
Аппликация
Изготовить
открытку своими
руками в подарок
бабушке.
3.
Театральная постановка
«Репка»
Подготовка
Изучение сюжета,
распределение
ролей
4.
Театральная постановка
«Репка»
Репетиция
Способствовать
развитию
творческой
активности и
актерского
мастерства через
репетицию
5.
Транспорт
Конструирование из
лего
Развитие мелкой
моторики,
формирование
пространственных
представлений,
восприятие формы
и размера объекта.
6.
«День отца в России»
Кл.час
Познакомить с
новой
праздничной
датой,
воспитывать
чувство гордости
за отца.
7.
«Для папы с любовью»
Мастер-класс по
изготовлению
открытки
Создание условия
для развития
творческих
способностей в
процессе
изготовления
открытки.
8.
«Поиграем, пошумим»
Развлекательный час
в спортзале
Расширять
представления
детей об
организации
досуга семьи.
9.
Театральная постановка
«Репка»
Репетиция
Способствовать
развитию
творческой
активности и
актерского
мастерства через
репетицию
Ноябрь
1.
«Коли семья вместе и душа
на месте»
Посиделки
Дать
представления об
морально-
этических нормах
взаимоотношений
в семье, развивать
знания детей о
семейных
традициях.
2.
«Краски осени»
рисование
Развитие
творческих
способностей.
3.
«Всемирный день мужчин.
Глава в доме»
Кл.час
Учить определять
положительные
мужские качества.
4.
«Зачем человеку детство?»
беседа
Познакомить
детей со
значением периода
детства в развитии
личности.
5.
«Всемирный день
сыновей»
беседа
Укрепление
семейных уз,
поддержание
семейных
ценностей
6.
Театральная постановка
«Репка»
Инсценировка
Создавать условия
для постановки
спектакля
7.
«День матери в России»
Кл.час
Повысить
социальную
значимость
материнства,
показать значимый
для ребенка образ
мамы
8.
«Сказочные мамы»
Игра-викторина
Воспитывать
чувство любви к
матери через
приобщение к
художественным
произведениям.
Декабрь
1.
«Сюрприз для мамы»
Мастер-класс
открытка
Учить создавать
сюжетную
композицию,
развивать мелкую
моторику рук.
2.
«Семейные традиции на
Руси»
Познавательный час
Формирование
уважительного
отношения к
культурным
ценностям,
обычаям.
3.
«Семейные традиции
нового года»
беседа
Формирование
представлений
детей о
новогодних
традициях в семье
4.
Изготовление новогодних
украшений
Работа с бумагой
Развитие
творческих
способностей,
коррекция мелкой
моторики
5.
Самолет
Конструирование из
лего
Учить детей
строить детали
лего по образцу.
6.
«Семья согретая любовью,
всегда надежна и крепка»
Вечер семейных игр
Развивать
представления о
родственных узах,
связей поколений
7.
«Новогодний шар»
Пластилинография
Формирование
умения работы с
пластилином
8.
Промежуточная
диагностика
Январь
1.
«Рождества волшебные
мгновения»
Посиделки
Приобщение детей
к истокам русской
народной
культуры
2.
«Этот старый Новый год»
Танцевальная
программа
Познакомить
детей со
значимостью
праздника старый
Новый год
3.
«Дом в котором мы живем»
Конкурс детских
рисунков
Обобщить и
систематизировать
знания детей о
своем доме
4.
«Семья – это то что с
тобою всегда»
Круглый стол
Воспитывать у
детей любовь к
своей семье и
своим
родственникам
5.
Театральная постановка
«Колобок»
Подготовка
Чтение сказки
«Колобок»,
распределение
ролей
6.
Театральная постановка
«Колобок»
Репетиция
Способствовать
развитию
творческой
активности и
актерского
мастерства через
репетицию
Февра
1.
«Вместе с братом иль с
сестрой замечательно
живем»
Кл.час
Сплочение братьев
и сестер,
воспитание
доброго
отношения к
родным
ль
2.
«Родные люди»
Фотовыставка
Формирование и
расширение у
детей
представлений о
семье, о родных
людях
3.
