Автор: Теплякова Лариса Георгиевна
Должность: руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 361
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Сложности реализация образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование
СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(ОВЗ) В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Введение
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в
систему общего образования представляет собой один из ключевых
векторов развития современной образовательной политики,
закрепленный в Федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный процесс
направлен на обеспечение равных образовательных возможностей и
социальную адаптацию каждого ребенка, независимо от особенностей
его психофизического развития. Однако теоретическая
провозглашенность инклюзивного подхода на практике сталкивается с
комплексом системных проблем, делающих реализацию
адаптированных образовательных программ (АОП) в дошкольных
образовательных учреждениях (ДОУ) чрезвычайно сложной задачей.
Актуальность данного анализа обусловлена сохраняющимся
разрывом между нормативными требованиями и реальными
условиями их исполнения, что приводит к формализации процесса
инклюзии и снижению его эффективности.
Целью статьи является выявление и систематизация ключевых
трудностей, возникающих при реализации образовательных программ
для детей с ОВЗ в ДОУ, и определение стратегических направлений
для их преодоления. Гипотеза исследования заключается в том, что
основная проблема носит не частный, а системный характер,
затрагивающий кадровые, материально-технические, методические и
организационно-управленческие аспекты деятельности дошкольного
учреждения. Комплексный анализ этих барьеров позволит перейти от
констатации проблем к выработке практико-ориентированных
решений.
1. Кадровый дефицит: проблема профессиональной
компетентности и междисциплинарного взаимодействия
Краеугольным камнем успешной реализации АОП является
готовность педагогического коллектива к работе с особыми
образовательными потребностями. На данном уровне возникает
несколько взаимосвязанных проблем.
1.1. Дефицит узких специалистов. Эффективная коррекционно-
развивающая работа невозможна без участия профильных
специалистов: дефектологов (олигофренопедагога, тифлопедагога,
сурдопедагога), логопедов, специальных психологов. Однако
большинство обычных (не компенсирующих) ДОУ не имеют в штатном
расписании таких сотрудников. Привлечение их на условиях
частичной занятости или через договоры с психолого-медико-
педагогическими комиссиями (ПМПК) не решает проблему полностью,
так как не обеспечивает необходимой системности и непрерывности
сопровождения. Воспитатель, оставшись один на один с ребенком,
имеющим, например, расстройство аутистического спектра (РАС) или
тяжелые нарушения речи (ТНР), не обладает достаточным арсеналом
профессиональных инструментов для оказания квалифицированной
помощи.
1.2. Недостаточная готовность воспитателей. Большинство
воспитателей массовых групп не проходили специализированной
переподготовки для работы с детьми с ОВЗ. Это порождает ряд
трудностей:
Методическая некомпетентность: незнание специфических
приемов, адаптаций, способов коммуникации и альтернативной
дополнительной коммуникации (АДК).
Психологический барьер: страх, неуверенность, эмоциональное
выгорание из-за высокой нагрузки и отсутствия быстрых видимых
результатов.
Дидактическая неприклонность: неумение адаптировать
содержание образовательной деятельности, критерии оценки и
временные рамки под индивидуальные возможности ребенка.
1.3. Отсутствие эффективной модели междисциплинарного
взаимодействия. Даже при наличии в ДОУ необходимых
специалистов их работа зачастую носит разрозненный характер.
Дефектолог, логопед, психолог и воспитатель действуют в рамках
своих узких задач, не объединенных единым стратегическим планом.
Отсутствие регулярных консилиумов, совместного планирования и
анализа динамики развития ребенка приводит к тому, что
коррекционная работа не интегрируется в повседневную
образовательную деятельность и жизнь группы, что значительно
снижает ее эффективность.
2. Материально-технические и пространственные барьеры
Создание доступной и развивающей предметно-пространственной
среды является обязательным условием реализации ФГОС ДО для
детей с ОВЗ, однако на практике это требование выполняется
фрагментарно.
2.1. Отсутствие безбарьерной среды. Многие здания ДОУ были
построены десятилетия назад и не приспособлены для посещения
детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отсутствие
пандусов, лифтов, расширенных дверных проемов, специально
оборудованных санузлов делает физически невозможным пребывание
в таком учреждении для целой категории детей.
2.2. Дефицит специализированного оборудования и
коррекционных материалов. Реализация АОП требует наличия
специфического оснащения:
Для детей с нарушениями зрения – тактильные дорожки, рельефные
пособия, лупы, особое освещение.
Для детей с нарушениями слуха – слуховые аппараты, индукционные
петли.
Для детей с ДЦП – специальная мебель, вертикализаторы,
тренажеры.
Для детей с РАС – сенсорные уголки, зоны уединения, визуальные
расписания.
Бюджетное финансирование ДОУ редко предусматривает статьи
расходов на такое дорогостоящее оборудование, что вынуждает
администрацию искать гранты или спонсорскую помощь, что не
является системным решением.
2.3. Проблема организации пространства. В стандартной групповой
ячейке, рассчитанной на 25-30 детей, сложно создать зоны для
индивидуальных и подгрупповых занятий, сенсорной разгрузки, не
нарушая при этом принципов безопасности и не ущемляя интересов
остальных воспитанников. Перенасыщенность и шумовая нагрузка в
группе могут быть дезадаптирующими факторами для ребенка с ОВЗ.
3. Методические и содержательные сложности проектирования и
реализации АОП
Разработка и воплощение в жизнь Адаптированной основной
образовательной программы (АООП) и индивидуального
образовательного маршрута (ИОМ) сопряжены с рядом методических
вызовов.
