Автор: Каримова Фарида Наилевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №35"
Населённый пункт: НМР РТ
Наименование материала: статья
Тема: : "Нарушения осанки у детей в современной школе".
Раздел: среднее образование
Тема: «Нарушения осанки у детей в современной школе».
В настоящее время проблема нарушений осанки является одной из
наиболее
распространенных и
сложных.
По данным
специалистов, распространенность
нарушений
осанки
среди
детей,
подростков и молодежи достигает 80-90%. В первую очередь, это связанно
со снижением уровня двигательной активности и изменениями образа жизни
современного человека, обусловленными научно-техническим прогрессом.
Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой
гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям
осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни
позвоночника, нервной системы и внутренних органов.
Осанка является
комплексным
показателем
состояния
здоровья
детей,
и
безобидные
функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям
опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями.
Многие люди считают эту патологию не столь существенной в ряду
других более серьезных и опасных заболеваний. Существует прямая связь
между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом
красоты, но и крепкого здоровья. Ведь именно с нарушений в позвоночнике и
начинаются серьезные беды и уже потом те самые опасные заболевания,
которые заставляют нас задуматься.
Сохранение
правильной
осанки
с
детства
является
основной
профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь
неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой
утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная
осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является
предвестником других серьёзных заболеваний.
Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах,
позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса,
особенностей фигуры.
Профилактика
нарушения
осанки у
детей
школьного
возраста
невозможна
без
правильно
организованного,
управляемого
процесса
физического воспитания, цель которого конкретизируется следующими
оздоровительными
задачами:
профилактикой
нарушения
осанки;
гармоничным развитием всех физических качеств; достижением должного
уровня
физического
состояния,
обеспечивающего
высокий
уровень
физического здоровья.
Главным компонентом физического воспитания являются физические
упражнения.
При
выборе
управляющих
воздействий
и
составления
физкультурно-оздоровительных программ следует учитывать особенности
применения средств, методов и форм организации занятий в различные
возрастные периоды, связанные с закономерностями развития в онтогенезе и
индивидуальными особенностями организма детей.
Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. При
правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка
легкой и упругой. И наоборот, как часто приходится встречать людей разного
возраста, хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит
сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова.
Формирование
осанки
начинается
с
самого
раннего
возраста
и
продолжается
до
завершения
роста
костей.
Неправильная
осанка
способствует развитию ранних «неправильных» изменений в позвоночнике.
Осанка
определяется
позицией
позвоночника,
имеющего
четыре
физиологических изгиба. Правильная осанка называется нормальной и имеет
четкие критерии.
Нормальная осанка характеризуется:
* прямым положением головы и позвоночника;
* симметричными надплечьями, лопатками;
* практически горизонтальной линией ключиц;
* одинаковыми треугольниками талии (те «окошки», что образованы
контуром талии и опущенными руками);
* симметричным положением ягодиц;
* ровными линиями крыльев таза;
* вертикальным направлением линии остистых отростков позвоночника;
* одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением
стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков
пальцев).
Осанка достаточно сильно зависит и от психического состояния
человека. Очень большое влияние на осанку оказывает развитость мышц
шеи, спины, живота, нижних конечностей, а также сила этих мышц, которая
определяет,
насколько
долго
они
могут
находиться
в
статическом
напряжении. Кроме того, важным фактором являются эластические свойства
межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканных образований
суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей.
Виды нарушений осанки.
Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но
создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и
внутренних органов.
Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего
ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются
вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены.
У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон
головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные»
лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус
мышц всего туловища.
Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина)
характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед,
выпячиванием
и
свисанием
живота
(нередко висцероптозом вследствие
слабости
мышц
брюшного
пресса),
большим
углом
наклона
таза,
максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с
плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена вперёд,
выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает.
Нарушение
осанки
у
детей
по
типу
плоско-вогнутой
спины
сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза,
выпячиванием живота и ягодиц.
При
асимметричной
осанке
у
детей
отмечается
дугообразная
деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо;
наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.
Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению
функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая
плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной
клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную
недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями
осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены
заболеваемости
ОРЗ, бронхитом, пневмонией,
предрасположены
к
туберкулезу.
Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника
развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение
желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа
могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные
боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут
приводить
к
развитию
дегенеративных
изменений
позвоночника
(остеохондроза), деформаций
грудной
клетки,
межпозвоночных
грыж,
сколиоза, деформирующего остеоартроза.
Причины нарушения осанки.
Осанка развивается в процессе индивидуального становления на основе
наследственных факторов и под воздействием воспитания. В младшем
школьном возрасте осанка ребенка только формируется. Этот процесс
происходит под влиянием многих факторов: характера строения и степени
развития
костной
системы,
связочно-суставного
и
нервно-мышечного
аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и
строения
организма
вследствие
некоторых
заболеваний,
особенно
перенесенных в раннем детстве.
Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может
улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки
возрастает в период активного роста в 5–7 лет и в период полового
созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во
многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы,
развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей. Одними из
причин, которые могут привести к нарушению осанки в школьном возрасте,
являются неправильное положение тела при занятиях и во время сна, частое
использование.
В
частности,
причиной
развития
круглой
спины
может
быть
систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа
«калачиком», когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы
находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер
укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от
равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза
и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя.
Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также
приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.
В основе нарушений осанки часто лежит и недостаточная двигательная
активность
детей
(гипокинезия)
или
нерациональное
увлечение
однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание. Кроме
того,
появление
неправильной
осанки
связано
с
недостаточной
чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение
позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с
ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
В современном обществе существует много негативных факторов,
влияющих на здоровье детей и подростков. Одним из самых актуальных
является пользование гаджетом. В настоящее время мобильные телефоны
есть практически у каждого ребенка. Негативное влияние на осанку ребенка
оказывает не сам телефон, а использование телефона и планшета не по
назначению. Особенно негативно этот фактор сказывается на здоровье
позвоночника, если ребенок проводит за телефоном по несколько часов в
день и не уделяет достаточно времени физической активности и спорту. Так
же негативное воздействие на осанку ребенок влияет компьютер. Ребенок
сидит перед компьютером, развалившись в кресле, или напротив постоянно
сутулится и нагибается вперед, его позвоночник деформируется. Это в свою
очередь приводит к болям в спине, головным болям, неправильному
формированию позвоночника и развитию сколиоза. Чтобы уменьшить вред
от
компьютера
для
опорно-двигательного
аппарата,
достаточно
организовывать регулярные перерывы в течение нескольких минут и делать
несложные упражнения: приседания, наклоны, повороты корпуса, шеи,
производить вращение руками в локтевых суставах, в кистях, сжимать и
разжимать кулаки.
Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда,
заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная
освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и
другие. Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными,
и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с
трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать
врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.
Таким образом, нарушения чаще всего возникают при гиподинамии,
неправильной позе при работе и отдыхе, длительное применение телефона,
планшета или смартфона становится одним из главных врагов для
позвоночника, носят функциональный характер и связаны с изменениями
опорно-двигательного аппарата, при которых возникают «ошибочные»
условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела,
мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Боли в шее,
усиленная нагрузка на мышцы и связки – все это приводит к нарушению
осанки в верхних отделах позвоночного столба.
Методы профилактики нарушения осанки.
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть
комплексной и включать:
1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
2. Правильная и точная коррекция обуви, устранение функционального
укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация
дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
3. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время
сна, бодрствования, питания и т.д.);
4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия
физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге,
неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом,
дома в кресле и т.д.);
6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при
ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
7. Плавание.
Методы коррекции нарушений осанки.
В большинстве случаев одной профилактики недостаточно. Обычно
заниматься своим здоровьем или здоровьем своих детей мы начинаем не
заранее, а тогда, когда уже поставлен более или менее серьезный диагноз.
Диагноз «плохая осанка» можно не глядя ставить любому, но все-таки
желательно обратиться к ортопеду и врачу лечебной физкультуры. Точный
диагноз и квалифицированные советы специалистов помогут правильно
организовать лечение.
