Напоминание

Как причастия подружились с прилагательными


Автор: Серова Елена Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова"
Населённый пункт: г. Алатырь,Чувашская Республика
Наименование материала: конспект урока
Тема: Как причастия подружились с прилагательными
Раздел: среднее образование





Назад




Урок: русский язык,

7 класс

Учитель :МБОУ «Гимназия 6 имени академика-кораблестроителя

А.Н.Крылова» , Серова Елена Валентиновна

Тема урока: «Как причастия подружились с прилагательными»

(«Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий

прошедшего времени и отглагольных прилагательных»)

Цель деятельности учителя:сформировать у учащихся умения отличать

отглагольные

прилагательные

от

страдательных

причастий;

создавать

условия для формирования умения правописания –н- и –нн- в причастиях.

Планируемые результаты: Предметные – учить осуществлять правильный

выбор правописания ни ннв суффиксах страдательных причастий и

отглагольных прилагательных; графически обозначать условия выбора

правильных написаний.

Личностные

формировать

умение

осознанно

использовать

речевые

средства

для

выражения

своих

мыслей

и

потребностей;

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственную

учебную

деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания.

Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую

для решения учебной задачи; структурировать знания.

Регулятивные – формировать умение адекватно воспринимать оценку

учителя; корректировать деятельность после его завершения на основе

оценки и характера ошибок.

Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Ход урока

1.

Орг. момент: Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок:

Ушки на макушки –

Слушаем, запоминаем, ничего не пропускаем!

2.

Основная часть:

Отгадайте загадку. Слайд с загадкой о причастии 1

Молодцы!

Давайте вспомни , что такое причастие?

Ученик. Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак

предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какие?

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и

прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по падежам, числам и

родам. В предложении являются определениями или сказуемыми.

Учитель. В чем отличие действительных причастий от страдательных?

Ученик. Действительные причастия – это причастия, обозначающие признак

того предмета, который сам производит действие. Страдательные причастия

– это причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает

на себе действие со стороны другого предмета.

Молодцы!

А теперь посмотрите на экран. На слайде даны слова, которые произносятся

одинаково, а пишутся по-разному. Почему?

Печёные пироги, печённые в духовке пироги, испечённые пироги.

- Мы не можем ответить пока на этот вопрос. Но вы можете сказать, что же

мы будем сегодня изучать? Какая тема нам предстоит?

(- Мы будем говорить об –н- и –нн- в причастиях. Тема: «Буквы -н- и -нн- в

суффиксах страдательных причастий».)

Перед вами на парте рабочие листы.(распечатка заданий на каждом

столе)Посмотрите. Задание 1. Сравните морфемный состав слов.

Объясните написание -н- и –нн-.

Резаный картон – изрезанный картон

Мощёная улица – вымощенная улица

Тканое изделие – вытканное изделие

Пиленые дрова – распиленные дрова

Белёные стены - небелёные стены

Какой делаем вывод? (если в причастие есть приставка кромене, то в

суффиксе пишется НН)

Следующее задание 2: чем отличаются словосочетания первого столбика

от словосочетаний второго столбика. Объясните написание -н- и –нн-.

Жареный картофель - жаренный в масле картофель

Путаный след – путанный охотниками след

Груженые верблюды – груженные поклажей верблюды

Соленая рыба – соленная дедом рыба

Вывод: если причастие имеет зависимые слова, то в суффиксе пишется НН

Задание 3: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова,

объясните написание - н- и –нн-.

Сушеные фрукты, печеная ватрушка, выполненные задания, оставленные

дома, глаженое платье, крашеная скамья, сказанная речь, купленная книга,

обретенный дар, беленая скатерть.

Ответы: совер. в. – выполненные, оставленные, сказанная, купленная,

обретённый;

несов. в.- сушёные, печёная, глаженое, крашеная, белёная

Вывод:

В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида,

пишется –нн-.

А какая еще часть речи имеет в суффиксе одну или две н?

Ученик. Прилагательное.

Лингвистическая сказка: “Как причастия с прилагательными

подружились”.

Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней прилагательные. А по

соседству с ними бродили по лесу страдательные причастия. Не было у них

ни хлеба, ни крова.

Тогда причастия собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на

постоянное жительство к прилагательным.

Решили и подошли к избушке. Пришли, постучали и слышат:

– Кто там?

– Это мы, причастия.

– Что вам нужно? – спрашивают прилагательные.

– Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, – ответили

причастия.

– Идите к глаголам, – отвечают прилагательные, – вы глагольного

происхождения.

– Но ведь мы сродни вам, – просят причастия, – и относимся мы всегда, как и

вы, к существительным, и по родам, по-вашему, изменяемся, и по числам, и

по падежам… Недаром ученики нас с вами путают.

– Подождите, мы посоветуемся.

Посоветовались прилагательные и говорят:

– Мы пустим вас, только отбросьте приставку и Н из суффикса.

Причастия, образованные от глаголов несовершенного вида,посоветовались

и отбросили приставку и одно Н из суффикса. И с тех пор они стали

называться отглагольными прилагательными и житьс прилагательными в

большой дружбе.А причастия с приставками, образованные от глаголов

совершенного виды, не захотели терять вторую Н и гордо удалились от

домика

прилагательных.Но

к

ним

ещё

присоединились

слова-

исключения

:

деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный,

чеканный,

окаянный,

медленный,

священный,

невиданный,

неслыханный,

нежданный,

негаданный,

нечаянный,

считанный.И

причастия, образованные от глаголов с суффиксами -ова-, -

ева- (-ирова-):

Итак, ребята. От глаголов мы можем образовать как отглагольныеприлагательные, так

и страдательные причастия прошедшеговремени. Отглагольные прилагательные не

имеют приставок изависимых слов и пишутся с одной буквой н, кроме исключений:

Исключения: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный,

окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный,

негаданный, нечаянный, считанный.

Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это

причастие: решенный от решить, брошенный от бросить.

Исключения: смышленый, названый.

Обратимся к вашим рабочим листам и сделаем вывод, когда

пишется одна две Н в суффиксах причастий и отглагольных

прилагательных Слайд

Перед вами кластер- это графическая форма систематизации материала.

Слайд

Пользуясь им, выполним Задание 4 в ваших рабочих листах

Физкультминутка.

- Нам пора уж немного отдохнуть и провести физминутку, но не обычную,

а лингвистическую.

- Итак, я буду произносить слова. Если услышите причастие (1), то

выполните наклоны вперёд, если же прилагательное (2), то сделайте наклоны

вправо-влево.

прочитанный (1), соловьиный (2), деревянный (2), получивший (1), туманный

(2), производящий (1), зима

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с

поставленными учителем условиями).

Упражнение – игра «Посещение языкового кафе»

А сейчас мы с вами отправимся в языковое кафе.

Задание: помоги шеф-повару составить и правильно записать меню

- Теперь сравните следующие выражения:

(Разница в написании слов, как ни странно, зависит от «способа»

приготовления блюда: в первом случае мясо тушится без овощей, они

подаются уже к готовому блюду (поэтому перед нами отглагольное

прилагательное, в котором пишется одна буква н); в другом — мясо тушится

вместе с овощами, и так как слово, образованное от глагола тушить, имеет

зависимое слово, то в нем пишется — нн.

Итоги урока.

1.

Когда в причастиях пишется Н и НН?

2.

Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?

- Оценивая свою активность на уроке, работоспособность, обучающиеся

высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…



В раздел образования