Автор: Султанмуратова Альфия Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Кармаскалинский филиал МАДОУ детский сад №1
Населённый пункт: Республика Башкортостан Кармаскалинский район
Наименование материала: конспект занятия по речевому развитию
Тема: "Путешествие в страну Звукляндию" в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Кармаскалинский филиал МАДОУ детский сад № 1
муниципального района
Кармаскалинский район Республики Башкортостан
Конспект открытого
занятия по речевому развитию на
тему:
«Путешествие в страну
«Звукляндию»
в старшей группе
Воспитатель:
Султанмуратова А.Р.
с. Кармаскалы – 2025г.
Цель: Закрепление представлений детей о звуке «Л» и букве (Л).
Задачи:
Образовательные: Актуализация представлений детей о звуках речи.
Закреплять умение выделять звук «Л» на фоне слова, определять его место в
слове. Автоматизация звука «Л». Формировать умение использовать
предлоги в предложениях. Закреплять навыки самообразования, умение
согласовывать существительное с прилагательным. Закреплять умение
участвовать в общей беседе, внимательно слушать.
Развивающие:развивать межполушарное взаимодействие.Укрепление
органов артикуляции и корректную работу. Развивать координацию
движений и равновесия путем воздействия на стопу. Развивать мышление,
зрительную память, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества,
самостоятельности и активности.
Средства: Артикуляционные карточки молоточек с присоской,
балансировочная дорожка, массажные коврики, одноразовые стаканчики,
мемори-шашка, пластиковые стульчики, крупа, разноцветные маленькие
шарики мячики.
Предварительная работа: Разучивание упражнений артикуляционной
гимнастики, нейрогимнастики, физкультминутки. Игры с артикуляционными
фигурками.
Ход занятия:
- Ребята мы сегодня с вами отправимся в путешествие в страну
«Звукляндию». Там живет Незнайка и ему нужна наша помощь. Давайте
отправимся в эту страну и спросим у Незнайки,что же у него случилось.
- Ну чтобы, попасть в эту страну нам нужно выполнить задания. Вы готовы?
(задания с нейрогимнастикой). (На столе упражнения с нейрогимнастикой).
Ну вот мы справились с заданием и попали в волшебную страну (вокруг
буквы из картона).
А нас уже здесь встречают (выходит Незнайка-герой).
Незнайка: здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Здравствуй Незнайка. Как только мы узнали, что тебе нужна
помочь, мы сразу отправились в путь. Расскажи нам Незнайка, что у тебя
случилось?
Незнайка: Ребята, в моей стране живут много звуков и букв.
Воспитатель: Ребята, скажите, а чем отличаются звуки и буквы (звуки мы
слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
Незнайка: Мои буквы и звуки живут дружно и когда они собираются вместе,
получаются слова и предложения.
Но, у нас украли наш звук «Л». А без него у нас не получаются слова и
предложения. Вы нам сможете помочь вернуть наш звук: «Л»? Вот
послушайте, нам отправили вот такую звукозапись (звучит звукозапись):
Если вы хотите вернуть ваш звук «Л», то вам нужно выполнить задания.
Конверт с заданиями, я оставил на столе (на столе находим конверт с
заданиями).
Воспитатель: Поможем Незнайке, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы, готовы? А вот и первое задание (на столе цифра номер 1,
карточки, перевернутые с артикуляционными картинками вниз). Ребята, нам
нужно молоточком (молоточек с присоской) достать карточку, назвать
картинку и выполнить гимнастику (артикуляционную). Гимнастика: «Качели»,
«Часы», «Варенье», «Чистим зубки», «Орешки», «Язычок пошел в гости».
(перевернуть 5 картинок).
Воспитатель Молодцы, с первым заданием справились.
Незнайка: А я вижу второе задание, давайте посмотрим что нужно сделать
(читает): Нужно найти (в контейнере с гречкой) фигурки (со звуком «Л») в
крупе, назвать фигурку и найти в нем звук: «Л» и определить его место в
слове (в начале, в середине, в конце).
Воспитатель: Молодцы. А какие бывают звуки? Правильно гласные и
согласные. А какими цветами мы обозначаем (гласные красным, а согласные
синим). А наш звук «Л» какой он гласный или согласный? Правильно
согласный и каким цветом, мы его обозначим? (синим).
А теперь прочтем третье задание (читаю задание). Нужно пройти по дорожке
(балансирующие дорожки + массажные коврики), взять букву, произнести
его и сказать какой это звук гласный или согласный и положить в нужное
ведерко: гласные в красное, а согласные в синие. Затем взять из стаканчика
шахмат (мемори-шахматы) и пройти дальше. (Каждый ребенок берет одну
букву и один шахмат и проходит по всем дорожкам). А теперь ребята нужно
собрать шахматы. Называем слова со звуком «Л» и ставим шахмат.
Молодцы, мы справились с этим заданием.
Физкультминутка: Буква Л.
Буквой Л расставим ноги, (ноги на ширине плеч)
Словно в пляске руки в боки. (руки на пояс)
Наклонившись влево, вправо, (наклоны)
Получается на славу! (развести руками)
Буква Л для всех важна (погрозить правой рукой)
Л для многих слов нужна: (погрозить пальцем левой руки)
Самолету (полететь как самолет) и лягушке (попрыгать как лягушка)
Солнцу, (руки вытянуть вверх) листику (потрясти кистями
рук) хлопушке. (хлопнуть в ладоши)
Воспитатель: читаю 4 задание: нужно определить расположение каждой
фигурки (на столе лежат фигурки, стульчики маленькие расположенные в
разном расположение от фигурки). Например: Лев находится слева от
красного стульчика, лиса находится перед синим стульчиком и т.д. Вот, мы и
справились с 4 заданием.
Молодцы мы справились с о всеми заданиями. Ой смотрите ребята, какой -
то сундучок нам оставили, давайте посмотрим, что там (находим букву). Вот
нам вернули звук «Л». Как называется этот звук, давайте вместе повторим.
Незнайка: как же я ряд, все мои звуки на месте. Спасибо вам ребята,
большое за помощь. И от меня вам гостинцы возьмите.
Анализ занятия: Вам понравилось наше путешествие. Что больше всего
понравилось. Какой звук мы с вами искали? Какие задания больше всего
запомнились?