Напоминание

ОПД.03. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.02. Автомобиле - и тракторостроение


Автор: Симакова Елена Георгиевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Калужский транспортно-технологический техникум им. А. Т. Карпова"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема: ОПД.03. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.02. Автомобиле - и тракторостроение
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Калужской области

«КАЛУЖСКИЙ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

ИМ.

А.Т. КАРПОВА»
УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УПР ГБПОУ КО «КТТТ им. А.Т. Карпова» _____________ Гулева И.Ф. 01 сентября 2015 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.03.

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
23.02.02. Автомобиле - и тракторостроение
направление подготовки 23.00.00. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА Подготовка среднего профессионального образования базовый уровень
Калуга, 2015
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА
Предметной (цикловой) на педагогическом совете методической комиссией «Спецдисциплин и Протокол №1 от 27.08.15 г. производственного обучения» Председатель _____________ Е.Г. Симакова 26.08.2015 г. Протокол №1 Сост а в и т ель : Симакова Е.Г., преподаватель общепрофессиональных дисциплин, высшей квалификационной категории ГБПОУ КО «КТТТ им. А.Т. Карпова» Сод ержат ель ная э к спер т иза : Гулева И.Ф. , зам. директора по УПР «КТТТ им. А.Т. Карпова», Симакова Е.Г., председатель предметной (цикловой) методической комиссии «КТТТ им. А.Т. Карпова» Программа
учебной дисциплины общепрофессионального цикла ОПД.03.

Электротехника
для профессии среднего профессионального образования
23.02.02. Автомобиле- и тракторостроение.
Программа
учебной дисциплины общепрофессионального цикла ОПД.03.

Электротехника
разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методически м советом Центр а начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО». Рабочая программа рекомендована учебным центром ООО УКС «Идеал», 28.03.2012 года 2

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование тем Стр.
1. Паспорт программы учебной дисциплины …………………………4 2. Структура и содержание учебной дисциплины …………………….5 3. Условия реализации программы учебной дисциплины …………...15 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины …17 3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД. 03. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.02. Автомобиле- и тракторостроение. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки рабочих по профессиям: 12595 Испытатель-механик двигателей; 13049 Контролер режимов работы технологического оборудования; 13055 Контролер сборочно-монтажных и ремонтных работ; 18511 Слесарь по ремонту автомобилей; 18454 Слесарь-испытатель; 18458 Слесарь-механик по испытанию установок и аппаратуры; 18563 Слесарь-сборщик двигателей.
1.2.

Место

учебной

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения

учебной дисциплины
Базовая часть В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  собирать простейшие электрические цепи;  выбирать электроизмерительные приборы;  определять параметры электрических цепей. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;  построение электрических цепей, порядок расчета их параметров;  способы включения электроизмерительных приборов и методы измерений электрических величин.
1.4.

Рекомендуемое

количество

часов

на

освоение

программы

учебной

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося —96 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося —64 часа; самостоятельной работы обучающегося —32 часа. 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64
в том числе: лабораторные работы 20 практические работы 6 контрольная работа 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32
в том числе: проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по образцу, подготовка к лабораторным занятиям и контрольной работе Итоговая аттестация в форме экзамена 5

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.03.ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная (внеаудиторная) работа

обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Электростатика

6

Тема 1.1.

Электрическое поле

Содержание учебного материала

2

1.
Электрические заряды, электрическое поле. Характеристики электрического поля: напряженность, электрический потенциал, электрическое напряжение. Проводники и диэлектрики в электрическом поле 2 2
Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по образцу.

Примерная тематика домашнего задания:

1. Электрические заряды, электрическое поле, закон Кулона, диэлектрическая проницаемость.

2. Основные

характеристики

электрического

поля:

напряженность,

электрическое

напряжение,

электрический потенциал, единицы измерения.

3. Проводники и диэлектрики в электрическом поле

1

Содержание учебного

материала

Тема 1.2.

