Напоминание

Игра – основной вид деятельности дошколенка. Игра как средство воспитания


Автор: Дружинина Роза Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №167"
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра – основной вид деятельности дошколенка. Игра как средство воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад





Содержание
Введение………………………………………………………...................3 1. Игра – основной вид деятельности дошколенка. Игра как средство воспитания ………………………………………………………………….5 2. Игра как форма организации жизни и деятельности детей…. ………6 3. Происхождение игры, ее социальный характер……………………...7 4. Характеристика игровой деятельности ………………………………10 5. Классификации детских игр ……….………………………….. ……...12 Заключение…………………………………………………………………13 Список использованной литературы:…………………………………….15 2

Введение
Игра является ведущим видом деятельности и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Уровень развития познавательных возможностей ребенка зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют основополагающую роль), но и от характера воспитания и обучения ребенка в семье, в детском саду, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. Исследования отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности, когда формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней 3
различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Задачами работы являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей игровой деятельности как средства развития и поддержания познавательной активности ребенка-дошкольника. 2. Изучить особенности речевого развития детей с целью построения коррекционной работы в плане познавательного развития детей средствами дидактических игр.
1. Игра – основной вид деятельности дошколенка. Игра как

средство воспитания.
4
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.). В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра – важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры. Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Игры содержат элементы соревнований в сообразительности, находчивости детей. Это активизирует мысль каждого ребенка. Соревнование – сильный побудитель к достижению успеха, к преодолению трудностей. Но оно таит и опасности: у детей легко создается нездоровый азарт, могут возникнуть дурные чувства – зависть к победителю, насмешливое отношение к победителям. Но этого можно избежать, если в группе создан дружный 5
коллектив и дети привыкли доброжелательно относиться друг к другу и охотно помогать друг другу. Дети, приученные к играм, в которых выполняются правила игры и нормы культурного поведения, придут в школу хорошими товарищами, активными участниками школьной жизни, спортивных игр и соревнований. Они придут в школу с хорошими увлечениями, интересами, склонностями. Таким образом, в подготовительной к школе группе для детей нужно создать содержательную жизнь, заполненную интересными занятиями, трудом, играми. Это поможет ребятам в их новой школьной жизни.
2. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно- ролевые, творческие игры. В игре, как и во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Самое сложное и важное для педагога – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как 6
научить их распределять роли (делиться на группы, команды, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и отдельным детям. Воспитатель оказывает влияние на выбор темы игры, на развитие ее сюжета. Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы любой игры, в том числе дидактической, – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, их профессиями, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр кино и мультфильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление.
3. Происхождение игры, ее социальный характер.
В наше время в игры играют дети, ради забавы. Но появились игры давным- давно, когда игра имела совершенно другое значение для людей, которые в них играли. Обычно в игры играли взрослые. Например, в некоторых местах Англии существовал обычай, согласно которому с наступлением весны люди выходили в леса и поля, чтобы найти там цветы и птиц, которые появлялись с наступлением этого времени года. Затем то, что находилось, приносили в деревню, чтобы все видели, что весна действительно наступила. Поиски этих признаков весны, которые прятались в лесах, и стало началом игры в прятки. 7
Интересно, что практически все детские игры начинались не как игры, а с какого-то исторического события или с легенды, в которую верили люди. Иногда началом для них служили какие-то радостные события, иногда — грустные. «Лондонский мост падает» — это игра, которая возникла при очень серьезных обстоятельствах. Она даже не имеет никакого отношения к Лондону! Она относится к тем временам, когда люди верили в то, что после смерти люди должны пройти по какому-то мосту. Некоторые попадали по золотому мосту на небеса, а другим приходилось идти по старому, шаткому мостику на встречу с дьяволом. Эта игра, в которую играют во всем мире, в каждой стране имеет свое название! Н.К. Крупская, подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста, - писала она, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего». Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья. 8
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра- фантазирование. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру- фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль), но возможность перехода на эту новую ступень и освоения указанных умений закладывается уже в старшем дошкольном возрасте. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальнейшие события нарастают как «снежный ком». Общий сюжет складывается из предложений участников уже в процессе игры. Согласовывать при этом замыслы в группе, включающей более четырех человек, - непосильная задача даже для старших дошкольников. Но и в небольшой группе игра часто распадает ся из-за непонимания и невозможно сти с о о т н е с т и разнонаправленные предложения участников, либо переходит на накатанные рельсы более простого сюжета.
4. Характеристика игровой деятельности.
Формирование игровой деятельности - оказание педагогом влияния на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, процесс овладения детьми ролевым поведением. 9
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) и обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка. Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу. Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка. С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или 10
с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками. Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке. Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштаны). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
5. Классификации детских игр.
11
Сюжетно-ролевая игра - игра, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в специально создаваемых игровых условиях отображают деятельность взрослых и отношения между ними. Режиссерская игра - индивидуальная игра ребенка, в которой партнерами по игре выступают игрушки, а ребенок не берет на себя какой-либо определенной роли, действует как режиссер, т.е. организует события и отношения между персонажами. Театрализованная игра - синтез сюжетно-ролевой игры и литературного произведения Строительная игра - игра, основным содержанием которой является созидание; воплощение замысла связано с деятельностью конструирования. Подвижная игра - игра, в основе которой лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Дидактическая игра - обучающая игра, соединяющая в себе два начала: познавательное и игровое. Компьютерная игра - игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками. В компьютерных играх для дошкольников выделяются три вида задач: игровая; дидактическая; задача управления компьютером.
Заключение.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В 12
творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, этап развитий взаимоотношений между сверстниками. Общения со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развития начал коллективных взаимоотношений в группе детского сада. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Это способствует успешному развитию игрового творчества. Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Поэтому воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается, если педагог серьезно относится к детской игре, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. 13
В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Список использованной литературы:
1. Козак, О. Н. Волшебная книга игр для детей и их родителей / О.Н. Козак. - СПб: Союз, 2009. - 336 с. 14
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 9-е изд., испр. – М. : Академия, 2012. - 416 с. 3. Латий, Е. А. 365 развивающих игр и затей для маленьких детей : игры на каждый день для дома и улицы / Е.А. Латий. – М. : Эксмо, 2004. - 751 с 4. Машин, Л. Развивающие игры. Загадочные истории : для занятий с детьми 6-8 лет / Л. Машин, Е. Мадышева. – Харьков. : Фолио, 2007. - 416 с. 5. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов / Н.А. Стародубова. - 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2007. - 256 с. 15


В раздел образования