Автор: Момот Наталья Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ ВМО "Кипеловская средняя школа"
Населённый пункт: п. Кипелово, Вологодской области
Наименование материала: конспект интегрированного урока география, химия
Тема: Металлургическая отрасль Вологодской области: химия и география стального пути
Раздел: среднее образование
Металлургическая отрасль Вологодской области:
химия и география стального пути
Конспект интегрированного урока (география, химия)
Предметы: география (экономическая и социальная), химия (неорганические вещества, металлы).
Класс: 9 класс
Тип урока: Интегрированный урок изучения нового материала с элементами практической работы.
Форма проведения: комбинированный урок с использованием ИКТ и групповой работы.
Продолжительность: 45 минут.
Цели урока:
Образовательные:
- формирование комплексного представления о металлургическом производстве как важной
отрасли промышленности;
- установление географических факторов размещения предприятий черной металлургии
Череповецкого металлургического комбината;
- изучение основных химических процессов, лежащих в основе получения чугуна и стали;
- выявление взаимосвязи химических процессов и географических особенностей территории в
развитии металлургии.
Развивающие:
- развивать навыки анализа географических карт, статистических данных, химических схем и
уравнений;
- развивать критическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи (между
химическим составом сырья и технологией, между размещением производства и экологическими
последствиями);
- формировать умения работы в группах, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- развивать интерес к изучению химии и географии как взаимосвязанных наук.
Воспитательные:
- прививать бережное отношение к природным ресурсам и окружающей среде;
- формировать представление о значимости промышленного производства для экономики региона
и страны;
- способствовать формированию научного мировоззрения, показывая применимость научных
знаний в реальной жизни;
-продолжить формировать чувство гордости за трудовые достижения жителей Вологодской
области.
Задачи урока:
- определить географические особенности размещения Череповецкого металлургического
комбината;
- охарактеризовать сырьевую базу и транспортные пути комбината;
- изучить химизм доменного процесса и получения стали;
- выявить основные виды экологического воздействия металлургического производства на
окружающую среду;
- проанализировать значимость металлургии для Вологодской области.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
- осознание значения химии и географии в повседневной жизни, промышленности и для
устойчивого развития региона;
- формирование экологического сознания, признание ценности здоровья и безопасного образа
жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- умение работать с различными источниками информации (текст, карта, схемы, видео),
анализировать и синтезировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логические рассуждения.
Регулятивные УУД:
- умение целеполагания, планирования своей деятельности, контроля и оценки результатов своей
работы.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Предметные:
География:
- знание географии размещения крупнейших металлургических предприятий России и
Вологодской области;
- умение объяснять факторы размещения металлургических комбинатов;
- представление о роли транспортного фактора и сырьевой базы;
- оценка экологических проблем, связанных с металлургией.
Химия:
- знание основных химических реакций, лежащих в основе получения чугуна и стали;
- понимание роли сырьевых материалов (руда, кокс, флюс);
- умение составлять уравнения реакций получения железа из оксидов;
- знание химического состава основных загрязнителей окружающей среды, образующихся при
металлургическом производстве.
Оборудование:
Физическая карта России, экономическая карта России, карта Вологодской области.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Интерактивная доска / мультимедийный проектор.
Презентация с фотографиями Череповецкого комбината, схемой доменной печи,
видеофрагментами производства.
Раздаточный материал для групп (карточки с заданиями, тексты, схемы).
Образцы руды, чугуна, стали.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин.)
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Учитель географии: «Сегодня у нас необычный урок, он объединит знания по географии и химии.
Мы отправимся в путешествие в мир металлургии Вологодской области»
II. Мотивация и актуализация знаний (5 мин.)
Учитель химии: «Посмотрите вокруг: ручки, телефоны, автомобили, здания… Что их объединяет?
Металлы! Металлы играют огромную роль в нашей жизни. Но как они попадают к нам?»
(подведение к теме получения металлов из руд).
Учитель географии: «Металлургия – одна из базовых отраслей промышленности. Но почему
крупные металлургические комбинаты располагаются именно там, где они располагаются?
Например, наш Череповецкий комбинат. Почему он возник именно в Вологодской области, вдали
от основных месторождений железных руд и коксующихся углей?» (постановка проблемного
вопроса урока).
Объявление темы: «Металлургическая отрасль Вологодской области: химия и география
стального пути»
III. Изучение нового материала (20 мин.)
А. Географический аспект (10 мин.)
Учитель географии
Поиск на карте и факторы размещения:
Учащиеся находят Вологодскую область и Череповец на карте.
«Какие факторы, на ваш взгляд, могли повлиять на выбор места для такого гиганта?»
(Выслушиваются предположения: сырьё, энергия, вода, транспорт, потребитель, трудовые
ресурсы).
