Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ


Автор: Рыбий Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №58 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Введение

Современная образовательная парадигма, определяемая

Федеральным государственным образовательным стандартом,

предполагает смещение акцента с репродуктивного усвоения знаний

на формирование у учащихся универсальных учебных действий,

способности к самостоятельному решению проблем и творческому

применению полученных знаний. В контексте преподавания

литературы это означает переход от пассивного восприятия

литературных фактов к активному, личностно значимому диалогу с

художественным текстом. Проектная деятельность, будучи одной из

наиболее эффективных педагогических технологий, позволяет

преодолеть традиционный разрыв между академическим изучением

литературы и читательским опытом ученика, между формальным

анализом и живым, заинтересованным восприятием.

Актуальность интеграции проектной деятельности в уроки литературы

обусловлена необходимостью преодоления ряда системных проблем:

снижения интереса к чтению, формального усвоения историко-

литературных сведений, неспособности учащихся к глубокой

интерпретации художественного произведения и самостоятельной

аргументации своей позиции. Проектная деятельность в данном

контексте — это не просто один из методов, а системообразующий

принцип организации учебного процесса, позволяющий

трансформировать урок литературы в исследовательскую

лабораторию, где каждый ученик становится активным субъектом

познания.

Цель данной статьи — комплексный анализ потенциала проектной

деятельности в достижении современных образовательных

результатов на уроках литературы, а также разработка типологии и

методических принципов организации проектов различной

направленности.

Глава 1. Методологические основы проектной деятельности в

литературном образовании

Проектная деятельность на уроках литературы представляет собой

специально организованную, целенаправленную работу учащихся по

решению личностно значимой и социально детерминированной

проблемы литературной или культурологической направленности,

завершающуюся созданием продукта и его публичной презентацией.

Методологической основой данной технологии в литературном

образовании является интеграция нескольких подходов:

1. Деятельностный подход, в рамках которого знания не

транслируются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе

самостоятельной исследовательской, поисковой и творческой работы.

Изучение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» через написание эссе

от лица одного из героев или создание газеты того времени является

деятельностным по своей сути, в отличие от конспектирования лекции

о конфликте поколений.

2. Личностно-ориентированный подход, предполагающий учет

индивидуальных читательских интересов, темпа работы и уровня

подготовки учащихся. Проект позволяет ученику выбрать аспект

исследования, созвучный его внутреннему миру: одного привлечет

философская проблематика поэзии Ф.И. Тютчева, другого —

исторический контекст «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

3. Культурологический подход, который расширяет контекст изучения

произведения, включая его в диалог с другими видами искусства

(живописью, музыкой, кинематографом), философией, историей. Это

способствует формированию целостной картины мира и пониманию

места литературы в культурном пространстве эпохи.

4. Коммуникативный подход, поскольку проектная деятельность по

своей сути диалогична. Она предполагает постоянное взаимодействие

между участниками проекта, дискуссию в ходе планирования и

обсуждения результатов, а также публичную защиту, которая является

актом коммуникации с аудиторией.

Ключевыми характеристиками учебного проекта в литературе

являются: проблемность, практическая и теоретическая значимость

предполагаемых результатов, самостоятельность учащихся,

структурированность содержания и этапов работы, а также творческая

составляющая.

Глава 2. Типология проектов на уроках литературы

Классификация проектов может быть проведена по нескольким

основаниям: доминирующему виду деятельности, предметно-

содержательной области, характеру координации, количеству

участников и продолжительности. Наиболее продуктивной для

учителя-практика является типология по доминирующему виду

деятельности.

1. Исследовательские проекты

Данный тип проектов максимально приближен к научному

исследованию. Он требует четко продуманной структуры,

формулировки гипотезы, определения методов исследования

(сравнительно-сопоставительный, интертекстуальный,

биографический, структурный анализ) и обсуждения полученных

результатов.

Примеры:

o

«Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М.

Достоевского: трансформация мифа».

o

«Поэтика “тихой лирики” Н.М. Рубцова: традиции и новаторство».

o

«Генезис и развитие темы “маленького человека” в русской

литературе XIX века».

2. Творческие проекты

Данные проекты не имеют детально проработанной структуры — она

только намечается и развивается в соответствии с требованиями к

конечной форме результата. Такой проект требует четкого

планирования и разработки структуры в виде сценария видеофильма,

драматизации, программы литературно-музыкальной гостиной, макета

книги, сайта или альманаха.

Примеры:

o

Создание буктрейлера по роману М.А. Булгакова «Мастер и

Маргарита».

o

Инсценировка ключевых сцен из комедии А.С. Грибоедова «Горе от

ума» в современной интерпретации.

o

Разработка и проведение экскурсии «Литературные адреса моего

города».

3. Информационные проекты

Изначально направлены на сбор информации о каком-либо

литературном явлении, объекте, факте с целью ее анализа,

обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого

проекта часто является публикация в школьной газете, создание

буклета, презентации, реферата или информационного стенда.