«Бравые ребята»
Спортивный
праздник
Развивать
выдержку,
выносливость,
воспитывать
чувство
патриотизма и
гордости к
российской армии
4.
Театральная постановка
«Колобок»
Репетиция
Способствовать
развитию
творческой
активности и
актерского
мастерства через
репетицию
5.
«День Защитника
Отечества»
Кл.час
Способствовать
патриотическому
воспитанию,
учащихся, вызвать
чувство гордости
за людей, живших
и живущих среди
нас.
6.
«Масленица хороша,
широка ее душа»
Посиделки
Воспитывать
интерес к
праздникам и
традициям своего
народа.
7.
«Кукла Масленка»
Мастер-класс
Закрепить знания о
праздновании
Масленицы.
Изготовление
куклы
Март
1.
Дикие животные мира
Конструирование из
лего
Закреплять знания
детей о диких
животных.
Формировать
знания детей о
деталях
конструктора –
лего, способах
крепления
2.
Театральная постановка
«Колобок»
Репетиция
Способствовать
развитию
творческой
активности и
актерского
мастерства через
репетицию
3.
Открытка для мамы
Аппликация
Воспитывать
любовь и
уважение к матери
через желание
сделать ей подарок
4.
Поздравления для мамы
Кл.час
Воспитывать
любовь и
уважение к маме,
желание
доставлять радость
близкому человеку
5.
Театральная постановка
«Колобок»
Репетиция
Способствовать
развитию
творческой
активности и
актерского
мастерства через
репетицию
6.
Поезд
Конструирование из
лего
Закреплять знания
детей о деталях
конструктора –
лего, способах
крепления
7.
Театральная постановка
«Колобок»
Инсценировка
Создавать условия
для постановки
спектакля
8.
"Беседа за чашкой чая в
кругу родных»
Чаепитие
Помочь родителям
и детям осознать
значимость семьи
в жизни человека
Апрель
1.
«Семья в куче, нестрашна и
туча» ко дню братьев и
сестер
Вечеринка
Развивать интерес
к семье и ее
членам
2.
Грузовой поезд
Конструирование из
лего
Закреплять знания
детей о деталях
конструктора –
лего, способах
крепления
3.
«Портрет моей мамочки»
Выставка рисунков
Формировать
представление
детей о самом
дорогом человеке
маме
4.
«Всемирный день дочерей»
беседа
Формирование у
детей
уважительного
отношения к
девочкам, желание
защищать девочек
5.
День здоровья
Спортивное
мероприятие
Воспитание
положительное
отношение к
здоровому образу
жизни
6.
Театральная постановка
«Петух и кот»
Подготовка
Способствовать
развитию
творческой
активности и
актерского
мастерства через
репетицию
7.
Пасхальные семейные
традиции
Кл.час
Познакомить
детей с таинством
пасхи и
народными
традициями
8.
Пасхальная открытка
Аппликация
Формировать
желание у детей
делать подарки
своим близким и
родственникам
Май
1.
Магазин мороженого
Конструирование из
лего
Учить сооружать
постройку
согласно схеме
2.
Театральная постановка
«Петух и кот»
Репетиция
Способствовать
развитию
творческой
активности и
актерского
мастерства через
репетицию
3.
«Праздник наших
дедушек»
Кл.час
Укрепить связи
между
поколениями,
воспитывать
чувство гордости
4.
«Семья-очаг любви и
верности»(Международный
день семьи)
Викторина
Воспитывать
уважительное
отношение к
родителям, умение
ценить свою
семью
5.
Театральная постановка
«Петух и кот»
Репетиция
Способствовать
развитию
творческой
активности и
актерского
мастерства через
репетицию
6.
«Платочек для бабушки»
Лепка
Способствовать
формированию у
детей украшать
предмет
фигурками из
пластилина
Июнь
1.
«Любовь детей к
родителям»
Час общения
Воспитывать
взаимопонимание,
доброжелательное
отношение друг к
другу в семье
2.
Театральная постановка
«Петух и кот»
Репетиция
Способствовать
развитию
творческой
активности и
актерского
мастерства через
репетицию
3.