Электрическая

емкость и

конденсаторы

1.
Электр ическая емкость . Конден саторы, электри ческая емкость конденс аторов. Соедин ение конденс аторов. Аккуму ляторы 6

Пра

ктич

ески

е

заня

тия

2

№ 1

Расчёт

цепей

содерж

ащих

конден

саторы
2 7

Сам

ост

оят

ельн

ая

рабо

та

обуч

ающ

ихся
Про рабо тка конс пект а заня тий, выпо лнен ие дома шнег о зада ния, реш ение зада ч и упра жне ний по обра зцу.
При

мер

ная

тем
2 8

Сам

ост

оят

ельн

ая

рабо

та

обуч

ающ

ихся
Про рабо тка конс пект а заня тий, выпо лнен ие дома шнег о зада ния, реш ение зада ч и упра жне ний по изуч аемо й тем е.
При
1 9

1.
Замкну тая электри ческая цепь, основн ые элемент ы. Электро движущ ая сила источни ка электри ческой энергии . Работа и мощнос т ь в электри ческой цепи, единиц ы измерен ия. Баланс мощнос тей, электри ческий КПД. Закон Джоуля  Ленца 10

Сам

ост

оят

ельн

ая

рабо

та

обуч

ающ

ихся
Про рабо тка конс пект а заня тий, выпо лнен ие дома шнег о зада ния, реш ение зада ч и упра жне ний по изуч аемо й тем е, подг 1 11

№ 1
Расчет электри ческих цепей постоян ного тока 12

Сам

ост

оят

ельн

ая

рабо

та

обуч

ающ

ихся
Про рабо тка конс пект а заня тий, выпо лнен ие дома шнег о зада ния, реш ение зада ч и упра жне ний по изуч аемо й тем е, подг
3
13

Сам

ост

оят

ельн

ая

рабо

та

обуч

ающ

ихся
Про рабо тка конс пект а заня тий, выпо лнен ие дома шнег о зада ния, реш ение упра жне ний по изуч аемо й тем е.
При

мер

ная
1 14

6

Тема 3.1.

Магнитное поле

постоянного тока

Содержание учебного материала

2

1.
Магнит ное поле и его характе ристики . Магнит ные свойств а материа лов. Электро магнитн ая сила 15

Сам

ост

оят

ельн

ая

рабо

та

обуч

ающ

ихся
Про рабо тка конс пект а заня тий, выпо лнен ие дома шнег о зада ния, реш ение зада ч и упра жне ний по изуч аемо й тем е.
При
1 16

1.
Явлени е электро магнитн ой индукц ии, закон электро магнитн ой индукц ии, правило Ленца. Вихрев ые токи. Явлени е самоин дукции, электро движущ ая сила (ЭДС) самоин дукции, индукти вность. Явлени е взаимои ндукци и, ЭДС взаимои ндукци и, взаимна я 17

Лабо

рато

рны

е

заня

тия

2

№ 2
Исслед ование явлений электро магнитн ой индукц и и и самоин дукции 2 18

Сам

ост

оят

ельн

ая

рабо

та

обуч

ающ

ихся
Про рабо тка конс пект а заня тий, выпо лнен ие дома шнег о зада ния, реш ение зада ч и упра жне ний по изуч аемо й тем е, подг 2 19

1.
Получе ние переме нного синусои дальног о тока. Характе ристики синусои дально изменя ющихся величин электри ческого тока. Графич еское изобра жение синусои дально изменя ющихся величин . Действу ющее и среднее значени я переме нного тока 20

Сам

ост

оят

ельн

ая

рабо

та

обуч

ающ

ихся
Про рабо тка конс пект а заня тий, выпо лнен ие дома шнег о зада ния, реш ение зада ч и упра жне ний по изуч аемо й тем е.
При
1 21

1.
Активн ое сопроти вление, индукти вность, емкость в цепи переме нного тока. Реактив ное сопроти вление, векторн ые диаграм мы. Цепь переме нного т о ка с последо вательн ым соедине нием элемент ов. Полное сопроти вление, полная мощнос ть, векторн ые диаграм мы, 22

Прак

тичес

кие

занят

ия

2

№ 2
Расчёт электри ческой цепи синусои дальног о тока 2 23

Само

стоя

тельн

ая

работ

а

обуча

ющих

ся
Прора ботка консп екта занят ий, выпол нение дома шнего задан ия, решен ие задач и упра жнен ий по изучае мой теме, подго товка к лабор аторн ой работ е.
Прим
2 24

1.
Послед ователь ное соедине ние катушк и индукти вности и конденс атора. Резонан с напряж ений. Паралл ельное соедине ние катушк и индукти вности и конденс атора. Резонан с токов. Коэффи циент мощнос ти, его значени е, способ ы улучше ния 25

