Автор: Серова Елена Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова"
Населённый пункт: г. Алатырь,Чувашская Республика
Наименование материала: конспект урока
Тема: Как причастия подружились с прилагательными
Раздел: среднее образование
Урок: русский язык,
7 класс
Учитель :МБОУ «Гимназия 6 имени академика-кораблестроителя
А.Н.Крылова» , Серова Елена Валентиновна
Тема урока: «Как причастия подружились с прилагательными»
(«Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени и отглагольных прилагательных»)
Цель деятельности учителя:сформировать у учащихся умения отличать
отглагольные
прилагательные
от
страдательных
причастий;
создавать
условия для формирования умения правописания –н- и –нн- в причастиях.
Планируемые результаты: Предметные – учить осуществлять правильный
выбор правописания ни ннв суффиксах страдательных причастий и
отглагольных прилагательных; графически обозначать условия выбора
правильных написаний.
Личностные –
формировать
умение
осознанно
использовать
речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей
и
потребностей;
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственную
учебную
деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи; структурировать знания.
Регулятивные – формировать умение адекватно воспринимать оценку
учителя; корректировать деятельность после его завершения на основе
оценки и характера ошибок.
Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
1.
Орг. момент: Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок:
Ушки на макушки –
Слушаем, запоминаем, ничего не пропускаем!
2.
Основная часть:
Отгадайте загадку. Слайд с загадкой о причастии 1
Молодцы!
Давайте вспомни , что такое причастие?
Ученик. Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак
предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какие?
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и
прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по падежам, числам и
родам. В предложении являются определениями или сказуемыми.
Учитель. В чем отличие действительных причастий от страдательных?
Ученик. Действительные причастия – это причастия, обозначающие признак
того предмета, который сам производит действие. Страдательные причастия
– это причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает
на себе действие со стороны другого предмета.
Молодцы!
А теперь посмотрите на экран. На слайде даны слова, которые произносятся
одинаково, а пишутся по-разному. Почему?
Печёные пироги, печённые в духовке пироги, испечённые пироги.
- Мы не можем ответить пока на этот вопрос. Но вы можете сказать, что же
мы будем сегодня изучать? Какая тема нам предстоит?
(- Мы будем говорить об –н- и –нн- в причастиях. Тема: «Буквы -н- и -нн- в
суффиксах страдательных причастий».)
Перед вами на парте рабочие листы.(распечатка заданий на каждом
столе)Посмотрите. Задание 1. Сравните морфемный состав слов.
Объясните написание -н- и –нн-.
Резаный картон – изрезанный картон
Мощёная улица – вымощенная улица
Тканое изделие – вытканное изделие
Пиленые дрова – распиленные дрова
Белёные стены - небелёные стены
Какой делаем вывод? (если в причастие есть приставка кромене, то в
суффиксе пишется НН)
Следующее задание 2: чем отличаются словосочетания первого столбика
от словосочетаний второго столбика. Объясните написание -н- и –нн-.
Жареный картофель - жаренный в масле картофель
Путаный след – путанный охотниками след
Груженые верблюды – груженные поклажей верблюды
Соленая рыба – соленная дедом рыба
Вывод: если причастие имеет зависимые слова, то в суффиксе пишется НН
Задание 3: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова,
объясните написание - н- и –нн-.
Сушеные фрукты, печеная ватрушка, выполненные задания, оставленные
дома, глаженое платье, крашеная скамья, сказанная речь, купленная книга,
обретенный дар, беленая скатерть.
Ответы: совер. в. – выполненные, оставленные, сказанная, купленная,
обретённый;
несов. в.- сушёные, печёная, глаженое, крашеная, белёная
Вывод:
В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида,
пишется –нн-.
А какая еще часть речи имеет в суффиксе одну или две н?
Ученик. Прилагательное.
Лингвистическая сказка: “Как причастия с прилагательными
подружились”.
Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней прилагательные. А по
соседству с ними бродили по лесу страдательные причастия. Не было у них
ни хлеба, ни крова.
Тогда причастия собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на
постоянное жительство к прилагательным.
Решили и подошли к избушке. Пришли, постучали и слышат:
– Кто там?
– Это мы, причастия.
– Что вам нужно? – спрашивают прилагательные.
– Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, – ответили
причастия.
– Идите к глаголам, – отвечают прилагательные, – вы глагольного
происхождения.
– Но ведь мы сродни вам, – просят причастия, – и относимся мы всегда, как и
вы, к существительным, и по родам, по-вашему, изменяемся, и по числам, и
по падежам… Недаром ученики нас с вами путают.
– Подождите, мы посоветуемся.
Посоветовались прилагательные и говорят:
– Мы пустим вас, только отбросьте приставку и Н из суффикса.
Причастия, образованные от глаголов несовершенного вида,посоветовались
и отбросили приставку и одно Н из суффикса. И с тех пор они стали
называться отглагольными прилагательными и житьс прилагательными в
большой дружбе.А причастия с приставками, образованные от глаголов
совершенного виды, не захотели терять вторую Н и гордо удалились от
домика
прилагательных.Но
к
ним
ещё
присоединились
слова-
исключения
:
деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный,
чеканный,
окаянный,
медленный,
священный,
невиданный,
неслыханный,
нежданный,
негаданный,
нечаянный,
считанный.И
причастия, образованные от глаголов с суффиксами -ова-, -
ева- (-ирова-):
Итак, ребята. От глаголов мы можем образовать как отглагольныеприлагательные, так
и страдательные причастия прошедшеговремени. Отглагольные прилагательные не
имеют приставок изависимых слов и пишутся с одной буквой н, кроме исключений:
Исключения: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный,
окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный,
негаданный, нечаянный, считанный.
Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это
причастие: решенный от решить, брошенный от бросить.
Исключения: смышленый, названый.
Обратимся к вашим рабочим листам и сделаем вывод, когда
пишется одна две Н в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных Слайд
Перед вами кластер- это графическая форма систематизации материала.
Слайд
Пользуясь им, выполним Задание 4 в ваших рабочих листах
Физкультминутка.
- Нам пора уж немного отдохнуть и провести физминутку, но не обычную,
а лингвистическую.
- Итак, я буду произносить слова. Если услышите причастие (1), то
выполните наклоны вперёд, если же прилагательное (2), то сделайте наклоны
вправо-влево.
прочитанный (1), соловьиный (2), деревянный (2), получивший (1), туманный
(2), производящий (1), зима
(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с
поставленными учителем условиями).
Упражнение – игра «Посещение языкового кафе»
А сейчас мы с вами отправимся в языковое кафе.
Задание: помоги шеф-повару составить и правильно записать меню
- Теперь сравните следующие выражения:
(Разница в написании слов, как ни странно, зависит от «способа»
приготовления блюда: в первом случае мясо тушится без овощей, они
подаются уже к готовому блюду (поэтому перед нами отглагольное
прилагательное, в котором пишется одна буква н); в другом — мясо тушится
вместе с овощами, и так как слово, образованное от глагола тушить, имеет
зависимое слово, то в нем пишется — нн.
Итоги урока.
1.
Когда в причастиях пишется Н и НН?
2.
Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?
- Оценивая свою активность на уроке, работоспособность, обучающиеся
высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…