Примеры:

o

«Журнальная полемика вокруг романа И.С. Тургенева “Накануне”».

o

«История создания и публикации романа-эпопеи “Война и мир”».

o

«Литературные группы и течения Серебряного века».

4. Практико-ориентированные (прикладные) проекты

Эти проекты отличаются четко обозначенным с самого начала

результатом деятельности его участников, который обязательно

ориентирован на социальные интересы самих учащихся или внешнего

заказчика.

Примеры:

o

Разработка и проведение викторины для младших школьников «По

страницам русских сказок».

o

Создание электронной базы данных «Цитаты и афоризмы из комедии

“Горе от ума” и их жизнь в современной речи».

o

Подготовка сценария и материалов для Литературного бала в школе.

На практике наиболее эффективными являются смешанные типы

проектов, в которых сочетаются исследовательская, творческая и

информационная составляющие. Например, проект «Создание

аудиоспектакля по рассказам А.П. Чехова» включает в себя

исследовательский компонент (анализ текста, характеров, подтекста),

творческий (актерское воплощение, звукорежиссура) и

информационный (сбор исторических сведений о быте эпохи для

достоверности звукового оформления).

Глава 3. Этапы организации проектной деятельности и роль

учителя

Реализация проекта — это длительный, многоступенчатый процесс,

успех которого зависит от четкой организации и грамотного

педагогического сопровождения.

1. Подготовительный этап (погружение в проект)

Учитель формулирует проблему, которая должна быть значимой для

учащихся, и намечает поле возможных проектов. На этом этапе

ключевым является создание мотивации. Учитель не предлагает

готовые темы, а создает ситуацию, побуждающую учеников

самостоятельно сформулировать проблемный вопрос. Например,

после изучения «Евгения Онегина» можно задать вопрос: «Является

ли Онегин типичным представителем своей эпохи?», что может стать

толчком для целого ряда исследовательских и творческих проектов.

2. Этап планирования

Учащиеся, объединившись в группы или выбрав индивидуальную

работу, определяют цели и задачи своего проекта, разрабатывают

план действий, формулируют гипотезу (для исследовательских

проектов), распределяют роли и выбирают форму презентации

результата. Роль учителя на этом этапе — консультант, помогающий

сделать план реалистичным и последовательным.

3. Этап реализации (исследование)

Самый продолжительный этап, в ходе которого учащиеся

самостоятельно или под руководством учителя работают с

информацией: анализируют художественные тексты, критическую

литературу, исторические документы; проводят социологические

опросы; создают художественные продукты (видео, иллюстрации,

макеты). Учитель выполняет функции фасилитатора, организатора и

эксперта, ненавязчиво контролируя процесс и оказывая

своевременную методическую помощь.

4. Этап оформления результатов и подготовки презентации

Учащиеся систематизируют и обобщают полученные данные,

оформляют продукт проекта в соответствии с выбранной формой.

Учитель помогает структурировать материал, дает рекомендации по

оформлению и технике презентации.

5. Этап презентации и рефлексии

Публичная защита проекта является обязательным элементом. Она

может проходить в разных форматах: научно-практическая

конференция, творческий вечер, выставка, презентация перед

родителями или другой аудиторией. Важнейшей частью этого этапа

является рефлексия, в ходе которой учащиеся анализируют не только

полученный результат, но и сам процесс: что удалось, с какими

трудностями столкнулись, какие компетенции приобрели.

Глава 4. Критерии оценки проектной деятельности по литературе

Оценка проекта должна быть комплексной и учитывать как

предметные, так и метапредметные результаты.

1. Содержательно-литературоведческий критерий: Глубина и

самостоятельность анализа художественного текста, владение

теоретико-литературными понятиями, умение выстраивать

межтекстовые и историко-культурные связи, корректность

аргументации.

2. Творческий и практико-ориентированный

критерий: Оригинальность замысла, художественная ценность и

качество исполнения продукта, его практическая значимость.

3. Технологический и организационный критерий: Логичность и

завершенность структуры проекта, умение планировать и

организовывать свою деятельность, эффективность работы в

команде.

4. Коммуникативный критерий: Культура оформления работы,

качество устной презентации (логика, ясность, выразительность),

умение вести дискуссию и отвечать на вопросы.

Заключение

Проектная деятельность на уроках литературы является мощным

инструментом, позволяющим преодолеть формализм в изучении

предмета и вывести его на уровень личностного осмысления и

творческого преобразования. Она трансформирует роль ученика из

пассивного слушателя в активного исследователя, интерпретатора и

творца, а роль учителя — из транслятора знаний в организатора,

консультанта и вдохновителя.

Систематическое и методически грамотное использование проектной

технологии способствует не только углубленному освоению

предметного содержания, но и формированию ключевых компетенций

XXI века: критического и творческого мышления, коммуникативных

навыков, способности к сотрудничеству и самоорганизации. Таким

образом, проектная деятельность на уроках литературы — это не

просто модный педагогический тренд, а действенный механизм

достижения стратегических целей современного гуманитарного

образования, направленного на воспитание мыслящей, творческой и

культурной личности.



В раздел образования