Автор: Пашковский Андрей Сергеевич
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №22 города Белово имени Константина Дмитриевича Ушинского"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков решения практико - ориентированных задач как основа математической грамотности
Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО-
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ КАК ОСНОВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Пашковский Андрей Сергеевич, учитель математики
МБОУ «Лицей №22 города Белово имени Константина
Дмитриевича Ушинского»
Кемеровская область
Аннотация.
Статья
посвящена
вопросу
формирования
математической грамотности у учащихся через решение практико-
ориентированных задач. Рассматриваются особенности применения таких
задач в учебном процессе, их влияние на развитие математического
мышления и подготовку школьников к реальной жизни. Описываются
методические
приемы
и
подходы,
способствующие
эффективному
внедрению практико-ориентированных задач в преподавание математики.
Ключевые
слова:
математическая
грамотность,
практико-
ориентированные задачи, математическое мышление, методы обучения,
образование.
Математическая грамотность становится все более важным навыком в
современном обществе, где необходимы не только знания теоретических
основ, но и умение применять их на практике. Формирование навыков
решения практико-ориентированных задач является ключевым элементом в
развитии математической грамотности. Это задачи, которые моделируют
реальные
жизненные
ситуации
и
требуют
от
учащихся
применения
математических методов для их решения. Использование подобных заданий
на уроках способствует развитию критического мышления, аналитических
способностей и готовности к решению сложных жизненных вопросов.
Практико-ориентированные задачи имеют важное значение не только
для обучения, но и для формирования у учащихся понимания того, как
математика может быть использована в реальной жизни. В отличие от
традиционных
математических
задач,
они
требуют
не
только
вычислительных навыков, но и умения анализировать ситуацию, выбирать
подходящие математические методы и интерпретировать результаты.
Такие задачи развивают у учащихся способность анализировать
сложные ситуации, выделять ключевые элементы и принимать взвешенные
решения. Эти навыки полезны не только в рамках школьной программы, но и
в реальной жизни, где необходимо решать повседневные задачи, связанные с
финансами, планированием и оптимизацией ресурсов.
Решение
практико-ориентированных
задач
повышает
интерес
обучающихся
к
предмету,
так
как
они
видят
реальные
примеры
использования математики. Это мотивирует их изучать материал более
углубленно, стремиться к поиску нестандартных решений и развивать свои
навыки.
Школьники, способные решать практико-ориентированные задачи,
лучше подготовлены к жизни после школы, где умение применять
математические
знания
для
решения
реальных
проблем
становится
необходимым. Это может быть полезно как в повседневных вопросах
(например,
расчёт
бюджета
или
планирование
маршрута),
так
и
в
профессиональной деятельности.
Для того чтобы задачи такого типа стали эффективным инструментом
обучения, важно правильно организовать их внедрение в учебный процесс.
Существует несколько ключевых методов, которые могут быть полезны для
учителей математики.
Практико-ориентированные
задачи
должны
быть
неотъемлемой
частью программы по математике. Это могут быть как самостоятельные
задания, так и задачи, встроенные в обычные уроки. Важно, чтобы учащиеся
регулярно сталкивались с необходимостью применять математику для
решения реальных проблем.
Математика тесно связана с другими предметами, такими как физика,
экономика, география и даже биология. Решение задач, связанных с этими
науками,
помогает
школьникам
понять,
как
математические
знания
используются в разных областях и как они могут быть применены для
решения практических вопросов.
Групповая работа над решением практико-ориентированных задач
способствует развитию навыков общения, совместного анализа и принятия
решений. В процессе обсуждения ученики могут обмениваться идеями,
искать различные пути решения и оценивать предложенные варианты.
Современные информационно-коммуникационные технологии могут
значительно
облегчить
процесс
решения
сложных
практико-
ориентированных задач. Использование программ для моделирования,
анализа данных или построения графиков позволяет учащимся глубже
погружаться в суть задач и лучше понимать математические методы.
Одной из распространённых задач является составление личного
бюджета или планирование расходов на семейное мероприятие. Учащиеся
должны учитывать различные категории затрат, планировать доходы и
находить пути оптимизации расходов.
Задачи, связанные с планированием строительства или расчётами
материалов, позволяют использовать навыки геометрии и тригонометрии.
Например, детям предлагается рассчитать количество материалов для
ремонта помещения или построить план здания.
Задания на анализ статистических данных, такие как исследование
демографических показателей или оценка результатов опросов, развивают у
обучающихся умение работать с большими массивами информации и
интерпретировать полученные результаты.
Таким образом, формирование математической грамотности через
решение практико-ориентированных задач — это важная составляющая
современной образовательной системы. Умение применять математические
знания в реальных жизненных ситуациях позволяет учащимся не только
осваивать предмет глубже, но и развивать навыки, которые будут полезны им
в будущем. Учителям математики важно уделять внимание включению таких
задач в учебный процесс, использовать различные методы их решения и
развивать у школьников интерес к данному предмету.
Список литературы
1.
Волкова Т. Н. Использование практико-ориентированных задач в
обучении
математике
учащихся
основной
школы
//
Математика
и
математическое
образование:
современные
тенденции
и
перспективы
развития. Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской
научно-практической конференции. 2017. С.173–176.
2.
Пожарова, Г. А. Практико-ориентированные задачи как один из
важнейших
элементов
формирования
математической
грамотности
учащихся / Г. А. Пожарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый.
— 2021. — № 1 (343). — С. 62-64.