Автор: Гнатенко Надежда Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Енакиевский техникум экономики и менеджмента филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Донецкий государственный университет"
Населённый пункт: город Енакиево, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Применение методик активного обучения для повышения познавательной деятельности студентов"
Раздел: среднее профессиональное
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Гнатенко Надежда Анатольевна
преподаватель дисциплин профессионального учебного цикла
Енакиевский техникум экономики и менеджмента
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Донецкий государственный университет»
На
сегодняшний
день
создавать
наиболее
эффективные
условия
для
профессионального
становления
будущего
специалиста,
является
ключевой
составляющей учебного процесса. Кроме того, развивающемуся обществу нужны
современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к
сотрудничеству, отличаются мобильностью и конструктивностью.
В связи с этим важно уделять особое внимание тем методам и формам на
занятиях, которые обеспечивают активное и непосредственное участие каждого студента,
тем самым повышая значимость, эффективность и результативность получаемых знаний.
Также отметим, что основная задача преподавателя ̶
раскрывать индивидуальность
студентов,
развивать
их
творческий
потенциал
и
стимулировать
стремление
к
самостоятельному познанию.
А реализовать это возможно благодаря применению
различных методик активного обучения, которые в свою очередь будут повышать
познавательную деятельность студентов.
Как считает А. А. Вербицкий, активное обучение знаменует собой переход от
преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм
и
методов
организации
дидактического
процесса
к
развивающим,
проблемным,
исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и
интересов, условий для творчества в обучении.
Методы активного обучения – это совокупность способов организации и
управления учебно-познавательной деятельностью, особенностью которой является ее
вынужденный характер. Особенности активных методов обучения состоят в следующем:
- побуждение студента на активизацию мыслительной деятельности в процессе
овладения учебным материалом;
- ориентация на самостоятельное добывание знаний студентами;
- самостоятельная творческая выработка решений;
- развитие мышления, формирование практических умений и навыков;
- повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.
В связи с этим хотим выделить наиболее эффективные для повышения
результативности получаемых знаний студентами такие активные методы обучения как
деловая игра, метод проектов и мозговой штурм.
1. Деловая игра – способствует активизации мышления у студентов, а также
повышению их самостоятельности, подготовке к практической профессиональной
деятельности.
2. Метод проектов – позволяет студентам в ходе выполнения проектных заданий
оказаться вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе
методики сотрудничества.
3. Мозговой штурм – совмещает одновременно несколько составляющих, которые
позволяют решить такие задачи как творческое усвоение студентами учебного материала,
связь
теоретических
знаний
с
практикой,
активизация
учебно-познавательной
деятельности обучаемых, формирование способности концентрировать внимание и
мыслительные усилия на решение актуальных задач, формирование опыта коллективной
мыслительной деятельности.
В действительности список технологий, методов и средств активного обучения
может расширяться в зависимости от поставленных задач, но они обязательно должны
реализовываться во взаимодействии обучающихся между собой и с педагогами, в
частности.
Отметим, что целью всякого воздействия на студентов является формирование
профессиональных качеств, а конечный результат ориентирован на значимость для сферы
труда. Полученные знания служат основой умений и навыков, которые необходимы для
формирования профессиональных компетенции.
Из своего опыта хочу отметить, что во время внедрения активных, а также
интерактивных методов обучения необходимо придерживаться определенной тактики:
сотрудничества, создание условий для выявления и развития творческих навыков,
которые впоследствии результативно скажутся на результатах студентов изучаемой
дисциплины.
В зависимости от цели занятий мною были использованы такие методы, которые
максимально включали студентов в активное взаимодействие как индивидуально, так и в
группах. Наиболее результативными методами и формами являлись технологии активного
коллективно-группового обучения на примере заданий: «Лабиринт» и «Логическая
цепочка». Каждый из данных методов использовался для актуализации уже полученных
знаний ранее, тем самым позволяя закрепить полученный результат, что по итогу дает
возможность студентам комфортно переключаться к изучению нового материала.
На примере реализации метода «Логическая цепочка», хотим отметить, что каждый
из методов включает в себя несколько составляющих, каждый из которых является
неотъемлемым этапом на пути получения положительного результата изучаемого вопроса
студентами.
Проиллюстрируем этапы реализации метода «Логическая цепочка»:
1. Выбор хозяйственного процесса, который имеет последовательное логическое
решение.
2. Предоставление студентам необходимой информации, которая понадобится им
для решения задачи.
3. Подготовка бланка-задания «Логическая цепочка» для каждого студента и такой
же бланк демонстрируется в электронном виде на экране.
4. Предоставляется необходимая дополнительная информация и формулируется
вопрос для решения поставленной задачи.
5. Постоянное взаимодействие со студентами, понимают ли они, в чем заключается
сущность задачи, после чего они последовательно решают логическую цепочку и
одновременно проверяют свои ответы на экране с помощью преподавателя.
Так как каждый метод включает свои этапы и непосредственно влияет на
полученный результат, а разнообразие применяемых технологий и активных форм
обучения помогают успешно решать методические и образовательные составляющие
нами были использованы и ряд других технологий >
«Круг идей» и «Работа в малых
группах».
Например, целью «Круга идей» являлось решение конкретных заданий (ситуаций)
по бухгалтерскому учету, а также создание перечня вариантов их решения.
Важно
отметить, что эта технология применяется тогда, когда все группы студентов выполняют
одно и тоже задание, которое состоит из нескольких этапов, а полученные результаты
группы представляют по очереди по данному заданию (ситуации) как в устной, так и в
письменной формах (на доске).
Завершается применение данного типа работы озвучиванием отдельных ответов и
обсуждением того, возникали ли проблемы во время решения поставленной задачи, были
ли трудности, а также как реализовывалась работа в команде.
В отличии от «Круга идей», технологию «Работа в малых группах» я применяю для
объяснения сложных заданий, которые требуют сотрудничества в коллективе. Реализация
данной технологии построена таким образом:
1) студенты объединяются в группы (все члены группы должны хорошо видеть
друг друга);
2) студентам сообщаются роли, которые они должны распределить между собой и
выполнить во время групповой работы;
3) каждая группа получает конкретное задание, максимально четкую инструкцию
относительно организации групповой работы и достаточное время для выполнения
данного задания;
4) у студентов собираются выполненные задания и оценивается каждая группа
соответствующими оценками в зависимости от правильности ответов;
5) проводится опрос студентов по работе, которую они выполняли: была ли она
полезной, и научились ли они чему-то новому;
6) в заключении преподавателем комментируется работа групп.
Применяя каждый метод или технологию описанные выше следует помнить о
поставленных целях на занятии, а также какой результат необходимо получить, не
забывая анализировать плюсы и минусы используемых активных методов.
Отметим, что повышение эффективности учебного процесса возможно только на
основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности. А каждый предложенный
метод или технология активизируют познавательную деятельность студентов, настраивая
их на сотрудничестве не только в группах, но и с преподавателем, а также помогают не
только вызвать интерес к изучаемой теме, дисциплине, но и позволяет проводить
практические занятия близкие к реальным ситуациям бухгалтера, значительно повышая
увлечение студентов к выбранной профессии.
Список литературы
1.
Вербицкий, Андрей Александрович
.
Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход / А. А. Вербицкий. - Москва: Высш. шк., 1991. – 204
с.
2.
Кавтарадзе, Дмитрий Николаевич. Обучение и игра: введение и активные методы
обучения: учебное пособие для учителей / Д.Н. Кавтарадзе. – Москва: Моск. психолого-
соц. ин-т, Флинта, 1998. -191с.