Автор: Доренская Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ " Детский сад№ 167г.о.Макеевка"
Населённый пункт: г.о. Макеевка, ДНР
Наименование материала: Мастер- класс
Тема: Пластилинография как способ создания декоративных работ
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс для воспитателей
Тема: «Пластилинография как способ создания декоративных работ»
Подготовила
Воспитатель Доренская Е.В.
Цель и задачи мастер-класса:
Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов-
участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения
по освоению опыта работы, через ознакомление с дымковской росписью.
Задачи:
-Продолжать знакомить с народными промыслами – Дымковскаякая роспись;
-С особенностью построения элементов узора дымковской росписи;
-
Освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;
- Обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;
-Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать
широкому применению их в детском саду.
Структура мастер-класса:
1.
Теоретическая часть: Вступительное слово по теме.
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов.
3. Итог мастер-класса
Ход мастер-класса:
-Здравствуйте уважаемые коллеги!
-Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправится в увлекательное путешествие по
удивительной стране Пластилинография.
Что же такое пластилинография?
Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства.
Представляет собой создание лепных картин с изображением выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Сегодня я поделюсь с вами своей педагогической находкой – использование
технологии «Пластилинография» в создании декоративных узоров по мотивам
народных мастеров.
Из опыта работы с детьми могу утверждать, что пластилинография характеризуется,
как маленькая игра, которая позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,
развивает пространственное воображение и даёт полную свободу для
самовыражения. А также развивает умение ориентироваться на листе бумаги,
развивает мелкую моторику, координации движений рук, глазомер. Помогает
воспитанию усидчивости, аккуратности в работе и желания доводить начатое до
конца. В основу работы по пластилинографии заложены принципы систематичности
и последовательности, а также доступности и наглядности работы.
В своей работе по использованию технологии пластилинография я опираюсь на
следующие методы и приёмы:
1.Словесные методы:
беседа, рассказ, художественное слово, вопросы (уточняющие наводящие
проблемные познавательные), поощрение (похвала ребенка, положительное
стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления
деятельности или способа выполнения задания).
2. Информационно-рецептивные методы (характеризуется взаимосвязью и
взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание,
напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные
инструкции по выполнению работы
3. Репродуктивный метод:
выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с
детьми
4.Эвристический метод:
направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на
занятии выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам,
выполнение работ с опорой на личный опыт.
Практическая часть
- Сегодня я предлагаю вам выполнить работу, используя два методических приёма, а
именно:
- выполнение действий с детьми, с проговариванием;
Таким приёмом эффективно пользоваться на начальном этапе работы.
- выполнение действий по операционным картам.
Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками.
Операционные карты показывают четкую последовательность выполнения
действий.
Применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные
психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует
развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности.
Рассмотрим образец работы детей среднего дошкольного возраста с использованием
пластилинографии по мотивам дымковской росписи.
Тема: «Дымковская уточка»
Перед началом работы воспитатель проводит большую подготовительную работу, с
целью знакомства детей с народными традициями: историей промысла и образцами
народных игрушек, рассматриванием элементов росписи, чтение и разучивание
стихов, потешек, народных игр.
Педагог ставит перед деятельностью следующие задачи:
- Дать детям представление о дымковской игрушке – уточке;
- Продолжать знакомить детей с элементами дымковской росписи: круги, точки,
полоски, волна. развивать интерес к истории народной игрушки
- Поучить украшать ярким узором из пластилина форму уточки, располагая узор по
всей форме
- Продолжать учить основным приёмам пластилинографии: надавливание,
размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание.
- Поучить детей работать на заданном пространстве, развивать чувства цвета,
пропорции, ритма, глазомер, мелкую моторику, координацию движения рук.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Для лепки нам понадобится
Материалы, приспособления, инструменты:
Пластилин (разных цветов) или воздушный пластилин
Пластиковые дощечки для выполнения работ
Стеки
Форма уточки из белого картона
Салфетки.
Очень важно правильно настроить детей на работу: использовать психологический
настрой и мотивационный момент.
Подготавливаем наши пальчики к работе и приступаем.
Вначале
работы
необходимо
внимательно
рассмотреть
намеченный
простым
карандашом контур рисунка на форме уточки.
Обращаем внимание детей, что украшать форму уточки мы будем начинать с
больших
элементов.
Для украшения «шапочки» на голове утки – берём пластилин красного цвета.
Работать нужно маленькими кусочками. Чтобы линии контура рисунка получились
ровными и аккуратными, нужно скатать прямыми движениями вперёд-назад
колбаску, прижать к контуру края «шапочки», и только потом примазывать
пластилин в нужном направлении, то есть внутрь контура. После оформления головы
мы выполняем ту же работу с клювом и хвостом. Для украшения грудки мы лепим
колбаску синего цвета. Выкладываем её по контуру и придавливаем её так, чтобы
получить половину кольца. Дальше скатываем круговыми движениями небольшой
шарик зелёного цвета, прилепливаем его в середине кольца и надавливаем так, чтобы
получить круг. Теперь мы выделяем крыло. Для этого мы скатываем длинный жгутик
голубого цвета и выкладываем его по контуру крыла, обозначив при этом его форму.
Аккуратно придавливаем жгутик и размазываем пластилин во внутрь крыла по всему
направлению до заполнения пустых участков. Лишние кусочки пластилина убираем
стеком.
Маленькие элементы узора.
Для украшения крыла и грудки я отщипываю пластилин маленькими кусочками,
скатываю пальцами маленький шарик и приклеиваю его к краю круга на грудке.
Теперь делаем длинные жгутики зелёного и жёлтого цвета для украшения низа
формы уточки.
-Правда красивая уточка получилась!
А вот такие красивые уточки получились у наших детей.
(показ работ детей)
Предлагаю вашему вниманию ещё одну работу в технике пастилинографии по
мотивам хохломской росписи в подготовительной группе
«Украшение горшочка»
На этом примере видно, как изменилась техника создания творческих работ по
пластилинографии у детей старшего возраста.
Таким образом -
успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведет к сотворению более
сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие
способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами.
Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего
развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей
способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-
мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение
наблюдать, выделять главное.
Итог мастер-класса:
-Уважаемые коллеги, я благодарю вас за продуктивную работу.
Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об
эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс
пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Я хочу закончить мастер-класс пожеланиями: «Творческих вам работ»
Доренская Елена Васильевна
Средне-специальное
26.03.1971