Дом из мультфильма
Конструирование из
лего
Учить сооружать
постройку
согласно схеме
4.
Театральная постановка
«Петух и кот»
Инсценировка
Создавать условия
для постановки
спектакля
Июль
1.
«Семейная открытка»
Мастер-класс
Формировать
художественно-
эстетический вкус
детей
2.
Православный час «День
памяти Петра и Февроньи»
беседа
Познакомить с
историей
возникновения
этого праздника,
сформировать
представление о
семье, как о
людях, которые
живут вместе,
заботятся друг о
друге
3.
«Дарите ромашки
любимым» (символ семьи)
Мастер-класс
Формирование
понятия ценности
доброжелательных
семейных
отношений
4.
Мусоровоз
Конструирование из
лего
Закреплять знания
детей о деталях
конструктора –
лего, способах
крепления
Август
1.
«Деревенские посиделки»
Посиделки
Воспитывать
культуру общения,
для укрепления
коллективных
связей, дружеских
привязанностей
2.
«Семейные старты»
Спортивно-игровая
программа
Приобщение детей
к спорту,
здоровому образу
жизни через
спортивные
мероприятия
3.
«Семья, любовь и
верность»
Конкурс рисунков
Формирование у
детей уважения к
семейным
ценностям и
традициям.
4.
«Чай пить-долго жить»
Вечер отдыха
Вызвать у детей
интерес к истории
и национальным
традициям России
5.
Диагностика
Приложение № 1
Цветовой тест
(эмоциональные состояния)
Автор: М. Люшер
Цель:
определить
психофизиологическое состояние ребенка, его
активность и коммуникативные способности.
Процедура обследования: для диагностики потребуется 8 цветных
квадратиков, которые представлены на рисунке. Ребенку предлагается
выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а
потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для
сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на
его настроение дома, в интернате, когда он общается с мамой, другом и т. д.
Оценка результатов:
Синий
Этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их
настроение
в
целом
положительно,
хотя
присутствует
некоторая печаль. У ребенка существует потребность в
глубоком,
понимающем
его
собеседнике,
в
индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного
контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в
себе, грустят.
Зеленый
Этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний.
Они испытывают потребность быть первыми, потребность в
похвале.
Еще
для
них
значимо
уважительное
к
ним
отношение со стороны педагога и сверстников, они любят,
чтобы их ставили в пример другим.
Красный
Этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им
нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в
играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее,
активное состояние.
Желтый
Этот цвет означает, что ребенок ожидает от занятий только
хорошего,
склонен
слушаться
педагога,
выполнять
его
указания
Фиолетовый
Цвет слишком детского поведения, потребность в опеке,
похвале.
Ребенок
может
не
соблюдать
дистанцию
в
отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих,
жестких требований может капризничать, закатить истерику.
В целом настроение положительное.
Коричневый
Цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и
физического. У ребенка может болеть голова, живот, его
может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что
его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или
родителей
Черный
Этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что
происходит на занятиях, они выражают свой протест,
бунтуют,
не
подчиняются
требованиям
взрослых.
Это
состояние
открытого
конфликта
с
педагогом
или
сверстниками,
или
с
той
деятельностью,
которой
им
приходится заниматься
Серый
Цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что
ребенок
скучает
на
занятиях,
что
он
безразличен
к
происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей
указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок
не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается
выполнять требования.
Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета
говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и
серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений
за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько
комфортны для него занятия.
Приложение № 2
Методика «Разрезные картинки»
(целостное восприятие)
Автор: С.Д. Забрамная
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной
картинки.
Стимульный
материал:
предметные
картинки,
разрезанные
по
диагонали.
Проведение обследования:
взрослый показывает ребёнку четыре
части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай
целую картинку». Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части
в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание
самостоятельно.
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку
из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному
соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5
годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При
работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто
«теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при
удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно
исправляют ошибку.
Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4
частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа
действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает
картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не
закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.
Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части
картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную
на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное
изображение.
Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает
большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым
выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для
некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом
возрасте недоступным.
Принятие
и
понимание
условий
задания,
способы
выполнения,
обучаемость, отношение к результату.