Лабор

аторн

ые

работ

ы

2

№ 3
Исслед ование цепи переме нного т о ка с последо вательн ым соедине нием катушк и индукти вности и конденс атора. Резонан с напряж ений. 2 26

Само

стоя

тельн

ая

работ

а

обуча

ющих

ся
Прора ботка консп екта занят ий, выпол нение дома шнего задан ия, подго товка к лабор аторн ым работ ам.
Прим

ерная

тема

тика

дома

шних

задан

ий:
1.  Пос ледо
2
27

1.
Три формы комплек сных чисел, комплек сная плоскос ть. Напряж ения и токи в комплек сной форме. Закон Ома, сопроти вления и проводи мости в комплек сной форме. Мощно с т и в комплек сной форме. Расчет неразве твленн ых цепей переме нного тока символ ически 28

Само

стоя

тельн

ая

работ

а

обуча

ющих

ся
Прора ботка консп екта занят ий, выпол нение дома шнего задан ия, решен ие задач и упра жнен ий по теме.
Прим

ерная

тема

тика

дома

шних

задан

ий:
1. Алгеб раиче
1
29

1.
Получе ние трехфаз ной систем ы ЭДС. Трехфаз ный генерат ор. Соедин ение обмото к трехфаз ного генерат ора. Фазные и линейн ые напряж ения, векторн ые диаграм мы Соедин ение потреби телей «звездо й». Фазные и линейн ые напряж ения и 30

Прак

тичес

кие

занят

ия

2

№ 3
Расчёт цепи трёхфаз ного тока 2
Лабор

аторн

ые

занят

ия

2

№ 5
Исслед ование трехфаз ной цепи при соедине нии приёмн иков «звездо й » и «треуго льнико м» 31

Само

стоя

тельн

ая

работ

а

обуча

ющих

ся
Прора ботка консп екта занят ий, выпол нение дома шнего задан ия, решен ие задач и упра жнен ий по образ цу.
Прим

ерная

тема

тика

дома

шних

задан

ий:
1. Пол 3 32

1.
Причин ы возникн овения несинус оидальн ых токов. Несину соидаль ные напряж ения и токи, их выраже ния. Действу ющие значени я несинус оидальн ого тока и напряж ения. Мощно с т ь в электри ческой цепи при несинус оидальн ом токе 33

Само

стоя

тельн

ая

работ

а

обуча

ющих

ся
Прора ботка консп екта занят ий, выпол нение дома шнего задан ия, решен ие упра жнен ий по изучае мой теме.
Прим

ерная

тема

тика

дома

шних

задан

ий:
1. Причи ны 1 34

Само

стоя

тельн

ая

работ

а

обуча

ющих

ся
Прора ботка консп екта занят ий, выпол нение дома шнего задан ия, решен ие задач и упра жнен ий по изучае мой теме, подго товка к лабор аторн ой работ е.
Прим
1 35

Содержание учебного материала

1
36

1.
Класси фикаци я электри ческих сопроти влений. Измере ние средних электри ческих сопроти влений косвенн ым методо м (амперм етра- вольтме тра). Измере ние средних сопроти влений мостом и омметр ом. Измере ние больши х сопроти влений мегомм етром. Измери 37

Само

стоя

тельн

ая

работ

а

обуча

ющих

ся
Прора ботка консп екта занят ий, выпол нение дома шнего задан ия, решен ие задач и упра жнен ий по изучае мой теме, подго товка к лабор аторн ой работ е.
Прим
2 38

Содержание учебного материала

2

1.
Измере ние мощнос т и в цепи постоян ного и переме нного тока. Измере ние мощнос т и в цепях трехфаз ного тока. Измере ние энергии в цепях переме нного тока. Счетчи ки электри ческой энергии 39

Лабор

аторн

ые

работ

ы

2

№ 7
Включе н и е в цепь и поверка однофаз ного счетчик а электри ческой энергии 2 40

Само

стоя

тельн

ая

работ

а

обуча

ющих

ся
Прора ботка консп екта занят ий, выпол нение дома шнего задан ия, решен ие задач и упра жнен ий по изучае мой теме, подго товка к лабор аторн ой работ е.
Прим
2 41

№ 8
Испыта ние однофаз ного трансф орматор а в режиме холосто го хода, коротко го замыка н и я и под нагрузк ой 2 42

