Напоминание

Формирование навыков решения практико - ориентированных задач как основа математической грамотности


Автор: Пашковский Андрей Сергеевич
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №22 города Белово имени Константина Дмитриевича Ушинского"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков решения практико - ориентированных задач как основа математической грамотности
Раздел: полное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО-

ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ КАК ОСНОВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ

Пашковский Андрей Сергеевич, учитель математики

МБОУ «Лицей №22 города Белово имени Константина

Дмитриевича Ушинского»

Кемеровская область

Аннотация.

Статья

посвящена

вопросу

формирования

математической грамотности у учащихся через решение практико-

ориентированных задач. Рассматриваются особенности применения таких

задач в учебном процессе, их влияние на развитие математического

мышления и подготовку школьников к реальной жизни. Описываются

методические

приемы

и

подходы,

способствующие

эффективному

внедрению практико-ориентированных задач в преподавание математики.

Ключевые

слова:

математическая

грамотность,

практико-

ориентированные задачи, математическое мышление, методы обучения,

образование.

Математическая грамотность становится все более важным навыком в

современном обществе, где необходимы не только знания теоретических

основ, но и умение применять их на практике. Формирование навыков

решения практико-ориентированных задач является ключевым элементом в

развитии математической грамотности. Это задачи, которые моделируют

реальные

жизненные

ситуации

и

требуют

от

учащихся

применения

математических методов для их решения. Использование подобных заданий

на уроках способствует развитию критического мышления, аналитических

способностей и готовности к решению сложных жизненных вопросов.

Практико-ориентированные задачи имеют важное значение не только

для обучения, но и для формирования у учащихся понимания того, как

математика может быть использована в реальной жизни. В отличие от

традиционных

математических

задач,

они

требуют

не

только

вычислительных навыков, но и умения анализировать ситуацию, выбирать

подходящие математические методы и интерпретировать результаты.

Такие задачи развивают у учащихся способность анализировать

сложные ситуации, выделять ключевые элементы и принимать взвешенные

решения. Эти навыки полезны не только в рамках школьной программы, но и

в реальной жизни, где необходимо решать повседневные задачи, связанные с

финансами, планированием и оптимизацией ресурсов.

Решение

практико-ориентированных

задач

повышает

интерес

обучающихся

к

предмету,

так

как

они

видят

реальные

примеры

использования математики. Это мотивирует их изучать материал более

углубленно, стремиться к поиску нестандартных решений и развивать свои

навыки.

Школьники, способные решать практико-ориентированные задачи,

лучше подготовлены к жизни после школы, где умение применять

математические

знания

для

решения

реальных

проблем

становится

необходимым. Это может быть полезно как в повседневных вопросах

(например,

расчёт

бюджета

или

планирование

маршрута),

так

и

в

профессиональной деятельности.

Для того чтобы задачи такого типа стали эффективным инструментом

обучения, важно правильно организовать их внедрение в учебный процесс.

Существует несколько ключевых методов, которые могут быть полезны для

учителей математики.

Практико-ориентированные

задачи

должны

быть

неотъемлемой

частью программы по математике. Это могут быть как самостоятельные

задания, так и задачи, встроенные в обычные уроки. Важно, чтобы учащиеся

регулярно сталкивались с необходимостью применять математику для

решения реальных проблем.

Математика тесно связана с другими предметами, такими как физика,

экономика, география и даже биология. Решение задач, связанных с этими

науками,

помогает

школьникам

понять,

как

математические

знания

используются в разных областях и как они могут быть применены для

решения практических вопросов.

Групповая работа над решением практико-ориентированных задач

способствует развитию навыков общения, совместного анализа и принятия

решений. В процессе обсуждения ученики могут обмениваться идеями,

искать различные пути решения и оценивать предложенные варианты.

Современные информационно-коммуникационные технологии могут

значительно

облегчить

процесс

решения

сложных

практико-

ориентированных задач. Использование программ для моделирования,

анализа данных или построения графиков позволяет учащимся глубже

погружаться в суть задач и лучше понимать математические методы.

Одной из распространённых задач является составление личного

бюджета или планирование расходов на семейное мероприятие. Учащиеся

должны учитывать различные категории затрат, планировать доходы и

находить пути оптимизации расходов.

Задачи, связанные с планированием строительства или расчётами

материалов, позволяют использовать навыки геометрии и тригонометрии.

Например, детям предлагается рассчитать количество материалов для

ремонта помещения или построить план здания.

Задания на анализ статистических данных, такие как исследование

демографических показателей или оценка результатов опросов, развивают у

обучающихся умение работать с большими массивами информации и

интерпретировать полученные результаты.

Таким образом, формирование математической грамотности через

решение практико-ориентированных задач — это важная составляющая

современной образовательной системы. Умение применять математические

знания в реальных жизненных ситуациях позволяет учащимся не только

осваивать предмет глубже, но и развивать навыки, которые будут полезны им

в будущем. Учителям математики важно уделять внимание включению таких

задач в учебный процесс, использовать различные методы их решения и

развивать у школьников интерес к данному предмету.

Список литературы

1.

Волкова Т. Н. Использование практико-ориентированных задач в

обучении

математике

учащихся

основной

школы

//

Математика

и

математическое

образование:

современные

тенденции

и

перспективы

развития. Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской

научно-практической конференции. 2017. С.173–176.

2.

Пожарова, Г. А. Практико-ориентированные задачи как один из

важнейших

элементов

формирования

математической

грамотности

учащихся / Г. А. Пожарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый.

— 2021. — № 1 (343). — С. 62-64.



В раздел образования