Напоминание

Функциональная грамотность в работе классного руководителя


Автор: Каримова Фарида Наилевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №35"
Населённый пункт: НМР РТ
Наименование материала: статья
Тема: Функциональная грамотность в работе классного руководителя
Раздел: среднее образование





Назад




Функциональная грамотность в работе классного руководителя.

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим

человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат,

способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные

качества формируются в школе.

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному

руководителю.

Деятельность классного руководителя многогранна и многообразна, нет

работы более сложной и трудной. И вместе с тем нет в школе работы более

интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству

классным коллективом.

Именно

сегодня

классный

руководитель

играет

важную

роль

в

формировании

функциональной

грамотности

учащихся.

Хорошему

классному руководителю не безразлично какими его воспитанники выйдут в

жизнь, как они смогут адаптироваться в обществе.

Цель классного руководства — содействие индивидуальному развитию

личности и поддержка в нелегком вхождении школьников в общественную

жизнь.

Этим

объясняется

актуальность

развития

функциональной

грамотности у школьников на уровне общества.

Задача

классного

руководителя

оказывать

помощь

и

содействие

учителям в формировании читательской и других видов функциональной

грамотности,

вести

разъяснительную

работу

с

обучающимися

и

их

родителями

(законными

представителями)

о

важности

формировании

функциональной

грамотности

для

успешного

определения

ребенка

в

социуме.

В работе современного классного руководителя важно не заставлять детей

заучивать и повторять алгоритм определённых действий, а способствовать

осмыслению ситуации самими воспитанниками, формировать потребности в

приобретении необходимой информации, овладении определённым способом

действий и умении ориентироваться в том, в каких ситуациях он может

применить полученные знания и умения.

Основные признаки функционально грамотной личности

– человек

самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей, обладающий

определёнными качествами и способностями:

- Способность выбирать и использовать различные технологии.

- Способность видеть проблемы и искать пути их решения.

- Способность учиться на протяжении жизни.

Функционально грамотный человек владеет механизмом быстрой адаптации

в

современном

мире.

Формирование

Функциональной

грамотности

классным руководителем направлено на решение, в основном, бытовых

проблем и связано с решением стандартных задач. Функциональная

грамотность

человека

обнаруживается

в

конкретных

обстоятельствах

определенной ситуации. Результат его деятельности характеризует человека

или как грамотного или как функционально неграмотного.  

Выпускнику, приехавшему из небольшого города и поступившему в

различные учебные заведения страны, очень непросто адаптироваться в

социуме, не потеряться в многотысячной толпе.

Понятно, что любой школьник хочет быть социально успешным, его

родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка

во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной

грамотности

обоснована

еще

и

тем,

что

субъекты

образовательной

деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных

достижениях

обучающихся,

чему

способствует

их

функциональная

грамотность.

Индикаторы функциональной грамотности:

-общая функциональная грамотность;

-функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях;

-компьютерная грамотность;

-информационная грамотность;

-коммуникативная грамотность;

- функциональная грамотность при решении бытовых проблем.

Все индикаторы находят отражение в работе классного руководителя и

реализуются

в

ходе

воспитательных

мероприятий.

Например,

общая

функциональная грамотность формируется в ходе таких мероприятий как

«Посвящение в лицеисты»- где ребята знакомятся с новым классным

руководителем, час доверия), которые требуют умения отвечать на вопросы,

не испытывая затруднения в построении фраз, подборе слов, в написании

мини-сочинений (поздравление другу, послание однокласснику).

Функциональная

грамотность

действий

в

чрезвычайных

ситуациях

формируется в ходе таких традиционных мероприятий школы как День

здоровья, Дни безопасности, Эстафеты, «Литературная гостиная», Дружба

народов.

Ребята

учатся

оказывать

первую

медицинскую

помощь

пострадавшему, обращаться за экстренной помощью к специализированным

службам, заботиться о своем здоровье, вести себя в ситуациях угрозы личной

безопасности, умение работать в команде.

Функциональная грамотность при решении бытовых проблем формируется в

ходе таких мероприятий как «Трудовой десант» - уборка территории школы,

скверов, операция «Уют» - наведение порядка в классе, дежурство по классу,

генеральная уборка, эти мероприятия учат школьников планировать свою

деятельность, правильно распределять время, выбирать орудия труда. «Час

финансовой грамотности» - учит грамотно распределять бюджет и как не

попасться на уловки мошенников.

Настоящая кладезь для развития функциональной грамотности - реализация

социально значимых проектов. Здесь прослеживаются такие индикаторы как:

-компьютерная;

-информационная;

-коммуникативная грамотность.

В ходе реализации проекта школьники учатся искать информацию в сети

Интернет, пользоваться электронной почтой; работать с электронными

таблицами; находить и отбирать необходимую информацию из книг,

справочников, грамотно использовать информацию из СМИ; работать в

группе, уметь расположить к себе других людей; владеть своим настроением

уметь приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям,

организовать работу группы.

В итоге мы надеемся, что наши выпускники смогут:

-решать различные учебные и жизненные задачи;

-строить социальные отношения;

-стремиться к дальнейшему образованию.

Системное использование на уроках и во внеурочное время форм и методов

обучения, способствующих формированию функциональной грамотности:

ролевые игры, деловые игры, работа в группах, парах, метод проектов и др.

Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот

главные качества, которыми должны овладеть учащиеся 21 века.

Классные

руководители

осуществляют

работу

по

формированию

Функциональной грамотности на классных часах, мероприятиях, экскурсиях

и т.п

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно

представить в виде плодового дерева.

Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой

личности, приходящему в школу, необходимы знания, умения и навыки.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной

работой,

используя

современные

педагогические

технологии,

дерево

незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения,

яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных,

способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка - классный руководитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно

пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы

педагога

нельзя

сформировать,

добиться

развития

функциональной

грамотности у школьников.



В раздел образования