Сырьевая база (с использованием карты):
«Череповецкий комбинат работает на привозном сырье. Откуда доставляются железная руда и
коксующийся уголь?» (Показ на карте: руда – Кольский п-ов (Ковдор), Карелия; уголь –
Печорский бассейн).
Обсуждение транспортного фактора: «Почему именно Череповец? (Водный путь – Волго-
Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, железные дороги, пересечение путей доставки
сырья и отправки готовой продукции)»
Водный фактор: р. Шексна.
Энергетический фактор:
поступает за счёт собственной генерации.
Стратегия компании —
достичь 95% собственной выработки электроэнергии в общем объёме потребления
Трудовые ресурсы: Наличие города с населением в 300 тыс. человек
Значение для региона: «Каково значение Череповецкого комбината, ПАО «Северсталь», для
Вологодской области?» (Крупный работодатель, налоги, развитие инфраструктуры).
Экологические проблемы: Обсуждение общих экологических проблем металлургии (загрязнение
атмосферы, воды, образование шлаков).
Б. Химический аспект (10 мин.) –
Учитель химии
Что такое чугун и сталь? (Демонстрация образцов и презентации). «Чем они отличаются с
химической точки зрения?» (Чугун – >2% углерода, сталь – <2%).
Сырье для получения чугуна:
Железная руда: (Оксиды железа: Fe2O3 – красный железняк, Fe3O4 – магнитный железняк).
«Железо в руде находится в связанном виде. Как его оттуда «вынуть» (Восстановить).
Кокс: (Чистый углерод, С). «Его роль в доменной печи?» (Топливо и восстановитель).
Флюс: (Известняк CaCO3). «Зачем нужен флюс?» (Образование легкоплавкого шлака, который
связывает пустую породу).
Доменный процесс (схема на слайде):
Химизм процесса (ключевые реакции):
Горение кокса: C + O2 → CO2 (выделение тепла)
Образование угарного газа (восстановителя): CO2 + C → 2CO
Восстановление железа: Fe2O3 + 3CO → 2Fe + 3CO2 (постепенно, многостадийно)
Разложение флюса: CaCO3 → CaO + CO2
Образование шлака: CaO + SiO2 → CaSiO3
Продукты процесса: Чугун, шлак, доменный газ.
Получение стали (очень кратко): «Чугун ещё не металл для широкого использования из-за
хрупкости. Как из него получить сталь?» (Удаление избытка углерода и вредных примесей в
конвертере или мартеновской печи).
Химическая природа загрязнений: «Какие вещества выбрасываются в атмосферу? (CO, CO2, SO2,
пыль). Каково их химическое воздействие?» (Парниковый эффект, кислотные дожди).
IV. Закрепление и применение знаний (15 мин.)
Работа в группах (3 группы):
Группа 1 (Географы): «Представьте, что вы – эксперты по промышленному размещению.
Оцените, насколько рационально было размещение Череповецкого комбината в 20 веке и
насколько оно отвечает современным требованиям (экология, логистика). Предложите пути
повышения его экономической и экологической эффективности» (Используют карты, знания о
факторах).
Группа 2 (Химики): «Используя знания о химизме процессов, предложите, какие побочные
продукты металлургии могут быть полезны, и какие химические методы можно применять для
очистки выбросов и сточных вод» (Вспоминают доменный газ, шлак, обсуждают фильтры,
катализаторы).
Группа 3 (Интеграторы): «Составьте краткое эссе/схему «От руды до готовой продукции: взгляд
географа и химика», отразив ключевые этапы, используемое сырье, факторы размещения,
химические превращения и экологические вызовы»
Презентация результатов групп (по 2-3 минуты на группу).
Обсуждение, дополнения.
V. Рефлексия (2 мин.)
Учитель географии: «Что нового и интересного вы узнали сегодня о Вологодской области?»
Учитель химии: «Как сегодняшние знания помогут вам понять процессы, происходящие вокруг
нас?»
«Была ли полезна интеграция двух предметов?» (Ответы учащихся: 1-2 человека).
Закончить урок фразой: «Сталь рождается не только в огне, но и в слиянии наук – химии и
географии, позволяющих понять весь её путь»
VI. Домашнее задание (1 мин.)
Обязательное:
География: Подготовить сообщение о роли ПАО «Северстали» в экономике Вологодской
области.
Химия: Выписать уравнения основных химических реакций доменного процесса и объяснить роль
каждого реагента.
На выбор (творческое):
Создать схему «Экологические проблемы Череповецкого металлургического комбината и пути их
решения»
Написать мини-сочинение «Если бы на Земле не было металлургии…»
Найти интересные факты о продукции ПАО «Северсталь» и её применении.
Предварительная подготовка учителей:
Составление презентации с необходимыми картами, схемами, фотографиями.
Подбор видеофрагментов (коротких) о работе доменной печи или комбината.
Разработка заданий для групповой работы.
Координация действий и распределение материала между учителями.