Автор: Каримова Фарида Наилевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №35"
Населённый пункт: НМР РТ
Наименование материала: статья
Тема: Функциональная грамотность в работе классного руководителя
Раздел: среднее образование
Функциональная грамотность в работе классного руководителя.
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим
человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат,
способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные
качества формируются в школе.
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному
руководителю.
Деятельность классного руководителя многогранна и многообразна, нет
работы более сложной и трудной. И вместе с тем нет в школе работы более
интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству
классным коллективом.
Именно
сегодня
классный
руководитель
играет
важную
роль
в
формировании
функциональной
грамотности
учащихся.
Хорошему
классному руководителю не безразлично какими его воспитанники выйдут в
жизнь, как они смогут адаптироваться в обществе.
Цель классного руководства — содействие индивидуальному развитию
личности и поддержка в нелегком вхождении школьников в общественную
жизнь.
Этим
объясняется
актуальность
развития
функциональной
грамотности у школьников на уровне общества.
Задача
классного
руководителя –
оказывать
помощь
и
содействие
учителям в формировании читательской и других видов функциональной
грамотности,
вести
разъяснительную
работу
с
обучающимися
и
их
родителями
(законными
представителями)
о
важности
формировании
функциональной
грамотности
для
успешного
определения
ребенка
в
социуме.
В работе современного классного руководителя важно не заставлять детей
заучивать и повторять алгоритм определённых действий, а способствовать
осмыслению ситуации самими воспитанниками, формировать потребности в
приобретении необходимой информации, овладении определённым способом
действий и умении ориентироваться в том, в каких ситуациях он может
применить полученные знания и умения.
Основные признаки функционально грамотной личности
– человек
самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей, обладающий
определёнными качествами и способностями:
- Способность выбирать и использовать различные технологии.
- Способность видеть проблемы и искать пути их решения.
- Способность учиться на протяжении жизни.
Функционально грамотный человек владеет механизмом быстрой адаптации
в
современном
мире.
Формирование
Функциональной
грамотности
классным руководителем направлено на решение, в основном, бытовых
проблем и связано с решением стандартных задач. Функциональная
грамотность
человека
обнаруживается
в
конкретных
обстоятельствах
определенной ситуации. Результат его деятельности характеризует человека
или как грамотного или как функционально неграмотного.
Выпускнику, приехавшему из небольшого города и поступившему в
различные учебные заведения страны, очень непросто адаптироваться в
социуме, не потеряться в многотысячной толпе.
Понятно, что любой школьник хочет быть социально успешным, его
родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка
во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной
грамотности
обоснована
еще
и
тем,
что
субъекты
образовательной
деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных
достижениях
обучающихся,
чему
способствует
их
функциональная
грамотность.
Индикаторы функциональной грамотности:
-общая функциональная грамотность;
-функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях;
-компьютерная грамотность;
-информационная грамотность;
-коммуникативная грамотность;
- функциональная грамотность при решении бытовых проблем.
Все индикаторы находят отражение в работе классного руководителя и
реализуются
в
ходе
воспитательных
мероприятий.
Например,
общая
функциональная грамотность формируется в ходе таких мероприятий как
«Посвящение в лицеисты»- где ребята знакомятся с новым классным
руководителем, час доверия), которые требуют умения отвечать на вопросы,
не испытывая затруднения в построении фраз, подборе слов, в написании
мини-сочинений (поздравление другу, послание однокласснику).
Функциональная
грамотность
действий
в
чрезвычайных
ситуациях
формируется в ходе таких традиционных мероприятий школы как День
здоровья, Дни безопасности, Эстафеты, «Литературная гостиная», Дружба
народов.
Ребята
учатся
оказывать
первую
медицинскую
помощь
пострадавшему, обращаться за экстренной помощью к специализированным
службам, заботиться о своем здоровье, вести себя в ситуациях угрозы личной
безопасности, умение работать в команде.
Функциональная грамотность при решении бытовых проблем формируется в
ходе таких мероприятий как «Трудовой десант» - уборка территории школы,
скверов, операция «Уют» - наведение порядка в классе, дежурство по классу,
генеральная уборка, эти мероприятия учат школьников планировать свою
деятельность, правильно распределять время, выбирать орудия труда. «Час
финансовой грамотности» - учит грамотно распределять бюджет и как не
попасться на уловки мошенников.
Настоящая кладезь для развития функциональной грамотности - реализация
социально значимых проектов. Здесь прослеживаются такие индикаторы как:
-компьютерная;
-информационная;
-коммуникативная грамотность.
В ходе реализации проекта школьники учатся искать информацию в сети
Интернет, пользоваться электронной почтой; работать с электронными
таблицами; находить и отбирать необходимую информацию из книг,
справочников, грамотно использовать информацию из СМИ; работать в
группе, уметь расположить к себе других людей; владеть своим настроением
уметь приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям,
организовать работу группы.
В итоге мы надеемся, что наши выпускники смогут:
-решать различные учебные и жизненные задачи;
-строить социальные отношения;
-стремиться к дальнейшему образованию.
Системное использование на уроках и во внеурочное время форм и методов
обучения, способствующих формированию функциональной грамотности:
ролевые игры, деловые игры, работа в группах, парах, метод проектов и др.
Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот
главные качества, которыми должны овладеть учащиеся 21 века.
Классные
руководители
осуществляют
работу
по
формированию
Функциональной грамотности на классных часах, мероприятиях, экскурсиях
и т.п
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно
представить в виде плодового дерева.
Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой
личности, приходящему в школу, необходимы знания, умения и навыки.
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной
работой,
используя
современные
педагогические
технологии,
дерево
незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения,
яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных,
способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка - классный руководитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно
пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы
педагога
нельзя
сформировать,
добиться
развития
функциональной
грамотности у школьников.