Само

стоя

тельн

ая

работ

а

обуча

ющих

ся
Прора ботка консп екта занят ий, выпол нение дома шнего задан ия, решен ие задач и упра жнен ий по изучае мой теме, подго товка к лабор аторн ой работ е.
Прим
3 43

Лабор

аторн

ые

занят

ия

2

№ 9
Исслед ование способо в запуска двигате ля постоян ного тока 2 44

Само

стоя

тельн

ая

работ

а

обуча

ющих

ся
Прора ботка консп екта занят ий, выпол нение дома шнего задан ия, решен ие задач и упра жнен ий по изучае мой теме, подго товка к лабор аторн ой работ е.
Прим
2 45

1.
Устройс тво, принци п действи я трехфаз ного асинхро нного двигате ля. Основн ые парамет р ы и характе ристики трехфаз ного асинхро нного двигате ля. Методы регулир ования частоты вращен ия трехфаз ного двигате ля. Однофа зный асинхро нный двигате ль 46

Лабор

аторн

ые

занят

ия

2

№10
Испыта ние трехфаз ного асинхро нного двигате л я с коротко замкнут ым ротором 2 47

Само

стоя

тельн

ая

работ

а

обуча

ющих

ся
Прора ботка консп екта занят ий, выпол нение дома шнего задан ия, решен ие задач и упра жнен ий по изучае мой теме, подго товка к экзам ену.
Прим

ерная

тема

тика
2 48

64

Максимальная учебная нагрузка

96
49

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Электротехника». Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:  рабочее место преподавателя;  посадочные места по числу обучающихся;  наглядные пособия и стенды для выполнения лабораторных занятий: щит электропитания ЩЭ (220 В, 2 кВт) в комплекте с устройством защитного отключения (УЗО), стенды «Электрические цепи переменного тока» и «Основные законы электротехники»; двухлучевой осциллограф, генераторы, вольтметры;  комплект учебно-методической документации;  компьютеры с лицензионным программным обеспечением;  мультимедиапроектор;  принтер;  сканер.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень

рекомендуемых

учебных

изданий,

и н т е р н е т - р е су р с ов ,

дополнительной литературы
Основные источники: 1. Касаткин А.С. Общая электротехника/ Касаткин А.С., Немцев И.В. - М.: Высшая школа, 2007. 2. Немцов Н.В., Немцова М.Л. Электротехника и электроника: учебник для студ. сред. проф. образования / Н.В. Немцов, М.Л. Немцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 3. Федорченко А.А., Синдив Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 4. Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ. сред. проф. образования/ Л.И. Фуфаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с. 5. Электротехника и электроника: учебник для сред. проф. образования / Б.И. Петленко, Ю.М. Иньков, А.В. Крашенинников; Под. ред. Б.И. Петленко.  3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с. Дополнительные источники: 1. Лобзин С.А. Электротехника: Лабораторный практикум: учеб. пособие для сред. проф. образования / С.А.Лобзин. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. –192 2. Лапынин Ю.Г., Атарщиков В.Ф., Макаренко Е.И. Контрольные материалы по электротехнике и электронике: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-128 с. 50
3. Мартынова И.О. Электротехника: Лабораторно-практические работы. М.: КноРус, 2009. Интернет-ресурсы: 1. «Электроника инфо»: журнал. Форма доступа: electronica. nsys 2. Вопросы и ответы по электротехнике electrik 3. Курс предмета «Электротехника и Электроника» vsya-elektrotehnika 4. Электротехника, электроника и импульсная техника electrotechnika 51

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль

и оценка
результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения лабораторных работ , а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов

обучения

умения:
собирать простейшие электрические цепи экспертное наблюдение и оценка лабораторных работ, контрольной работы, устного опроса выбирать электроизмерительные приборы экспертное наблюдение и оценка лабораторных работ, контрольной работы, устного опроса определять параметры электрических цепей экспертное наблюдение и оценка лабораторных работ, контрольной работы, устного опроса
знания:
сущности физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях экспертное наблюдение и оценка лабораторных работ, контрольной работы, устного опроса, зачета построения электрических цепей, порядка расчета их параметров экспертное наблюдение и оценка лабораторных работ, контрольной работы, устного опроса, зачета способов включения электроизмерительных приборов и методов измерений электрических величин экспертное наблюдение и оценка лабораторных работ, устного опроса, зачета 52


В раздел образования