1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях
обучения.
2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует
хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу
выполнения.
3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом
перебора
вариантов,
после
обучения
переходит
к
методу
целенаправленных проб.
4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно
методом проб либо практическим примериванием.
Приложение № 3
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Направлен на исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду
типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция
которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном
уровне.
Тревожность,
испытываемая
человеком
по
отношению
к
определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального
опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности
свидетельствует
о
недостаточной
эмоциональной
приспособленности
ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное
определение
степени
тревожности
раскрывает
внутреннее
отношение
ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере
взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском
саду, школе.
Экспериментальный материал : 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух
вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на
рисунке
изображен
мальчик).
Каждый
рисунок
представляет
собой
некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке
не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя
дополнительными
рисунками
детской
головы,
по
размерам
точно
соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных
рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Проведение
исследования:
Рисунки
показывают
ребенку
в
строго
перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной
комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
Инструкция.
1.
Игра с младшими детьми. "Как ты думаешь, какое лицо будет у
ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами"
2.
Ребенок и мать с младенцем. "Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой
и малышом"
3.
Объект агрессии. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное?"
4.
Одевание. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка
печальное или веселое? Он (она) одевается"
5.
Игра со старшими детьми. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми"
6.
Укладывание спать в одиночестве. "Как ты думаешь, какое лицо будет
у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать"
7.
Умывание. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое
или печальное? Он (она) в ванной"
8.
Выговор. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое?"
9.
Игнорирование. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное?"
10.
Агрессивное нападение "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: печальное или веселое?"
11.
Собирание игрушек. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки"
12.
Изоляция. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое?"
13.
Ребенок с родителями. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой"
14.
Еда в одиночестве. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое? Он (она) ест".
Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется
название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка
можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть
подготовлены заранее).
Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются
количественному и качественному анализу.
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка
(ИТ),
который
равен
процентному
отношению
числа
эмоционально
негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = ( Число эмоциональных негативных выборов/14)
х100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3
группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый
ответ
ребенка
анализируется
отдельно.
Делаются
выводы
относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной
(и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением
обладают рис. 4 ("Одевание"), 6 ("Укладывание спать в одиночестве"), 14
("Еда в одиночестве"). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный
эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети,
делающие
отрицательные
эмоциональные
выборы
в
ситуациях,
изображенных на рис. 2 ("Ребенок и мать с младенцем"), 7 ("Умывание"), 9
("Игнорирование") и 11 ("Собирание игрушек"), с большей вероятностью
будут обладать высоким или средним ИТ.
Приложение № 4
Методика «Найди отличия»
(устойчивость и переключаемость внимания)
Цель: определить уровень внимания: насколько ребенок в состоянии,
сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного,
практически их использовать, решая наглядные задачи.
Процедура проведения: перед ребенком на столе кладут по очереди 2
картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20-30 сек. Инструкция: «На
этик картинка одинаковые изображения, но что-то в них есть разное. Найди
отличия на картинках». Необходимо внимательно посмотреть на две пары
картинок и отметить, чем они отличаются.
Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй
— 7. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 бал-
лов. Время на выполнение этого задания – 4 минуты.
Анализ результатов:
16 – 17 баллов — высокий уровень;
13-15 баллов — выше среднего;
8-12 баллов – средний уровень;
4-7 балла — ниже среднего;
0-3 балла — низкий уровень.
Приложение № 5
Методика «Рукавички»
автор Г.А.Цукерман
(коммуникативные способности)
Цель: организация сотрудничества, умение слышать, слушать и понимать
партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению
рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы
одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и
карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого
они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала
надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к
рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую
и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценки «Рукавички»
· продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства
узоров на рукавичках;
· умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение
убеждать, аргументировать и т.д.;
· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети
друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
· взаимопомощь по ходу рисования,
· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное
(работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют
друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг
друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет
сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию,
настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или
форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим
узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к
согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают
способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за
реализацией принятого замысла.