Автор: Митрофанова Оксана Александровна
Должность: педагог-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №7"
Населённый пункт: г.Гусь-Хрустальный,Владимирская область.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект индивидуального дефектологического занятия с ребенком 6 лет с РАС "Домание животные"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«ООШ № 7»
Конспект индивидуального
дефектологического занятия с ребенком 6 лет с
РАС (тяжелой формой аутизма)
Тема: «Домашние животные»
Педагог - дефектолог:
Митрофанова Оксана Александровна
г. Гусь - Хрустальный
2025 год
Цель: развить единство сенсорного восприятия.
Задачи:
-учить воспринимать в единой совокупности (зрительно, тактильно, на слух)
реалии окружающего мира на материале занятия;
-формировать навык слежения за перемещением предмета в пространстве;
- развитие мыслительных операций: конкретизация, обобщение;
-воспитание учебного поведения и общеучебных умений.
Оборудование:
-модели игрушек домашних животных (корова, собака, овца);
-фотографии моделей игрушек животных, фотографии настоящих животных;
-изображение в рисунках животных разнообразных по окрасу и позе;
-компьютерное
приложение
(изображение
животных,
звуковая
запись
реально издаваемых звуков животными).
Ход занятия:
Организационный момент:
- Формирование навыка смотреть в лицо.
Дефектолог: Леша привет. Посмотри на меня. Вот нос. А это щеки. Хорошо
смотришь, молодец! Вот глазки. Ку-ку. Это глазки, хорошо.
Учащийся: позволяет педагогу выполнить манипуляции. Смотрит в лицо
педагогу и следит за своими движениями.
Педагог берет руки ребенка в свои руки, исследует ими свое лицо. Надувает
щеки и лопает указательными пальцами ребенка свои надутые щеки. Трогает
пальцами ребенка свои ресницы. Педагог закрывает свои глаза руками
ребенка, затем открывает и говорит: «Ку-ку»
- Формирование навыка следить за передвижение предмета в пространстве.
Дефектолог: -Молодец! Дай пять! Лови руки.
Учащийся: Ищет руки педагога.
Педагог и ребенок хлопают друг друга в ладошки, аккомпанируя: «Мо-ло-
дец», педагог на последнем слове неожиданно либо убирает руки в сторону,
либо щекочет., что провоцирует ребенка следить за действиями педагога.
Основная часть:
-Соотношение моделей игрушек животных с их фотографией.
Дефектолог: Будем заниматься.
Педагог по одной протягивает игрушку-модель для соотнесения с
фотографией.
Учащийся: Ребенок соотносит игрушку и фотографию, раскладывает по
категории.
Перед ребенком выкладываются три фотографии животных (корова, овца,
собака).
- Соотношение моделей игрушек животных с их фотографией,
фотографией настоящего животного и нарисованного изображения.
Педагог по одной протягивает фотографию или рисунок для дальнейшей
сортировки.
Ребенок сортирует изображения по категориям.
Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку,
а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения.
- Слухо-зрительное соотнесение моделей игрушек животных с их
изображением на экране монитора и звучанием голосов животных.
Педагог выделяет на мониторе изображения одного из животных, включает
звуковое оформление голоса животного и произносит: «Где, покажи».
Ребенок указывает указательным жестом на соответствующую игрушку.
Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.
Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку,
а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения.
Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.
- Работа по подражательной деятельности.
Дефектолог: Леша, сделай как я.
Ребенок выполняет подражательные движения.
Педагог хлопает в ладоши, дотрагивается до своего носа, стучит кубиком по
столу.
Инструкции
выполняются
поочередно.
При
возникновении
затруднений педагог использует тактильную подсказку.
-
Слухо-зрительное
соотнесение
фотографий
животных
с
их
изображением на экране монитора и звучанием голосов животных
совместно с наложением звукоподражания.
Педагог выделяет на мониторе изображение одного из животных, включает
звуковое оформление голоса животного и произносит: «Му, дай», «Ава, ава,
дай», «Бе, дай».
Ребенок дает соответствующую фотографию.
Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.
Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку,
а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения.
Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.
- Слуховое соотнесение рисунков животных с их изображением на экране
монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением
звукоподражания.
Педагог включает звучание голосов животных и произносит:
«Му, возьми», «Ава, ава, возьми», «Бе, возьми»
Ребенок берет соответствующий рисунок.
Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.
Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку,
а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения.
Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.
Заключительный этап:
Дефектолог: -Леша, молодец.
Выполняются игровые действия.
Дефектолог: - Идет коза рогатая за малыми ребятами …
Ребенок пытается увильнуть от щекотки и перехватить руки педагога.
Дефектолог: - К маме пойдем?
Учащийся: -Да.
Дефектолог: -Пока. Пока.
Машет рукой.