3.1. Диагностическая неопределенность. Зачастую заключение
ПМПК носит общий характер и не содержит детальных рекомендаций
для построения ИОМ. Перед педагогом встает сложная задача
самостоятельно провести углубленную диагностику для выявления
актуального уровня развития и зоны ближайшего развития ребенка,
что требует высокой квалификации и временных ресурсов.
3.2. Проблема содержательной адаптации. Воспитатель
сталкивается с дилеммой: как, с одной стороны, обеспечить освоение
ребенком с ОВЗ содержания основной образовательной программы, а
с другой – не перегрузить его и сконцентрироваться на коррекции
базовых нарушений. Требуется тонкая работа по выделению
инвариантного ядра знаний и умений, и вариативной части, которая
может быть сокращена или модифицирована. Необходимо
адаптировать не только содержание, но и способы предъявления
информации, формы работы и критерии успешности.
3.3. Дефицит готовых методических решений. Несмотря на обилие
литературы по коррекционной педагогике, воспитателю массовой
группы часто не хватает конкретных, пошаговых рекомендаций,
«рабочих» сценариев занятий, подобранных с учетом конкретного
нарушения и возраста ребенка. Это приводит к необходимости
творческого переосмысления и адаптации существующих методик, на
что у педагога зачастую нет ни времени, ни сил.
4. Организационно-управленческие и социально-психологические
барьеры
4.1. Недостаточность сетевого взаимодействия. Реализация АОП
для детей со сложными сочетанными нарушениями требует
привлечения ресурсов внешних организаций: медицинских,
социальных, культурных. Отсутствие налаженных механизмов такого
сетевого взаимодействия, формализованных договоров приводит к
тому, что ДОУ пытается решить проблему в одиночку, что заведомо
неэффективно.
4.2. Сопротивление родительского и педагогического
сообщества. Инклюзивное образование – это процесс,
затрагивающий интересы всех участников.
Со стороны родителей нормотипичных детей могут возникать
опасения, что внимание педагога будет сконцентрировано на
«особом» ребенке в ущерб их собственным детям, или что поведение
ребенка с ОВЗ может представлять опасность.
Со стороны родителей ребенка с ОВЗ может наблюдаться как
гиперопека и нежелание «отпускать» ребенка в коллектив, так и,
напротив, завышенные ожидания и неадекватная оценка его
возможностей.
Со стороны педагогов инклюзия может восприниматься как
дополнительная, неоплачиваемая нагрузка, навязанная «сверху».
4.3. Проблема формирования инклюзивной культуры в
ДОУ. Создание атмосферы толерантности, взаимопомощи и принятия
различий не происходит автоматически. Это целенаправленная
работа по формированию у всех воспитанников, их родителей и
сотрудников ценностного отношения к разнообразию. Без такой
работы инклюзия остается лишь физическим присутствием ребенка с
ОВЗ в группе, не перерастая в истинную социальную интеграцию.
5. Стратегические направления преодоления сложностей
Преодоление выявленных барьеров требует комплексного,
программного подхода на уровне как отдельного ДОУ, так и
муниципальной и региональной системы образования в целом.
1. Кадровая политика:
o
Введение в штатное расписание ДОУ ставок тьюторов для
индивидуального сопровождения детей с тяжелыми нарушениями.
o
Организация непрерывного, практико-ориентированного повышения
квалификации для воспитателей по основам дефектологии и
инклюзивной практики.
o
Формализация и регламентация деятельности психолого-
педагогического консилиума ДОУ как центра планирования и
координации сопровождения.
2. Материально-техническое обеспечение:
o
Разработка и реализация программ доступности зданий ДОУ в рамках
государственных и муниципальных программ.
o
Централизованная закупка и распределение специализированного
коррекционного оборудования через ресурсные центры по
инклюзивному образованию.
3. Методическое сопровождение:
o
Создание банка успешных практик, адаптированных рабочих
программ и дидактических материалов, доступных для педагогов.
o
Развитие системы супервизии и методической поддержки
воспитателей со стороны узких специалистов.
4. Управление и коммуникация:
o
Разработка и внедрение моделей эффективного сетевого
взаимодействия с медицинскими, социальными и культурными
учреждениями.
o
Проведение систематической просветительской работы с
родительской общественностью для формирования адекватного
восприятия инклюзии.
o
Создание в ДОУ «Службы психолого-педагогического
сопровождения», координирующей всю работу с детьми с ОВЗ.
Заключение
Реализация образовательных программ для детей с ОВЗ в условиях
ДОУ – это сложный, многогранный процесс, успешность которого
зависит от преодоления целого комплекса взаимосвязанных
барьеров. Анализ показал, что ключевые трудности лежат не в
плоскости отсутствия нормативной базы, а в области ее практического
воплощения: кадрового дефицита, недостаточного ресурсного
обеспечения, методической неготовности и организационной
несогласованности.
Преодоление этих трудностей невозможно путем точечных и
фрагментарных улучшений. Требуется системная перестройка
деятельности дошкольного учреждения, включающая в себя
инвестиции в человеческий капитал (подготовка и переподготовка
кадров), модернизацию инфраструктуры, разработку качественного
методического инструментария и формирование подлинной
инклюзивной культуры. Только такой комплексный подход позволит
трансформировать инклюзию из формального выполнения
нормативных предписаний в действенный механизм обеспечения
равных образовательных возможностей для каждого ребенка,
независимо от его стартовых условий, реализуя тем самым
гуманистический потенциал современного дошкольного образования.