Самое главное средство профилактики и самый необходимый компонент
лечения заболеваний позвоночника — это выработка навыка правильной
осанки. К сожалению, это очень трудная задача, не столько для ребенка,
сколько для родителей. Сама по себе хорошая осанка может сформироваться
в исключительных случаях, у совершенно здорового, переполненного
энергией, гармонично физически развитого ребенка
Даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника
их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять
упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного
аппарата,
причем
в
соответствии
с
методическими
указаниями.
Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто
переносит нагрузку с мышц, которые мы хотим тренировать, на другие
мышечные группы. Перед тем как приступать к собственно тренировке,
необходимо научиться правильно, выполнять упражнения. Это также
является одной из основных задач начального этапа.
Общеразвивающие
и
дыхательные
упражнения,
упражнения
на
координацию
движений,
на
выработку
навыка
правильной
осанки
выполняют независимо от индивидуальных особенностей нарушений осанки.
Специальные упражнения для укрепления и растягивания мышц, увеличения
подвижности позвоночника подбирают индивидуально, с учетом типа
нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб.
При типичных нарушениях осанки нарушения мышечного тонуса более
или менее одинаковы, и при их коррекции следует использовать одинаковые
группы упражнений.
При сутуловатости и круглой спине следует уделить больше внимания
укреплению мышц спины и плечевого пояса, расслаблению и растягиванию
мышц
груди,
осторожно
увеличивать
подвижность
грудного
отдела
позвоночника.
При кругло-вогнутой спине необходимо укреплять мышцы живота,
спины, задней поверхности бедер, плечевого пояса и растягивать мышцы
груди,
поясницы
и
передней
поверхности
бедер.
Следует
избегать
укрепления мышц поясницы и усиления поясничного лордоза. Для этого при
тренировке мышц живота в положении лежа на спине надо прижимать
поясницу к полу и выше поднимать ноги (лордоз при этом уменьшается); при
упражнениях для мышц спины в положении лежа на животе поднимать
только голову и плечи, а под живот можно подкладывать небольшую
подушку.
При плоской спине следует укреплять все группы позвоночных мышц,
мышцы плечевого пояса и ног, осторожно развивать подвижность грудного
отдела позвоночника и избегать излишнего увеличения поясничного лордоза.
При плосковогнутой спине необходимо укреплять все группы мышц, кроме
мышц поясницы (их надо растягивать, чтобы уменьшить поясничный
лордоз), обратить особое внимание на укрепление мышц задней поверхности
бедер и брюшного пресса.
При асимметричной осанке надо особенно осторожно относиться к
упражнениям,
увеличивающим
подвижность
позвоночника,
а
при
выполнении упражнений особое внимание обращать на симметричное
положение тела.
В частности, при сколиозе грудной отдел позвоночника значительно
чаще бывает изогнут, выпуклостью вправо, а позвонки при взгляде сверху —
закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда
называют школьным сколиозом — именно так изгибается и поворачивается
позвоночник в обычной удобной, но неправильной позе при письме правой
рукой.
Как первоклассник сидит, когда делает уроки? Чаще всего — в
полумраке, за обеденным или письменным столом, рассчитанным на
взрослого, и на взрослом стуле. Столешница при этом находится на уровне
подбородка, плечи — выше ушей, спина, чтобы опереться на спинку стула,
выгибается так, что смотреть на нее больно, и в поясничном отделе
формируется кифоз вместо лордоза. Или ребенок сидит боком на краешке
стула, формируя себе классическую сколиотическую осанку. Или держит
книгу на коленях, формируя себе... И так далее. Тоже самое происходит и в
школе — старинных удобных парт теперь не делают, и школьники от
первого до одиннадцатого класса сидят на стульях и за столами,
рассчитанными на пятиклассника среднего роста. На ситуацию в школе, тем
более при кабинетной системе, вы повлиять не можете. Но можете (и
должны!) организовать рабочее место школьника дома. Современный
человек ведет сидячий образ жизни, поэтому необходимой и полезной
является привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник.